Знаменитый
русский композитор, учёный — химик и медик, участник «Могучей кучки»,
основоположник русского эпического симфонизма Александр Порфирьевич Бородин родился
12 ноября 1833 года от внебрачной связи 62-летнего имеретинского князя Луки
Степановича Гедианова и 25-летней Авдотьи Константиновны Антоновой. При
рождении мальчик был записан сыном крепостного слуги князя — Порфирия Бородина
и его жены Татьяны. До восьми лет он был крепостным своего отца, который в 1840
году дал сыну вольную и купил четырёхэтажный дом для него и его матери,
выданной в 1839 году замуж за отставного военного врача Христиана Клейнеке
(умер не позже 1841 года). В первой половине XIX века внебрачные связи не
афишировались, поэтому юный Саша звал Авдотью Антонову (по её просьбе) не
«мамой», а «тётушкой». В 1840-х годах Авдотья (Клейнеке) родила ещё двоих
сыновей — Дмитрия Александрова (род. 1844, отец неизвестен) и Евгения Фёдорова
(род. ок. 1847, отец — коллежский секретарь, преподаватель немецкого языка
Фёдор Фёдоров). С обоими братьями Александр Бородин поддерживал близкие
отношения всю жизнь.
Из-за
происхождения, не позволявшего поступить в гимназию, Бородин проходил домашнее
обучение по всем предметам гимназического курса, брал уроки английского и
латыни (по-французски и по-немецки уже в юности говорил свободно), научился
играть на флейте, фортепиано и виолончели. Около 1847 года написал концерт для
флейты с фортепиано (произведение не сохранилось).
Музыкально-эстетическая позиция Бородина как приверженца русской национальной школы в музыке и последователя М. И. Глинки сложилась под влиянием М.А. Балакирева, В.В. Стасова и других участников творческого объединения «Могучая кучка». В музыкальном творчестве Бородина отчётливо звучит тема величия русского народа, патриотизма и свободолюбия, совмещающая в себе эпическую широту и мужественность с глубоким лиризмом. Творческое наследие Бородина внесло ценнейший вклад в сокровищницу русской музыкальной классики. Наиболее значительным произведением Бородина по праву признаётся опера «Князь Игорь», являющаяся образцом национального героического эпоса в музыке. А.П. Бородин считается также одним из основателей классических жанров симфонии и квартета в России.
Бородин —
не только мастер инструментальной музыки, но и тонкий художник камерной
вокальной лирики. Композитор первым ввёл в романс образы русского богатырского
эпоса, а с ними — освободительные идеи 1860-х годов. На первый взгляд, камерное
наследие композитора выглядит более чем скромным - всего шестнадцать
произведений. В то время, как у трёх его товарищей по «Могучей кучке»
количество романсов исчисляется десятками и даже сотнями. Но это тот самый
случай, когда по количеству нельзя судить о качестве. Пусть их и немного, зато
каждый - шедевр.
В своём
творчестве А.П. Бородин обращался к стихам разных поэтов - и не только русских.
Им положены на музыку стихи Александра Пушкина, Генриха Гейне, Алексея
Толстого. Подобно Мусоргскому, он иногда сочинял тексты для своих вокальных
миниатюр, что помогало добиваться большей слитности музыки и текста. Сам
композитор говорил, что его «тянет к пению, кантилене, а не речитативу». Отсюда
напевность и мелодичность его романсов. Бородин старался как можно тоньше
выражать душевные переживания, глубину чувств, поэтические образы. В работе с
текстами других поэтов композитор учитывал замысел автора, использовал близкие
к поэтическим жанрам романсов: балладу, элегию, сказку, русскую песню, тем
самым добивался большой выразительности аккомпанемента в сочетании с мелодией и
текстом.
Романсы Бородина
можно разделить на три группы: образы народного эпоса, сказки, лирические и
психологические зарисовки, бытовые и юмористические произведения.
Особенный
интерес вызывают сказочные романсы, например, «Спящая княжна». Этим ранним
романсом композитор фактически открыл новый жанр — эпической баллады. Сам он
называл «Княжну» сказкой. В нём сочетаются образы спящей девушки, злых
фантастических существ и образ богатыря-освободителя. Спокойное течение музыки
нарушают два контрастных эпизода: мимо княжны проносится «ведьм и леших чудных
рой», а затем проходит слух, что «богатырь придет могучий» и княжну освободит.
Но идут годы, богатырь не приходит, и княжна по-прежнему спит. «И никто не
знает, скоро ль час настанет пробужденья», — этими словами заканчивается
романс.
Образ
княжны сравнивался с образом России, скованной враждебными силами и ждавшей,
когда «час ударит пробужденья». Романс появился в конце 1860-х, в момент
большого гражданского подъема, усиления антимонархических настроений, и
маленькая прекрасная музыкальная сказка Бородина пришлась очень к месту (хотя
вряд ли композитор мог иметь это в виду): спящая княжна ассоциировалась с
образом России, которую никак не разбудит богатырь.
В романсе
заметны черты романтизма- нового стиля в искусстве того времени. Композитор
использует форму рондо, которая хорошо выражает образы произведения. Рефрен -
спящая княжна, эпизоды- фантастические силы и богатырь-освободитель.
Уже явно
мотивы восстания звучат в «Песне темного леса». Ее суровое унисонное начало
напоминает запевы таких песен, как «Эй, ухнем», которые в революционные годы
станут воплощением духа времени. В этой песне поется о «воле-волюшке»,
«силе-силушке», которая «на расправу шла города брала». Все это созвучно
молодецким песням и очень-очень близко образам «Бориса Годунова», которого
Мусоргский заканчивал как раз в то время, когда Бородин писал свою «Песню
темного леса». В кружке за работой над оперой пристально следили, и ее влияние
несомненно.
У этой
песни любопытная судьба. Цензор не пропустил ее, посчитав крамольной. Тогда
Римский-Корсаков вложил песню Бородина между своими романсами, и таким образом
песня была подписана к печати. «Песня тёмного леса» содержит более конкретный
богатырский образ. Композитор сам сочинил слова в духе старинных народных
песен-вольниц (недаром своему романсу композитор дал подзаголовок – «Старая
песня»). В этом романсе Бородин показал народные образы прошлого и подчеркнул в
них то, что было близко современности - стихийную силу и неудержимость,
стремление к свободе.
Среди
лирических романсов особое место занимает элегия «Для берегов Отчизны дальной».
Произведение написано в 1881 году под впечатлением смерти Модеста Мусоргского.
Музыка романса сливается с текстом А.С. Пушкина и выражает настроение
сдержанной печали, мужественной скорби, боль переживаний. Именно в этом романсе
раскрывается глубина и сила чувств в сочетании со сдержанностью и
благородством.
Настроение
глубокой печали создает ровная поступь тяжелых аккордов, проходящих через все
произведение, и скупые фразы вокальной мелодии. Вначале она долго стоит на
месте, затем медленно, с усилием поднимается вверх, кульминация романса
приходится на слова «печальной», «разлуки». Боль переживания с особой силой
раскрывается в фортепианной партии, полной диссонирующих аккордов, на фоне
которых в басу звучит своя выразительная мелодия с патетическими возгласами.
В
произведении композитор продолжает линию лирико-психологических и философских
романсов Глинки. В частности, элегии «Сомнение». В то же время возникает
аналогия с чрезвычайно любимым Бородиным Шуманом, с его романсом «Я не
сержусь».
С Шуманом
Бородин напрямую соприкасается через текст Гейне «Из слез моих выросло много
душистых и нежных цветов». Это стихотворение входит в шумановский цикл «Любовь
поэта».
Музыкальной
драмой в романтическом духе стала песня на слова Гейне «Отравой полны мои
песни».
Ярким
примером сатирических романсов является «Спесь» на слова А.Толстого. Бородину
были несвойственны насмешка и ирония. Его музыку отличает добродушный комизм. В
этом романсе Бородин приблизился к социальной сатире-жанру, популярному в
творчестве А.Даргомыжского и М.Мусоргского. Но если титулярный советник - это
человеческий тип, конкретный представитель которого вполне мог жить по
соседству, то персонаж романса «Спесь» - обобщённо-аллегорический. В романсе
Бородина «Ходит Спесь, надуваючись, с боку на бок переваливаясь. Ростом-то
Спесь аршин с четвертью, Шапка-то на нем во целу сажень».
«Море» —
еще одна превосходная баллада Бородина. Ее сюжет перекликается с сюжетом
«Садко», только баллада Бородина написана на 20 лет раньше оперы
Римского-Корсакова. По бурному морю плывет отважный молодец и везет богатый
товар — парчу, жемчуга, золото. Он спешит к своей молодой жене, но ветер все
сильнее, он относит лодку от берега, и ее поглощает волна.
Хотя
текст насыщен типично русскими словами и понятиями, музыка перекликается с
европейскими балладами: в фортепианном аккомпанементе ни на миг не смолкает
бушующее море подобно тому, как в «Лесном царе» Шуберта ни на секунду не прекращается
ритм скачки. На этом фоне ведется тревожный и выразительный рассказ. Бородин
средствами одного фортепиано очень выразительно изобразил морскую стихию, но
позже Римский-Корсаков сделал оркестровку этого романса.
Совсем
другая морская стихия царит в романсе «Морская царевна». Изумительная музыка
которого предвещает волшебный образ Царевны-лебедь из «Сказки о царе Салтане»
Римского-Корсакова.
На стихи
Некрасова Бородин создает комическую (с легким оттенком горечи) зарисовку «У
людей-то в дому» в духе Мусоргского. Характер романса передают стилизованные
народные наигрыши и плясовых мотивы.
Творчество
Бородина отличается глубоким проникновением в строй как русской народной песни,
так и музыки народов Востока (в опере «Князь Игорь», симфонической картине «В
Средней Азии» и других произведениях). Традиции музыки Бородина восприняли
советские композиторы С. С. Прокофьев, Ю. А. Шапорин, Р. М. Глиэр, Г. В. Свиридов,
А. И. Хачатурян и др.
Музыка Бородина легла в основу американского мюзикла на ориентальную тему «Кисмет» (1953); особенно популярной стала песня «Stranger in Paradise», представляющая собой обработку хора Бородина «Улетай на крыльях ветра» (с 1954 года песню с успехом исполнял Тони Беннетт). Позднейшая обработка того же хора (1997) принадлежит афроамериканскому рэперу Warren G.
Комментариев нет:
Отправить комментарий