Немецкие походные песни.
"Он был
одним из самых богатых франконских рыцарей, генералом и советником князей. Но
общественное сознание заставило его в 1525 году встать на сторону восставших
крестьян. Со своей легендарной «Черной стаей» он боролся за их права и рисковал
своей жизнью".
10 июня
1525 г. в лесу Грамшац близ Вюрцбурга был убит немецкий (франконский) рыцарь на
службе у маркграфа Альбрехта Бранденбург-Ансбахского Флориан Гайер (Florian
Geier von Giebelstadt), один из лидеров Крестьянской войны в Германии. В XX
веке его имя широко использовалось в пропагандистских целях как в III Рейхе,
где в его честь в 1942 г. назвали 8 кавалерийскую дивизию СС, так и в ГДР, где
имя Флориана Гайера получил 3 пограничный полк.
Флориан Гайер родился в 1490 году в замке Гейер в Гибельштадте в семье зажиточных франконских дворян, и был младшим из трёх братьев. После смерти его отца Дитрих Гейера фон Гайерсберга и двух старших братьев, Флориан в очень молодом возрасте унаследовал значительное состояние и обширные поместья, что позволяло ему жить жизнью, свободной от финансовых забот.
В
1512—1513 годах Гайер предпринял поездку ко двору английского короля Генриха
VIII, где, возможно, познакомился с реформистскими идеями Джона Уиклифа. В 1517
году, после отказа выплатить 350-летние проценты от аббатства Ноймюнстера, Гейер был отлучен от церкви и оставался под интердиктом до самой
смерти.
В 1519
году Флориан Гайер воевал под командованием маркграфа Казимира Брандебург-Кульмбахского
в армии Швабской лиги против герцога Ульриха Вюртембергского и Гетца фон Берлихингена.
Позже в том же году Брандебург-Кульмбах отправил Гайера к своему брату
Альбрехту, герцогу Бранденбургско-Прусскому, тогдашнему великому магистру
Тевтонского ордена, чтобы поддержать его в Польско-тевтонской войне. Гайер вёл переговоры
о перемирии, которое положило войне конец. Он оставался на службе у герцога
Альбрехта до 1523 года, посещая различные европейские дворы с дипломатическими
миссиями. В 1523 году Гайер сопровождал Мартина Лютера во время визита в
Виттенберг.
Когда в
1524 году разразилась Крестьянская война, Флориан Гайер вместе с горсткой
рыцарей низкого ранга и несколькими сотнями наспех обученных крестьянских
ополченцев основал Чёрный отряд (Schwarzer Haufen), который был, возможно, единственный
тяжелым кавалерийским подразделением, сражавшейся на стороне крестьянской
революции. Чёрный отряд помог проповеднику Томасу Мюнцеру одержать ряд побед в
Тюрингии. В качестве парламентёра ему удалось добиться сдачи многих небольших
городков. Гайер также вёл переговоры с городом Вюрцбург и маркграфом Казимиром,
целью которых было желание при помощи крестьян и горожан добиться от
аристократии проведения необходимых реформ, прежде всего, основываясь на
моральном авторитете Евангелия, устранить духовные и сословные привилегии.
Все
стороны приписывали Гайеру бессмысленное разрушение соборов и замков, а также
суммарные казни находящихся в них дворян и священников. Эти разрушения сыграли
определённую роль в том, что Мартин Лютер перешел на сторону принцев, призвав их
убивать восставших крестьян.
По мере
того, как крестьянская война затягивалась, многие восставшие крестьяне
возвращались домой, а большинство рыцарей, которые вместе с Гайером присоединились
к Мюнцеру, дезертировали. Крестьяне же испытывали к Гайеру недоверие из-за его
дворянского происхождения.
После
поражения крестьянского восстания в решающих битвах под Ингольштадтом в Нижней
Франконии и Кёнигсхофеном, Гайер, по решению городского совета, под конвоем был
выдворен из города Ротенбурга.
В полном
одиночестве он верхом отправился на север страны, где с ним связались два слуги
его шурина Вильгельма фон Грумбаха, которые заявили о своем намерении помочь
ему. В ночь с 9 на 10 июня 1525 года Гайер был заколот и ограблен ими в лесу
вблизи города Вюрцбурга. Местонахождение его могилы неизвестно. По одной
из версий, он был похоронен своими убийцами в лесу Грамшац на месте своей
гибели.
Несмотря
на то, что род Флориана Гейера пресекся в начале 18 века, а его замок в
Гибельштадте перешел в другие руки, он до сих пор является местом проведения
ежегодного «Florian Geyer Festspiele».
Память
Из-за
добровольного отказа от роскошной жизни и отстаивания своих убеждений Флориан
Гейер гораздо лучше подходит в качестве образца для подражания, чем фигура
Гётца фон Берлихингена или «крестьянского канцлера» Венделя Хиплера. В своей книге
«Крестьянская война в Германии» (1850) Фридрих Энгельс писал о Гайере и его
движении как о первом в своем роде, которое боролось за интересы пролетариата,
объявив Гайера коммунистическим революционером.
Гайеру и
его отряду посвящена немецкая песня «Wir sind des Geyers schwarzer Haufen»,
которая была написана спустя несколько лет после окончания Первой мировой войны и обрела популярность
в народе. Текст песни был написан примерно в 1920 году в кружках Bündnische
Jugend с использованием текстовых частей стихотворения «Я бедный Кунрад» («Ich
bin der arme Kunrad») баварского поэта и офицера-артиллериста Генриха фон
Редера (1885), мелодия была написана немецким поэтом, сочувствующим нацистам Фрицем
Сотке (1919).
Зовёмся Чёрным мы отрядом, хейя-хо!
И всех попов мы вздёрнуть рады, хейя-хо!
И Флориан Гайер нас ведёт, Смерть и Позор!
Он знамя с башмаком несёт, меч его остёр!
Копьём в живот — взад-вперёд,
Подожжём поповский мы приход!
Копьём в живот — взад-вперёд,
Затолкаем остриё в поповский рот!
Гуляет по Вайнсбергу мор, хейя-хо!
Из трупов сделали костёр, хейя-хо!
Попалась нам барона дочь, хейя-хо!
Повеселимся в эту ночь, хейя-хо!
Копьём в живот — взад-вперёд,
Подожжём поповский мы приход!
Копьём в живот — взад-вперёд,
Затолкаем остриё в поповский рот!
Плюём мы кирхе на крыльцо, Кюрэлиз!
У Папы жопа, не лицо, Кюрелиз!
Попу отрежем мы яйцо, хейя-хо!
Прибьём гвоздями на крыльцо, хейя-хо!
Копьём в живот — взад-вперёд,
И пойдём толпой на эшафот!
Копьём в живот — взад-вперёд,
И пойдём толпой на эшафот!
Разбиты, мы идём назад, хейя-хо!
Но наши дети отомстят, хейя-хо!
В песне
было 13 строф: после каждой строфы повторялся припев. Стилистически текст отражал
поведение крестьянина XVI века и основан на требованиях и риторике крестьян
времен крестьянских войн, очевидна антиклерикальная и антидворянская тенденция.
Текст
песни изобилует ссылками на действия Черного отряда: «Setzt aufs Klosterdach
den Roten Hahn!» («Пустите красного петуха на крышу монастыря!»).
Как
песня, написанная в более широком контексте немецких молодежных движений эпохи
Веймарской республики, песня использовалась многими различными политическими
группами по всему политическому спектру. Песня примечательна тем, что была
включена как в официальные песенники нацистской партии Германии, так и в песенники
Национальной народной армии Германской Демократической Республики.
До Второй
мировой войны имя Гайера активно использовалось нацистами в рамках борьбы
против католической церкви. 11 августа 1933 года улица Макс-Шнабель-Штрассе в
Хайдингсфельде, районе Вюрцбурга, была переименована в Флориан-Гейер-Штрассе. «Wir
sind des Geyers schwarzer Haufen» стала одной из официальных песен СС. В годы
Второй мировой войны песня фактически стала официальным маршем 8-й кавалерийской
дивизии СС «Флориан Гайер».
В ГДР именем
Флориана Гайера был назван 3-й пограничный полк ГДР «Флориан Гейер» и несколько
сельскохозяйственных производственных кооперативов (СПГ). Кроме того, в эпоху
ГДР в честь Гейера был назван ряд улиц, особенно часто в сельских общинах и в
жилых районах, связанных с земельной реформой (Neubauerndörfer).
До 1956
года «Wir sind des Geyers schwarzer Haufen» была одним из маршей Национальной
Народной Армии ГДР. Позднее она исполнялась зачастую в урезанной или немного
изменённой форме.
В 1970
году венгерским композитором Дьёрдем Бехарем и поэтом Андором Габором была
написана песня «Geyer Flórián dala», посвящённая Флориану Гайеру.
В наши
дни «Wir sind des Geyers schwarzer Haufen» остается популярной песней,
исполняемой различными немецкими музыкальными группами. Наиболее известными
исполнителями песни являются преимущественно коллективы и певцы в стиле
средневековой музыки, а также панк-рок и метал-группы с радикальными взглядами.
Известны исполнения Хайно (он же Хайнц Георг Крамм), рок-групп Die Streuner,
Van Langen, Radikahl и Die Schnitter, Absurd (со своим текстом под названием
Des Wotans schwarzer Haufen), Der Botho Lucas Chor и французов Caterva Runa
(под названием Les Chacals).
Песни
исполняются также с новыми строфами, которых не насчитывается среди
«канонических» тринадцати: зачастую они полны ненормативной лексики. В
зависимости от конкретной аранжировки и исполнителя текст песни может быть
изменен или ослаблен. Распространенные замены включают замену «Крыши монастыря»
на простую «Рыцарскую крышу» или даже полное исключение некоторых строк
(например, «Des Edelmannes Töchterlein, heia hoho, soll heute uns're Buhle
sein»).
Комментариев нет:
Отправить комментарий