среда, 21 июня 2023 г.

21 Июня родился последний герой и романтик эпохи 1980-х Виктор Цой.


Феномен Цоя. В чем секрет бессмертной популярности музыканта

Прошло уже больше 30 лет с момента автокатастрофы, в которой погиб Виктор_Цой – культовый музыкант и лидер группы Кино. Однако за это время интерес к певцу не ослаб. Наоборот, если в любом большом городе развесить афиши с его именем, запросто можно продать тысячи билетов на стадионный концерт.

В интернете много статей и роликов о феноменальной популярности Цоя. Их содержание сводится к прописным истинам: «музыка вне времени» или «тексты, понятные каждому». Бесспорно, это так. Правда, истинные причины обретения легендарного статуса гораздо глубже.

Причина 1. «Кино» играли модную музыку

Виктор Цой и другие участники группы слушали самую актуальную музыку 80-х: танцевальных New Order, а также их более раннюю инкарнацию Joy Division, хитовых Duran Duran и мелодичных The Smiths. Благодаря Джоанне Стингрей, которая продвигала русскую музыку на Западе, у музыкантов появились американские гитары Fender и драм-машина Yamaha. Они стали важной частью «фирменного» звука «Кино».

Но в своих песнях группа не слепо копировала находки зарубежных коллег, а перекладывала их на русский лад. Так привычные нашему уху простые мелодии, которые сочинял Цой, обрастали модными фичами: монотонным танцевальным ритмом, пульсирующим басом и лаконичными гитарными партиями без долгих «запилов».

Роком назвать музыку Виктора Цоя и его группы можно с большой натяжкой. Это скорее «новая волна», или New Wave – модное музыкальное направление в 80-х на стыке холодного ритма постпанка и прилипчивых поп-мелодий. А вот характерная черта русского рока – акцент на текстах.

В чем универсальность музыки «Кино»

Музыка Виктора Цоя обладает уникальной чертой: в ней органично сосуществуют подчеркнутая танцевальность и простая, но глубокая лирика. Даже если кто-то из молодых фанатов в 80-х никогда не слышал New Order, он мог с одинаковым удовольствием подпевать песням «Кино» на большом концерте, танцевать под них на дискотеке или тихонько мурлыкать на кухне под гитару. Эту «универсальность» музыка группы сохранила по сей день.

Что общего у The Weeknd и «Песни без слов»

Мода, в том числе музыкальная, циклична. В ее основе уже давно лежат ностальгия и самоповторы. Последние 5 лет тренды в поп-культуре с переменным успехом задают 80-е и 90-е. Вспомните большой хит Blinding Lights канадского музыканта The Weeknd – это стопроцентный звук 80-х со всеми характерными чертами «новой волны» и синти-попа, другого популярного жанра тех лет.

Никто не ставит The Weeknd и Виктора Цоя в один ряд, но у Blinding Lights и песен «Кино» есть много общего. Сухой механический бит ритм-машины напоминает «Закрой за мной дверь, я ухожу», плотный электронный бас сопоставим по мощи с тем же инструментом в «Нам с тобой», а клавишные проигрыши передают такое же слегка отстраненное настроение, как в «Песне без слов». Даже структурно они расположены похоже: один раз в начале, чтобы запомниться, и повторяются после каждого припева, чтобы окончательно «заесть» в голове.

В итоге неважно, сколько вам лет – 45, 25 или 15. Когда вы нажмете на воспроизведение, то услышите знакомое звучание, которое не покажется старым или новым. Оно будет современным.

Причина 2. Стихи Цоя о простой жизни обычных людей

Главным врагом русского рока был режим советского государства. Когда его не стало, многие авторы протестных песен оказались в забвении или перешли на абстрактную лирику о временах года. Им просто было нечему противостоять – они утратили цель, ради которой существовали.

У песен Цоя очень простые тексты с емкими метафорами. Его герой пел не о борьбе с системой. Он рассказывал о своем одиночестве, жизненном укладе и личных принципах. «Но высокая в небе звезда зовет меня в путь», «Начинается новый день, и машины туда-сюда», «Сможешь ли ты изменить этот мир, сможешь ли ты принять как есть, встать и выйти из ряда вон?» – ни в одной из этих строк нет откровенных протестных призывов.

Причина 3. Песни Цоя легко играть самому

Большинство из тех, кто учился играть на гитаре самостоятельно, начинали с песен Виктора Цоя. Это неудивительно. Как правило, начинающие гитаристы, которые не занимались в музыкальной школе, имеют слабое или никакое представление о технике игры на инструменте. Музыка «Кино» – как раз тот редкий случай, когда вполне достаточного сильного желания и элементарной усидчивости, чтобы освоить гитару на минимальном уровне.

В отличие от популярных зарубежных групп, таких как Deep Purple или Led Zeppelin, которые были в почете у меломанов тех лет, в песнях Виктора Цоя нет запутанных ритмических рисунков или мудреных гитарных партий. Практически любой человек за пару недель может выучить несколько песен для домашней вечеринки или посиделок во дворе.

Как гитаристы с улицы повлияли на популярность группы

Классический набор цоевских нетленок часто состоял из «Группы крови», «Звезды по имени Солнце», «Алюминиевых огурцов» и «Восьмиклассницы». Этих простых песен было достаточно, чтобы повысить свой авторитет среди друзей, впечатлить девушку или отправиться в центр города, чтобы «поаскать». То есть выступить перед прохожими за символическую плату.

Благодаря таким гитаристам из народа о песнях Виктора Цоя узнавало все больше людей. Они настигали даже тех, кто слышал музыку «Кино» лишь однажды или не знал о ней совсем. Постепенно песни записались на подкорку нескольким поколениям: для одних они стали саундтреком жизни, а для других были просто фоном. В итоге, независимо от того, какая музыка нравится человеку, он всегда узнает первые аккорды «Звезды по имени Солнце».

Причина 4. Виктор – идеальный герой

Печально, что кумиры уходят из жизни молодыми, но представьте, как бы сейчас выглядели и что говорили Курт Кобейн из группы Nirvana, Джим Моррисон из The Doors или Виктор Цой? Возможно, они бы резко изменили свои взгляды на жизнь, а может быть просто превратились бы в уважаемых мудрецов, как Борис Гребенщиков.

Гадать можно бесконечно, но не стоит забывать, что молодость – это «мотор» любой популярной музыки и рок-направления в частности. Участникам многих великих групп было немногим больше 20 лет, когда они стали знамениты. Достаточно вспомнить The Beatles, The Rolling Stones, Queen или U2. Виктор Цой и «Кино» не исключение.

Почему Цой стал голосом поколения

Слава пришла к ним благодаря таким же молодым поклонникам. Когда юноши и девушки видели на сцене статного и смелого ровесника, который говорил правильные вещи, то, по сути, видели в нем свое отражение. Это вызывало искреннее доверие слушателей. Именно поэтому Виктор Цой, как и другие культовые музыканты XX века, стал голосом поколения и вывел свою группу из подполья на стадионы.

После гибели Цоя его образ застыл во времени. Лидер «Кино» превратился не в последнего, а в идеального героя: он никогда не менял своих убеждений, не был участником скандалов и не состарился. За 30 лет истории российского шоу-бизнеса у нас так и не появился артист, стихи и музыка которого оказались бы так близки совершенно разным людям и поколениям.

Как вернуть Цоя

Среди поклонников Виктора были музыканты, продюсеры, кинорежиссеры и те, кто только собирался связать свою жизнь с искусством. Со временем они создали большие фестивали, где современные рок-группы исполняют песни Цоя, и концерты, на которых фронтмен «Кино» предстает перед фанатами в анимированном виде, но зато с оригинальным составом музыкантов. Людям до сих пор хочется увидеть Виктора и ощутить хотя бы частицу его энергетики и магнетизма.

От музыкантов не отставали и деятели кино. Вышло много документальных картин, которые исследовали феномен популярности Виктора Цоя, но не художественных. Среди них «Рок», снятый режиссером Алексеем Учителем в 1987 году – один лучших фильмов о советском музыкальном подполье и одно из первых появлений Цоя на большом экране.

Спустя 33 года после выхода «Рока» и 30 лет после гибели музыканта Учитель предпринял еще одну попытку приблизиться к пониманию феномена популярности Виктора Цоя. Режиссер сделал это оригинально: в его новом художественном фильме «Цой» главный герой – не Виктор, а водитель «Икаруса», в который врезалась машина рок-звезды. Он же и везет тело музыканта из Латвии в Ленинград в одном автобусе с родными и близкими Цоя, которые даже не подозревают, что за рулем человек, по воле злого случая лишивший жизни певца. Узнают позже - каждый в свое время.

Необычный сюжет фильма будет интересен не только поклонникам Виктора Цоя, а настоящие знатоки наверняка оценят редкие архивные кадры, вплетенные в сюжет. Их Алексей Учитель снял еще при жизни певца во время его концертов и работы в легендарной кочегарке «Камчатка».

Найдено в сети

Комментариев нет:

Отправить комментарий