понедельник, 2 декабря 2019 г.

«От ролика Эдисона до лазерного диска». Краткая хронология звукозаписи. Часть 1. Предыстория. Первые опыты со звуком и механическая музыка (I – XIX вв. н.э.).


Греческий историк и географ Страбон, живший в начале I столетия нашей эры, рассказал о землетрясении (в 27 году до н. э.), повредившем один из колоссов Мемнона в египетском городе Фивы. Расколовшись, статуя получила репутацию «поющей». Каждое утро на рассвете колосс издавал легкий стон или посвистывание, которые, очевидно, были вызваны повышением температуры песчаника, из которого он был сделан. Тон издаваемого статуей звука стал во всём античном мире эталонном для настройки музыкальных инструментов. Легенда о колоссе распространились по всему Средиземноморью, и изваяние стало популярным туристическим аттракционом. Загадочные звуковые эффекты статуи прекратились в 199 году, когда римский император Септимий Север, в попытке ублажить оракула, приказал собрать треснувшие части и восстановить колосс. Статуя была оснащена системой труб и воронок, за которой сидел человек, заставляющий оракула говорить «мистическим» или «демоническим» голосом. Этот простой трюк до сегодняшнего дня используется для различных «магических демонстраций». 
Колоссы Мемнона.
Первые пневматические и гидравлические механизмы, воспроизводящие звук, например - пение птиц, появились в Александрии ок. IIIII вв. до н. э. В дальнейшем подобные инструменты использовались в Византии, Иране, Западной Европе. Существует предание, что средневековый учёный и церковный деятель Герберт Орильякский (Gerbertus Aureliacus), ставший в 999 году  римским папой Сильвестром II, создал говорящую медную голову — терафим. Эта магическая голова отвечала на его вопросы: «да» или «нет». Считалось, что именно с помощью медной головы он сумел подняться к папскому трону. По утверждению легенды, говорящая голова сообщила Герберту, что если он когда-либо будет читать мессу в Иерусалиме, схватит его дьявол. Герберт отменил паломничество в Иерусалим, но когда он читал мессу в церкви Святой Марии Иерусалимской (также называемой «Иерусалимская церковь») в Риме, ему стало плохо и, умирая, он просил своих кардиналов разрубить его тело, чтобы оно не досталось дьяволу.
Первые собственно механические музыкальные инструменты с цилиндровым валом и передаточными узлами – башенные куранты – появились в начале XV века. Со временем этот вид музыкальных часов принял разнообразнейшие портативные формы, которые широко распространились в последующие века и продолжают использоваться поныне. Под действием часового механизма они воспроизводят музыкальные пьесы или их фрагменты через определённые промежутки времени.
«Salzburger Glockenspiel».
В 1502 году зальцбургский архиепископ Леонхард фон Койчах (Leonhard von Keutschach) построил старейший из известных механических цилиндровых органов с 200 трубками, который играл одну мелодию. В 1668 году орган был переделан для игры трех музыкальных произведений, а в 1893 году - для двенадцати мелодий, по одной на каждый месяц. Его до сих пор можно услышать в замке Хоэнзальцбург.
В 1558 году итальянский врач, философ, алхимик и драматург Джамбаттиста делла Порта (Giambattista della Porta) в своем труде по алхимии «Натуральная магия» («Magia Naturalis») описывает особые трубки, способные хранить произнесенные слова. Физические исследования ученого были посвящены оптике, магнетизму и кристаллографии. Благодаря своим методам научных исследований делла Порта может считаться одним из первых учёных Европы в современном понимании этого слова. 
Миниатюрный карильон.
Французский математик, физик, философ и богослов, теоретик музыки первой половины XVII века Марин Мерсенн (Marin Mersenne) в своём труде «Книги гармонии» дал анализ природы звука, привёл описание музыкальных инструментов, изложил учение о консонансе и диссонансе, музыкальных ладах, о воздействии музыки на человека. Там же Мерсенн описывает созданную им на основе органных труб и металлических зубчатых дисков механическую говорящую машину, способную воспроизводить человеческий голос. 
В начале XVII века немецкий учёный и изобретатель, монах-иезуит Афанасий Кирхер (Athanasius Kircher) посвятил себя созданию музыкальных машин в духе математического и музыкального единства. В 6-й части своего главного труда «Musurgia Universalis» («Мусургия Универсалис») ученый описывает простые и сложные музыкальные приспособления, включая «кошачье фортепиано», музыкальные автоматы и органы-«шарманки», играющие по заложенной в них на цилиндрическом барабане с прорезями программе. В 1673 году Кирхер опубликовал трактат об эхе и звуке — «Phonurgia nova» («Новая фонургия»). Несмотря на эклектичность содержания, в книге содержится много описаний разнообразных устройств, в частности, эоловой арфы и мегафона, с помощью которого якобы Александр Македонский командовал своими воинами. Своему постоянному корреспонденту Лангенмантелю Кирхер хвалился, что изобрёл специальную трубу, с помощью которой можно улавливать звуки на расстоянии 16 итальянских миль, что делает её крайне полезной в военном деле.
Механический орган Афанасия Кирхера.
Французский учёный и инженер Саломон де Косс (Salomon de Causs) первый ученый, описавший в своей книге «Les raisons des forces mouvantes» машину, основанная на упругости пара, использовал при планировании садов различные гидравлические и пневматические автоматы, в частности для анимации скульптур с помощью фонтанов и музыки.
В 1653 французский драматург, философ, поэт и писатель, один из предшественников научной фантастики Савиньен де Сирано де Бержерак (Hercule Savinien Cyrano de Bergerac),  прототип героя пьесы Эдмона Ростана «Сирано де Бержерак» фантазирует о  механических книгах, способных с помощью иглы воспроизводить свое содержание человеческим голосом.
Механическая музыкальная машина с на водяном приводе.
До конца XVIII века основе практически всех механических музыкальных инструментов лежал цилиндровый механизм, но уже со 2-й половины XVIII века наряду с цилиндрами стали использовать металлические диски со штифтами.  Техника штифтовки описана датским мастером Мартином Энграмелем (M.D.J. Engramelle) в его книге «Тонотехника, или искусство нотировать цилиндры» (1775). Механические цилиндровые органы получили широкое распространение в XVIII - XIX вв. Существовали органы церковные (репертуар включал псалмы и религиозные гимны), салонные и комнатные (с набором светских пьес), а также переносные («катеринка» или «шарманка»). Строились музыкальные автоматы в виде фигурок птиц, животных и людей («андроиды»), имитирующих игру на музыкальных инструментах, например, немецким механиком и музыкантом Иоганном Непомуком Мельцелем (Johann Nepomuk Mälzel) был сконструирован механический трубач, который хранится сейчас в музее Мюнхена.
Механический орган "Tipus Tiger".
В конце XVIII века европейские музыкальные автоматы стали популярны в других частях света. Любопытной индийской адаптацией является «Tipus Tiger» - механический автомат, изготовленный в Майсуре. Автомат изображает тигра во время нападения на европейского солдата или сотрудника Британской Ост-Индской компании и издает соответствующие звуки и движения. Кроме того, он содержит небольшую органную клавиатуру с 18 трубками.
В 1796 году немецкий композитор и органист Георг Йозеф Фоглер (Georg Joseph Vogler) создал в Тюбингене транспортируемый механический орган, который в 1801 году был представлен как «Оркестрион» («Orchestrion») в Стокгольме, затем в Праге и других европейских городах. Он содержал около 900 труб, 4 мануала по 63 клавиши в каждом из них и 39 педалей. «Революционность» оркестриона Фоглера заключалась в активном использовании комбинационных тонов, что позволило существенно уменьшить размеры лабиальных органных труб.

«Mortier Orchestrion».
В начале XIX века появился ряд автоматических механических инструментов под названиями оркестрион или оркестрина, приспособленных для имитации звучания оркестра. Инструмент имел вид шкафа, внутри которого был помещён пружинный или пневматический механизм, который при вбрасывании монеты приводился в действие. Расположение струн или труб инструмента было подобрано таким образом, чтобы при работе механизма звучали определённые музыкальные произведения. Особую популярность инструмент приобрёл в 1920-е годы в Германии. Производственными центрами концертных оркестрионов были Фрайбург-им-Брейзгау, Фёренбах в Шварцвальде и Лейпциг. Небольшие уличные органы и шарманки делали в  Вальдкирхе-им-Брейзгау. 
"Пангармоникон" И.Н. Мельцеля (рис. 1846 г.).
В начале XIX века Мельцелем была сконструирована механическая музыкальная машина «Пангармоникон» («Panharmonikon») - механический орган наподобие шарманки с цилиндрическими валиками, который имитировал звучание всех инструментов военного оркестра, действуя при помощи мехов. «Пангармоникон» механически воспроизводил несколько популярных произведений, нанесенных изобретателем на валики: увертюру из оперы «Лодоиска» Луиджи Керубини, фрагменты «Военной симфонии» Йозефа Гайдна и ораторию Генделя. Было сделано несколько экземпляров машины, ни один из которых не сохранился до наших дней. 
"Пангармоникон" И.Н. Мельцеля (фото 1930-х гг.).
В 1817 году английская компания «Flight & Robson» построила автомат, аналогичный «Пангармоникону», и назвала его «Аполлоникон» («Apollonicon»). Это был механический цилиндровый орган примерно с 1900 трубками и 45 регистрами. Машина имела 5 клавиатур, одна из которых использовалась в качестве педальной, так что на инструменте могли играть несколько человек в ручном режиме.
«Popper/Becks de la Fai Orchestrion».
В конце XVIII - XIX вв. завоевали популярность музыкальные ящики и шкатулки. Изобретение роллерной музыкальной шкатулки приписывают Антуану Фавру (Antoine Favre) из Женевы, который в 1796 году установил в жестяную шкатулку «играющий» гребнево-цилиндровый механизм с вибратором в виде набора стальных зубцов. Механизм сначала имел ручной привод, замененный впоследствии пружинным. В последующие годы механизмы такого рода устанавливались в карманные, настольные и напольные часы, табакерки и другие аксессуары. Часто в музыкальную шкатулку помещался «театр» людей или животных, двигающихся под музыку. Наиболее известными производителями музыкальных шкатулок с 1815 по 1903 годы были братья Николь (Nicole Frères). 
Органетка «Ariston» (1885).
В середине 1860-х гг. в связи с бурным развитием техники в конструкции механических музыкальных инструментов было введено множество усовершенствований, включая автоматическую смену дисков. В ходе индустриализации появилась возможность выпускать недорогие и, следовательно, доступные по цене устройства. Небольшие органетки фирм «Аристон» и «Герофон» с перфорированными картонными дисками, были проданы сотнями тысяч экземпляров. К концу XIX века перфорированные носители музыки полностью вытеснили цилиндры и диски со штифтами.
Миниатюрный механический орган играет «Clarinet Polka».
На рубеже 1900-х годов большой популярностью пользовались механические музыкальные инструменты фирмы Polyphon-Musikwerke AG. В 1900 году на предприятии работало около 800 человек, и объем производства достиг 40 000 инструментов в год. В 1904 году Polyphon Musikwerke установил первый неразрушаемый металлический диск с целлюлозным покрытием. 
Музыкальный автомат «Polyphon Nr. 3 K» (1900).
С появлением пневматики в конце XIX века появилась возможность массового производства механических пианино. Разнообразные «фонолы», «фортепианолы» и целые   пневматические оркестры теперь могли приобрести каждая гостиница или танцевальный зал. В 1904 году компания «Welte & Söhne» запустила фортепианный игровой аппарат «Миньон», способный воспроизвести фортепианную игру во всех деталях. 
«Seeburg Style C-R Special».
На рубеже XIXXX веков создавались и другие механические музыкальные инструменты на основе перфорированных носителей со свободно проскакивающими язычками: механические и губные гармоники, механические арфы и цитры. 
Подготовив идею записи музыки (фонограф) и её воспроизведения (патефон, граммофон), механические музыкальные инструменты в 1930-е гг. были вытеснены из быта. С появлением новых технологий, таких как радио и электрический проигрыватель, продажи механических музыкальных устройств по всему миру рухнули. Более дешевая и простая «электрическая музыка» сделала оркестрионы, фонолы и  органетки неконкурентоспособными. В течение короткого периода времени их производство было прекращено во всем мире.

«От ролика Эдисона до лазерного диска». Краткая хронология звукозаписи. Часть 2. Акустический период. Появление первых устройств записи и воспроизведения звука (1787 – 1890 гг.).

Комментариев нет:

Отправить комментарий