среда, 18 июня 2025 г.

Популярная классика. Charles Gounod - «Méditation sur le Premier Prélude de Piano de JS Bach / Ave Maria» (1853).


«Аве Мария» - это популярная и широко известная постановка латинской молитвы, первоначально опубликованная в 1853 году как «Méditation sur le Premier Prélude de Piano de JS Bach». Пьеса состоит из мелодии французского композитора-романтика Шарля Гуно (Charles Gounod), которую он наложил на лишь слегка измененную версию Прелюдии № 1 до мажор Баха, BWV 846, из Книги I его «Хорошо темперированного клавира», опубликованной в 1722 году.

Charles Gounod - Méditation sur le Premier Prélude de Piano de J.S. Bach - Ave Maria

Труд был опубликован с французским текстом в 1853 году, но популярной стала версия 1859 года с латинским названием «Ave Maria».

Предыстория.

Текст католического гимна «Ave Maria» (его названием служат первые слова) представляет собой приветствие архангела Гавриила деве Марии при благовещении (канонизирован на Тридентском соборе, 1545-63).

Первые муз. произв. на текст «А.М.» написаны ещё до его канонизации, в начале 16 в., французским композитором Ж. Мутоном (Jean Mouton) и другими. Традиционной формой музыкального воплощения гимна в 16-17 веков был многоголосый мотет a cappella, с развитой полифонией, как правило, имитационного склада. Из текста «А.М.» в мотете использовалась обычно лишь его начальная фраза. Мелодия на этот текст выполняла в мотете роль cantus firmus 'a.

Jean Mouton – «Ave Maria ... virgo serena» (1518).

Наиболее известные мотеты на слова «А.М.» принадлежат франко-фламандским композиторам Жоскену Депре (Josquin des Prez) и Я. Аркадельту (acobus Arcadelt). Такие сочинения использовались в католической службе в дни праздников, посвященных деве Марии.

Josquin des Prés – «Ave Maria ... virgo serena» (1485)

В 19-20 веках сочинения под названием «А.М.» стали более разнообразными по жанру. Это главным образом светские композиции. Иногда они написаны на новый, не канонический текст, из которого сохраняется лишь обращение к деве Марии. В их числе арии и песни для голоса с инструментальным сопровождением Ф. Шуберта, Л. Керубини, Ш. Гуно (в качестве сопровождения Керубини и Гуно использовали прелюдию C-dur из т. 1 "Хорошо темперированного клавира" И. С. Баха), Э. Вила Лобоса, хоры a cappella и с оркестром Ю. Эльснера, И. Брамса, А. Брукнера, Дж. Верди, И. Стравинского. А. М. включена в качестве эпизода в оперу "Отелло" Верди.

Д. Бортнянский - Кантата «Ave Maria» Grave (Лидия Абрамова: сопрано. Орган: Олег Янченко, фортепиано: Михаил Воскресенский, меццо-сопрано: Людмила Симонова. Запись осуществлена в Большом зале Московской консерватории, 1994г.).

Один из ранних образцов гомофонно-гармонического воплощения традиционного текста представляет «А.М.» Д.С. Бортнянского для 2-х женских голосов в сопровождении струнных инструментов и 2 валторн (1775). Вокально-симфоническая фреска «А.М.» для хора, чтеца и оркестра на антиклерикальный поэтический текст М. Танка (в переводе В.М. Татаринова) принадлежит советскому композитору А.Г. Флярковскому

«Ave Maria» Шарля Гуно.

Гуно импровизировал с мелодией, а его будущий тесть, пианист Пьер-Жозеф-Гийом Циммерман (Pierre-Joseph-Guillaume Zimmerman) записал импровизацию и в 1853 году сделал аранжировку для скрипки в сопровождении небольшого хора. В том же году композиция появилась со словами стихотворения французского поэта Альфонса де Ламартина (Alphonse de Lamartine) «Le livre de la vie» («Книга жизни»). Лишь позднее была сделана аранжировка для скрипки (или виолончели) и фортепиано (или фисгармонии), предназначенная для исполнения на концертах под названием «Медитация». В 1859 году издатель Жак-Леопольд Хойгель (Jacques-Léopold Heugel) опубликовал эту версию со знакомым латинским текстом. Версия прелюдии Баха, использованная Гуно, включает в себя «такт Швенке» (m.23), такт, якобы добавленный немецким композитором Кристианом Фридрихом Готлибом Швенке (Christian Friedrich Gottlieb Schwencke) в попытке исправить то, что он или кто-то другой посчитал «ошибочной» прогрессией, хотя такого рода прогрессия была стандартной в музыке Баха.

Произведение было впервые представлено публике 24 мая 1859 года в парижском Théâtre-Lyrique французской певицей, обладательницей замечательного колоратурного сопрано, одной из первых «супердив» 19-го века Каролиной Миолан-Карвальо (Marie-Caroline Miolan-Carvalho).

Таким образом, Гуно присоединяется к длинному ряду композиторов, которые обращаются к Баху, используя его произведения в качестве основы для своих собственных сочинений. Другими примерами являются «Zehn Präludien nach dem Wohltemperierten Klavier Opus 137a» для виолончели и фортепиано богемского композитора Игнаца Мошелеса (Ignaz Moscheles) или «Fantasia Contrappuntistica» итальянского композитора и дирижера Ферруччо Бузони (Ferruccio Busoni).

Гибридная композиция представляет собой комбинацию гармонического развития и рисунка движений Прелюдии Баха, которая используется для чистого аккомпанемента, и мелодии Гуно с ее широким диапазоном и широкой динамикой, которая стилистически сильно подталкивает результат к романтическому языку.

Позже Гуно сочинил несколько других песен «Аве Мария», которые, однако, никогда не достигали такой же славы. Одна из них, написанная в 1883 году (CG 97), основана на другой прелюдии Баха (для лютни BWV 999).

Luciano Pavarotti – «Ave maria»

Наряду с «Аве Мария» Шуберта, «Аве Мария» Баха/Гуно стала неотъемлемой частью похорон, свадеб и конфирмаций. Существует множество различных инструментальных аранжировок, в том числе для скрипки и гитары, струнного квартета, фортепиано соло, виолончели и тромбона. В течение двадцатого века песню сотни раз записывали оперные певцы, такие как Нелли Мельба (Nellie Melba), Франко Корелли (Franco Corelli) и Лучано Паваротти (Luciano Pavarotti).

Первая запись песни была сделана в 1898 году американским певцом, «энергичным тенор с необычным диапазоном» Уильямом Дэвидом МакФарландом (William David McFarland).

Alessandro Moreschi – «Ave Maria»

Алессандро Морески (Alessandro Moreschi), один из последних певцов-кастратов, исполнил «Ave Maria» и несколько других пьес на записях для компании Gramophone & Typewriter Company в начале 1900-х годов.

В дополнение к оригинальной версии для фортепиано и голоса, в настоящее время созданы многочисленные аранжировки практически для всех мыслимых комбинаций инструментов и сольных инструментов. В частности, многие эстрадные музыканты и вокалисты включили это произведение в свой репертуар.

В 2003 году синти-поп дуэт Erasure сделал кавер-версию песни, которая была выпущена в качестве би-сайда к их синглу «Solsbury Hill».

The Erasure Show Live In Cologne - «Ave Maria».

Исполнение Йо-Йо Ма и Бобби Макферрина (Yo-Yo Ma and Bobby McFerrin) из их альбома Hush было использовано в качестве главной темы в шведском фильме «Квадрат», получившем «Золотую пальмовую ветвь» в 2017 году.

Произведение также фигурирует в качестве повторяющейся темы во время диснеевского мультфильма «Рождественская песнь» (2009).

Комментариев нет:

Отправить комментарий