среда, 25 июня 2025 г.

Лучшие альбомы 1970-х. Supertramp – «Indelibly Stamped» (1971).

Прогрессивный рок.

Второй альбом британской группы, выпущенный 25 июня 1971 года.

Этот альбом значительно отличается от первого, который был сделан в типичной для прогрессивного рока манере. Это ознаменовало резкое изменение направления в сторону более прямолинейного рок-звучания, и, по признанию собственных аннотаций группы, «Travelled» — единственная песня, имеющая какое-либо сходство с их дебютным альбомом.

Supertramp – «Travelled»

Средневековые мотивы и продолжительные инструментальные пассажи уступили место более мэйнстримовому року с примесью джаза, соул, мюзик-холла, буги-вуги, кантри, фолк и тяжёлого рока. Если в первом альбоме "рулил" по большей части Роджер Ходжсон, то в „Indelibly Stamped“ главную роль играет Рик Дэвис. Он привнёс в музыку Supertramp свои увлечения американским джазом, блюзом и соул, его вокал и фортепиано доминируют в альбоме.

Как объяснил позже Роджер Ходжсон, Indelibly Stamped "был альбомом, сделанным ради выживания, чтобы завоевать утраченное после дебюта доверие менеджера. Для альбома не было отработано ни единой вещи заранее, и нам пришлось барахтаться по ходу пьесы."

Supertramp – «Coming Home To See You»

На тот момент Supertramp представляла собой постоянное ядро в лице Роджера Ходжсона и Ричарда Дэвиса. Они остались вдвоём после неудачи дебютника Supertramp, и для записи второго в спешном порядке рекрутировали трёх музыкантов: Фрэнка Фаррелла (бас, ф-но, электропиано, аккордеон, подпевки), Кевина Кёрри (ударные, перкуссия) и Дэйва Уинтропа (флейты, саксофоны, подпевки). Начиная с „Indelibly Stamped“ в Supertramp зазвучали духовые, пока в лице одного саксофониста, но позже, как известно, духовиков в группе прибавится.

Supertramp – «Aries»

Ходжсон всё же имеет свою нишу в этом альбоме, он поёт ведущий вокал в трёх песнях. Две из них — "Travelled" и "Aries" — вполне в его духе, под ф-но, акустические гитары и флейту, и более-менее напоминают традиции прогрока. Про "Travelled" в аннотации на внутреннем развороте конверта так и сказано: "Рефлективная песня и единственный трек, который имеет что-то общее с меланхолическим настроением предыдущего альбома."

Supertramp – «Potter»

Аннотации, как всегда в таких случаях, не очень информативны, говорят ни о чём, просто передают, в каком настроении была сочинена та или иная вещь либо объясняют то, что итак понятно. Например, про первую вещь на второй стороне — "Potter" — сказано просто: "Грубый образчик британского рока". Это действительно попытка сыграть хард-рок, но у Supertramp и хард-рок звучит мягковато.

Supertramp – «Rosie Had Everything Planned»

В основном в альбоме звучит типичный британский рок, воспитанный на Kinks и The Beatles ("Rosie Had Everything Planned", "Coming Home to See You"). Буги-вуги "Your Poppa Don't Mind" записан на гребне популярности этого жанра в 1971 году, когда на топе был король буги Марк Болан с группой T.Rex. Очень стильная вещь в ритм-н-блюзе "Remember" записана, такое ощущение, с выведенными до упора рукоятками на пульте, а саксофон Уинтропа размножен на несколько дорожек.

Supertramp – «Remember»

„Indelibly Stamped“ в своё время провалился в продаже, так же как и первый, прогрессивный альбом, так что манёвр со сменой направления в этом отношении не помог. Supertramp добились известности и коммерческого успеха лишь с шестым по счёту альбомом «Breakfast in America», вышедшим 1979 году, а всё предыдущее их — довольно интенсивное — творчество для широкой публики осталось за кадром. Одни знатоки группы больше ценят её арт-роковые произведения, другие — более поздний стиль в духе "Завтрака в Америке", а „Indelibly Stamped“, поскольку не относится ни к тем, ни к другим, попал в незаслуженную опалу.

Supertramp – «Forever»

Изящный джазоблюз "Forever" приятно отдаёт ленноновщиной раннего разлива, точно так же как "Times Have Changed" — приятной маккартневщиной времён альбома Ram, который базировался на уникальном преломлении англичанином Полом американской музыки кантри. „Indelibly Stamped“ можно назвать самым рок-н-рольным альбомом Supertramp.

Supertramp – «Times Have Changed»

На обложке „Indelibly Stamped“ красуется голый женский торс, густо покрытый цветной татуировкой. Поначалу все считали, что моделью для этой фотографии послужила самая татуированная женщина Британии Расти Скуз (Рекорд Гинесса и всё такое прочее), поскольку на левой руке вытатуированы имена Rusty и Bill. Билл содержал салон тату, в котором сделал большинство татуировок Расти и в конце концов женился на ней. Однако фотографии самой Расти показывают, что на обложке не её татуировка, а моделью послужила некая Марион Холлиер, сделавшая себе в том же салоне немало тату, и заработавшая за позирование для Supertramp 45 фунтов стерлингов. Обложка „Indelibly Stamped“ традиционно попадает в списки самых худших альбомных обложек всех времён. Мало кому нравится женственность в таком проявлении. А CD-издания стали выпускать эту обложку почему-то в чёрно-белом цвете.

Название звучит в тон обложке "Несмываемая штамповка". Непонятно только, что появилось первое, и что чему служит: название или обложка.

Supertramp – «Your Poppa Don't Mind»

Великолепный альбом семидесятых, это очевидно любому любителю рок-музыки, стоит только послушать пластинку. Здесь отчётливо слышны оттенки фирменного стиля, который придёт к группе в последующих альбомах, и который неразрывно ассоциируется с электропиано, агрессивным баритоном Рика Дэвиса и духовыми. Глядя из прошлого, теперь можно сказать определённо: „Indelibly Stamped“ звучал возможно посредственно для своего времени, чрезвычайно плодовитого в истории рок-музыки, но на сегодняшнем безрыбье выглядит очень свежо и интересно.

Комментариев нет:

Отправить комментарий