пятница, 17 ноября 2023 г.

45 лет альбому! Queen – «Jazz» (1978)


 Хард-рок

Хэви-метал

Поп

Арена-рок

В наше время статус Queen и Фредди Меркьюри в качестве мирового достояния неоспорим, а их самые крупные хиты находятся на подкорке мозга любого жителя планеты, который хоть отдаленно знаком с музыкальной культурой. Однако при этом легко упустить тот факт, насколько разнообразно, странно и нероково звучала эта культовая группа на разных этапах своего развития. Например, в промежутке между их прорывом в середине 70-х и бессмертным выступлением на фестивале «Live Aid» десятилетие спустя. В этот период Queen выпустили самые нетипичные пластинки за всю свою карьеру, углубившись в поп, фанк и диско. Сам Фредди на этот счет высказывался так: «У нас больше общего с Лайзой Минелли, чем с Led Zeppelin. Мы следуем традициям шоу-бизнеса, а не рока».

Пластинка «Jazz», выпущенная группой 10 ноября 1978 г., этот постулат подтверждала уже одним своим названием. Для кого-то такой выбор стал бы коммерческим суицидом, но для Queen с их огромной популярностью позволительно было всё, включая шутливое название, служившее антитезой панку или новой волне, наводнившим чарты тех лет. Все равно всем было очевидно, что джаз - это последнее, что следует ждать от "Джаза".

На самом деле, своим появлением альбом был обязан джазовому фестивалю в Монтрё, который очень любил посещать Фредди Меркьюри. В итоге фронтмен Queen даже купил студию «Mountain Studios», являвшуюся частью казино «Barrière de Montreux», и переехал в квартиру с видом на Женевское озеро. Монтрё он описывал друзьям как кусочек рая и называл его лучшим средством для достижения душевного спокойствия. С 1996 г. в память о Фредди набережную озера украшает его бронзовая статуя, к которой поклонники ежедневно приносят охапки цветов.

Вслед за Меркьюри в это тихое местечко перебрались остальные члены группы, и именно там они планировали записать свой седьмой альбом. У них уже было представление о том, каким он будет – эклектичным и непременно непохожим на предшественника. Вместо того, чтобы соответствовать ожиданиям масс и выпускать второй гимноподобный «News of the World», они решили обмануть всех. В студию музыканты вошли не с пустыми руками. У них в запасе были демо «Don't Stop Me Now», «Fat Bottomed Girls», «In Only Seven Days» и «More of That Jazz», и вскоре под впечатлением посещения велогонки Тур де Франс Фредди написал «Bicycle Race». Своим разнообразием эти треки задали тон всему будущему альбому.

Непристойная «Fat Bottomed Girls» Брайана Мэя полна веселья и задора, что и сделало ее большим мировым хитом, популярности которого помогло скандальное видео, в котором 65 голых моделей катаются на велосипедах по стадиону Уимблдон.

Queen - Fat Bottomed Girls (Official Video)

«Fat Bottomed Girls» была выпущена лид-синглом с «Bicycle Race» на обратной стороне, и второй трек звучит несомненно сложнее благодаря слоям вокальных гармоний, звону велосипедных звонков и стремительному гитарному соло. Песня включает в себя несколько модуляций, необычные аккорды и смену метра (от 4/4 до 6/8 и обратно).

Queen – «Bicycle Race» (Official Video)

Композицию можно интерпретировать как объяснение душевного состояния Фредди в то время с отсылками на кокаин и несправедливость британского налогообложения.

Полный эйфории и задора «Don't Stop Me Now» стал вторым синглом, причем не зря. Песня была написана Меркьюри. Единственным вкладом Мэя является короткое гитарное соло и бэк-вокал. Эта текстурированная тема возвращает слушателя во времена старого доброго глэм-рока усилиями Фредди, который направляет нас как вокально, так и при помощи фортепиано.

Queen – «Don't Stop Me Now» (Official Video)

Сингл попал в десятку лучших хитов в Великобритании. Шоу BBC Top Gear назвало ее лучшей песней в опросе зрителей Top Ten Driving Songs. Google также использовал песню для своего Google Doodle, чтобы отметить 65-летие Меркьюри.

Остальные композиции не менее красочны и разношерстны. Первый трек "Mustapha" претендует на звание одного из самых необычных у Queen. Его мистическая фортепианная мелодия в сочетании с квазирелигиозными текстами переносит нас в атмосферу волшебного арабского базара. Текст песни состоит из английских, арабских, персидских и, возможно, придуманных слов. Некоторые понятные слова: «Мустафа», «Ибрагим» и фразы «Аллах, Аллах, Аллах, мы будем молиться за вас», «салам алейкум» и «алейкум салям».

Queen – «Mustapha»

На живых выступлениях, таких как выступление на «Live Killers», Меркьюри часто пел вступительный вокал «Mustapha» вместо сложного вступления к «Bohemian Rhapsody», переходя от «Allah, will pray for you» к «Mama, just killed a man...».

Песня «Jealousy» была написана Меркьюри. Мэй играет в ней на своей акустической гитаре «Hallfredh», струны которой создают «жужжащий» эффект ситара. Этот эффект уже был использован в песне «White Queen (As It Started)» из альбома «Queen II».

Queen – «Jealousy»

Песня «Let Me Entertain You» была написана Меркьюри и обращена к аудитории. Строчка «we'll sing to you in Japanese» является отсылкой к тур-менеджеру группы Джерри Стикеллсу со строчкой «Эй! Если если ты хочешь кайфа, Стикеллс позаботится об этом». Идея гитарного риффа была повторно использована позже в треке «The Hitman» из альбома «Innuendo».

Queen – «Let Me Entertain You» (Official Lyric Video)

«If You Can't Beat Them» — ещё одна хард-роковая композиция Джона Дикона. Это одна из немногих песен Дикона, где все гитарные партии исполняет Мэй.

Queen – «If You Can't Beat Them» (Official Lyric Video)

«If You Can't Beat Them» и «Let Me Entertain You» (кое-кто позже позаимствует это название) продолжают линию гимнов арен и стадионов, характерных для группы.

«Dead on Time», написанная Мэем, не исполнялась на концертах группы; во время гастролей «Jazz Tour» и «Works Tour» Мэй включал в свои гитарные соло только фрагменты этой песни.

Queen - Dead On Time (Official Lyric Video)

Песня заканчивается звуком удара молнии, за которым следует крик Меркьюри «Ты мёртв!». Удар молнии был на самом деле записан Мэем на портативный диктофон во время грозы. В аннотации к альбому говорится, что удар молнии принадлежит Богу.

«In Only Seven Days» — ещё один вклад Дикона в альбом. При записи этой песни Дикон исполнил все партии как акустической, так и электрогитары. Это был би-сайд песни «Don't Stop Me Now».

Queen - In Only Seven Days (Official Lyric Video)

«Dreamer's Ball» — это дань уважения Брайана Мэя Элвису Пресли, который умер за год до выхода альбома.

Queen – «Dreamers Ball»

Аранжировка концертной версии этой песни была совершенно иной.

Queen – «Dreamers Ball» (Live Paris, 79)

«Fun It» — фанк-трек Тейлора, где он и Меркьюри разделили вокал. Тейлор записал ведущий вокал, в то время как Меркьюри пел бэкапом. Тейлор также играл на большинстве инструментов. Песню, особенно её вступление, можно рассматривать как предшественницу «Another One Bites the Dust», к этому треку.

Queen – «Fun It» (Official Lyric Video)

«Leaving Home Ain't Easy» — баллада Мэя, который исполнил все вокальные партии (ведущий и гармонический).

Queen - Leaving Home Ain't Easy (Official Lyric Video)

Завершает альбом шквал гитары и бас-барабанов в «More of That Jazz». Песня, написанная Тейлором, в которой Тейлор играет на большинстве инструментов и поет весь вокал, достигая некоторых очень высоких нот (пик на E5), содержит короткие отрывки из многих песен альбома, включая «Dead on Time», «Bicycle Race», «Mustapha», «If You Can't Beat Them», «Fun It» и «Fat Bottomed Girls».

Queen – «More Of That Jazz» (Official Lyric Video)

Сведение пластинки завершилось в октябре 1978 г., а лид-сингл был готов заранее. Таким образом, «Fat Bottomed Girls» попал в продажу еще до официального окончания работы над «Jazz». Трек достиг 11 места в Великобритании и 24-го в Billboard Hot 100. Естественно, такие результаты не могли сравниться с показателями главного хита «We Are The Champions» с «News of the World», но группа не унывала. В любом случае, Queen вовсе не старались войти в одну реку дважды. К тому же, в итоге «Fat Bottomed Girls» пополнил копилку побед группы, заработав 2 платиновых сертификата в США и один на их родине. Куда больший размах сопутствовал «Don't Stop Me Now», занявшему 9-е место в Великобритании и ставшему одним из самых любимых шлягеров в истории Queen.

Прежде чем выпустить «Jazz», Queen вместе с Elektra и EMI устроили одну из самых роскошных рок-вечеринок. В программе развлечений, проходившей в Новом Орлеана, числились обнаженные женщины-борцы в грязи, гномы, пожиратели огня, танцовщицы вуду, стриптизерши, велосипедистки и джазовый оркестр. Этот сабантуй быстро заработал славу одного из самых печально известных мероприятий в истории рок-музыки, но при этом он отчетливо отражал звуковую мешанину, из которой состояла сама пластинка, ставшая самой длинной в дискографии группы на тот момент.

Альбом дебютировал на 2-м месте в Великобритании, однако его продажи в остальной Европе не могли сравниться с предшественником. Та же история касалась и американского рынка, где пластинка продалась тиражом 1 млн. копий в противовес 4-миллионной «News of the World». Причины оказались прозрачны – «Jazz» был истеричен во всех смыслах этого слова, и музыкальная пресса, особенно в США, шутку Фредди не поняла, а общественность, чуткая к разного рода обзорам и сводкам, пошла у нее на поводу. Дэйв Марш из Rolling Stone, прослушав альбом, пришел к невероятному выводу, что Queen были нацистами: "Они первая по-настоящему фашистская рок-группа", подчеркнув женоненавистнический контекст их песен. Еще один отрицательный отзыв изрек журнал Creem, посчитав «Jazz» абсурдно скучным и глупым.

Забавно то, что с годами критики полностью изменили свое отношение к альбому и часто включают его в пятерку лучших в каталоге Queen. Таково мнение, например, Loudersound и Ultimate Classic Rock. А Rolling Stone упомянул «Jazz» в своем списке из 10 классических альбомов, изначально подвергнутых критике журналом, и теперь считает его "классическим". Издание даже публично высмеяло свою первоначальную рецензию, пошутив: «Иногда рецензент, кажется, имеет очень, очень низкое мнение о группе, что, похоже, имеет место с Дэйвом Маршем и Queen».

Через 2 года появится их следующий релиз «The Game». Этот альбом окажется значительно более упорядочен, менее неистов, и, как следствие, намного более успешен, чем «Jazz», хотя все на свете относительно. При внимательном прослушивании среди его мощных баллад несложно найти отголоски странностей ныне культового "Джаза", как, впрочем, и среди остальных пластинок группы.

Комментариев нет:

Отправить комментарий