Дорогие друзья! 15 ноября 1943 года в Джамбуле (Казахстан) родилась Лариса Израилевна Мондрус – певица и актриса, звезда эстрады и телевидения СССР 1960-х годов. Многие помнят популярные песни в ее исполнении. Яркая, эффектная, излучающая невероятную энергетику, артистка выходила за рамки, установленные для советской эстрады, что не могло не отразиться на ее карьере. Но настоящий талант помог вокалистке преодолеть все преграды и найти любовь слушателей.
В
некоторых источниках, рассказывающих о биографии певицы, отмечалось, что ее
биологическим родителем стал Израиль Иосифович Мондрус, еврей по
национальности. Вскоре после появления дочери на свет он, будучи курсантом
летной школы, получил назначение в Чернигов и больше не появлялся в Джамбуле.
Мать артистки Лидия Григорьевна Заплетина, на тот момент еще не достигшая 20
лет, нашла поддержку в лице Гарри Мацлияка.
Молодой
человек родом из Латвии оказался в Джамбуле как беженец. После окончания войны
он, к тому времени сблизившийся с Лидией, перевез ее с Ларисой в Ригу, где пара
и оформила официальный брак. Каждый член семьи при этом остался при своей
фамилии. В трехлетнем возрасте Лара, не являясь по национальности латышкой,
пошла в латышский детский сад по причине отсутствия мест в русскоязычном. Но
школу она окончила русскую. Девушка проявляла склонность к языкам, поэтому еще
в юные годы освоила польский, итальянский, английский и французский языки.
В 1962
году Лариса окончила Рижское музыкальное училище и в том же году прошла по
конкурсу в Рижский эстрадный оркестр (РЭО) при рижской филармонии, где
познакомилась с одноклассником Раймонда Паулса по специализированной
музыкальной школе, дирижёром и аранжировщиком Эгилом Шварцем. Кроме прочего,
Мондрус произвела впечатление на Шварца тем, что свободно исполнила шлягеры и
джазовые стандарты на языках оригинала – польском, итальянском, французском и
английском. Деловые и творческие отношения Мондрус и Шварца переросли в личные,
и в 1964 году они поженились. В том же году семья переезжает в Москву.
В столице
певица начала работать в знаменитых оркестрах Олега Лундстрема и Эдди Рознера.
Известность всесоюзного масштаба Лариса получила благодаря выступлениям на
Центральном телевидении. На новогоднем «Голубом огоньке» 1964 года она
завоевала любовь публики, покорив ее «Лунным светом» Эдди Рознера. А спустя два
года в той же программе Мондрус выпала честь сидеть за одним столом с Юрием
Гагариным, Алексеем Леоновым и Павлом Беляевым. В тот раз артистка представила
песню «Звезды нас ждут». Позже певица переходит на работу в Московский
мюзик-холл, с которым дважды выезжает за границу (Польша и ГДР). С 1968 по 1972
годы она работает в Москонцерте.
В
середине 1960-х, во многом благодаря запоминающимся выступлениям на новогодних
«Голубых огоньках», певица завоёвывает всесоюзную популярность. Она продолжает
выступать на телевидении, снимается в кино. Пластинки с записями её песен
расходятся огромными тиражами. Лариса Мондрус – первая исполнительница многих
песен Раймонда Паулса, в том числе песни «Dāvāja Māriņa meitenei mūžiņu»
(«Подарила Марина девочке жизнь») на слова Леона Бриедиса, которая в начале
1980-х в русском варианте Андрея Вознесенского получила название «Миллион алых
роз».
В эти же
годы стали популярными кинофильмы, где Мондрус предстала на экране. Прежде
всего это комедия «Дайте жалобную книгу», в которой артистке досталась
эпизодическая роль певицы в ресторане «Одуванчик». Вместе с Муслимом Магомаевым
и другими звездами эстрады очаровательная девушка появилась в музыкальном
фильме «Сказки русского леса». Специально для этого номера с композицией
«Разговор птиц» было записано видео, в котором исполнители изображали
прогуливающуюся между зимними деревьями влюбленную пару. Они настолько
убедительно играли эти роли, что после этого им еще долго приписывали роман.
Случалось,
что в картинах звучал только голос Ларисы, а в кадре вместо нее появлялись
другие артистки. Так, в популярной комедии «Джентльмены удачи» певица исполнила
шлягер «Проснись и пой», а на экране зрители увидели Галину Микеладзе.
Певица
отказывалась петь идеологически выдержанную «гражданскую тематику»,
навязываемую министерством культуры СССР, и идти на какие-либо компромиссы с
руководством советской эстрады, в результате чего она стала «невыездной». В
1971 году, после прихода в руководство Госкомитета по радио и телевещанию
Сергея Лапина, её вместе с Вадимом Мулерманом лишают телеэфиров. Её приглашают
к себе на гастроли государственные концертные организации Чехословакии и ГДР,
но в Росконцерте заявляют, что «заявок на Мондрус нет». Без объяснения причин
Мондрус лишают сольных концертов, находя для этого смехотворный предлог.
Однажды такой запрет был вызван тем, что она осмелилась выступить в Звёздном
городке в мини-юбке. В следующий раз исполнительницу исключили из
юбилейной программы за макси с удлиненными рукавами (автором костюма стал
Вячеслав Зайцев), которые кому-то из руководства показались похожими на лохмотья.
Сама
певица по этому поводу говорила: "Я была очень молода, мои конкурентки
были старше, они пели советские песни композиторов более пожилого поколения, а
я искала что-то новое, выглядела по-западному. Наверно, отчасти дело было в
зависти".
Лариса
Мондрус и Эгил Шварц решили уехать из страны. В 1973 году они подали документы
в ОВИР и в том же году, получив разрешение на выезд «в Израиль», покинули СССР.
После этого из советского эфира исчезли песни «предательницы Родины», были
размагничены и изъяты из фондов многие её записи; в советской прессе появились
заметки о том, что Лариса Мондрус якобы «попросилась назад в СССР», но, получив
отказ в советском посольстве, «покончила жизнь самоубийством».
В марте
1973 года Лариса Мондрус вместе с мужем эмигрирует в ФРГ. По воспоминаниям
Мондрус, перед ними был выбор, где поселиться: Гамбург, Кёльн или Мюнхен. Они
выбрали Мюнхен и впоследствии никогда об этом решении не жалели. Купив дом,
семья Шварц – Мондрус переселяется в Грюнвальд – пригород Мюнхена.
Решив
продолжать карьеру певицы, Мондрус заключила контракт с крупной фирмой
"Polydor Records" и уже в 1974 выпустила первый альбом на немецком
языке «Die Herzen singen». Позднее дискография певицы пополнилась десятью
альбомами-«гигантами». К 1977 году она приобретает европейскую популярность под
именем Larissa, много гастролирует, часто выступает на немецком телевидении как
с сольными номерами, так и в различных музыкальных шоу с такими известными
певцами в качестве партнеров, как Иван Ребров, Карел Готт, Витторио Касагранде,
Михаэль Шанце и другими. Ее имя наряду с именами Демиса Руссоса, Эллы
Фицджеральд, Фрэнка Синатры и других знаменитостей внесено в справочник
популярных исполнителей. Благожелательная критика подчеркивает не только
вокальные данные певицы – голос, но и её яркую внешность, сценическую
пластичность и артистичность.
В 1982
году у Ларисы Мондрус рождается долгожданный сын, и вскоре она оставляет сцену.
Купив обувной магазин в Мюнхене, она с тех пор занимается бизнесом. Её сын
Лорен Шварц подавал большие надежды как музыкант-пианист, но затем ушёл в науку
и сейчас возглавляет кафедру автоматизации медицинских процедур на факультете
информатики в Мюнхенском техническом университете.
В 2001
году впервые после отъезда Лариса Мондрус посетила Россию. В 2005 она выступила
в Юрмале на фестивале «Новая волна». На канале «Россия-1» 25 января 2009 года
был показан документальный фильм о Ларисе Мондрус – «Спасти себя. Лариса
Мондрус» (2008). Фильм был показан повторно 2 августа 2010 года.
В Театре
музыкальной комедии Екатеринбурга был создан спектакль «Оттепель. Мелодии
судьбы», посвященный творчеству Ларисы Мондрус и ее двух коллег — Нины Бродской
и Аиды Ведищевой, которые также предпочли жизнь на Западе советским реалиям.
Для театральной постановки был создан лирический клип, куда вошли кадры записей
60-х годов с выступлениями артисток.
В 2017-м
вышли песни «Неужели это мне одной?» и «Может нет, а может, да» в исполнении
Мондрус, которые попали в сборник «Золотая коллекция». А спустя год Лариса
Израилевна вновь приехала в Россию и побывала в двух выпусках (сентябрьском и
декабрьском) программы «Привет, Андрей!».
С уваЖЕНИем, Гимер.Ⓒ
Комментариев нет:
Отправить комментарий