Биографы
пишут, что его мать Мария Шевченко и отец Юзеф Визборас (в российском варианте
его непривычная литовская фамилия потеряла две последних буквы, а имя стали
писать как "Иосиф") познакомились в Краснодаре. Юзеф был красным
командиром, моряком, а также неплохим художником.
В годы
террора отец был репрессирован, а в 1958-м реабилитирован посмертно. Юрий и его
мама (по образованию фельдшер) были вынуждены "путешествовать" по
стране в поисках заработка.
Часть детства Визбора прошла в Хабаровске, потом они вернулись в Москву, где пережили Великую Отечественную войну. Еще в раннем детстве отец пытался учить мальца живописи, но тот не желал быть хлюпиком-художником или лириком-поэтом.
Он мечтал
о небе или футбольном поле. Но в 14 лет взял гитару и стал "брать уроки"
у дворовых учителей. Тогда же случилась первая любовь и первое четверостишие.
Потом, провалившись в престижные ВУЗы, по совету друга Владимира Красновского
решил поступать в педагогический. Сначала мысль эта показалась Визбору смешной,
но друг в качестве последнего аргумента предложил хотя бы поехать посмотреть
это "офигительное здание" на Пироговской. Предоставим слово
биографам:
"Внешний
вид действительно произвел на Визбора впечатление, а первым человеком,
встреченным внутри, оказалась девушка, которая в пустой аудитории наигрывала на
рояле джазовые вариации. Позднее с этой девушкой - Светланой Богдасаровой -
Визбор написал много песен. Но тогда - в 1951-м - решение было принято, и, как
ни странно, на этот раз со вступительными экзаменами Визбор справился
успешно".
На
первом-втором курсе Визбор написал свою первую песню "Мадагаскар",
положив собственные слова на музыку из спектакля Кукольного театра Сергея
Образцова "Под шорох твоих ресниц". Сначала многие песни он сочинял
не на свою музыку, а при участии друзей-композиторов.
Как потом
напишут те же неугомонные биографы, "визборовскую волну
"педсочинительства" поддержали пришедшие чуть позже в институт Юлий
Ким, Борис Вахнюк, Ада Якушева (будущая первая жена Визбора). Так фактически
зарождалась советская бардовская песня".
После
окончания МГПИ Визбор поехал по распределению в поселок Кизема Архангельской
области, где преподавал русский язык, литературу, географию, английский язык,
физкультуру. Потом пошел в армию. Служил на севере России, в Карелии, Хибинах.
Там впервые попробовал себя в качестве журналиста: в армейских газетах
печатались его рассказы, стихи и даже "строевой гимн связистов".
Сам
Визбор о своей "шатунной" жизни писал так: "Я рыбачил, стоял с
перфоратором смену, менял штуцера на нефтедобыче, подучился навигаторскому
делу, водил самолет, участвовал во взрывных работах, снимал на зимовках
показания приборов, был киноактером, фотографии выставлял в Доме журналистов,
прыгал с парашютом, стоял на границе в наряде, служил радистом и заработал I
класс, ремонтировал моторы, водил яхту, выступал с концертами, чинил
радиоаппаратуру, тренировал горнолыжников, был учителем в школе, работал на
лесоповале, водил в горах и на севере альпинистские и туристские группы, строил
дома, занимался подводным плаваньем. Вот, пожалуй, и всё".
Нет, не
всё! В 1962 году он выступает инициатором создания молодежной радиостанции
"Юность". С 1964 совместно с группой единомышленников издает журнал
"Кругозор". Люди советского поколения помнят, сколько чудесных песен
можно было найти на пластмассовых пластиночках, вложенных в этот журнал.
А
началось все с песни "На плато Расвумчорр", которая вышла как
приложение к журналу. В 1966 году по своему сценарию снял документальную
картину "Тува - перекресток времен". Потом стал работать в творческом
объединении "Экран" Центрального телевидения.
Участвовал
в создании 40 картин, среди которых - несколько художественных фильмов:
"Год дракона", "Прыжок". И сам немало снимался (вспомните
"Возмездие", "Красную палатку", "Рудольфио",
"В Москве, проездом", Мартина Бормана в "Семнадцати мгновениях
весны"). В одном из лучших фильмов хрущевской оттепели - "Июльский
дождь" Визбор исполнил песню Окуджавы "Простите пехоте" и собственную
- "Спокойно, товарищ".
Юрий
Визбор написал ряд сценариев и пьес, которые шли во многих театрах страны. В
1973 году в театре имени Ленинского комсомола в Москве, например, была
поставлена его пьеса, написанная в содружестве с Марком Захаровым,
"Автоград-XXI", потом они же сделали сценическую версию романа Бориса
Васильева "В списках не значился", которая была поставлена тоже в
"Ленкоме" и в других театрах. Большая часть написанных Визбором
повестей и рассказов были опубликованы уже после его смерти.
Первопроходец
бардовского движения Юрий Визбор умер, когда ему было 50 лет. Неожиданно для
всех и даже для самого себя. Как говорят врачи, "сгорел" от рака
буквально за три месяца. Ни одна газета не напечатала некролог, но страна
узнала об этой печальной новости мгновенно.
Юрий
Визбор был похоронен на Новокунцевском кладбище.
Комментариев нет:
Отправить комментарий