среда, 18 февраля 2026 г.

День памяти. Евгений Эммануилович Жарковский (12 ноября 1906 – 18 февраля 1985).

Советская песня.

В 1976 году Центральное телевидение готовило большой концерт, посвященный творчеству Евгения Жарковского. Когда программа была записана и смонтирована, выяснилось, что на экране сменяют друг друга такие известные исполнители, как К. Шульженко и Л. Утесов, Е. Беляев и Ю. Богатиков, Л. Зыкина и И. Кобзон, В. Трошин и Н. Соловьев, Г. Ненашева и В. Толкунова — словом, цвет нашего песенного искусства. Уже одно это созвездие имен убедительнее всяких слов говорило о том, сколь популярна музыка Жарковского у исполнителей, а значит — и у слушателей. Причина этого очевидна: как и другие корифеи советской песни его поколения, этот композитор в своем творчестве руководствовался девизом «от сердца к сердцу», писал о том, что волновало не его одного, но и всех советских людей.

Советский композитор старшего поколения, лучшие песни которого давно завоевали заслуженную популярность, Евгений Эммануилович Жарковский родился 12 ноября 1906 года в Киеве, в семье дантиста Менделя (Эммануила) Евсеевича Жарковского, из местечка Красный Рог Мглинского уезда Черниговской губернии, и Леи (Елисаветы) Яковлевны Марьямовой, из черниговской мещанской семьи. Родители заключили брак в Киеве 26 июня 1905 года. Мать будущего композитора приходилась двоюродной сестрой кинорежиссёру Э. И. Шуб.

Стремление служить современникам своей музыкой, доверительно говорить с ними на языке искусства было присуще Жарковскому с молодых лет, еще тогда, когда он только готовился выбрать наиболее близкие его таланту жанры и темы. Основы музыкальных знаний Евгений Эммануилович получил в родном Киеве, в Музыкальном техникуме им. Н.В. Лысенко, где его педагогами были В. Пухальский (класс фортепиано) и Б. Лятошинский (класс композиции). Затем молодой музыкант переехал в Ленинград и в 1934 году окончил там консерваторию под руководством известного пианиста Л. Николаева; совершенствовался также в композиции и теоретических дисциплинах у М. Юдина и Ю. Тюлина. Во время обучения Евгений Жарковский работал пианистом, а затем и руководителем Ансамбля песни Ленинградского Дома Красной Армии.

Уже в студенческие годы Жарковский особенно охотно сочинял массовые песни, исполнял их перед рабочей и армейской аудиторией. И хотя в те годы он, как и всякий студент, осваивал и другие жанры, именно с этой сферой были связаны его первые заметные успехи. В 1932-м публикуются первые песни Жарковского. В 1933 году две песни, написанные им с поэтом Н. Асеевым — «Песня-марш о комсомольской подводке-лодке» и «Эстафета» — были удостоены премии на конкурсе ленинградского комсомола, широко зазвучали. Вскоре после этого была создана вместе с Сергеем Михалковым и «Песенка про веселого туриста», и поныне входящая в репертуар лучших детских коллективов.

Дима Викторов и БДХ — «Песенка про весёлого туриста»

Но все же в те довоенные годы жанровая палитра молодого композитора еще не определилась окончательно. Он пробует себя в разных жанрах — опере, оперетте («Ее герой», 1940), музыке к кинофильмам, массовой песне. Жарковский пишет немало фортепианной музыки: Сюита в старинном стиле была представлена им в качестве дипломной работы в консерватории, а фортепианный концерт сам автор сыграл в 1936 году с оркестром под управлением Н. Аносова. После переезда в столицу к числу его сочинений добавляются комическая опера «Пожар», оперетта «Ее герой», он пишет музыку к фильмам и, конечно, песни. В дальнейшем именно эта последняя область становится центром его творческих интересов.

Окончательно сформировался талант композитора в горниле великой битвы с фашизмом. В самом начале войны Жарковский, как и многие его товарищи, добровольцем ушел на фронт. В поселке Полярный началась его служба на Северном флоте — служба офицера и музыканта. Очень скоро композитор понял, как велико может быть значение песни — боевой, строевой, лирической — в борьбе с врагом. Одна за другой выходят из-под пера Жарковского песни о моряках, об их дружбе, их героических подвигах и будничной жизни, об их верных подругах.

"…Моряки ценят песню. В кубрике, на палубе корабля или на берегу, используя каждую свободную минуту отдыха, краснофлотцы под аккомпанемент баяна запевают «свою любимую». Они не только любят песню, но и сами участвуют в ее создании» - вспоминал композитор.

В ту пору он, по собственным словам, чувствовал себя чем-то вроде журналиста, а песни свои рассматривал как своеобразные фронтовые оперативные очерки. И не случайно многие из них были написаны на слова фронтовых товарищей, тех, кто вместе с ним нес боевую вахту. Так родились «Марш штурмовиков» на стихи Н. Дубинина, «Песня Андрея» на стихи краснофлотца Я. Родионова, песни на стихи штурмана эсминца Е. Иващенко и командира подлодки И. Фисановича, многие другие вокальные жемчужины.

Особая история была у песни «Письмо, написанное перед боем». В основу ее легли слова реального письма, написанного сержантом морской пехоты Василием Белоусовым к любимой девушке перед боем, который стал для него последним. Наконец, тогда же на слова командира морской пехоты Николая Букина была написана и самая, пожалуй, популярная из военных песен Жарковского — «Прощайте, скалистые горы». Задушевная, мужественная, полная внутренней силы, она стала одним из немеркнущих памятников Великой Отечественной войне, получила поистине всенародную известность. Вот уже много лет песня эта звучит в Североморске, став частью величественного мемориала героям войны.

Евгений Жарковский «Прощайте, скалистые горы» (1971)

Около ста песен было создано Евгением Жарковским за годы войны. «Музыкальной хроникой боевых дней Северного флота» назвал эту необычную летопись его коллега Виктор Сибирский. Но и в мирное время — вплоть до наших дней — военная тема, суровая и прекрасная жизнь защитников Родины занимают прочное место в творчестве композитора. Уже после окончания войны, как итог творческих устремлений этого периода, возникает вторая оперетта Жарковского — «Морской узел».

За самоотверженную службу композитор награжден орденом Красной Звезды и боевыми медалями. Он на всю жизнь сроднился со своими боевыми друзьями, с теми, кто был авторами слов, первыми слушателями и исполнителями, героями его песен. Жарковский и позднее чувствовал себя частицей великой армии Страны Советов, нередко бывал у моряков, воинов, пограничников, посвящал им все новые и новые песни.

В послевоенные годы Жарковский продолжает совмещать сочинение музыки с активным исполнительством, ведет большую и разнообразную общественную работу. Вслед за знаменитой «Ласточкой-касаточкой», родившейся в первые дни Победы, тут можно назвать такие песни, как «Морошка», «Трехрядка», «Черноморская», «Родные берега», «Бушует Полярное море», давно уже прошедшие проверку временем. Тут и не менее популярная «Женька», созданная на стихи Константина Ваншенкина и посвященная юной партизанке. Тут и совсем недавние работы композитора — «Комиссары», «Песня об океане», «Пристегните ремни», «Не зажигай огня». Вместе с тем, тематический диапазон песен Жарковского несравненно шире, чем в те далекие годы. Он воспевал любовь к Родине, мир и дружбу между народами, он писал немало чисто лирических песен и песен для детей и юношества, напоенных неизменной свежестью чувства, яркостью мелодики, романтической приподнятостью. И песни эти всегда находили дорогу к слушателям.

Евгений Жарковский "Синеглазая морячка". Поет Лилия Амарфий. Песня далекая и близкая (1983)

Не менее широко известен Жарковский и любителям оперетты. Четыре десятилетия отделяют нас от премьеры его лирической музыкальной комедии «Морской узел», созданной на исходе войны и шедшей во многих театрах страны. Следом за ней рождались и с успехом ставились оперетты «Дорогая моя девчонка», «Мост неизвестен», «Пионер-99», а несколько лет назад в Иванове прошла премьера оперетты «Золотое веретено», посвященной жизни «текстильного городка».

Евгений Жарковский по праву считался одним из корифеев советской песни, ее старейшин. Свою богатую событиями жизнь, историю своих песен он увлекательно описал в замечательной книге «А музы не молчали», рассказывающей о рождении многих песен военных лет.

Скончался композитор 18 февраля 1985 года, похоронен в Москве на Кунцевском кладбище.

Комментариев нет:

Отправить комментарий