Джамп-блюз
— стиль блюза, для которого характерны высокая скорость исполнения, малый
состав исполнителей и наличие духовых инструментов. Он был очень популярен в
1940-х и стал предвестником таких течений, как ритм-н-блюз и рок-н-ролл.
Как и
многие другие классические американские музыкальные формы, джамп-блюз
представляет собой гибрид - вдохновенную смесь блюза, свинга и джаза,
развившуюся из биг-бендов Лайонела Хэмптона (Lionel Hampton) и Лаки Миллиндера
(Lucky Millinder). Из этих групп начала 1940-х появились музыканты Луи Джордан
(Louis Jordan), Джек Макви (Jack McVea), Эрл Бостик (Earl Bostic) и Арнетт Кобб
(Arnett Cobb).
Блюз и
джаз были частью одного музыкального мира, и многие музыканты работалт в обоих
жанрах. В 1942 году Лайонел Хэмптон записал песню «Flying Home», которую
Billboard описал, как «прыгуна, бросающего вызов неподвижности (англ. it's a
jumper that defies standing still)». Луи Джордан и Лайонел Хэмптон
комбинировали популярный ритм буги-вуги с «шершавым» звучанием саксофона
свинговой эры, как у Коулмана Хокинса (Coleman Hawkins) и Бена Вэбстера (Ben
Webster), и использовали игривую, комическую лирику на афроамериканском
английском.
«Тонкость
была совсем не характерна для текстов большинства прыжковых мелодий. По большей
части артисты имели дело с повседневными заботами своей аудитории - сексом,
обманом женщин (или мужчин), сексом, алкоголем, едой, сексом, деньгами,
автомобилями ... о да, и сексом. На самом деле, многие номера джамп-блюза
содержат самые веселые вульгарные двусмысленности. Если вы можете слушать такие
песни, как «I Like My Baby's Pudding» и «Keep On Churning (Til The Butter
Comes)», не улыбнувшись, то вам срочно нужна трансплантация чувства юмора.
По иронии
судьбы, джамп-блюз родился в мрачные дни Второй мировой войны. Чернокожие
переезжали с юга в большие города, особенно на западное побережье, чтобы
работать на процветающих оборонных заводах и верфях, зарабатывая больше денег и
наслаждаясь большей свободой, чем раньше. Естественно, они принесли с собой
свои традиции, в том числе и блюз. Но кантри-блюз был слишком деревенским для
их городского образа жизни. Таким образом, новоявленные горожане искали чего-то
свежего - чего-то, что накладывалось на старые 12-тактовые блюзовые формы, но также
пересекалось с захватывающей музыкой джаза и свинга их новой среды обитания. В
результате получился потрясающий микс - джамп-блюз.
В то же
время распались многие довоенные громоздкие и многолюдные биг-бэнды, и на их
месте появлялись более мелкие и более экономичные группы из семи и восьми
музыкантов. Эти новые ансамбли должны были оказывать такое же большое влияние
на публику, как и их более крупные предшественники, поэтому они разработали
жесткий риффовый стиль, который и стал основой джамп-блюза. Прыжковые группы,
используемые для исполнения «джиттербагов» по гораздо более низкой цене, чем
биг-бэнды, стали популярными среди агентов и владельцев танцевальных залов.
Саксофонист Арт Чейни как-то сказал: «Мы были оскорблены, если публика не
танцевала».
Последней
частью головоломки стал рост независимых звукозаписывающих компаний. Во время
войны нехватка шеллака - материала, используемого для создания пластинок -
означала, что крупные лейблы сократили выпуски, сконцентрировавшись на основных
поп- и классических релизах. Это сделало рынок ритм-энд-блюза широко открытым
для свободных предпринимателей, которые создали независимые звукозаписывающие
компании, выпустив сотни записей классических джампов, которые звучали по
радио, в музыкальных автоматах и в домах тысяч чернокожих американцев.
Расцвет джамп-блюза
приходился на конец 40-х - начало 50-х годов и связан с именами Луи Джордана (Louis
Jordan), Биг Джо Тёрнера (Big Joe Turner), Роя Брауна (Roy Brown), Чарльза
Брауна (Charles Brown), Хелен Хьюмс (Helen Humes), Ти-Боуна Уокера (T-Bone
Walker), Роя Милтона (Roy Milton), Билли Райта (Billy Wright) и Винони Харриса
(Wynonie Harris). В то время он был чрезвычайно популярен как среди чернокожих слушателей,
так и среди белой аудитории ... и это оказалось его гибелью. Потому что, как
только появились такие люди, как Билл Хейли и Элвис Пресли, все было готово для
переупаковки музыки в более приемлемую для мейнстрима Америки форму, и
результатом стал рок-н-ролл. Этот термин широко использовался в джамп-блюзе,
где имел остро выраженную сексуальную коннотацию, но к тому времени, когда о рок-н-ролле
заговорил ди-джей Алан Фрид, «сексуальный компонент термина уже был достаточно
ослаблен, и он стал использоваться просто для обозначения танцев».
Некоторым исполнителям, таким как «король джамп-блюза» Биг Джо Тернер, удалось какое-то время выживать в новом музыкальном климате, но большинство джамперов просто исчезло. В конце концов, консервативная белая Америка не хотела, чтобы такие персонажи, как Винони Харрис, пели частушки вроде «Я хочу мою Фанни Браун» их сыновьям и дочерям».
К счастью,
в 1980-х джамп-блюз был возрождён Джо Джексоном (Joe Jackson) и Брайаном Сетцером (Brian
Setzer), и за последние 30 лет снова приобрел популярность у совершенно новой
аудитории благодаря таким группам, как «Roomful of Blues», «Mitch Woods and His Rocket», «Lavay Smith», «Ross
Bon & The Mighty Blue Kings» и прочим.
Список
музыкантов джамп-блюза.
Alberta Adams Sil Austin LaVern Baker Big Maybelle Big Three Trio Calvin Boze Tiny Bradshaw Jackie Brenston Nappy Brown Ruth Brown Arnett Cobb Floyd Dixon Willie Dixon H-Bomb Ferguson Jimmy Forrest Clarence Garlow Stomp Gordon |
Peppermint
Harris
Wynonie Harris Joe Houston Bull Moose Jackson Willis "Gator" Jackson Illinois Jacquet Buddy Johnson Eddie Johnson Ella Johnson Louis Jordan Al Killian Julia Lee Joe Liggins Jimmy Liggins Little Willie Littlefield Amos Milburn |
Roy Milton Ella Mae Morse Johnny Otis Flip Phillips Sammy Price Louis Prima Red Prysock Ike Quebec Roomful of Blues Sam Taylor The Treniers Big Joe Turner Titus Turner Eddie Vinson Cootie Williams Jimmy
Witherspoon Mitch
Woods |
Комментариев нет:
Отправить комментарий