воскресенье, 12 ноября 2023 г.

Антология русского классического романса. Романсы А.П. Бородина.

Русский классический романс.

Знаменитый русский композитор, учёный — химик и медик, участник «Могучей кучки», основоположник русского эпического симфонизма Александр Порфирьевич Бородин родился 12 ноября 1833 года от внебрачной связи 62-летнего имеретинского князя Луки Степановича Гедианова и 25-летней Авдотьи Константиновны Антоновой. При рождении мальчик был записан сыном крепостного слуги князя — Порфирия Бородина и его жены Татьяны. До восьми лет он был крепостным своего отца, который в 1840 году дал сыну вольную и купил четырёхэтажный дом для него и его матери, выданной в 1839 году замуж за отставного военного врача Христиана Клейнеке (умер не позже 1841 года). В первой половине XIX века внебрачные связи не афишировались, поэтому юный Саша звал Авдотью Антонову (по её просьбе) не «мамой», а «тётушкой». В 1840-х годах Авдотья (Клейнеке) родила ещё двоих сыновей — Дмитрия Александрова (род. 1844, отец неизвестен) и Евгения Фёдорова (род. ок. 1847, отец — коллежский секретарь, преподаватель немецкого языка Фёдор Фёдоров). С обоими братьями Александр Бородин поддерживал близкие отношения всю жизнь.

Из-за происхождения, не позволявшего поступить в гимназию, Бородин проходил домашнее обучение по всем предметам гимназического курса, брал уроки английского и латыни (по-французски и по-немецки уже в юности говорил свободно), научился играть на флейте, фортепиано и виолончели. Около 1847 года написал концерт для флейты с фортепиано (произведение не сохранилось).

Мария Максакова – «Что ты рано зоренька побледнела»

Музыкально-эстетическая позиция Бородина как приверженца русской национальной школы в музыке и последователя М. И. Глинки сложилась под влиянием М.А. Балакирева, В.В. Стасова и других участников творческого объединения «Могучая кучка». В музыкальном творчестве Бородина отчётливо звучит тема величия русского народа, патриотизма и свободолюбия, совмещающая в себе эпическую широту и мужественность с глубоким лиризмом. Творческое наследие Бородина внесло ценнейший вклад в сокровищницу русской музыкальной классики. Наиболее значительным произведением Бородина по праву признаётся опера «Князь Игорь», являющаяся образцом национального героического эпоса в музыке. А.П. Бородин считается также одним из основателей классических жанров симфонии и квартета в России.

Иван Петров – «Разлюбила красна девица»

Бородин — не только мастер инструментальной музыки, но и тонкий художник камерной вокальной лирики. Композитор первым ввёл в романс образы русского богатырского эпоса, а с ними — освободительные идеи 1860-х годов. На первый взгляд, камерное наследие композитора выглядит более чем скромным - всего шестнадцать произведений. В то время, как у трёх его товарищей по «Могучей кучке» количество романсов исчисляется десятками и даже сотнями. Но это тот самый случай, когда по количеству нельзя судить о качестве. Пусть их и немного, зато каждый - шедевр.

В своём творчестве А.П. Бородин обращался к стихам разных поэтов - и не только русских. Им положены на музыку стихи Александра Пушкина, Генриха Гейне, Алексея Толстого. Подобно Мусоргскому, он иногда сочинял тексты для своих вокальных миниатюр, что помогало добиваться большей слитности музыки и текста. Сам композитор говорил, что его «тянет к пению, кантилене, а не речитативу». Отсюда напевность и мелодичность его романсов. Бородин старался как можно тоньше выражать душевные переживания, глубину чувств, поэтические образы. В работе с текстами других поэтов композитор учитывал замысел автора, использовал близкие к поэтическим жанрам романсов: балладу, элегию, сказку, русскую песню, тем самым добивался большой выразительности аккомпанемента в сочетании с мелодией и текстом.

Борис Христов – «Красавица рыбачка»

Романсы Бородина можно разделить на три группы: образы народного эпоса, сказки, лирические и психологические зарисовки, бытовые и юмористические произведения.

Особенный интерес вызывают сказочные романсы, например, «Спящая княжна». Этим ранним романсом композитор фактически открыл новый жанр — эпической баллады. Сам он называл «Княжну» сказкой. В нём сочетаются образы спящей девушки, злых фантастических существ и образ богатыря-освободителя. Спокойное течение музыки нарушают два контрастных эпизода: мимо княжны проносится «ведьм и леших чудных рой», а затем проходит слух, что «богатырь придет могучий» и княжну освободит. Но идут годы, богатырь не приходит, и княжна по-прежнему спит. «И никто не знает, скоро ль час настанет пробужденья», — этими словами заканчивается романс.

Александр Ведерников – «Спящая княжна»

Образ княжны сравнивался с образом России, скованной враждебными силами и ждавшей, когда «час ударит пробужденья». Романс появился в конце 1860-х, в момент большого гражданского подъема, усиления антимонархических настроений, и маленькая прекрасная музыкальная сказка Бородина пришлась очень к месту (хотя вряд ли композитор мог иметь это в виду): спящая княжна ассоциировалась с образом России, которую никак не разбудит богатырь.

В романсе заметны черты романтизма- нового стиля в искусстве того времени. Композитор использует форму рондо, которая хорошо выражает образы произведения. Рефрен - спящая княжна, эпизоды- фантастические силы и богатырь-освободитель.

Уже явно мотивы восстания звучат в «Песне темного леса». Ее суровое унисонное начало напоминает запевы таких песен, как «Эй, ухнем», которые в революционные годы станут воплощением духа времени. В этой песне поется о «воле-волюшке», «силе-силушке», которая «на расправу шла города брала». Все это созвучно молодецким песням и очень-очень близко образам «Бориса Годунова», которого Мусоргский заканчивал как раз в то время, когда Бородин писал свою «Песню темного леса». В кружке за работой над оперой пристально следили, и ее влияние несомненно.

Марк Рейзен – «Песня тёмного леса»

У этой песни любопытная судьба. Цензор не пропустил ее, посчитав крамольной. Тогда Римский-Корсаков вложил песню Бородина между своими романсами, и таким образом песня была подписана к печати. «Песня тёмного леса» содержит более конкретный богатырский образ. Композитор сам сочинил слова в духе старинных народных песен-вольниц (недаром своему романсу композитор дал подзаголовок – «Старая песня»). В этом романсе Бородин показал народные образы прошлого и подчеркнул в них то, что было близко современности - стихийную силу и неудержимость, стремление к свободе.

Среди лирических романсов особое место занимает элегия «Для берегов Отчизны дальной». Произведение написано в 1881 году под впечатлением смерти Модеста Мусоргского. Музыка романса сливается с текстом А.С. Пушкина и выражает настроение сдержанной печали, мужественной скорби, боль переживаний. Именно в этом романсе раскрывается глубина и сила чувств в сочетании со сдержанностью и благородством.

Дмитрий Хворостовский – «Для берегов Отчизны дальной»

Настроение глубокой печали создает ровная поступь тяжелых аккордов, проходящих через все произведение, и скупые фразы вокальной мелодии. Вначале она долго стоит на месте, затем медленно, с усилием поднимается вверх, кульминация романса приходится на слова «печальной», «разлуки». Боль переживания с особой силой раскрывается в фортепианной партии, полной диссонирующих аккордов, на фоне которых в басу звучит своя выразительная мелодия с патетическими возгласами.

В произведении композитор продолжает линию лирико-психологических и философских романсов Глинки. В частности, элегии «Сомнение». В то же время возникает аналогия с чрезвычайно любимым Бородиным Шуманом, с его романсом «Я не сержусь».

Александр Ведерников – «Из слёз моих»

С Шуманом Бородин напрямую соприкасается через текст Гейне «Из слез моих выросло много душистых и нежных цветов». Это стихотворение входит в шумановский цикл «Любовь поэта».

Музыкальной драмой в романтическом духе стала песня на слова Гейне «Отравой полны мои песни».

Борис Христов – «Отравой полны мои песни»

Ярким примером сатирических романсов является «Спесь» на слова А.Толстого. Бородину были несвойственны насмешка и ирония. Его музыку отличает добродушный комизм. В этом романсе Бородин приблизился к социальной сатире-жанру, популярному в творчестве А.Даргомыжского и М.Мусоргского. Но если титулярный советник - это человеческий тип, конкретный представитель которого вполне мог жить по соседству, то персонаж романса «Спесь» - обобщённо-аллегорический. В романсе Бородина «Ходит Спесь, надуваючись, с боку на бок переваливаясь. Ростом-то Спесь аршин с четвертью, Шапка-то на нем во целу сажень».

Александр Пирогов – «Спесь»

«Море» — еще одна превосходная баллада Бородина. Ее сюжет перекликается с сюжетом «Садко», только баллада Бородина написана на 20 лет раньше оперы Римского-Корсакова. По бурному морю плывет отважный молодец и везет богатый товар — парчу, жемчуга, золото. Он спешит к своей молодой жене, но ветер все сильнее, он относит лодку от берега, и ее поглощает волна.

Георгий Нэлепп – «Море»

Хотя текст насыщен типично русскими словами и понятиями, музыка перекликается с европейскими балладами: в фортепианном аккомпанементе ни на миг не смолкает бушующее море подобно тому, как в «Лесном царе» Шуберта ни на секунду не прекращается ритм скачки. На этом фоне ведется тревожный и выразительный рассказ. Бородин средствами одного фортепиано очень выразительно изобразил морскую стихию, но позже Римский-Корсаков сделал оркестровку этого романса.

Борис Христов – «Морская царевна»

Совсем другая морская стихия царит в романсе «Морская царевна». Изумительная музыка которого предвещает волшебный образ Царевны-лебедь из «Сказки о царе Салтане» Римского-Корсакова.

На стихи Некрасова Бородин создает комическую (с легким оттенком горечи) зарисовку «У людей-то в дому» в духе Мусоргского. Характер романса передают стилизованные народные наигрыши и плясовых мотивы.

Александр Ведерников – «У людей-то в дому»

Творчество Бородина отличается глубоким проникновением в строй как русской народной песни, так и музыки народов Востока (в опере «Князь Игорь», симфонической картине «В Средней Азии» и других произведениях). Традиции музыки Бородина восприняли советские композиторы С. С. Прокофьев, Ю. А. Шапорин, Р. М. Глиэр, Г. В. Свиридов, А. И. Хачатурян и др.

Е. Сотникова – «Улетай на крыльях ветра»

Музыка Бородина легла в основу американского мюзикла на ориентальную тему «Кисмет» (1953); особенно популярной стала песня «Stranger in Paradise», представляющая собой обработку хора Бородина «Улетай на крыльях ветра» (с 1954 года песню с успехом исполнял Тони Беннетт). Позднейшая обработка того же хора (1997) принадлежит афроамериканскому рэперу Warren G.

Комментариев нет:

Отправить комментарий