Однажды, где-то
в 1903 году руководителем танцевального оркестра «Mahara’s Minstrels», который
гастролировал по южным штатам США и Кубе, трубач и корнетист Уильям Хэнди ждал
поезд в городе Татливер, штат Миссисипи. Тут он услышал человека, играющего на
слайд–гитаре и поющего примерно такие строки: «Иди туда, где на южном
перекрестке пробежала собака».
Эта мелодия и эти слова легли в основу композиции «Yellow Dog Blues», сочиненной Хэнди, после публикации которой его стали называть “отцом блюза”. Все композиции, которые писал Хэнди, были основаны на том, что он слышал на улицах Дeльты. Как говорят, Татливер был родиной блюза, а гитарист, которого встретил Хэнди, был первым, так скажем, «задокументированным», блюзменом.
Дорогие
друзья! 16 ноября 1873 года в городе Флоренс, штат Алабама родился американский
композитор и автор песен Уильям Кристофер Хэнди (William Christopher Handy).
Его
роль в истории музыки многими критиками отмечена прозвищем «отец блюза» (англ.
Father of the Blues). Хэнди не создал жанр блюза, но был первым, кто
опубликовал музыку в форме блюза, тем самым выведя блюз из регионального
музыкального стиля (дельта-блюз) с ограниченной аудиторией на новый уровень
популярности. Хэнди использовал в своих композициях элементы народной музыки.
Он скрупулезно документировал источники своих работ, в которых часто сочетались
стилистические влияния различных исполнителей.
Хэнди
повезло родиться в благополучной афро–американской семье Элизабет Брюэр и
Чарльза Барнарда Хэнди. Его отец был пастором небольшой церкви в Гантерсвилле,
городке в округе Маршалл на севере штата Алабама. В своей автобиографии 1941 года
«отец блюза» писал, что он родился в бревенчатой хижине, построенной его дедом
Уильямом Уайзом Хэнди, который стал африканским методистским епископальным
священником после Прокламации об освобождении рабов. Бревенчатая хижина, в
которой родился Хэнди, сохранилась недалеко от центра Флоренса.
Дед и
отец мальчика позаботились о том, чтобы дать ему хорошее образование, в том
числе музыкальное. Уильям был верующим человеком, и неудивительно, что самые
первые влияния на него исходят из церковной музыки. Его отец считал, что
музыкальные инструменты – это орудия дьявола. Но все же Хэнди без ведома родителей
купил гитару, которую он увидел в витрине местного магазина и тайно копил на
нее, собирая ягоды и орехи и делая щелочное мыло. Увидев инструмент, отец
спросил его: «Что заставило тебя принести такую греховную вещь в наш
христианский дом?» и приказал сыну «вернуть ее туда, откуда она взялась», но после
этого случая, всё же устроил сына на уроки игры на органе, которые, однако, длились
недолго. Уильям начал учиться играть на корнете. Он купил корнет у товарища и проводил
каждую свободную минуту в музыкальных упражнениях. Вскоре Уильям присоединился
к местной группе, но держал этот факт в секрете от родителей.
В 1892
году Хэнди отправился в Бирмингем, чтобы пройти экзамены и получить работу
преподавателя. Он легко сдал экзамен и получил работу преподавателя в
Педагогическом сельскохозяйственном и механическом колледже (ныне Алабамский
университет A&M) в Нормале, который в то время был независимым сообществом
недалеко от Хантсвилла. Узнав, что там плохо платят, Хэнди уволился с должности
и устроился на завод по производству труб в соседнем Бессемере. В свободное от
работы время он организовал небольшой струнный оркестр и учил музыкантов читать
ноты. Позже этот оркестр преобразовывается в скрипичный ансамбль «The Lauzetta
Quartet». Прочитав о том, что в Чикаго будет проводится Всемирная Ярмарка,
ансамбль решил отправиться туда. Чтобы не умереть с голоду в дороге, компаньоны
подрабатывали где придется. Но их выступлению не суждено было состояться:
ярмарку отложили на год. В расстроенных чувствах музыканты отправились в
Сент-Луис, штат Миссури, но и там не нашли работы. В конечном счете ансамбль
распался.
Вернувшись
через год в Чикаго, Хэнди все–таки выступил на Всемирной Ярмарке, после чего отправился
в город Эвансвиль, штат Индиана, где присоединился к одной успешной группе. которая
выступала в соседних городах и штатах. Его музыкальная деятельность была
разнообразна: он пел первым тенором в шоу менестрелей, работал дирижером
оркестра, руководителем хора, корнетистом и трубачом. В возрасте 23 лет он стал
руководителем «Mahara's Colored Minstrels», играя так же и на корнете. С «Mahara's
Minstrels» Хэнди много гастролировал. За три года он побывал в Чикаго,
Техасе, Оклахоме, Теннесси, Джорджии и Флориде, а также на Кубе, в Мексике и
Канаде. Хэнди получал зарплату в размере 6 долларов в неделю. Музыканты дали
ему прозвище «Fess» в сокращении от слова «профессор», что выражало уважение к его
знаниям и навыкам, которым Хэнди между делом обучал их.
В 1896
году, выступая в Хендерсоне, штат Кентукки, Хэнди познакомился с Элизабет
Прайс. Они поженились 19 июля 1896 года. Устав от дорожной жизни, Хэнди и его
жена Элизабет остановились у родственников в его родном городе Флоренс. 29 июня
1900 года у них родилась дочь Люсиль, первая из шести детей Хэнди.
Примерно
в это же время Уильям Хупер Каунсил, президент Государственного
сельскохозяйственного и механического колледжа для негров в Хантсвилле (который
стал Алабамским университетом A&M), в котором Хэнди отказался преподавать в
1892 году из-за низкой заработной платы, нанял его преподавать музыку. Хэнди
был обескуражен, обнаружив, что колледж делает упор на преподавание европейской
музыки, считающейся «классической».
В 1902
году Хэнди путешествовал по Миссисипи и слушал местных музыкантов, музыка
которых потом легла в основу его произведений. Штат был в основном сельским, и
музыка была частью культуры, особенно на хлопковых плантациях в дельте
Миссисипи. Музыканты обычно играли на гитаре и банджо или, в гораздо меньшей
степени, на фортепиано. Замечательная память Хэнди позволяла ему вспоминать и записывать
музыку, которую он слышал во время своих путешествий.
Хэнди
чувствовал, что ему недоплачивают, и он мог бы заработать больше денег,
гастролируя с группой менестрелей. После спора с Советом президента AAMC музыкант
оставил свою преподавательскую деятельность, вернулся в «Mahara's Colored
Minstrels» и отправился с ними в тур по Среднему Западу и Тихоокеанскому
Северо-Западу США.
В 1903
году Хэнди стал директором негритянского оркестра в Кларксдейле. Группа
называлась «The Colored Knights of Pythias». Коллектив исполнял больше марши,
нежели танцевальную музыку. И больше для белых слушателей, а не для черных. Хэнди
и его семья прожили в Кларксдейле больше шести лет. За это время у музыканта произошло
несколько переживаний, которые, как он позже вспоминал, повлияли на его
развивающийся музыкальный стиль.
Примерно
в 1905 году, во время танцевального выступления в Кливленде, штат Миссисипи, Хэнди
попросили сыграть «нашу родную музыку». Он сыграл старую южную мелодию, но публика
взбунтовалась. Хэнди попросили отойти в сторону, и на сцену выбежали трое
местных чернокожих мужчин с потрепанными инструментами и исполнили примитивный
блюз, что очень понравилось публике. Исследование Эллиота Харвитта для «Mississippi
Blues Trail» идентифицировало лидера трио в Кливленде как Принса Маккоя.
После
этого случая Хэнди стал задумываться, не упустил ли он что-то в своей игре и
образовании. На самом деле у него не было представления, что такое «черная
музыка». В своей автобиографии Хэнди описал музыку, которую они играли:
«Они
снова и снова повторяли один из тех штаммов, которые, кажется, не имеют ни
начала, ни конца. Бренчание приобрело тревожное однообразие, но продолжалось и
продолжалось, что-то вроде того, что ассоциировалось с рядами [сахарного]
тростника и лагерями на дамбах. «Стук-стук-стук» их ног по полу. На самом деле
этот звук не раздражал и не был неприятным. Возможно, «преследующий» — нужное
слово».
Позднее
Хэнди выбрал ту же тональность для своего хита 1914 года «Saint Louis Blues».
В 1909
году Хэнди и его группа переехали в Мемфис, штат Теннесси, где они играли в
клубах на Бил-стрит. Музыканта попросили сыграть для выборной кампании политика
Эдварда Крампа, успешного кандидата в мэры Мемфиса от Демократической
партии. Для этого Уильям написал песню под названием «Мистер Крамп». В ней кроме
прочего были и такие слегка язвительные строчки:
«Мистер
Крамп не позволяет шалить нам тут.
А нам до
фени, что мистер Крамп не велит,
Мы
устроим бедламчик прямо тут в любом случае.
А мистер
Крамп может пойти и подышать свежим воздухом».
Несмотря
на немного хулиганский текст, Крамп был восхищен музыкой Хэнди, а сама композиция
была настолько успешной, что Крамп благодаря ей выиграл выборы. Позже Хэнди переписал
мелодию и изменил её название с «Mr. Crump» на «Memphis Blues». Произведение могло
стать самым первым блюзом в истории, но из–за проблем с публикацией, Хэнди
долго не мог его выпустить, и поэтому его успели опередить.
Песня
была опубликована только в 1912 году. Хэнди продал права на неё за 100
долларов. Сложности с выпуском и продажей композиции были связаны с расовой
дискриминацией. Но тем не менее, «Мемфиский блюз» быстро стал популярным. Он
представлял собой простой 12-тактный блюз в сочетании с влияниями из фокстрота
и танцевальной музыки. Именно в этой композиции впервые был использован
характерный блюзовый звукоряд с пониженной третьей и седьмой ступенью.
В 1914
году родился «St.Louis Blues». Эта композиция появилась так: однажды Хэнди
прогуливался по улицам Сэнт–Луиса, и встретил женщину, обиженную мужем. Она
сказала Хэнди: «У моего мужа сердце как камень, который бросают в море». Эти
строчки вошли в новую песню Хэнди. Композитор вспоминал: «Когда был написан
«Сэнт–Луис блюз» в моде было танго. Я пошел на небольшую хитрость, сделав
вступление в ритме танго, прерывая его блюзом…»
В 1916
году Хэнди написал еще одну песню – «Beale Street Blues». Эта композиция
посвящается чернокожему музыканту, которого он случайно встретил: «Я как-то
прогуливался по Бэйл-стрит и услышал музыку: монотонный негритянский ритм
прерывался звонким сопрано и гулом баса, а потом опять возвращался к прежней
точке. Я зашел в дешевое кафе и увидел чернокожего мужчину за фортепьяно, он
был сильно уставшим. Он сказал мне, что играет здесь с семи утра до семи
вечера. Пианист рассказал мне о своей жизни, и он так был похож на меня: такой
же бедный, уставший, несчастный музыкант, типичный представитель своей расы. И
я все это перенес в свое произведение.»
В 1917
году Хэнди и его издательский бизнес переехали в Нью-Йорк, где у него был офис
в здании театра «Gaiety» на Таймс-сквер. К концу того же года были опубликованы
его самые успешные песни: «Memphis Blues», «Beale Street Blues» и «Saint Louis
Blues». В том же году «Original Dixieland Jazz Band», белый джазовый ансамбль
из Нового Орлеана, записал первую джазовую запись, представив этот стиль
широкому сегменту американской публики. Хэнди не питал особой любви к джазу, но
группы с энтузиазмом погружались в его репертуар, делая многие из песен композитора
джазовыми стандартами.
Хэнди
поощрял таких исполнителей, как Эл Бернард, тихий белый мужчина, который, тем
не менее, был мощным блюзовым певцом. Он отправил Бернарда к Томасу Эдисону,
что привело к серии успешных записей. Хэнди также публиковал музыку, написанную
другими авторами, например, «Shake Rattle and Roll» и «Saxophone Blues»
Бернарда, а также «Pickaninny Rose» и «O Saroo», две черные традиционные
мелодии, написанные парой белых женщин из Сельмы, штат Алабама. Публикация этих
хитов, наряду с блюзовыми песнями, принесла его бизнесу репутацию издателя
черной музыки.
В 1919
году Хэнди подписал контракт с «Victor Talking Machine Company» на запись своей
неудачной песни 1915 года «Yellow Dog Blues». Песня в исполнении Джо Смита была
хорошо продана в количестве нескольких сот тысяч копий.
В 20-х
годах Хэнди продолжает писать собственные композиции. Он пытался заинтересовать
чернокожих певцов своей музыкой, но безуспешно. Многие музыканты предпочитали
играть только известные хиты, и не хотели рисковать с новинками. По словам
Хэнди, ему больше повезло с белыми бэндлидерами, которые «были постоянно
находились в поисках новинок. Поэтому они были теми, кто был готов играть мою
музыку». Хэнди также не преуспел в продаже своих песен чернокожим певицам, и
когда в 1920 году Перри Брэдфорд убедил Мэйми Смит записать две неблюзовые
песни («That Thing Called Love» и «You Can't Keep a Good Man Down») в
сопровождении белой группы, бизнес Хэнди начал страдать от конкуренции. Тем не
менее, когда в США начался блюзовый бум Хэнди открыл свой собственный лэйбл
«Тhe Handy Record Company» по записи своих и чужих произведений, которые
включали более 150 духовных композиций и аранжировок народных песен и около 60
блюзовых композиций. На волне успеха «Сэнт–Луис Блюз», записанного Бесси Смит и
Луи Армстронгом, Хэнди решил сделать фильм с таким же названием, где на главную
роль определил Бесси Смит. Фильм был снят в июне и демонстрировался в
кинотеатрах по всей территории Соединенных Штатов с 1929 по 1932 год.
Значение
творчества Хэнди как музыканта и музыковеда перешагнуло границы жанра, оказав
влияние на европейских композиторов, таких как Морис Равель, который во время
пребывания в Париже вдохновился Хэнди и его оркестром на сочинение знаменитой
сонаты No 2 для скрипки и фортепиано, не случайно известной как блюзовая соната.
В 1926
году Хэнди написал книгу «Blues: An Anthology — Complete Words and Music of 53
Great Songs». Это ранняя попытка записать, проанализировать и описать блюз как
неотъемлемую часть Юга и истории Соединенных Штатов. Чтобы отпраздновать
публикацию книги и почтить память Хэнди, клуб «Small's Paradise» в Гарлеме
устроил вечеринку «Handy Night» на которой были представлены лучшие джазовые и
блюзовые композиции от Аделаиды Холл, Лотти Джи, Мод Уайт и Чика Коллинза.
В 30–х
годах Хэнди написал пару спиричуэлов и выпустил книгу, под названием «W. C.
Handy's Collection of Negro Spirituals». В 1938 году в честь композитора был
проведен концерт в Карнеги холле, где чествовали его заслуги в музыке. В
последние годы Хэнди уже не так активен, так как здоровье начинает его
подводить. В 1943 году музыкант ослеп после случайного падения с платформы
метро. После смерти своей первой жены Хэнди снова женился в 1954 году, когда
ему было 80 лет. Его женой стала секретарша Ирма Луиза Логан, которая, как он
часто говорил, была его глазами. В 1955 году у композитора случился инсульт, и
он начал пользоваться инвалидной коляской. Более 800 человек посетили вечеринку
по случаю 84-летия музыканта в отеле «Waldorf-Astoria».
28 марта
1958 года Хэнди умер от бронхиальной пневмонии в больнице Сиденхэм в Нью-Йорке.
Более 25 000 человек присутствовали на его похоронах в Абиссинской баптистской
церкви Гарлема. Более 150 000 человек собрались на улицах возле церкви, чтобы
отдать дань уважения музыканту. Он был похоронен на кладбище Вудлон в Бронксе.
«В своих
музыкальных произведениях Хэнди обычно использовал блюз как экзотический
элемент для придания своеобразной оригинальности эстрадным мелодиям и редко
следовал точно канонам блюзовой формы. Его архиклассический «St.Louis Blues»
включает в себя фрагмент танго, очень модного тогда, но совершенно чуждого
природе блюза. (Замечательно, что эта эклектика сегодня не режет ухо -
настолько эта песня стала "классикой жанра"). Еще меньше его можно
назвать типичным блюзмэном по образу жизни. К его титулу "Отец блюза"
следует относиться уважительно, но не стоит воспринимать его буквально. Кроме
того, что он подарил блюзу несколько гениальных мелодий, он был и первым
пропагандистом, и историографом блюза. Его автобиография «Father Of The Blues»
("Отец Блюза"), изданная в 1938 году, занимает особое место в
блюзовой библиографии, являясь одним из наиболее ранних свидетельств об истории
жанра. Если даже не он был самым-самым первым, кто опубликовал ноты блюза, то
несомненно именно произведения Хэнди заложили основу сокровищницы блюзовых
стандартов.»
Комментариев нет:
Отправить комментарий