Антон Чернин. Полная история русского рока, рассказанная им самим.
Часть 4. Очень
тяжкие времена (1991–1995)
15. Группа
«Агата Кристи». Альбом «Позорная звезда» (1992)
— Виктор
Черномырдин занимает должность премьер-министра.
— Новым
мэром Москвы становится Юрий Лужков.
—
Вводится термин «ближнее зарубежье».
— В
России официально отменяется школьная форма.
— В моду
входят автоответчики и определители номера.
…а тройка
лидеров хит-парада в начале 1990-х выглядит вот так:
Богдан Титомир — «Делай, как я», «ДДТ» — «В последнюю осень», Алена Апина — «Бухгалтер».
Первый
год жизни непонятного миру сообщества под названием СНГ поражал количеством
всевозможных казусов, политических скандалов и правительственных реформ,
проблемами дележки лакомого советского наследия и в то же время категоричным
открещиванием от социалистического прошлого. Свобода торговли, Шоковая Терапия,
Ваучер, Приватизация, Горячие Точки — все это закручивало сюжеты покруче
транслирующейся в то же время «Санта-Барбары».
В 1992 году на зимние Олимпийские игры в Альбервиле будет отправлена странная команда под названием «Сборная СНГ» без собственного флага и гимна. В последний раз в ХХ веке хоккейная олимпийская сборная выиграет «золото» Олимпиады. Весь год СНГ будут потрясать военные события в Абхазии, Таджикистане и Приднестровье. Страна будет продолжать дробиться на суверенные государства и автономии, а солдаты в армии станут пытаться использовать памперсы и прокладки вместо портянок.
Но
главные перемены проходили не во внешней, а во внутренней политике. В России
начинается либерализация цен. Что-то подорожало в три, что-то в тридцать, а
кое-что и в триста раз. Ниже прожиточного минимума моментально оказалось от
половины до девяноста процентов населения. При этом самой популярной профессией
новой России стала профессия бухгалтера. Газеты были завалены объявлениями
частных компаний, ищущих финансистов. Да что там — «милому бухгалтеру» даже
посвящались песни.
В 1992
году видеопиратство расцвело в нашей стране буйным цветом. К этому времени
практически все слои населения обзавелись видеомагнитофонами, и перезапись
тряпочных копий блокбастеров приносила хорошие деньги. Качество оставляло
желать лучшего: на кассете порой можно было увидеть даже выходящих из зала
людей. Зато благодаря пиратам основные хиты американского видеопроката
добрались до наших видеомагнитофонов достаточно быстро. Московский рынок
«Горбушка» славился на всю страну пиратским ассортиментом и быстротой появления
западных новинок. Апофеозом оперативности российских видеопиратов станет
появление через несколько лет на рынке копии фильма «Водный мир», украденной из
монтажной студии, с финалом, который впоследствии так и не войдет в
окончательный вариант блокбастера.
Ветер
перемен донесся и до рок-н-ролльного фронта. Ушли в прошлое цензура и литовки.
Питерский Рок-клуб и московская Рок-лаборатория к концу года как-то незаметно
самораспустились, а вот группа «Агата Кристи», наоборот, собралась в студии,
чтобы записать свой новый материал.
Ситуация
была критической — либо с новым альбомом квартет из Екатеринбурга вырвется из
безвестности, либо похоронит свою музыкальную карьеру навсегда.
Глеб
Самойлов: Всплывает состояние полного отчаяния, смешанного
с робкой надеждой, безумной надеждой, потому что состояние группы зашло в
тупик, место на музыкальном пространстве мы никакого уже не занимали, был
последний шанс самоутвердиться, не продвинуться на рынке, а именно
самоутвердиться как еще имеющий право на существование коллектив, творческая
единица. Вот с этим настроением мы и пришли к записи нового альбома.
1991 год
закончился для «Агаты Кристи» печально. Альбом «Декаданс» публика не приняла —
зрители на редких концертах откровенно скучали, а екатеринбургская рок-тусовка
поставила на группе крест. Денег не было вообще. Братья Самойловы питались
одними макаронами.
В начале
1992-го был принят «Закон о свободе торговли», и вся страна превратилась в один
большой базар. Улицы больших городов мгновенно стали обрастать коммерческими
палатками, подвалы жилых домов — переделываться в магазины. Многие творческие
люди от отчаяния и безденежья потянулись в бизнес, надеясь подзаработать, а
затем снова вернуться к музыке. Группа «Агата Кристи» решила не сдаваться и пыталась
хоть как-то выживать за счет своих песен, а не за счет продажи сантехники и
автомобилей.
Вадим
Самойлов: Была пора кооперации, создавались коммерческие
предприятия, и очень многие наши коллеги-музыканты ушли в заработки. Я помню,
мы еще называли это занятие «КамАЗы и унитазы». И гордились тем, что мы не
ломимся заработать денег, которые потом потратим на развитие группы, а пытаемся
сочинять музыку.
Глеб
Самойлов: Потому что больше гордиться было нечем.
Вадим
Самойлов: В это очень многие уходили. Они себя уговаривали,
что вот сейчас надо подзаработать, потому что денег совсем нет, а потом, когда
все станет на лыжи, когда деньги появятся и все будет хорошо, — вот тогда мы
вернемся. Но на самом деле оттуда никто не вернулся.
В такой
непростой обстановке «Агата Кристи» приступила к записи нового материала.
Первые записи осуществились на репетиционной базе группы «ЧайФ». Репетиции
длились два месяца, но проку от них было мало. На базе «ЧайФа» были отработаны
инструментальные версии всего нескольких новых песен, которые пока не вселяли
оптимизма в души участников «Агаты Кристи». Работа шла трудно, и надежды на
запись хитового, коммерчески успешного альбома улетучивались.
Группа
пребывала в состоянии растерянности и полного безденежья. А ведь буквально
несколько лет назад… (см. рассказ об альбоме «Коварство и любовь»). На
фестивале «Open du Rock» во Франции группа получила Гран-при и денежный приз в
размере десять тысяч франков. Куда братья Самойловы, Александр Козлов и Андрей
Котов потратили эти деньги, — история умалчивает.
Первой
песней нового альбома стала «Ай Лав Ю», сочиненная Глебом Самойловым. Ранее
свои песни участники группы подписывали либо «Агата Кристи», либо тремя
фамилиями — Вадим Самойлов, Глеб Самойлов, Александр Козлов, намекая на коллективное
творчество. Но на этот раз все было по-другому. Каждый из музыкантов приносил
уже фактически готовую композицию, которую потом вместе додумывали, дописывали
и аранжировали. В дальнейшем «Агата» стала работать по такой схеме постоянно.
Самая
большая ставка была сделана на песню «Как на войне». Хотя изначально Глеб
Самойлов берег ее для себя и долго не показывал коллегам, рассчитывая включить
ее в свой сольный альбом.
Глеб
Самойлов: Я точно помню, что написал песню «Как на войне»
где-то в конце апреля 1992 года, но очень долго никому не показывал. У меня
тогда была бредовая идея о сольном альбоме. Я вообще выдавал песни неохотно и
как бы исподтишка. Потому что, с одной стороны, мне было жалко их отдавать, а с
другой — все равно не терпелось всем показать, похвастаться, что получилось. «Как
на войне» я тоже достаточно долго скрывал, но потом понял, что альбом
получается такой, что жалеть нечего. Надо, блин, наоборот, все силы туда
вложить! В общем, как-то показал эту песню.
Вадим
Самойлов: Я помню, что Саша практически сразу, как ты ее
показал, сказал, что это главный хит в альбоме, и не ошибся. Еще я помню, мы
очень долго, когда сводили ее, звук подбирали. Потому что если во всем альбоме
звук достаточно высушенный, то здесь мы специально добивались, чтобы у записи
было как бы дыхание…
Глеб
Самойлов: Воздушнее песня получилась по звуку.
Вадим
Самойлов: Да. Более воздушная такая. А вообще я могу
сказать, что меня сначала в этой песне что-то сильно напрягало. Я вообще тогда
считал тебя сильно попсовым.
Глеб
Самойлов: Ты просто не знал, что будет дальше с группой
«Агата Кристи».
Вадим
Самойлов: И еще я не знал, что потом десять лет подряд эту
песню придется петь в конце каждого концерта.
На песню
«Как на войне» впоследствии был снят видеоклип. Съемки проходили в нервозной
обстановке, в холодной киностудии, к тому же у Глеба вдруг возникли некоторые
проблемы с внешним видом.
Глеб
Самойлов: Когда мы начали снимать клип «Как на войне», я
вдруг в кои-то веки превратился в солиста группы «Агата Кристи». И надо ж было
такому случиться, что ровно в ночь перед началом съемок у меня раздулся флюс.
Прежде у меня такого никогда в жизни не было, а тут разнесло всю щеку. Вот вам
и солист…
Крупных
планов там все равно не было, был один общий план, и ближе нас не показывали.
Хотя снять крупняк тоже пытались: меня ставили перед камерой и медленно
поворачивали лицо до тех пор, пока из-за носа не появлялась вторая щека. То
есть они пытались засечь, где именно проходит граница, до которой можно
снимать, долго ловили, но так и не поймали. А самое обидное, что от флюса же
ужасно лицо меняется. Там не просто распухает щека, а еще и глаз принимает
очень характерную крысиную форму. Мне было очень стыдно, конечно. Из-за этого в
клипе я был очень зажат.
По идее,
Глеба нельзя было показывать крупным планом, но режиссеры Игорь Песоцкий и
Валентин Козловский вышли из трудного положения и спасли съемку, придумав
необычные декорации.
Глеб
Самойлов: Когда снимали «Как на войне», был построен
павильончик, а внутри павильона — специальная комната. Представьте себе
трапецию, вывернутую к вам маленькой стороной, — то есть задняя стенка у нее
огромная, а передней нет и в нее вставлена камера с объективом «рыбий глаз»,
который все увеличивает. Когда человек по диагонали проходит из одного угла в
другой, то возникает впечатление, будто он проходит через какую-то
бесконечность. Все меняется в размерах, и совершенно теряется ощущение
реальности пространства. Вот на этом как бы фишка и была построена.
Несмотря
на большое количество видеоклипов в багаже «Агаты Кристи», братья Самойловы
говорят, что никогда не были до конца довольны результатом съемок, да и вообще
терпеть не могут сниматься. Тем не менее «Агата Кристи» более чем активно
взялась за визуализацию своей музыки. Но, как известно, видеоролики — забава не
из дешевых. И чтобы хоть как-то сэкономить, участники екатеринбургского
квартета решили ездить на московскую съемочную площадку по очереди.
Глеб
Самойлов: Поскольку билеты в Москву стоили достаточно
дорого, то Вадик придумал вот такую фишку. Всего решили снимать три клипа. И значит,
так: в песне «Как на войне» должны были сниматься Вадик и я. В песне
«Нисхождение» должен был сниматься солист Вадик и автор Саша Козлов. А в песне
«Истерика» планировалось, что снимусь как солист я и соавтор музыки Саша
Козлов. Таким образом, каждый получался в клипе по два раза. Выходило недорого
и никому не обидно. Спорить с планом никто не стал, и, помню, для одной поездки
я даже дал Вадику поносить свою джинсовую рубашку.
Действительно,
Козлов для того альбома написал очень много музыки — не только «Истерику» и
«Нисхождение», но и «Вольно», и часть песни «Позорная звезда». Правда,
принесенные Козловым мелодии по ходу работы очень здорово редактировались.
Вадим
Самойлов: Меня, кстати, всегда удивляло Сашино умение
мобильно относиться к собственному материалу. Потому что и я, и Глеб — мы оба
достаточно агрессивно относимся к любым переделкам. А вот Саша в этом смысле
был более дальновидный, более коммуникабельный.
Глеб
Самойлов: Да. Саша был готов оставить только гармонию и
мелодию, а аранжировка могла претерпеть любые изменения. Ну, до определенного
предела, конечно. До тех пор, пока он не говорил: «Стоп! Это не моя песня!»
Вадим
Самойлов: Просто с нами сложнее. Чем больше амбиций, тем
меньше компромиссов. А вот когда человек сразу же идет на компромисс, то…
Глеб
Самойлов: …то с ним не поспоришь.
Сами
братья Самойловы спорили и изводили друг друга постоянно. Одной из немногих
песен, которая появилась на свет относительно мирно, стала «Я буду там».
Глеб
Самойлов: Время в студии уже заканчивалось, и в последний
день я родил песню. Написал ее прямо с утра, но сперва не понял — хорошая она
или плохая. Буквально на следующее утро я принес ее и вживую, сходу, спел ее
Вадику и Саше. Спел и жду: что скажут? А они молчат. Мы вышли курить, я думаю:
ну все! Провал!
Саша
говорит:
— Ну что?
Эту песню, наверное, последней поставим?
А Вадик
отвечает:
— Да,
конечно.
Так песня
и родилась.
Вадим
Самойлов: Да-да! Что-то такое помню.
Глеб Самойлов: Мы тогда
все время друг друга мучили. Это было принципиально: если Вадик хотел сыграть
соло, то мне было принципиально спеть.
Вадим
Самойлов: Ну в принципе не зря мучились. Хорошо ведь
получилось.
Чем ближе
был конец работы над альбомом, тем меньше музыканты группы сомневались в его
успехе. Авторы «Позорной звезды» были уверены, что новая пластинка не только
вернет былую славу группе «Агата Кристи», но и впишет ее имя в российскую
рок-историю.
Глеб
Самойлов: К концу работы мы абсолютно четко понимали, что
записали нетленку.
Вадим Самойлов: Да! Да!
Так мы и думали! Умножить это на те амбиции, о которых мы уже рассказали…
Глеб
Самойлов: Мы пребывали в состоянии, когда казалось, что все
поставлено на карту.
Увы, в
родном городе Екатеринбурге мало кто оценил их работу. Ситуация в стране не
располагала к тому, чтобы просто слушать отечественную музыку. Музыкантам
пришлось почти год ждать хоть какой-то реакции на новый материал.
Однако
«Позорная звезда» все-таки обрела ценителей. Неожиданно хорошие новости пришли
оттуда, откуда их не ждали. Альбом вдруг стал бешено популярен в Питере.
Ленинградский рок-клуб давно закрылся, люди понемногу переставали верить в эту
легенду, однако Петербург все еще оставался тем единственным городом, где
ковались музыкальные репутации. Только оттуда к молодым рок-музыкантам и могло
прийти подлинное признание.
Глеб
Самойлов: В Екатеринбурге существовала какая-то инерция.
Все считали, что «Агата» — это вчерашний день. Представляешь? Это тогда-то!
Ладно бы сейчас…
Люди
недоверчиво как бы относились ко второму рождению коллектива, а в Питере мы до
этого были практически неизвестны. Никакой прежний шлейф за нами там не
тянулся. И «Позорная звезда» там была воспринята как первый альбом никому не
известных музыкантов. Там нас приняли безоговорочно.
Питерский
успех группы заставил всколыхнуться и жителей Екатеринбурга. Именно после
«Звезды» Настя Полева пригласила братьев Самойловых продюсировать свой альбом
«Невеста», а Вячеслав Бутусов и Илья Кормильцев из группы «Наутилус Помпилиус»
подрядили Вадима Самойлова поработать с ними над новым альбомом «Титаник».
Вадим
Самойлов: Для нас этот год был примечателен еще и вот чем.
Первые два альбома у нас ведь вышли на виниловых пластинках. Но к этому времени
в Екатеринбурге уже появилась линия по производству компакт-дисков, одна из
первых в стране. И после записи «Позорной звезды» к нам подкатил один
гражданин, с целью выпуска нашего материала опять на виниле. Однако гражданину
мы отказали и выпустили первую версию альбома «Позорная звезда» все-таки на CD.
Сейчас это раритетное издание. Оформлено оно было так: белая страница с
красными какими-то…
Глеб
Самойлов: …очень лаконично было оформлено…
Вадим
Самойлов: Там было написано название альбома «Позорная
звезда» в красной траурной рамке… CD тогда еще вообще почти никто не выпускал.
Ну а
дальше все шло уже почти само собой. На волне успеха альбома «Позорная звезда»
на группу обратила внимание компания Росремстрой. Руководство компании
предложило группе: хотите, мы будем вашими спонсорами? В итоге была предпринята
беспрецедентная по своему размаху попытка совместного музыкального бизнеса.
Альбом
расходился невиданными тиражами. Только-только появившиеся в России
FM-радиостанции охотно играли хиты с этой пластинки в эфире. Телеканалы
транслировали клипы, а музыканты не вылезали с гастролей. Очень быстро «Агата
Кристи» стала частым гостем в Москве, а главное, дала большой концерт в самом
пафосном зале столицы — ГЦКЗ «Россия».
Они вышли
на сцену и триумфально отыграли, назло врагам, которые еще год назад не верили
в то, что группа сможет снова возродиться к жизни.
Но ей это
удалось.
Впереди у
«Агаты Кристи» было пяти — и десятилетие, «Овация» в номинации «Лучшая
рок-группа», выступление на фестивале в Монтре как признание статуса самого
продаваемого в России исполнителя, а еще музыкантов поджидали очень трагические
события — но это уже совсем другая история.
Комментариев нет:
Отправить комментарий