«1001 Songs YouMast Hear Before You Die».
«1001
песня, которую вы должны услышать, прежде чем умереть» — альманах американских
музыкальных критиков под руководством составителя Роберта Димери, состоящий из
описания тысячи и одной песни, которые коллектив критиков рекомендует к
прослушиванию.
51. B.B. King - Please Love Me
Writer | Jules Taub (Joe Bihari), B. B. King
Producer | Jules Bihari
Label | RPM
Album | N/A Райли Б. Кинг - «Б. Б.» прозвище - это аббревиатура от
«Beale Street Blues Boy», по названию знаменитой улицы в Мемфисе, штат Теннесси, где в 1951 году был написан его первый R&B хит №1. Два года спустя Кинг снова занял первое место
с песней «Please Love Me». Он написал песню сам, но, как это было обычным делом
для артистов в то время, был вынужден поделиться авторством и, следовательно,
доходами от гонораров с менеджментом или владельцами записывающей компании. В
данном случае авторство было приписано Жюлю «Таубу» Бихари, одному из
владельцев RPM Records.
В песне сразу же вступает в действие электризующее гитарное соло, тесно связанное с классической песней Элмора Джеймса «Dust My Broom». На протяжении четырех куплетов напряженным от тоски голосом Кинг воспевает свою любовь к своей безымянной женщине, обещая удовлетворить все ее прихоти. К концу песни он даже обещает купить «автомобиль Cadillac, который отвезет его к любимой». Песня завершается короткой, но выразительной кодой пылающей гитары Кинга.
Это
хриплый R&B, который больше ассоциируется с Ти-Боун Уокером (оказавшим
ключевое влияние на автора) или Хаулин Вульфом, чем с Б. Б. Кингом. Его гитара
слышна только в начале и в конце композиции, так что прекрасно
структурированные и уравновешенные соло, отличающие такие эпосы Кинга, как «The
Thrill is Gone» - ещё впереди.
52. The Orioles - Crying In The Chapel
Writer | Artie Glenn
Producer | Uncredited
Label | It’s a Natural (Jubilee)
Album |
N/A
Вокальная
труппа, названная в честь штата Мэриленд «Baltimore’s Orioles» сформировались в
1946 году, за восемь лет до того, как в город приехала бейсбольная команда и
присвоила себе это название.
«Птицы»
вскоре стали сенсацией R&B, записав к концу десятилетия несколько крупных
синглов. Колодец начал пересыхать в начале пятидесятых, но группа успела
записать свою самую популярную песню «Crying In The Chapel» («Плач в часовне»).
Гибкая
композиция в стиле госпел, достаточно универсальная, чтобы преуспеть в кантри,
R&B и поп-музыке, была идеальна для высокопарного вокала «The Orioles».
Четыре певца объединились в этой песне, как никто другой в истории doowop:
Джордж Нельсон (баритон) и Джонни Рид (бас) копали могилу, а теноры Александр
Шарп и Сонни Тил взлетали ввысь, обещая вечную жизнь на небе. Это была ода
господу, но в ней также было немного от дьявола.
«Crying
in the Chapel» стал хитом для многих, в том числе для Элвиса и Ареты, но никто
не справился бы с этим лучше, чем лучший сами «Baltimore’s Orioles». Их версия
заняла первое место в R&B чартах США, где оставалась в течение пяти недель,
став самым большим и последним хитом группы. Два десятилетия спустя это
фирменное исполнение было представлено новым поколениям слушателей в саундтреке
к фильму «American Graffiti».
53. The Robins - Riot in Cell Block 9
Writer | Jerry Leiber, Mike Stoller
Producer | Jerry Leiber, Mike Stoller
Label |
Spark
Album |
N/A Комические «пьесы» Лейбера и Столлера для «The Coasters» остаются одними из
самых ярких и запоминающихся вещей эпохи рок-н-ролла. Не менее важным является
этот сингл и для их предшественников – «The Robins».
Вой сирен
и стук автоматов «Томми» открывают историю тюремного бунта, основанную на
снобистском риффе в стиле Мадди Уотерса. Текст написан Ричардом Берри,
композитором «Louie Louie», в его замечательной безбашенной манере. Текст песни
был поистине мятежным - ФБР действительно тщательно его изучило, но Лейбер
всегда отрицал какой-либо скрытый смысл «Бунта в тюремном блоке № 9»,
утверждая, что идея песни пришла к нему из радиошоу «Gang Busters». Может быть
и так, но в этой композиции есть что-то, что предполагает нечто большее.
Во-первых,
в тексте нет ничего, что открыто признает эту песню шуткой. И расплата в конце:
«В сорок седьмой час слезоточивый газ достал наших людей. Мы все снова в своих
камерах, но время от времени…» - намекает на то, что еще не всё закончено.
«Jailhouse
Rock» Элвиса, также написанный Либером и Столлером, представляет собой более
«причесанный» подход к той же теме. Классический альбом Слая Стоуна «There a
Riot Goin 'On» (1971) более близок по духу к песне «The Robins», рассказывая
историю раздираемой беспорядками страны.
54. Billie Holiday - Love For Sale
Writer | Cole Porter
Producer | Norman Granz
Label | Verve
Album | Billie Holiday (1954)
Коул
Портер написал «Love for Sale» для мюзикла «The New Yorkers», который
дебютировал на Бродвее в декабре 1930 года. Песня проститутки предлагает прямой
и поразительно неромантичный взгляд на любовь («Любовь свежая и все еще
неиспорченная / Любовь, которая лишь слегка загрязнена») - хотя, возможно, за
всем этим холодным цинизмом скрывается разбитое сердце.
Портер
передал песню, первоначально исполненную белой актрисой Кэтрин Кроуфорд,
чернокожей певице Элизабет Уэлч. Смена исполнительницы мало повлияла на споры о
песне, потому что в том году был введен т.н. «Кодекс Хейса» для цензуры
морального содержания песен, и «Love for Sale» на короткое время запретили
транслировать по радио.
Билли
Холидей записала песню только один раз как часть сессии с оркестром из шести
человек в апреле 1952 года. Для Холидей тема этой песни, несомненно, была
близкой. В молодости она работала в борделе и в том же году, когда песня
дебютировала на Бродвее, Холидей была ненадолго попала в тюрьму за приставания
к клиентам. В любом случае, ее версия – наиболее искренняя из всех.
55. Nolan
Strong & The Diablos - The Wind
Writer | Nolan Strong, Bob Edwards
Producer | Jack Brown, Devora Brown
Label |
Fortune
Album |
N/A Комбо-ду-воп группа «Nolan Strong & The Diablos» собрались вместе в
старшей школе, назвав себя в честь книги, которую как-то прочитал Стронг «El
niño diablo». В 1954 году группа прошла прослушивание у основателей компании
«Fortune» Джека и Деворы Браун, которые сразу же подписали с группой контракт.
«Fortune» был семейным лейблом, который записывался в задней комнате магазина в
Детройте.
Второй
сингл группы «The Wind» звучит сегодня так же увлекательно, как и во время его
первого монтажа. Под ползучие партии контрабаса группа погружается в гармонию,
напевая «Wind, blow, wind».
«The Wind» - это колыбельная для потерянной
любви, исполненная с искренней серьезностью, присущей только подросткам. Песня
хорошо на Среднем Западе, но никогда не стала бестселлером на национальном
уровне. Большим её поклонником стал тогда ещё совсем юный Смоки Робинсон.
К
сожалению «Fortune» отказалась продавать лицензию на записи группы более
крупным лейблам, что могло улучшить популяризацию «Nolan Strong & The
Diablos». Например, в этом было отказано компании «Motown», когда она пыталась
купить права на песню за 5000 долларов.
В
шестидесятые годы Стронг все еще был связан подписанным в подростковом возрасте
контрактом с «Fortune». Можно только представить, насколько болезненным был для
Стронга огромный успех «Motown», в то время как его собственный талант прозябал
под гнетом «Fortune».
56. Chet Baker - My Funny Valentine
Writer | Richard Rodgers, Lorenz Hart
Producer | Richard Bock
Label | Pacific Jazz
Album |
Chet Baker Sings (1956)
Когда в
1988 году Чет Бейкер умер, выпав из окна отеля в Амстердаме, его
привлекательная внешность и бархатный голос уже были разрушены сорока годами
употребления наркотиков. Несмотря на этот финал, Бейкера, пожалуй, прежде всего
помнят, как красивую, хрупкую душу, деликатно напевающую «Мой забавный
Валентин».
Бейкер
впервые столкнулся с балладой, изначально написанной для бродвейского мюзикла
«Babes in Arms» в 1952 году, когда играл на трубе с квартетом Джерри Маллигана.
«Песня очаровала Бейкера», - пишет его биограф Джеймс Гэвин в «Deep in a
Dream»: - «Она захватила его всем, к чему он стремился как музыкант, и сложным
исследованием красивой темы и изящно связанными фразами».
Записав
инструментальную версию баллады с Маллиганом, Бейкер вернулся к песне в 1954
году, на этот раз с фортепианой и басовой поддержкой. Его элегантно сдержанная,
приглушенная манера игры стала квинтэссенцией «cool»-джаза Западного побережья.
Хотя «Мой забавный Валентин» и не принес Бейкеру признания критиков - один из
них описал его пение как «досадную привычку, отнимающую у музыканта много
времени, и отвлекающую его от игры на трубе», - песня превратила Чета в икону
подростка.
Что еще
более важно, идеальный баланс жесткости и уязвимости, самоанализа и романтики в
вокале Бейкера задает шаблон почти для каждого грядущего поп- и рок-героя.
Сегодня Пит Доэрти и Эми Уайнхаус идут по тропе, проложенной пятьдесят лет
назад.
57. Big Joe Turner - Shake, Rattle & Roll
Writer | Charles E. Calhoun
Producer | Ahmet Ertegun, Jerry Wexler
Label |
Atlantic
Album |
N/A
Замечательная
карьера Биг Джо Тернера длилась с 1930-х по 1980-е годы. Он приехал в Нью-Йорк
из Канзас-Сити в качестве блюзового «крикуна» (blues shouter) во время
повального увлечения буги-вуги. Выступление Тернера в гарлемском театре
«Аполло» было триумфальным, после чего босс «Atlantic Records» Ахмет Эртегун
убедил Джо подписать контракт с его лейблом.
В период
с 1951 по 1956 год у Тернера было четырнадцать хитов в стиле R&B. Самым
запоминающимся был «Shake, Rattle and Roll», который возглавил чарты R&B и
занял 2-е место в поп-листах. Написанная ветераном джаза из Канзас-Сити Джесси
Стоуном (под псевдонимом Чарльз Э. Кэлхун), «Shake, Rattle and Roll» обладает
жестким текстом, позволяющим Тернеру петь о своей возлюбленной с радостной
похотью.
Тернеру
было сорок три года, когда он неожиданно получил выгоду от зарождающегося
рок-н-ролла. Диджей из Кливленда Алан Фрид включил «Shake, Rattle and Roll» в
одну из своих программ вместе с молодыми певцами. После 1958 года Тернер, так и
не создав больше ни одного хита, продолжал записываться и выступать вплоть до
своей смерти в возрасте семидесяти четырех лет.
58. Bill Haley And His Comets - Rock Around The Clock
Writer | Max Freedman, Jimmy deKnight (aka James E.
Myers)
Producer
| Milt Gabler
Label |
Decca
Album |
N/A
Аккуратный,
слегка пухлый двадцатидевятилетний парень с гладко причесанными локонами
казался маловероятным кандидатом на роль короля рок-н-ролла. Но именно так
решила требовательная белая подростковая аудитория, когда Билл Хейли спел «Rock
Around the Clock». Его ритм с мощным контрабасом и резкими звуками гитары Дэнни
Седрона, хотя и скопированных с его соло в «Rock the Joint» 1952 года,
ознаменовал радикальный звуковой сдвиг в радиоволнах Америки.
Группа
сыграла на сотнях школьных танцев, что помогло ей адаптировать свои выступления
на сцене к подростковым чаяниям и сленгу. Так что йодлинг, танец полька и
западный свинг ушли в прошлое, а им на смену пришел более жесткий бит
буги-вуги. Прощай, хилбилли, привет, рокабилли!
Первые
намеки на новое звучание появились у группы в их кавере на R&B-хит «Rocket
88» в 1951 году, а затем в сингле «Crazy Man Crazy» 1953 года (первая
рок-н-ролльная пластинка, вошедшая в список U.S.Billboard Top 100). За ними
последовала «Rock Around the Clock», но в чарты не вошла. Голливуду
понадобилось спасть песню, ставшую главной темой фильма о подростковой
преступности «Blackboard Jungle» (1955). Фильм вызвал возмущение в Америке, но
подросткам понравился, и 9 июля 1955 года переизданный сингл занял первое место
в списке Billboard.
59. Chet Baker - I Get Along Without You Very Well
Writer | Hoagy Carmichael
Producer | Dick Bock
Label | Pacific Jazz
Album | Chet Baker Sings (1956)
Трубач
Чет Бейкер был Джеймсом Дином современного джаза, поразительная внешность
которого делала его воплощением хладнокровия. И если диапазон Бейкера как
трубача был, если честно, ограничен, то балладистом он был превосходным.
«Хождение по яичной скорлупе» - удачное описание, которое часто применяют к
прекрасным соло музыканта.
Впервые
Бейкер произвел впечатление в 1952 году на Западном побережье Америки, где
вместе с баритон-саксофонистом Джерри Маллиганом выступил в квартете без
фортепиано. Необычный состав коллектива соответствовал легкости и воздушности исполняемой
им музыки.
Идея, что
Бейкер мог бы спеть некоторые песни, впервые пришла в голову руководителю
звукозаписывающей компании Дику Боку. «Я поощрял его петь, и оказалось, что у
него исключительный талант», - вспоминал позже Бок.
Эмоционально
сдержанное пение Бейкера музыкально в собственном смысле слова. Его
бельканто-теноровый вокал достигается за счет идеального контроля дыхания и
расслабления, его ноты полностью настроены, а его фразы идеально выверены на
всем протяжении. В пронзительном исполнении, за его кажущейся простотой
скрывается значительная техника.
60. Frank Sinatra - In The Wee Small Hours Of The
Morning
Writer | David Mann and Bob Hilliard
Producer | Voyle Gilmore
Label | Capitol
Album | In the Wee Small Hours (1955)
В
настоящее время концептуальный альбом представляет собой заранее осмеянное
музыкальное предложение, обычно считающееся продуктом раздутого художественного
самомнения, поддерживаемого грубой коммерческой упаковкой. Но идея альбома,
содержащего музыку, объединенную по теме или настроению и специально
запрограммированную от начала до конца, имеет достойный прецедент с Фрэнком
Синатрой, одним из первых певцов, осознавших художественный потенциал этого
формата.
Синатра
уже экспериментировал с сборниками связанных песен («Songs for Young Lovers» и
«Swing Easy»), но полностью реализовал концептуальный альбом с «In the Wee
Small Hours», все шестнадцать баллад которого были специально аранжированы и
записаны для этого альбома.
В
альбоме, описывающем настроение ночного одиночества и раскаяния, вызванного
потерянной любовью, идет речь о актрисе Аве Гарднер, на которой Синатра был
женат с 1951 года. Бурные отношения преследовали супругов до самого развода в
1957 году. В заглавной песне Синатра размышляет о женщине, которую он потерял,
и сожалеет о своих ошибках. «In the Wee Small Hours of the Morning» была
написана специально для этого альбома, остальные песни были популярными
стандартами Коула Портера, Роджерса/Харта и других.
Комментариев нет:
Отправить комментарий