Политическая песня.
Утром 14 февраля 1971 года огромная толпа собралась у школы Avenida del Generalísimo в Барселоне. Причиной этой суматохи было выступление американского певца Пита Сигера (Pete Seeger), известного своими антифашистскими взглядами. Певец собирался выступить перед слушателями со своей новой программой с «Песни интернациональных бригад», все песни которой были им записаны вместе с американскими добровольцами, воевавшими в бригаде Авраама Линкольна на стороне Испанской республики.
Неделей
ранее Сигер уже дал несколько концертов в Терассе, Доностии и Севилье, но
гражданский губернатор Барселоны в последнюю минуту запретил выступление певца
в столице Каталонии. Гражданская гвардия подготовила для демонстрантов
новшество: впервые в Испании вместо конницы власти собирались использовать
современные водометы, применением которых режим Франко пытался
продемонстрировать всему человечеству свой гуманизм и прогрессивную сущность.
Попытка правительственных сил быть современными окончилась полным провалом. Новая техника не справилась с демонстрантами. Давление в шлангах оказалось слабым, количество воды и чернил, которыми фашисты пытались пометить протестующих, - недостаточным. Вместо мощных потоков воды толпу попытались разогнать тонкими нелепыми струйками, которые смогли вызвать у людей лишь смех и злорадство. Власти вынуждены были вернуться к средневековой практике разгона демонстрантов с помощью конной полиции.
Концерт Пита Сигера был перенесен за город, в окрестности Сантса, где в баре «Лопард» он и был записан. Благодаря этому выступлению и сопровождающей его коллизии песни сражающейся Республики зазвучали с новой силой. Сигер завершил многолетнюю работу по сохранению и популяризации песенной истории Испанской гражданской войны, начатую немецким певцом-антифашистом Эрнстом Бушем и испанским композитором Родолфо Халффтером (Rodolfo Halffter), который ещё в 1938 году записал один из республиканских гимнов – песню на слова великого испанского поэта Федерико Гарсия Лорки (Federico García Lorca) «Четыре генерала» («Los Cuatro Generales»).
История
песни «Четыре генерала» («Los Cuatro Generales») начинается в XIX веке, когда в
Андалусии появилась народная песня в жанре высокого фламенко (Cante hondo)
«Четыре мула» («Los cuatro muleros»).
В конце
20-х годов Федерико Гарсиа Лорка (Federico García Lorca) и композитор Мануэль
де Фалья (Manuel de Falla) провели ряд этнологических экспедиций в различных
регионах Испании, результатом которых стал сборник народных испанских песен,
записанный на пяти пластинках под лейблом «La voz de su amo» («His Master's
Voice»). В сборник вошли десять песен, составивших сокровищницу испанской
народной музыки: «Zorongo gitano», «Los cuatro muleros», «Anda Jaleo», «En el
Café de Chinitas», «Las tres hojas», «Los mozos de Monleón», «Los
Pelegrinitos», «Nana de Sevilla», «Sevillanas del siglo XVIII» и «Las morillas
de Jaén». Большая часть песен была исполнена певицами «Архентинитой»
Энкарнасьон Лопес («La Argentinita» Encarnación López Julves) и Терезой
Берганца (Teresa Berganza), в фортепианном сопровождении Лорки.
С началом
гражданской войны в Испании песня, сохранив оригинальную мелодию, получила
новый политически ангажированный текст. Четыре мула превратились в четырех
генералов, поднявших мятеж против республики: Франсиско Франко, Хосе Санджуржо,
Эмилио Мола и Гонсало Кейпо де Льяно. Существовало несколько вариантов песни,
объединенных общим для всех упоминанием путчистов по имени, либо как «quatros
generals» или «los Franceses» и «los milicianos».
Позже
появился ещё один вариант песни – «Coplas De La Defensa De Madrid», посвященный
обороне Мадрида от мятежников.
В 1937
году песня была записана в Барселоне - на четырех языках, что сделало её
популярной в коммунистических интернациональных бригадах, прибывших в Испанию
со всего света, чтобы сражаться с войсками Франко на стороне республики.
Элеонора Рузвельт, жена президента США Ф.Д.Рузвельта назвала пластинки с
записями песен интербригад своими любимыми. Республиканская Испания стала
символом сопротивления фашизму, песни гражданской войны стали гимнами
антифашистов. Многие из них сыграли большую роль в последующих политических
движениях XX века. Когда через двадцать лет после окончания гражданской войны в
Испании молодежное движение за гражданские права в Соединенных Штатах проводило
свои первые акции, именно посредством этих песен оно обратилось к едва
образованному чернокожему сельскому населению южных штатов.
Благодаря
немецкому переводу под названием «Господа генералы» («Die Herren Generale»)
немецкого поэта-антифашиста Эрнста Буша песня приобрела высокую популярность в
немецкоязычных странах. В 1937 году Эрнст Буш приехал в Испанию и в составе
батальона имени Тельмана XI интернациональной бригады принял участие в борьбе испанского народа против
мятежных генералов. В немецком варианте песни содержится упоминание о легионе
«Кондор», посланном Гитлером в поддержку генерала Франко.
И
фашистские страны
поспешно
отправили солдат
с
бомбами и гранатами
¡Mamita
MIA!
На кровавое дело.
Und die Faschisten-Staaten
schickten
auch prompt Soldaten
mit
Bomben und Granaten
¡
Mamita mia !
zu blut’gen Taten.
Судя
по тому, что песня часто исполняется антифашистскими группами и исполнителями,
она, и по сей день, популярна среди политических активистов в немецкоязычных
странах. В частности, хотелось бы отметить
исполнение «Mamita Mia» лидером политической песни в ФРГ
Ханнесом Вейдером (Hannes Wader) и выступление известной в 70-80-х годах
австрийской фолк-политрок-группы «Schmetterlinge».
20
ноября 1975 года умер Франсиско Франко, оставив после 36 лет своего
авторитарного правления расколотую гражданской войной страну, которую
продолжали терзать политические противоречия. Реакция народа на его смерть
особенно красноречиво показала это. Как пишет историк Г. Э. Ходжес, «спрос на
черные одежды мог сравниться лишь со спросом на шампанское, которое текло
рекой». К власти, пользуясь поддержкой всесильной армии и большей части народа,
пришел король Хуан Карлос I де Бурбон, сумевший преодолеть сопротивление
противников демократизации и объединить страну, установив парламентскую
демократию в форме конституционной монархии.
Песня
пережила своих гонителей и продолжает звучать в Испании, напоминая о борьбе её
народа за свободу и жертвах, принесенных для её достижения.
Комментариев нет:
Отправить комментарий