Alternative
Rock
Funk Rock
8 июня
1999 года на лейбле Warner Bros. Records. состоялся релиз седьмой пластинки
американских рокеров Red Hot Chili Peppers "Californication". Это их
самая успешная студийная работа с продажами свыше 15 млн. копий по всему миру.
Пластинка занимает 286-ю строчку в списке "500 величайших альбомов"
по версии Rolling Stone и внесена в Зал славы рок-н-ролла.
В лучших
традициях жанра, у "Californication" есть своя история... 90-е годы
для RHCP выдались непростыми. После прорывного "Blood Sugar Sex
Magik" 1991 года группу покинул гитарист Джон Фрусчанте. Не в силах
справиться с растущей популярностью, он поощрял свою страсть к наркотикам. На
смену пришел Дэйв Наварро, с которым 4 года спустя группа выпустила LP
"One Hot Minute". Их звук стал тяжелее, и публика не приняла новый
поворот в звучании - пластинка провалилась. Спад популярности группы совпал с
падением в бездну Джона Фрусчанте. Пагубные зависимости оставили его в нищете и
буквально на пороге смерти. В январе 1998-го после долгих уговоров он всё же
отправился в реабилитационный центр, где через 3 месяца его навестил басист
RHCP Фли. Тот визит закончился знаменательным событием - Фрусчанте вернулся в
проект. Ну а дальше сработал принцип "не было бы счастья, да несчастье
помогло". В течение недели, впервые за 6 лет, легендарная четверка
воссоединилась и приступила к работе. "Когда Джон волновался, он был будто
восемь миллиардов вольт электричества. Всё было абсолютно хаотично, как
маленький ребенок, пытающийся нарядить елку", - вспоминал Энтони Кидис их
первую совместную репетицию. Фрусчанте настоял на смене звучания группы от
фанк-панка в сторону мягкого мелодичного progressive rock.
Продюсированием
диска занимался Рик Рубин, участвовавший в записи двух предыдущих пластинок.
Тот самый, которого 10 лет спустя MTV назовёт "самым влиятельным
продюсером последнего двадцатилетия". Первоначально к работе над альбомом
планировалось привлечь Дэвида Боуи (он очень этого хотел), однако, участники в
итоге предпочли Рубина, который мог дать им больше творческой свободы в студии.
В начале
1999-го RHCP представили менеджерам песни "Scar Tissue",
"Otherside" и заглавную "Californication", и лейбл дал
"зеленый свет" их новому более мягкому направлению. Первый сингл
"Scar Tissue" был выпущен в радиоротацию в мае 1999 года, а через
месяц увидел свет полноформатный альбом.
"Californication"
- захватывающее звуковое путешествие по различным жанрам, стилям и ритмам, он
наполнен контрастирующими, несогласованными треками. Крики переходят в рэп, а
искаженные басы становятся ритмичным фанком. Меланхоличный
"Porcelain", хип-хоп грув "I Like Dirt" или хаотичный
"Right on Time" - любой слушатель найдет частичку чего-то своего.
Каждый трек рассказывает собственную историю - правдивую, эксцентричную или
ироничную. Тематические различия в звучании продемонстрировали лирическую и
музыкальную многогранность группы, которая прошла сложный 15-летний путь.
Большая
часть материала и текстов песен на альбоме была основана на «личных и
профессиональных потрясениях», через которые прошли или проходят различные
участники группы в то время. Это привело к «чуткому подходу, которого нельзя
было ожидать от группы, последователями которой являются скейт-панки и парни из
студенческого братства». Музыканты затронули темы наркотиков, размышлений о
самоубийстве, смерти и глобализации. Энтони Кидис назвал основной темой альбома
стремление рассказать "сказку о странствующих душах, сбившихся с пути в
поисках американской мечты".
Лирика
Californication была основана на идеях, мировоззрении и восприятии Кидисом
жизни и ее смысла. Трек «Porcelain» («Фарфор») стал результатом встречи Кидиса
с молодой матерью-одиночкой в YMCA, которая пыталась бороться со своей
героиновой зависимостью, живя со своей маленькой дочерью в Лос-Анджелесе летом
1998 года. О встрече, которая вдохновила Кидиса на написание песни, Кидис
сказал в 1999 году: «Мама в тумане, накачанная героином, но маленькая девочка —
это сияющий солнечный шар ангела. Женщина любит свою дочь, но сопоставление их
энергий глубоко».
У Кидиса
также был любовный интерес к Йоханне Логан, модельеру, с которой Кидис
познакомилась, когда работала в Нью-Йорке. Связь Кидиса с Логан повлияла на его
исследование любви на протяжении всей Californication, в такой песне, как «This
Velvet Glove». Сарказм был концепцией, с которой Кидис имел дело в прошлом, и в
конечном итоге он создал песню вокруг нее. Он был вдохновлен Наварро, которого считал
«Королем сарказма».
Фрушанте
подошел к гитарной партии, присутствующей в «Scar Tissue», как к попытке
использовать две ноты, которые играются далеко друг от друга, но создают
«холодный ритм». Он исследовал эту технику в своем первом сольном альбоме 1994
года «Niandra LaDes and Usually Just a T-Shirt». Фрушанте считает «Scar Tissue»
«очень простым примером техники, но я думаю, что это стиль, который звучит как
я». Гитарист использовал игру на слайд-гитаре для соло в песне.
«Emit
Remmus» была вдохновлеан короткими отношениями Кидиса с Мелани Си из Spice
Girls.
«Get on
Top», песня, в которой в значительной степени используется вау-педаль, была
сформирована после джем-сейшена, проведенного вскоре после того, как Фрушанте
послушал Public Enemy: «Я придумал [ритм песни] по дороге на репетицию — просто
постукивая по нему ногой».
Сдержанное
гитарное соло, сыгранное в середине песни, изначально должно было быть более
заметным, по словам Фрушанте, который играл кричащие гитарные соло. Он изменил
свой мыслительный процесс после прослушивания гитарного соло Стива Хоу на песне
Yes «Siberian Khatru»: «Группа звучала очень громко — и они играют очень быстро
— а затем это чистое гитарное соло выходит на первое место. Он действительно
красивый, как будто стоит на отдельной полке. Для "Get On Top" я
хотел сыграть что-то, что контрастировало бы между соло и фоном".
Песня
"Savior", найденная ближе к концу альбома, содержит тяжелые эффекты,
в первую очередь Electro-Harmonix Micro Synth с 16-секундной задержкой. Фрушанте отмечает, что звучание «напрямую
вдохновлено игрой Эрика Клэптона в Cream. Если вы прислушаетесь к настоящим
нотам, они похожи на соло Клэптона — просто они не звучат так из-за эффектов».
Хит
«Around the World», который отсылает к фанковому звучанию Chili Peppers, был
создан Фрушанте в его доме. Ритм и бит, однако, сложны; Это потребовало от него
сыграть песню вместе с остальными участниками группы, а не в одиночку, чтобы
они могли ее понять. По словам Фрушанте, бас-гитара была сочинена «может быть,
за 15 минут»: «Фли — лучший басист в мире. Его чувство времени и то, как он думает,
просто сумасшедшие».
Заглавный
трек альбома был одним из самых сложных для группы. Фрушанте почувствовал
необходимость написать подходящий гитарный ансамбль, который бы должным образом
дополнил пронзительное лирическое содержание, но столкнулся с трудностями. Песня
едва продвигалась вперед и была бы отменена, если бы Кидис не настоял включить
ее в альбом. Фрушанте закончил финальный рифф за два дня до записи, черпая
вдохновение из саундтрека группы The Cure к песне «Carnage Visors».
Заглавный
трек был задуман как представление калифорнийского образа жизни и, в частности,
«фальшивой» природы, которая ассоциируется с большей частью Голливуда. Он
отсылает к Курту Кобейну из Nirvana и использует значительные образы, чтобы
запечатлеть вызывающую воспоминания природу Калифорнии.
Пластинка
стала изменением стиля для Chili Peppers, особенно по сравнению с One Hot
Minute. Хотя Californication все еще содержит некоторые песни в стиле фанк-рок
(такие как «Around the World», «Get on Top», «I Like Dirt», «Purple Stain» и
«Right on Time»), он склонялся к более мелодичным риффам (например, «Scar
Tissue» и «Otherside») и сосредоточился на песнях с реализованной структурой, а
не на джемах.
В
поддержку "Californication" было выпущено 6 синглов, и, если вы родом
из 90-х, вам они определенно знакомы: "Otherside", "Around The
World", "Californication", наконец, "Scar Tissue"
(Грэмми за Лучшую рок-песню 2000 года). Диск дебютировал на пятой строчке Billboard
и на аналогичной позиции в Великобритании. Спустя два месяца он заработал
золотой статус в нескольких европейских странах и в США. Всего с момента
выпуска альбом 46 раз становился платиновым. Вслед за релизом
"Californication" по всей стране были организованы различные
промоакции. Так, например, музыканты организовали конкурс среди учеников
старших классов. Заданием было написать небольшое эссе на тему "Как
сделать мою школу лучшим, более счастливым и безопасным местом". Все
участники конкурса получили бесплатный билет на выступление группы.
Успех,
тем не менее, сопровождался реакцией не слишком довольных критиков. Pitchfork и
NME отмечали, что "альбому не достаёт фанка", а Грег Прато из
AllMusic сказал, что «очевидной причиной возрождения [группы] является
возвращение гитариста Джона Фрушанте», считая его «квинтэссенцией гитариста
RHCP». Альбом в целом стал «настоящей классикой Chili Peppers». Entertainment
Weekly также отдает должное Фрушанте за преобразование звучания группы в «более
расслабленный, менее раздражающий и, по-своему, более интроспективный альбом,
чем когда-либо прежде». Марк Вудлиф из Ray Gun прокомментировал, что
«"This Velvet Glove" устанавливает сложный баланс между пышной
акустической гитарной основой и гимническим роком, — продолжил Вудлиф, —
диско-вступление к "Parallel Universe" уступает место обжигающему
западному головокружительному мотиву в припеве и экскурсиям Фрушанте в стиле
Хендрикса в конце песни».
В то
время как многие критики сочли новое звучание группы освежающим, NME
раскритиковал Chili Peppers за то, что они редко использовали свой фирменный
фанковый звук, задаваясь вопросом: «Можем ли мы вернуть наших безмозглых,
полуодетых фанк-хоп рок-зверей сейчас, пожалуйста? Вся эта ложная эмпатия
начинает вызывать покалывание в моем удаленном ребре». Pitchfork, считая альбом
триумфом над One Hot Minute, чувствовал, что Californication не хватает фанка,
который всегда присутствовал в Blood Sugar Sex Magik. Далее он тщательно изучил
некоторые тексты на предмет чрезмерной сексуальности, но также назвал Фрушанте
«лучшим американским рок-гитаристом на данный момент». Критик Роберт Кристгау
дал альбому одну звезду (1 звезда - Почетное упоминание), описав группу как
«New Age fuck fiends» и сославшись на «Scar Tissue» и «Purple Stain» в качестве
основных моментов.
В 2006
году "Californication" был переиздан в ремастеринговой версии для
Itunes Store, что вызвало новый шквал неодобрения. The Guardian раскритиковал
звучание за "непомерную компрессию и дисторшн". Журнал Stylus назвал
альбом одной из жертв так называемой войны громкости и отметил, что пластинка
пострадала от цифрового клиппинга настолько сильно, что "даже слушатели,
не являющиеся аудиофилами, жаловались на это". Жаловались и продолжали
слушать.
Последние
25 лет "Californication" выдержал с достоинством и по-прежнему
остается главной вершиной для коллектива. Это альбом-возвращение и важная точка
в дискографии группы, которая познакомила с творчеством RHCP целое новое
поколение верных фанатов. "Ca-li-for-ni-ca-ti-on", - скандируют они
вновь и вновь. Ну и мы вместе с ними.
Комментариев нет:
Отправить комментарий