Феномен Цоя. В чем секрет бессмертной популярности музыканта
Прошло
уже больше 30 лет с момента автокатастрофы, в которой погиб Виктор_Цой – культовый
музыкант и лидер группы Кино. Однако за это время интерес к певцу не ослаб.
Наоборот, если в любом большом городе развесить афиши с его именем, запросто
можно продать тысячи билетов на стадионный концерт.
В интернете много статей и роликов о феноменальной популярности Цоя. Их содержание сводится к прописным истинам: «музыка вне времени» или «тексты, понятные каждому». Бесспорно, это так. Правда, истинные причины обретения легендарного статуса гораздо глубже.
Причина
1. «Кино» играли модную музыку
Виктор
Цой и другие участники группы слушали самую актуальную музыку 80-х:
танцевальных New Order, а также их более раннюю инкарнацию Joy Division,
хитовых Duran Duran и мелодичных The Smiths. Благодаря Джоанне Стингрей,
которая продвигала русскую музыку на Западе, у музыкантов появились
американские гитары Fender и драм-машина Yamaha. Они стали важной частью
«фирменного» звука «Кино».
Но в
своих песнях группа не слепо копировала находки зарубежных коллег, а
перекладывала их на русский лад. Так привычные нашему уху простые мелодии,
которые сочинял Цой, обрастали модными фичами: монотонным танцевальным ритмом,
пульсирующим басом и лаконичными гитарными партиями без долгих «запилов».
Роком назвать музыку Виктора Цоя и его группы можно с большой натяжкой. Это скорее «новая волна», или New Wave – модное музыкальное направление в 80-х на стыке холодного ритма постпанка и прилипчивых поп-мелодий. А вот характерная черта русского рока – акцент на текстах.
В чем
универсальность музыки «Кино»
Музыка Виктора Цоя обладает уникальной чертой: в ней органично сосуществуют подчеркнутая танцевальность и простая, но глубокая лирика. Даже если кто-то из молодых фанатов в 80-х никогда не слышал New Order, он мог с одинаковым удовольствием подпевать песням «Кино» на большом концерте, танцевать под них на дискотеке или тихонько мурлыкать на кухне под гитару. Эту «универсальность» музыка группы сохранила по сей день.
Что
общего у The Weeknd и «Песни без слов»
Мода, в
том числе музыкальная, циклична. В ее основе уже давно лежат ностальгия и
самоповторы. Последние 5 лет тренды в поп-культуре с переменным успехом задают
80-е и 90-е. Вспомните большой хит Blinding Lights канадского музыканта The Weeknd
– это стопроцентный звук 80-х со всеми характерными чертами «новой волны» и
синти-попа, другого популярного жанра тех лет.
Никто не
ставит The Weeknd и Виктора Цоя в один ряд, но у Blinding Lights и песен «Кино»
есть много общего. Сухой механический бит ритм-машины напоминает «Закрой за
мной дверь, я ухожу», плотный электронный бас сопоставим по мощи с тем же
инструментом в «Нам с тобой», а клавишные проигрыши передают такое же слегка
отстраненное настроение, как в «Песне без слов». Даже структурно они
расположены похоже: один раз в начале, чтобы запомниться, и повторяются после
каждого припева, чтобы окончательно «заесть» в голове.
В итоге неважно, сколько вам лет – 45, 25 или 15. Когда вы нажмете на воспроизведение, то услышите знакомое звучание, которое не покажется старым или новым. Оно будет современным.
Причина
2. Стихи Цоя о простой жизни обычных людей
Главным
врагом русского рока был режим советского государства. Когда его не стало,
многие авторы протестных песен оказались в забвении или перешли на абстрактную
лирику о временах года. Им просто было нечему противостоять – они утратили
цель, ради которой существовали.
У песен Цоя очень простые тексты с емкими метафорами. Его герой пел не о борьбе с системой. Он рассказывал о своем одиночестве, жизненном укладе и личных принципах. «Но высокая в небе звезда зовет меня в путь», «Начинается новый день, и машины туда-сюда», «Сможешь ли ты изменить этот мир, сможешь ли ты принять как есть, встать и выйти из ряда вон?» – ни в одной из этих строк нет откровенных протестных призывов.
Причина
3. Песни Цоя легко играть самому
Большинство
из тех, кто учился играть на гитаре самостоятельно, начинали с песен Виктора
Цоя. Это неудивительно. Как правило, начинающие гитаристы, которые не
занимались в музыкальной школе, имеют слабое или никакое представление о
технике игры на инструменте. Музыка «Кино» – как раз тот редкий случай, когда
вполне достаточного сильного желания и элементарной усидчивости, чтобы освоить
гитару на минимальном уровне.
В отличие от популярных зарубежных групп, таких как Deep Purple или Led Zeppelin, которые были в почете у меломанов тех лет, в песнях Виктора Цоя нет запутанных ритмических рисунков или мудреных гитарных партий. Практически любой человек за пару недель может выучить несколько песен для домашней вечеринки или посиделок во дворе.
Как
гитаристы с улицы повлияли на популярность группы
Классический
набор цоевских нетленок часто состоял из «Группы крови», «Звезды по имени
Солнце», «Алюминиевых огурцов» и «Восьмиклассницы». Этих простых песен было
достаточно, чтобы повысить свой авторитет среди друзей, впечатлить девушку или
отправиться в центр города, чтобы «поаскать». То есть выступить перед прохожими
за символическую плату.
Благодаря таким гитаристам из народа о песнях Виктора Цоя узнавало все больше людей. Они настигали даже тех, кто слышал музыку «Кино» лишь однажды или не знал о ней совсем. Постепенно песни записались на подкорку нескольким поколениям: для одних они стали саундтреком жизни, а для других были просто фоном. В итоге, независимо от того, какая музыка нравится человеку, он всегда узнает первые аккорды «Звезды по имени Солнце».
Причина
4. Виктор – идеальный герой
Печально,
что кумиры уходят из жизни молодыми, но представьте, как бы сейчас выглядели и
что говорили Курт Кобейн из группы Nirvana, Джим Моррисон из The Doors или
Виктор Цой? Возможно, они бы резко изменили свои взгляды на жизнь, а может быть
просто превратились бы в уважаемых мудрецов, как Борис Гребенщиков.
Гадать можно бесконечно, но не стоит забывать, что молодость – это «мотор» любой популярной музыки и рок-направления в частности. Участникам многих великих групп было немногим больше 20 лет, когда они стали знамениты. Достаточно вспомнить The Beatles, The Rolling Stones, Queen или U2. Виктор Цой и «Кино» не исключение.
Почему
Цой стал голосом поколения
Слава
пришла к ним благодаря таким же молодым поклонникам. Когда юноши и девушки
видели на сцене статного и смелого ровесника, который говорил правильные вещи,
то, по сути, видели в нем свое отражение. Это вызывало искреннее доверие
слушателей. Именно поэтому Виктор Цой, как и другие культовые музыканты XX века,
стал голосом поколения и вывел свою группу из подполья на стадионы.
После гибели Цоя его образ застыл во времени. Лидер «Кино» превратился не в последнего, а в идеального героя: он никогда не менял своих убеждений, не был участником скандалов и не состарился. За 30 лет истории российского шоу-бизнеса у нас так и не появился артист, стихи и музыка которого оказались бы так близки совершенно разным людям и поколениям.
Как
вернуть Цоя
Среди
поклонников Виктора были музыканты, продюсеры, кинорежиссеры и те, кто только
собирался связать свою жизнь с искусством. Со временем они создали большие
фестивали, где современные рок-группы исполняют песни Цоя, и концерты, на
которых фронтмен «Кино» предстает перед фанатами в анимированном виде, но зато
с оригинальным составом музыкантов. Людям до сих пор хочется увидеть Виктора и
ощутить хотя бы частицу его энергетики и магнетизма.
От
музыкантов не отставали и деятели кино. Вышло много документальных картин,
которые исследовали феномен популярности Виктора Цоя, но не художественных.
Среди них «Рок», снятый режиссером Алексеем Учителем в 1987 году – один лучших
фильмов о советском музыкальном подполье и одно из первых появлений Цоя на
большом экране.
Спустя 33
года после выхода «Рока» и 30 лет после гибели музыканта Учитель предпринял еще
одну попытку приблизиться к пониманию феномена популярности Виктора Цоя.
Режиссер сделал это оригинально: в его новом художественном фильме «Цой»
главный герой – не Виктор, а водитель «Икаруса», в который врезалась машина
рок-звезды. Он же и везет тело музыканта из Латвии в Ленинград в одном автобусе
с родными и близкими Цоя, которые даже не подозревают, что за рулем человек, по
воле злого случая лишивший жизни певца. Узнают позже - каждый в свое время.
Необычный
сюжет фильма будет интересен не только поклонникам Виктора Цоя, а настоящие
знатоки наверняка оценят редкие архивные кадры, вплетенные в сюжет. Их Алексей
Учитель снял еще при жизни певца во время его концертов и работы в легендарной
кочегарке «Камчатка».
Найдено в сети
Комментариев нет:
Отправить комментарий