Стили блюза. Джамп-блюз (Jump blues).

Стили блюза.

Джамп-блюз — стиль блюза, для которого характерны высокая скорость исполнения, малый состав исполнителей и наличие духовых инструментов. Он был очень популярен в 1940-х и стал предвестником таких течений, как ритм-н-блюз и рок-н-ролл.

Как и многие другие классические американские музыкальные формы, джамп-блюз представляет собой гибрид - вдохновенную смесь блюза, свинга и джаза, развившуюся из биг-бендов Лайонела Хэмптона (Lionel Hampton) и Лаки Миллиндера (Lucky Millinder). Из этих групп начала 1940-х появились музыканты Луи Джордан (Louis Jordan), Джек Макви (Jack McVea), Эрл Бостик (Earl Bostic) и Арнетт Кобб (Arnett Cobb).

«Flying Home» - Lionel Hampton (1942).

Блюз и джаз были частью одного музыкального мира, и многие музыканты работалт в обоих жанрах. В 1942 году Лайонел Хэмптон записал песню «Flying Home», которую Billboard описал, как «прыгуна, бросающего вызов неподвижности (англ. it's a jumper that defies standing still)». Луи Джордан и Лайонел Хэмптон комбинировали популярный ритм буги-вуги с «шершавым» звучанием саксофона свинговой эры, как у Коулмана Хокинса (Coleman Hawkins) и Бена Вэбстера (Ben Webster), и использовали игривую, комическую лирику на афроамериканском английском.

«Saturday Night Fish Fry» - Louis Jordan (1949).

«Тонкость была совсем не характерна для текстов большинства прыжковых мелодий. По большей части артисты имели дело с повседневными заботами своей аудитории - сексом, обманом женщин (или мужчин), сексом, алкоголем, едой, сексом, деньгами, автомобилями ... о да, и сексом. На самом деле, многие номера джамп-блюза содержат самые веселые вульгарные двусмысленности. Если вы можете слушать такие песни, как «I Like My Baby's Pudding» и «Keep On Churning (Til The Butter Comes)», не улыбнувшись, то вам срочно нужна трансплантация чувства юмора.

«I like my baby's pudding» - Wynonie Harris.

По иронии судьбы, джамп-блюз родился в мрачные дни Второй мировой войны. Чернокожие переезжали с юга в большие города, особенно на западное побережье, чтобы работать на процветающих оборонных заводах и верфях, зарабатывая больше денег и наслаждаясь большей свободой, чем раньше. Естественно, они принесли с собой свои традиции, в том числе и блюз. Но кантри-блюз был слишком деревенским для их городского образа жизни. Таким образом, новоявленные горожане искали чего-то свежего - чего-то, что накладывалось на старые 12-тактовые блюзовые формы, но также пересекалось с захватывающей музыкой джаза и свинга их новой среды обитания. В результате получился потрясающий микс - джамп-блюз.

«Keep on Churnin' ('til the Butter Comes)» - Wynonie Harris.

В то же время распались многие довоенные громоздкие и многолюдные биг-бэнды, и на их месте появлялись более мелкие и более экономичные группы из семи и восьми музыкантов. Эти новые ансамбли должны были оказывать такое же большое влияние на публику, как и их более крупные предшественники, поэтому они разработали жесткий риффовый стиль, который и стал основой джамп-блюза. Прыжковые группы, используемые для исполнения «джиттербагов» по гораздо более низкой цене, чем биг-бэнды, стали популярными среди агентов и владельцев танцевальных залов. Саксофонист Арт Чейни как-то сказал: «Мы были оскорблены, если публика не танцевала».

«Hard Rock» - Red Prysock (1953).

Последней частью головоломки стал рост независимых звукозаписывающих компаний. Во время войны нехватка шеллака - материала, используемого для создания пластинок - означала, что крупные лейблы сократили выпуски, сконцентрировавшись на основных поп- и классических релизах. Это сделало рынок ритм-энд-блюза широко открытым для свободных предпринимателей, которые создали независимые звукозаписывающие компании, выпустив сотни записей классических джампов, которые звучали по радио, в музыкальных автоматах и ​​в домах тысяч чернокожих американцев.

«Goin' to Chicago» - T-Bone Walker (1966).

Расцвет джамп-блюза приходился на конец 40-х - начало 50-х годов и связан с именами Луи Джордана (Louis Jordan), Биг Джо Тёрнера (Big Joe Turner), Роя Брауна (Roy Brown), Чарльза Брауна (Charles Brown), Хелен Хьюмс (Helen Humes), Ти-Боуна Уокера (T-Bone Walker), Роя Милтона (Roy Milton), Билли Райта (Billy Wright) и Винони Харриса (Wynonie Harris). В то время он был чрезвычайно популярен как среди чернокожих слушателей, так и среди белой аудитории ... и это оказалось его гибелью. Потому что, как только появились такие люди, как Билл Хейли и Элвис Пресли, все было готово для переупаковки музыки в более приемлемую для мейнстрима Америки форму, и результатом стал рок-н-ролл. Этот термин широко использовался в джамп-блюзе, где имел остро выраженную сексуальную коннотацию, но к тому времени, когда о рок-н-ролле заговорил ди-джей Алан Фрид, «сексуальный компонент термина уже был достаточно ослаблен, и он стал использоваться просто для обозначения танцев».

«Boogie Woogie Country Girl» - Big Joe Turner.

Некоторым исполнителям, таким как «король джамп-блюза» Биг Джо Тернер, удалось какое-то время выживать в новом музыкальном климате, но большинство джамперов просто исчезло. В конце концов, консервативная белая Америка не хотела, чтобы такие персонажи, как Винони Харрис, пели частушки вроде «Я хочу мою Фанни Браун» их сыновьям и дочерям».

«Jump Jive An' Wail» - The Brian Setzer Orchestra (1999).

К счастью, в 1980-х джамп-блюз был возрождён Джо Джексоном (Joe Jackson) и Брайаном Сетцером (Brian Setzer), и за последние 30 лет снова приобрел популярность у совершенно новой аудитории благодаря таким группам, как «Roomful of Blues», «Mitch Woods and His Rocket», «Lavay Smith», «Ross Bon & The Mighty Blue Kings» и прочим.

Список музыкантов джамп-блюза.

Alberta Adams

Sil Austin

LaVern Baker

Big Maybelle

Big Three Trio

Earl Bostic

Calvin Boze

Tiny Bradshaw

Jackie Brenston

Nappy Brown

Roy Brown

Ruth Brown

Arnett Cobb

Floyd Dixon

Willie Dixon

H-Bomb Ferguson

Jimmy Forrest

Clarence Garlow

Stomp Gordon

Tiny Grimes

Peppermint Harris

Wynonie Harris

Joe Houston

Bull Moose Jackson

Willis "Gator" Jackson

Illinois Jacquet

Buddy Johnson

Eddie Johnson

Ella Johnson

Louis Jordan

Al Killian

Annie Laurie

Julia Lee

Joe Liggins

Jimmy Liggins

Little Willie Littlefield

Big Jay McNeely

Jay McShann

Amos Milburn

Lucky Millinder

Roy Milton

Ella Mae Morse

Johnny Otis

Flip Phillips

Sammy Price

Louis Prima

Red Prysock

Ike Quebec

Roomful of Blues

Jimmy Rushing

Sam Taylor

The Treniers

Big Joe Turner

Titus Turner

Eddie Vinson

Cootie Williams

Jimmy Witherspoon

Mitch Woods

Комментариев нет:

Отправить комментарий