пятница, 13 ноября 2020 г.

«1001 Songs you must Hear Before you Die». Vol.6 (песни 51 - 60).

«1001 Songs YouMast Hear Before You Die».

«1001 песня, которую вы должны услышать, прежде чем умереть» — альманах американских музыкальных критиков под руководством составителя Роберта Димери, состоящий из описания тысячи и одной песни, которые коллектив критиков рекомендует к прослушиванию.

51. B.B. King - Please Love Me

Writer | Jules Taub (Joe Bihari), B. B. King

Producer | Jules Bihari

Label | RPM

Album | N/A  Райли Б. Кинг - «Б. Бпрозвище - это аббревиатура от «Beale Street Blues Boy», по названию знаменитой улицы в Мемфисе, штат Теннесси, где в 1951 году был написан его первый R&B хит №1. Два года спустя Кинг снова занял первое место с песней «Please Love Me». Он написал песню сам, но, как это было обычным делом для артистов в то время, был вынужден поделиться авторством и, следовательно, доходами от гонораров с менеджментом или владельцами записывающей компании. В данном случае авторство было приписано Жюлю «Таубу» Бихари, одному из владельцев RPM Records.

В песне сразу же вступает в действие электризующее гитарное соло, тесно связанное с классической песней Элмора Джеймса «Dust My Broom». На протяжении четырех куплетов напряженным от тоски голосом Кинг воспевает свою любовь к своей безымянной женщине, обещая удовлетворить все ее прихоти. К концу песни он даже обещает купить «автомобиль Cadillac, который отвезет его к любимой». Песня завершается короткой, но выразительной кодой пылающей гитары Кинга.

B.B. King - Please Love Me

Это хриплый R&B, который больше ассоциируется с Ти-Боун Уокером (оказавшим ключевое влияние на автора) или Хаулин Вульфом, чем с Б. Б. Кингом. Его гитара слышна только в начале и в конце композиции, так что прекрасно структурированные и уравновешенные соло, отличающие такие эпосы Кинга, как «The Thrill is Gone» - ещё впереди.

52. The Orioles - Crying In The Chapel

Writer | Artie Glenn

Producer | Uncredited

Label | It’s a Natural (Jubilee)

Album | N/A

Вокальная труппа, названная в честь штата Мэриленд «Baltimore’s Orioles» сформировались в 1946 году, за восемь лет до того, как в город приехала бейсбольная команда и присвоила себе это название.

«Птицы» вскоре стали сенсацией R&B, записав к концу десятилетия несколько крупных синглов. Колодец начал пересыхать в начале пятидесятых, но группа успела записать свою самую популярную песню «Crying In The Chapel» («Плач в часовне»).

Гибкая композиция в стиле госпел, достаточно универсальная, чтобы преуспеть в кантри, R&B и поп-музыке, была идеальна для высокопарного вокала «The Orioles». Четыре певца объединились в этой песне, как никто другой в истории doowop: Джордж Нельсон (баритон) и Джонни Рид (бас) копали могилу, а теноры Александр Шарп и Сонни Тил взлетали ввысь, обещая вечную жизнь на небе. Это была ода господу, но в ней также было немного от дьявола.

The Orioles - Crying In The Chapel

«Crying in the Chapel» стал хитом для многих, в том числе для Элвиса и Ареты, но никто не справился бы с этим лучше, чем лучший сами «Baltimore’s Orioles». Их версия заняла первое место в R&B чартах США, где оставалась в течение пяти недель, став самым большим и последним хитом группы. Два десятилетия спустя это фирменное исполнение было представлено новым поколениям слушателей в саундтреке к фильму «American Graffiti».

53. The Robins - Riot in Cell Block 9

Writer | Jerry Leiber, Mike Stoller

Producer | Jerry Leiber, Mike Stoller

Label | Spark

Album | N/A Комические «пьесы» Лейбера и Столлера для «The Coasters» остаются одними из самых ярких и запоминающихся вещей эпохи рок-н-ролла. Не менее важным является этот сингл и для их предшественников – «The Robins».

Вой сирен и стук автоматов «Томми» открывают историю тюремного бунта, основанную на снобистском риффе в стиле Мадди Уотерса. Текст написан Ричардом Берри, композитором «Louie Louie», в его замечательной безбашенной манере. Текст песни был поистине мятежным - ФБР действительно тщательно его изучило, но Лейбер всегда отрицал какой-либо скрытый смысл «Бунта в тюремном блоке № 9», утверждая, что идея песни пришла к нему из радиошоу «Gang Busters». Может быть и так, но в этой композиции есть что-то, что предполагает нечто большее.

The Robins - Riot in Cell Block 9

Во-первых, в тексте нет ничего, что открыто признает эту песню шуткой. И расплата в конце: «В сорок седьмой час слезоточивый газ достал наших людей. Мы все снова в своих камерах, но время от времени…» - намекает на то, что еще не всё закончено.

«Jailhouse Rock» Элвиса, также написанный Либером и Столлером, представляет собой более «причесанный» подход к той же теме. Классический альбом Слая Стоуна «There a Riot Goin 'On» (1971) более близок по духу к песне «The Robins», рассказывая историю раздираемой беспорядками страны.

54. Billie Holiday - Love For Sale

Writer | Cole Porter

Producer | Norman Granz

Label | Verve

Album | Billie Holiday (1954)

Коул Портер написал «Love for Sale» для мюзикла «The New Yorkers», который дебютировал на Бродвее в декабре 1930 года. Песня проститутки предлагает прямой и поразительно неромантичный взгляд на любовь («Любовь свежая и все еще неиспорченная / Любовь, которая лишь слегка загрязнена») - хотя, возможно, за всем этим холодным цинизмом скрывается разбитое сердце.

Портер передал песню, первоначально исполненную белой актрисой Кэтрин Кроуфорд, чернокожей певице Элизабет Уэлч. Смена исполнительницы мало повлияла на споры о песне, потому что в том году был введен т.н. «Кодекс Хейса» для цензуры морального содержания песен, и «Love for Sale» на короткое время запретили транслировать по радио.

Billie Holiday - Love For Sale

Билли Холидей записала песню только один раз как часть сессии с оркестром из шести человек в апреле 1952 года. Для Холидей тема этой песни, несомненно, была близкой. В молодости она работала в борделе и в том же году, когда песня дебютировала на Бродвее, Холидей была ненадолго попала в тюрьму за приставания к клиентам. В любом случае, ее версия – наиболее искренняя из всех.

55. Nolan Strong & The Diablos - The Wind

Writer | Nolan Strong, Bob Edwards

Producer | Jack Brown, Devora Brown

Label | Fortune

Album | N/A Комбо-ду-воп группа «Nolan Strong & The Diablos» собрались вместе в старшей школе, назвав себя в честь книги, которую как-то прочитал Стронг «El niño diablo». В 1954 году группа прошла прослушивание у основателей компании «Fortune» Джека и Деворы Браун, которые сразу же подписали с группой контракт. «Fortune» был семейным лейблом, который записывался в задней комнате магазина в Детройте.

Второй сингл группы «The Wind» звучит сегодня так же увлекательно, как и во время его первого монтажа. Под ползучие партии контрабаса группа погружается в гармонию, напевая «Wind, blow, wind».

 «The Wind» - это колыбельная для потерянной любви, исполненная с искренней серьезностью, присущей только подросткам. Песня хорошо на Среднем Западе, но никогда не стала бестселлером на национальном уровне. Большим её поклонником стал тогда ещё совсем юный Смоки Робинсон.

К сожалению «Fortune» отказалась продавать лицензию на записи группы более крупным лейблам, что могло улучшить популяризацию «Nolan Strong & The Diablos». Например, в этом было отказано компании «Motown», когда она пыталась купить права на песню за 5000 долларов.

Nolan Strong & The Diablos - The Wind

В шестидесятые годы Стронг все еще был связан подписанным в подростковом возрасте контрактом с «Fortune». Можно только представить, насколько болезненным был для Стронга огромный успех «Motown», в то время как его собственный талант прозябал под гнетом «Fortune».

56. Chet Baker - My Funny Valentine

Writer | Richard Rodgers, Lorenz Hart

Producer | Richard Bock

Label | Pacific Jazz

Album | Chet Baker Sings (1956)

Когда в 1988 году Чет Бейкер умер, выпав из окна отеля в Амстердаме, его привлекательная внешность и бархатный голос уже были разрушены сорока годами употребления наркотиков. Несмотря на этот финал, Бейкера, пожалуй, прежде всего помнят, как красивую, хрупкую душу, деликатно напевающую «Мой забавный Валентин».

Бейкер впервые столкнулся с балладой, изначально написанной для бродвейского мюзикла «Babes in Arms» в 1952 году, когда играл на трубе с квартетом Джерри Маллигана. «Песня очаровала Бейкера», - пишет его биограф Джеймс Гэвин в «Deep in a Dream»: - «Она захватила его всем, к чему он стремился как музыкант, и сложным исследованием красивой темы и изящно связанными фразами».

Chet Baker - My Funny Valentine (Torino 1959).

Записав инструментальную версию баллады с Маллиганом, Бейкер вернулся к песне в 1954 году, на этот раз с фортепианой и басовой поддержкой. Его элегантно сдержанная, приглушенная манера игры стала квинтэссенцией «cool»-джаза Западного побережья. Хотя «Мой забавный Валентин» и не принес Бейкеру признания критиков - один из них описал его пение как «досадную привычку, отнимающую у музыканта много времени, и отвлекающую его от игры на трубе», - песня превратила Чета в икону подростка.

Chet Baker - My Funny Valentine (Tokyo 1987).

Что еще более важно, идеальный баланс жесткости и уязвимости, самоанализа и романтики в вокале Бейкера задает шаблон почти для каждого грядущего поп- и рок-героя. Сегодня Пит Доэрти и Эми Уайнхаус идут по тропе, проложенной пятьдесят лет назад.

57. Big Joe Turner - Shake, Rattle & Roll

Writer | Charles E. Calhoun

Producer | Ahmet Ertegun, Jerry Wexler

Label | Atlantic

Album | N/A 

Замечательная карьера Биг Джо Тернера длилась с 1930-х по 1980-е годы. Он приехал в Нью-Йорк из Канзас-Сити в качестве блюзового «крикуна» (blues shouter) во время повального увлечения буги-вуги. Выступление Тернера в гарлемском театре «Аполло» было триумфальным, после чего босс «Atlantic Records» Ахмет Эртегун убедил Джо подписать контракт с его лейблом.

В период с 1951 по 1956 год у Тернера было четырнадцать хитов в стиле R&B. Самым запоминающимся был «Shake, Rattle and Roll», который возглавил чарты R&B и занял 2-е место в поп-листах. Написанная ветераном джаза из Канзас-Сити Джесси Стоуном (под псевдонимом Чарльз Э. Кэлхун), «Shake, Rattle and Roll» обладает жестким текстом, позволяющим Тернеру петь о своей возлюбленной с радостной похотью.

Big Joe Turner - Shake, Rattle & Roll

Тернеру было сорок три года, когда он неожиданно получил выгоду от зарождающегося рок-н-ролла. Диджей из Кливленда Алан Фрид включил «Shake, Rattle and Roll» в одну из своих программ вместе с молодыми певцами. После 1958 года Тернер, так и не создав больше ни одного хита, продолжал записываться и выступать вплоть до своей смерти в возрасте семидесяти четырех лет.

58. Bill Haley And His Comets - Rock Around The Clock

Writer | Max Freedman, Jimmy deKnight (aka James E. Myers)

Producer | Milt Gabler

Label | Decca

Album | N/A 

Аккуратный, слегка пухлый двадцатидевятилетний парень с гладко причесанными локонами казался маловероятным кандидатом на роль короля рок-н-ролла. Но именно так решила требовательная белая подростковая аудитория, когда Билл Хейли спел «Rock Around the Clock». Его ритм с мощным контрабасом и резкими звуками гитары Дэнни Седрона, хотя и скопированных с его соло в «Rock the Joint» 1952 года, ознаменовал радикальный звуковой сдвиг в радиоволнах Америки.

Группа сыграла на сотнях школьных танцев, что помогло ей адаптировать свои выступления на сцене к подростковым чаяниям и сленгу. Так что йодлинг, танец полька и западный свинг ушли в прошлое, а им на смену пришел более жесткий бит буги-вуги. Прощай, хилбилли, привет, рокабилли!

Bill Haley And His Comets - Rock Around The Clock

Первые намеки на новое звучание появились у группы в их кавере на R&B-хит «Rocket 88» в 1951 году, а затем в сингле «Crazy Man Crazy» 1953 года (первая рок-н-ролльная пластинка, вошедшая в список U.S.Billboard Top 100). За ними последовала «Rock Around the Clock», но в чарты не вошла. Голливуду понадобилось спасть песню, ставшую главной темой фильма о подростковой преступности «Blackboard Jungle» (1955). Фильм вызвал возмущение в Америке, но подросткам понравился, и 9 июля 1955 года переизданный сингл занял первое место в списке Billboard.

59. Chet Baker - I Get Along Without You Very Well

Writer | Hoagy Carmichael

Producer | Dick Bock

Label | Pacific Jazz

Album | Chet Baker Sings (1956)

Трубач Чет Бейкер был Джеймсом Дином современного джаза, поразительная внешность которого делала его воплощением хладнокровия. И если диапазон Бейкера как трубача был, если честно, ограничен, то балладистом он был превосходным. «Хождение по яичной скорлупе» - удачное описание, которое часто применяют к прекрасным соло музыканта.

Впервые Бейкер произвел впечатление в 1952 году на Западном побережье Америки, где вместе с баритон-саксофонистом Джерри Маллиганом выступил в квартете без фортепиано. Необычный состав коллектива соответствовал легкости и воздушности исполняемой им музыки.

Chet Baker - I Get Along Without You Very Well

Идея, что Бейкер мог бы спеть некоторые песни, впервые пришла в голову руководителю звукозаписывающей компании Дику Боку. «Я поощрял его петь, и оказалось, что у него исключительный талант», - вспоминал позже Бок.

Эмоционально сдержанное пение Бейкера музыкально в собственном смысле слова. Его бельканто-теноровый вокал достигается за счет идеального контроля дыхания и расслабления, его ноты полностью настроены, а его фразы идеально выверены на всем протяжении. В пронзительном исполнении, за его кажущейся простотой скрывается значительная техника.

60. Frank Sinatra - In The Wee Small Hours Of The Morning

Writer | David Mann and Bob Hilliard

Producer | Voyle Gilmore

Label | Capitol

Album | In the Wee Small Hours (1955)

В настоящее время концептуальный альбом представляет собой заранее осмеянное музыкальное предложение, обычно считающееся продуктом раздутого художественного самомнения, поддерживаемого грубой коммерческой упаковкой. Но идея альбома, содержащего музыку, объединенную по теме или настроению и специально запрограммированную от начала до конца, имеет достойный прецедент с Фрэнком Синатрой, одним из первых певцов, осознавших художественный потенциал этого формата.

Синатра уже экспериментировал с сборниками связанных песен («Songs for Young Lovers» и «Swing Easy»), но полностью реализовал концептуальный альбом с «In the Wee Small Hours», все шестнадцать баллад которого были специально аранжированы и записаны для этого альбома.

Frank Sinatra - In The Wee Small Hours Of The Morning

В альбоме, описывающем настроение ночного одиночества и раскаяния, вызванного потерянной любовью, идет речь о актрисе Аве Гарднер, на которой Синатра был женат с 1951 года. Бурные отношения преследовали супругов до самого развода в 1957 году. В заглавной песне Синатра размышляет о женщине, которую он потерял, и сожалеет о своих ошибках. «In the Wee Small Hours of the Morning» была написана специально для этого альбома, остальные песни были популярными стандартами Коула Портера, Роджерса/Харта и других.

Комментариев нет:

Отправить комментарий