19 ноября
1905 года в Пенсильвании в Шенандоа родился Томас Фрэнсис Дорси-младший (Thomas
Francis «Tommy» Dorsey, Jr.), или просто Томми Дорси, который практически не
нуждается в представлении. Возможно, в различных рейтингах он часто оказывался
«вторым» после Бенни Гудмана, Арти Шо, Гленна Миллера или Гарри Джеймса, но по
большому счету именно Томми Дорси был самым популярным бэнд-лидером всей Эры
свинга, начиная с 1935-го и заканчивая 1945-м годом.
Его необыкновенно мелодичный стиль игры на тромбоне стал основой фирменного звучания легендарного “Tommy Dorsey Orchestra”. Способность Дорси сочетать горячее эмоциональное исполнение и романтическую сентиментальность позволили ему сформировать уникальный репертуар своего коллектива – микс из баллад и развлекательных номеров (так называемых “novelty songs” – обычно комических или пародийных композиций, или музыкальных «повествований», часто привязанных к актуальным событиям времени). Дорси также отличался несомненным перфекционизмом, бескомпромиссной решительностью в стремлении добиваться того, что хотел, и явным чутьем на таланты – в оркестре Томми играли многие из лучших исполнителей того времени, включая Банни Беригана, Зигги Элмана, Пи Ви Эрвина, Макса Камински, Бадди Рича, Чарли Шейвера и Дэйва Тафа. Он нанимал самых прогрессивных и изобретательных аранжировщиков – Сая Оливера, Акселя Стордала, Билла Финегана, с ним работали лучшие певцы, многие из которых затем стали знаковыми фигурами, определявшими стилистику популярной и джазовой музыки в конце 40-х – начале 50-х: так, у Дорси начинали свой путь к славе Фрэнк Синатра, Дик Хэймс и Джо Стаффорд.
Томми
Дорси умел «продавать и зарабатывать» во всех смыслах: помимо того, что он был
«самым раскупаемым» артистом могущественного лейбла “RCA Victor Records” (до
появления Элвиса Пресли), он также сам успешно занимался музыкальным бизнесом,
инвестируя в издательства, оркестры и другие проекты, вёл передачи на радио и
телевидении и регулярно появлялся со своим биг-бэндом в кинофильмах, став, без
преувеличения, одним из самых узнаваемых (особенно на слух) символов «золотого
века Голливуда». И история его восхождения к славе сама по себе была по-голливудски
блестящей.
Томми
Дорси был на почти на два года младше своего брата Джимми. Он был вторым сыном
в семье Томаса Фрэнсиса Дорси-Старшего, учителя музыки и бэнд-лидера, и Терезы
Лэнгтон Дорси. Оба брата получили от отца свои первые музыкальные знания. Оба
начинали с трубы, но Джимми затем переключился на язычковые, а Томми на
тромбон. Сначала братья играли в различных местных группах, а уже в 1920 году
создали свой собственный ансамбль, “Dorsey's Novelty Six”. B 1922 году они
работали в парке развлечений в Балтиморе, и тогда же состоялся их дебют на
радио – под именем “Dorsey's Wild Canaries” («Дикие канарейки Дорси»). В начале
и середине 20-х талантливые братья играли в самых разных группах, включая
“Scranton Sirens”, “California Ramblers”, а также в оркестрах Джина Голдкетта и
Пола Уайтмена – иногда порознь, но чаще всего вместе. Со временем они
перебрались в Нью-Йорк и стали работать как сессионные музыканты.
С 1927
года они уже записывались для лейбла “OKeh Records” с различными «одноразовыми»
сессионными составами и впервые попали в чарты в июне 1928 года с композицией
"Coquette", а весной 1929-го – в “Top Ten” c хитом "Let's Do It
(Let's Fall in Love)", который под их аккомпанемент спел Бинг Кросби.
Наконец в
1934 году братья собрали постоянный оркестр и подписали контракт с “Decca
Records”. Наняв в качестве вокалиста младшего брата Бинга, Боба Кросби, они
зимой 1935-го вновь завоевали “Top Ten” c песней "I Believe in
Miracles", за которой последовала целая серия новых хитов. Весной того же
года “Dorsey Brothers Orchestra” был уже почти самым большим и известным
биг-бэндом страны и мог быть претендовать на роль главного зачинателя традиций
Эры свинга, однако в мае братья, отношения которых всегда были очень неровными,
рассорились, и Томми, отличавшийся более резким и взрывным характером, ушел
(братья не разговаривали потом в течение 11 лет). Джимми остался руководить
коллективом, который с тех пор назывался “Jimmy Dorsey and His Orchestra” и продолжал
пользоваться большой популярностью. А Томми стал подыскивать что-то «своё». И
как раз в этот момент, когда братья Дорси отвлеклись на выяснение отношений и
отстаивание своей творческой независимости друг от друга, место на вершине
успел занять Бенни Гудман – именно он со своим биг-бэндом получил самое широкое
национальное признание и стал называться «Королем свинга».
Но это не
помешало Томми найти свой путь к славе. Уже осенью 1935 года он создал свой
оркестр на основе «останков» распавшегося оркестра Джо Хэймса. Подписав
контракт с “RCA Victor Records”, Дорси-младший практически сразу добился
успеха, записав "On Treasure Island", которая возглавила чарты в
декабре и стала одной из четырех работ Томми, успевших покорить публику до
конца всё того же судьбоносного 1935 года. И в течение нескольких следующих лет
копилка хитов быстро росла – оркестр записывал их десятками, и вскоре Дорси
получил контракт на серию собственных радиотрансляций.
Несмотря
на очевидный коммерческий успех, в конце 1939 года Томми сделал значительные
изменения в составе, особенно явно коснувшиеся вокалистов: Джека Леонарда
заменил «уведённый» из бэнда Гарри Джеймса Фрэнк Синатра, долго выступавшую с
Дорси Идиф Райт заменила Конни Хэйнс, а еще к оркестру присоединился вокальный
квартет “Pied Pipers” c Джо Стаффорд. И популярность бэнда стали расти ещё
быстрей. Особенно большой успех принесли "Indian Summer", "All
the Things You Are" и "I'll Never Smile Again". В 1940 году
Томми Дорси был уже вторым после Гленна Миллера в списке музыкантов,
записывающих наибольшее количество хитов. В 1941-м он спустился на третье
место, уступая тому же Миллеру и своему брату Джимми, хотя этот год принёс
Томми несколько суперпопулярных хитов с Синатрой, и в том числе песню
"Dolores”, прозвучавшую в фильме “Las Vegas Nights”, в котором впервые
появился его оркестр.
Нелегким
испытанием стал 1942 год: Штаты уже вступили во Вторую мировую, так что многие
биг-бэнды испытывали проблемы с персоналом, а 1 августа Американская Федерация
музыкантов объявила забастовку, из-за которой никто больше не мог записываться.
В сентябре бэнд покинул Фрэнк Синатра, стремившийся начать сольную карьеру, и
“Pied Pipers” тоже ушли ещё до конца года. Но несмотря на это, Томми держался
на плаву: он регулярно показывался со своим оркестром на киноэкранах, до конца
войны снявшись в таких фильмах, как “Ship Ahoy”, “Presenting Lily Mars”,
“DuBarry Was a Lady”, “Girl Crazy”, “Broadway Rhythm” и “Thrill of a Romance”.
Тем временем “RCA Victor” сначала потихоньку выпускала неизданные записи Дорси,
а исчерпав запас, с 1944 года с неменьшим успехом стала давать новую жизнь уже
известным хитам – так, публика вновь с восторгом приняла "Boogie
Woogie" 1938 года и "I'll Be Seeing You" с Синатрой 1940-го.
Затем забастовка, к счастью, закончилась, и Томми со своим оркестром смог
вернуться в студию, записав в 1945 году 6 новых хитов и сразу попав со своей
пластинкой “Getting Sentimental” в тогда только-только учрежденный «чарт
альбомов». Следующий альбом, “Show Boat”, появился в том же чарте уже в феврале
1946-го.
Чуть
позже, когда биг-бэндное движение стало явно приходить в упадок, Томми, как и
многие другие лидеры, распустил оркестр. И тем не менее в конце 40-х его старые
и новые песни вновь покоряли хит-парады, оркестр был реорганизован, большим
успехом пользовались сингл "The Hucklebuck" с вокалом корнетиста
Чарли Шейвера, альбомы “Clambake Seven”, “And the Band Sings Too” и “Tommy
Dorsey Plays Cole Porter”, а Томми, кроме всего прочего, сыграл самого себя в
художественном фильме, посвящённом его собственной истории – “The Fabulous
Dorseys”.
В начале
50-х Дорси перешел на лейбл “Decca Records” и продолжил выступать со своим
оркестром. В мае 1953 года его брат Джимми, с которым они уже несколько лет как
помирились, распустил свой биг-бэнд и присоединился к Томми в качестве
«приглашенной звезды», – а вскоре оркестр уже вновь стали называть “The Dorsey
Brothers Orchestra”. Штатной резиденцией биг-бэнда был нью-йоркский отель
“Statler Hilton Hotel”, и оттуда братья вели своё успешное телешоу – “Stage
Show”. Начав периодически выходить в эфир в течение сезона 1954/55, оно стало
регулярной еженедельной программой уже в следующем сезоне. А в январе 1956 года
в шоу 6 раз подряд появился Элвис Пресли – это были его первые выступления на
национальном телевидении.
Томми
Дорси умер 26 января 1956 года во сне, в результате несчастного случая: слишком
большая доза снотворного после тяжелого ужина вызвала приступ удушья. Томми был
всего 51 год. Его брат возглавлял оркестр еще в течение года – он умер в
1957-м. Несмотря на это, оркестр “Tommy Dorsey Orchestra” продолжал
записываться и выступать и под руководством Уоррена Кавингтона в 1958 записал
суперхит, который был продан уже миллионным тиражом: "Tea for Two Cha
Cha". Коллектив, созданный Томми Дорси, стал настоящим джазовым брэндом –
в разное время им также руководили Урби Грин, Сэм Донахью и Бадди Морроу, и он
продолжает существовать и по сей день.
Будучи
крайне удачным бэнд-лидером, удерживавшим свой оркестр в числе первых на
протяжении всей Эры свинга, Томми Дорси оставался превосходным оригинальным
инструменталистом и солистом со своим неповторимым, мгновенно узнаваемым
«голосом». Сам он говорил, что на его стиль исполнения более всего повлиял Джек
Тигарден. Так или иначе, Томми умел идеально сочетать «горячие» приёмы и
технику и романтичные, лиричные фразировки и нюансы. Особенно публика
восхищалась его исполнением баллад: Дорси великолепно владел дыханием, что
придавало его звуку еще большую мягкость и текучесть, и удивительно красиво
играл в верхнем регистре, звучавшем у него не пронзительно, а как-то
дрожаще-сладостно и прозрачно-сентиментально. Томми Дорси и называли
«сентиментальным джентльменом свинга». После него осталось множество
кинофильмов и записей, благодаря которым мы в любой момент можем окунуться в неповторимую
атмосферу лёгкости и сияния золотого времени американских биг-бэндов.
Ольга
Дюдина ©
Комментариев нет:
Отправить комментарий