Хард-рок
Хэви-метал
"Technical Ecstasy" — седьмой студийный альбом английской рок-группы Black Sabbath, выпущенный в октябре 1976 года на лейбле Vertigo Records. Альбом получил смешанные отзывы критиков, но был коммерчески успешным, достигнув 13-го места в UK Albums Chart и 51-го места в американском чарте Billboard 200 Album, позже он был сертифицирован золотым RIAA в 1997 году.
«Technical
Ecstasy» был попыткой группы экспериментировать и исследовать другие
музыкальные территории. Альбом содержит более разнообразные и сложные песни,
чем ранние записи, с заметными клавишными партиями и эффектами. Одна из песен,
поп-баллада «It's Alright», была спета барабанщиком Биллом Уордом, став первой
песней группы, которую не спел фронтмен Оззи Осборн.
В
музыкальном плане диск представляет собой дальнейшее развитие музыкальных идей
гитариста и основного композитора группы Тони Айомми. Так же, как и на прошлых
двух альбомах, на «Technical Ecstasy» простые и короткие песни, такие, как
«Rock 'N' Roll Doctor», контрастируют с более продолжительными и сложными
песнями, такими, как «You Won’t Change Me» и «Dirty Women». Исходный материал
был несколько подпорчен неважным продюсированием, и поэтому «Technical Ecstasy»
не смог повторить коммерческого успеха своего предшественника, альбома «Sabotage».
Тем не
менее, отчасти благодаря прекрасным песням, а отчасти благодаря громкому имени
Black Sabbath, этот альбом стабильно продавался и в конце концов получил свою
«платину» в Великобритании и «золото» в США.
Композиция
и запись
После
разочаровывающих судебных баталий, которые сопровождали запись альбома «Sabotage»
1975 года, Sabbath для создания альбома «Technical Ecstasy» выбрали студию
Criteria Studios в Майами. Альбом должен был стать окончательным разрывом с потусторонним
миром и тьмой, которые были визитной карточкой группы на ранних альбомах.
«Некоторые люди, возможно, слышали группу в 1970 году, — отметил Айомми, — и
думают: «О нет, только не они!» Но если бы они услышали нас сейчас, мы, вероятно,
могли бы им понравиться».
В
июльском выпуске Guitar World за 2001 год Дэн Эпстайн писал: «Сессии оказались
чрезвычайно расслабляющими для всех, кроме Айомми, который остался наблюдать за
производством, в то время как остальные загорали на пляже». Айомми объяснил
тому же журналу в 1992 году: «Мы записали альбом в Майами, и никто не взял на
себя ответственность за производство. Никто не хотел привлекать на помощь
постороннего, и никто не хотел, чтобы его продюсировала вся группа. Так что они
оставили все это мне!»
В
аннотации к концертному альбому 1998 года «Reunion» Фил Александер пишет, что,
пока группа изо всех сил пыталась закончить альбом, «рок породил новый набор
иконоборцев, таких как Sex Pistols, The Clash и the Damned... Внезапно Sabbath
обнаружили, что они не уверены в своем музыкальном направлении и были помечены
как бывшие». «Это не так, как сейчас: если вы хэви-метал-группа, вы выпускаете
хэви-метал альбом», — объяснил Батлер Uncut в 2014 году. «В то время нужно было
хотя бы стараться быть современным и идти в ногу со временем. Тогда был
популярен панк, и мы чувствовали, что наше время ушло».
Менеджер Sabbath
Дон Арден начал тратить больше времени на другую свою группу, Electric Light
Orchestra, чей альбом 1975 года «Face The Music» стал их первым, попавшим в
десятку лучших в США. Мик Уолл отметил в книге «Black Sabbath: Symptom of the
Universe» (2013), что в то время, когда софт-роковые альбомы Hotel California и
Rumours были уже не за горами, «пытаться навязать этот звук Black Sabbath было
все равно, что пытаться наложить овечью шерсть на доспехи. Это просто не
сработало, никому не угодило».
В своей
автобиографии «I Am Ozzy» вокалист группы Оззи Осборн признался, что в это
время он начал подумывать об уходе из группы: «У меня даже была футболка с
надписью «Blizzard of Ozz». Тем временем в студии Тони (Айомми) всегда говорил:
«Мы должны звучать как Foreigner» или «Мы должны звучать как Queen». Но мне
показалось странным, что группы, на которые мы когда-то повлияли, теперь влияют
на нас». Осборн также писал, что стоимость записи во Флориде «была
астрономической» и что во время записи «Technical Ecstasy» он «переборщил с
выпивкой и наркотиками», в конечном итоге оказавшись по возвращении в Англию в
психиатрической больнице округа Стаффорд.
«Это было
начало конца», — признался басист Гизер Батлер в интервью Guitar World в 2001
году. «Мы управляли собой, потому что не могли никому доверять. Все пытались
нас ограбить, в том числе и адвокаты, которых мы наняли, чтобы вытащить нас из
нашей юридической неразберихи. Тогда это только начинало доходить до нас, и мы
не знали, что делаем. И, очевидно, музыка страдала; Можно было просто
почувствовать, как все это разваливается».
Пока
группа записывала альбом в Майами, в соседней студии The Eagles записывали «Hotel
California». «Прежде чем мы смогли начать запись, нам пришлось соскрести весь
кокаин с микшерного пульта», — рассказал Гизер Батлер для Uncut в 2014 году. «Я
думаю, они оставили на доске около фунта кокаина».
Музыкальный
стиль и песни
«Technical
Ecstasy» - это попытка Black Sabbath повзрослеть как группа и исследовать новые
музыкальные направления. По сравнению с более ранними альбомами группы, песни «Technical
Ecstasy» более эклектичны, сложны и витиеваты, с заметными студийными эффектами
и синтезаторами. Грег Пато из AllMusic описывает это так: «Группа все дальше и
дальше отходила от своего первоначального музыкального пути, поскольку они
начали экспериментировать со своим фирменным сладж-металлическим звучанием»,
приводя в качестве примеров фанковую «All Moving Parts (Stand Still)» и
мелодичную «It's Alright» в исполнении Билла Уорда. Последняя песня - это был первый
раз в истории группы, когда Осборн не взял на себя ведущий вокал в треке —
сравнивается с работой Пола Маккартни и Badfinger и является одной из самых спорных
песен группы. Стивен Розен из Sounds считает свою работу над альбомом
«дополнительной по своей природе», добавляя, что «новые синтезированные хрипы
хороши, и до тех пор, пока они остаются в резервной роли, не должно быть
никаких проблем с принятием альбома поклонниками Sabbath».
Батлер
описал «Technical Ecstasy» как ответ на панк-рок. Музыкальный журналист Майкл
Ханн оспорил это, сказав: «Учитывая, что альбом был записан в июне 1976 года,
это говорит о том, что они либо опережали события, либо Батлер ошибается». В
интервью 2021 года Уорд сослался на «Technical Ecstasy», утверждая «панк- и
прог-репутацию» группы, восхищаясь панк-роком, потому что «я тоже пришел из
жесткой группы». Он говорил: «Мы никогда не создавали музыку, чтобы вписаться
во что-то или достучаться до определенной аудитории». Что касается того, что
Айомми является единственным участником, решившим работать над альбомом, Питер
Уоттс из Uncut комментирует, что «Technical Ecstasy» — это «звучание Тони
Айомми, предоставленного самому себе и тянущегося в нескольких разных
направлениях одновременно», полагая, что он хотел бы отказаться от хэви-метала
в пользу хард-рока, в то же время «кивая на панк и софт-рок".
Тексты
песен «Technical Ecstasy» затрагивали самые разные темы. Автобиография Тони
Айомми «Железный человек: мое путешествие через рай и ад с Black Sabbath»
рассказывает, что «Dirty Women» была о «всех этих проститутках», которых Батлер
видел во Флориде. «All Moving Parts (Stand Still)» рассказывает о
«трансвестите, который становится президентом Соединенных Штатов», — сказал
Батлер биографу Мику Уоллу в 2013 году, — «потому что в то время Америка была очень
женоненавистническим обществом». Как и на двух предыдущих альбомах, группа
продолжила на альбоме экспериментировать с клавишными и синтезаторами. Сама
музыка была менее мрачной, чем на предыдущих альбомах, особенно в балладах
«It's Alright» и «She's Gone».
Баллада
«It's Alright» была написана и спета барабанщиком Биллом Уордом. Первоначально
он не хотел петь эту песню, опасаясь обидеть Осборна, но группа подтолкнула его
сделать это. В своей автобиографии Осборн хвалит это выступление, восторженно
говоря: «У него отличный голос, Билл, и я был более чем счастлив, что он оказал
мне честь». Трек был выпущен в качестве сингла, потому что, по словам Айомми,
«мы хотим вырваться как можно дальше... Поэтому мы решили выйти на рынок
синглов». С тех пор песня была перепета вживую группой Guns N' Roses и вошла в
их альбом «Live Era '87-'93». Композиция также была использована в фильме 2010
года «It's Kind of a Funny Story».
Обложка
Оформление
«Technical Ecstasy» было выполнено дизайнерской студией Hipgnosis (это был
первый опыт сотрудничества Black Sabbath с этим агентством) и разительно
отличалось от «готического» визуального решения предыдущих альбомов группы.
На
лицевой обложке изображены два робота, которые стоят на движущихся в противоположные
стороны эскалаторах и передают друг другу нечто наподобие телесных флюидов. Сторм
Торгерсон из Hipgnosis обсудил обложку с журналом Zoom в 1979 году: «Нам очень
нравится эта обложка. Исходя из названия произведения, «Технический экстаз», я
подумал о чем-то экстатическом, а не о чем-то техническом, и я сразу же подумал
об экстазе в сексуальных терминах: о каком-то механическом совокуплении,
которое было бы сложно осуществить. Тогда я подумал об экстазе как о
влюбленности, возможно, во время короткой встречи на эскалаторе – и, поскольку
это было «техническим», я подумал о двух роботах... На самом деле все очень
просто – он просто делал изгибы для женщин и жесткие, угловатые, мачо-линии для
мужчин. Это действительно довольно сексистское, на самом деле – стереотипное. В
любом случае, это любовь с первого взгляда, но я чувствовал, что роботы не
будут делать это так, как это делают люди, поэтому вместо этого они брызгают
друг в друга смазочной жидкостью». Британский релиз содержал двустороннюю
вставку с текстами песен и титрами. Оззи же описал это как «два робота,
прикручивающих эскалатор».
На задней
обложке представлено дальнейшее развитие событий, когда роботы уже разъехались
в разные стороны. Кроме того, вкладыш «Technical Ecstasy» содержит изображения,
стилизованные под технические чертежи.
Критический
прием
Альбом
получил смешанные критические отзывы, а Фил Александер написал в 1998 году: «Это
было сбивчивое предложение, которое достигло 13-го места в Великобритании, но упало
в американских чартах на 52-е место». В 2001 году Guitar World был менее добр,
назвав альбом, «наименее удачной попыткой оригинального состава», где группа
«пыталась расширить свое звучание в нескольких разных направлениях, ни одно из
которых не было исключительно успешным». Он назвал «Rock 'N' Roll Doctor»
«плохой имитацией Kiss», а «It's Alright» «поп-балладой в стиле Пола
Маккартни».
В 2013
году журнал Mojo высказал мнение, что «Technical Ecstasy» — это попытка Sabbath
сделать удобную для радио рок-запись, и в некоторых местах это работает... В
основном в таких треках, как «Back Street Kids», «Rock 'N' Roll Doctor» и
«Dirty Women», в которых музыканты прибегают к клишированным и неподходящим
рок-движениям». Грег Прато из AllMusic соглашается: «Альбом и рядом не стоит с первыми
пятью релизами Sabbath», но хвалит «Dirty Women», «фанковую» «All Moving Parts
(Stand Still)» и «яростное открытие» «Back Street Kids».
В книге «The
Great Rock Discography» (2006) Мартин С. Стронг сетовал на «опрометчивые
эксперименты» альбома и считал, что он знаменует собой «начало конца». В «The
Rolling Stone Album Guide» (2004) «Technical Ecstasy» описывается как «альбом
Sabbath, который с наименьшей вероятностью можно встретить в коллекции фанатов
хард-рока». В своей статье для «Spin Alternative Record Guide» (1995) Роб
Майклз считал «Technical Ecstasy» намного хуже других записей Sabbath, называя
альбом бесцельным синтезированным дрочерством.
В 1992
году Айомми признался журналу Guitar World: «Поклонники Black Sabbath в целом
не любят «Technical Ecstasy». Это была действительно безвыходная ситуация для
нас. Если бы мы остались прежними, люди бы сказали, что мы все еще делаем то же
самое. Поэтому мы попытались стать немного более техничными, но это просто не
очень хорошо сработало».
Комментариев нет:
Отправить комментарий