«1001 Songs YouMast Hear Before You Die».
«1001
песня, которую вы должны услышать, прежде чем умереть» — альманах американских
музыкальных критиков под руководством составителя Роберта Димери, состоящий из
описания тысячи и одной песни, которые коллектив критиков рекомендует к
прослушиванию.
41. Jackie Brenston & His Delta Cats - Rocket 88
Writer | Jackie Brenston
Producer | Sam Phillips, Ike Turner
Label | Chess
Album | N/A
Сингл «Rocket 88», который часто называют первой
рок-н-ролльной пластинкой, выделяется мощной фортепианной партией некоего Изира
Ластера Тернера-младшего. Через несколько лет после этой записи встретит свою
будущую жену Анну Мэй Буллок, и они прославятся как Айк и Тина Тернер. В марте
1951 года Тернер и его группа The
Kings of Rhythm отправились на север по дороге из
Кларксдейла, штат Миссисипи, чтобы записать сессию в студии Сэма Филлипса
(позже Sun
Studio) на 706 Union Avenue в Мемфисе, штат Теннесси. В пути вокалист-саксофонист
группы и двоюродный брат Тернера, Джеки Бренстон, сочинил песню «Rocket 88», настоящую оду Олдсмобилю 88, впервые
выпущенному в 1949 году и известному своим двигателем «Rocket V8». Филлипс сдал пластинку в аренду
чикагскому лейблу Chess, который
выпустил ее под названием «Jackie
Brenston & His Delta Cats», к большому огорчению Тернера, так как
пластинка взлетела на первое место в чарте Billboard R&B. После нежданного успеха Бренстон приписывал
себе единоличное авторство, которое Тернер всегда оспаривал.
В записи
присутствует искаженный, вязкий гитарный звук, который, по словам Филлипса,
возник в результате того, что усилитель гитариста Вилли Кизарта по дороге в
студию упал с крыши автомобиля, пробив конус динамика. Филипс попытался
исправить проблему, набив усилитель бумагой. В песне Литтл Ричарда «Good Golly,
Miss Molly» (1958) был использован фортепианный рифф Айка Тернера «Rocket 88», который сам Тернер позаимствовал у «Cadillac
Boogie» (1947) Джимми Лиггинса.
42. Johnnie Ray – Cry
Writer | Churchill Kohlman
Producer | Uncredited
Label | Okeh
Album | N/A
В начале 1950-х
певец Джонни Рэй стал сенсацией нового типа. Своим стилем он был обязан таким
эстрадным певцам, как Бинг Кросби, но именно драматизм и индивидуальность,
которые он добавил в свои записи, выделили его как действительно оригинального
исполнителя.
«Cry» был идеальным воплощением характерного
вокального исполнения Рэя. Исполнение, сопровождающееся всхлипываниями, звучит
так, как будто певец вот-вот разрыдается. Трудное детство и несчастный случай в
возрасте десяти лет, из-за которого ему потребовался слуховой аппарат, добавили
Рэю искренности. «Распусти волосы, иди и плачь», - говорится в тексте, и фанаты
последовали его совету. Концерты Рэя были эмоциональными переживаниями,
сравнимыми по накалу страстей только с битломанией 1960-х. Сам Рэй признался,
что пел «плоско, как стол», что совершенно не имело значения, так как его
заглушали истерически кричащие девушки, которые часто срывали с него одежду.
Песня
Черчилля Кольмана, впервые ставшая популярной благодаря Рут Кейси, уже давно
потеряла свою первоначальную сущность, когда Джонни Рэй сделал ее хитом,
который возглавил Billboard
Hot 100. Позже «Cry» была записана Тэмми Винеттом и Кристалом
Гейлом в стиле кантри, что больше соответствовало ее оригинальному началу.
43. Les Paul & Mary Ford - How High The Moon
Writer | Morgan Lewis, Nancy Hamilton
Producer | Uncredited (Les Paul)
Label | Capitol
Album | N/A
Недовольный в 1930-х годах своей слабой
полуакустической гитарой, слишком склонной к обратной связи при усилении - Лес
Пол решил, что ему необходим более усиленный инструмент с твердым корпусом. Он
сам сделал из бруса акустической гитару, добавив для декоративного эффекта две резные
стороны. Публика сочла внешний вид инструмента причудливым и дала ему прозвище
«Бревно». Это была первая электрогитара, прямой предшественник более поздней
модели «Gibson»,
названной в честь Пола.
Успех в
создании гитары вдохновил неукротимого музыканта на решение ещё одной проблемы:
необходимости записываться вживую. В 1947 году Пол записал версию песни
Роджерса и Харта «Lover (When You’re
Near Me)», для которой он создал восемь гитарных
партий. Но самое интересное началось, когда Бинг Кросби помог профинансировать
эксперименты Пола в технологии записи на магнитную ленту, что упростило
наложение треков друг на друга.
«How High the Moon» - одна из самых ранних песен, записанных
Полом на его магнитофоне «Ampex» с
использованием технологии наложения звука «sound-on-sound recording». Песня
занимала первое место в чарте Billboard девять
недель подряд до сих пор звучит великолепно, несмотря на свой шестидесятилетний
возраст.
44. Lord Kitchener - London Is the Place for Me
Writer | Aldwyn Roberts
Producer | Denis Preston
Label | Melodisc
Album | N/A
Лорд
Китченер (Олдвин Робертс) родился в 1923 году на Тринидаде в семье кузнеца. Мальчик
рос, слушая испанские песни и ранний калипсо, покоривший весь остров. Вместе с «Mighty
Sparrow» Китченер популяризировал калипсо по всему миру.
К концу
сороковых годов Китч стал лидером растущей калипсо-сцены Тринидада и отправился
покорять США и Соединенное Королевство. В 1948 году он приплыл в Англию на
борту MVEmpire
Windrush и быстро стал в Лондоне
настоящим талисманом для выходцев из Карибского бассейна. Прибыв в чужую
страну, они изначально полагались на себя как в общении, так и в развлечениях,
а калипсо комментировал все, от политики до сексуальных намеков.
«London Is the Place for Me» («Лондон - это место для меня») передает
оптимистичный настрой того времени. Открывающая и закрывающая песню фортепианная
фраза имитирует перезвон Биг-Бена и создает культовый образ города. Песня была
популярной не только среди иммигрантов в Великобритании, но и в
западноафриканских странах Содружества, а также стала хитом в странах
Карибского бассейна.
45. Fred Astaire - They Can't Take That Away From Me
Writer | George Gershwin, Ira Gershwin
Producer | Norman Granz
Label | Clef
Album | The Astaire Story (1952)
Песня «They Can't
Take That Away From Me» («Они не могут забрать это у меня»), написанная
Джорджем Гершвином на слова его брата Айры впервые появились в фильме Фреда
Астера и Джинджер Роджерс «Давайте танцевать» (1937). Первая попытка Астера номинироваться
на премию «Оскар» за лучшую оригинальную песню окончилась неудачей. Приз был
присужден композиции «Sweet
Leilani» Гарри Оуэна из «Свадьбы
Вайкики».
Астер
снова исполнил песню в фильме «Баркли с Бродвея» (1949), и, наконец включил её
в свой дебютную долгоиграющую пластинку в 1952 года. Продюсером альбома выступил
импресарио Норман Гранц, который вместе Оскаром Петерсоном придал
бесхитростному исполнению Астера джазовую чувственность. «Неплохо для парня,
который не умеет петь», - говорится в, возможно, выдуманном после съемок
протоколе кинопроб.
«Они не
могут забрать это у меня» имеет богатую историю. Записанная Сарой Воган в 1957
году, Эллой Фицджеральд в 1959 году и Фрэнком Синатрой в 1962 году, песня стала
неотъемлемой частью «Великого американского песенника», являясь бессмертным
свидетельством той романтической эпохи.
46. Elmore James - Dust My Broom
Writer | Elmore James
Producer | Lillian McMurry
Label | Trumpet
Album | N/A
«Dust
My Broom» имеет одну из самых сложных историй среди
всех блюзовых песен. Это произошдл не в последнюю очередь потому, что в создании
песни принял участие Роберт Джонсон. В ноябре 1936 года Джонсон записал свою
собственную композицию под названием «(I Believe I’ll) Dust My Broom», и
название, и мелодия которой, к тому времени уже были использованы в других
песнях. Иногда её композитором называют Элмора Джеймса, хотя ему было всего
восемнадцать, когда Джонсон записал «(I Believe I’ll) Dust My Broom», и они не
встречались до 1937 года, когда Джонсон, возможно, познакомил Джеймса со своей
песней.
Известно,
что в августе 1951 года продюсер Лиллиан Макмерри пригласила Элмора Джеймса в
студию звукозаписи. Она не знала о более раннем произведении Джонсона и
добросовестно подала заявление об авторском праве от имени Джеймса. Его версия
песни называлась «Dust
My Broom» и имела немного другой текст, но, что
наиболее важно, исполнялась не на акустической гитаре, которую использовал
Джонсон, а на электрической слайд-гитаре.
Поддерживаемый
гармоникой, басом и барабанами, Джеймс превращает песню в вой банши. Выпущенная
в 1952 году «Dust
My Broom» неожиданно стала хитом, когда она была
выпущена в 1952 году, а ее начальный электризующий рифф - один из самых
известных звуков в современном блюзе.
47. Amalia Rodrigues - Foi Deus
Writer | Alberto Janes
Recording Engineer | Hugo Ribeiro
Label | Valentim
de Carvalho
Album | N/A
Фаду
(буквально «судьба») - самобытная португальская народная музыка, часто
меланхоличная по настроению.
Признанная
величайшим фадистом (певцом фаду) в истории, Амалия Родригес была уже в
Португалии признанной звездой, когда неизвестный поэт-песенник Альберто Янес
постучал в ее дверь, предлагая свою композицию «Foi Deus» («Это был Бог»). Похоже, что текст был
написан специально для Родригес: «Это был Бог. . . который открыл мне глаза и
позволил мне принять фаду. . . это Бог дал мне этот голос».
Свою
самую известную версию певица записала два года спустя в студии Abbey Road в Лондоне.
В
двадцать два года Амалия уже полностью осознала свою фирменную технику парящего
вокала, сочетающую в себе точность и контроль оперной дивы с эмоциональной
честностью фолк-певицы. В этой аранжировке используется традиционное трио фадо
- акустический бас, «испанская» гитара и звонкая двенадцатиструнная гитара Portuguesa. В то время эта песня считалась
некоторыми пуристами почти еретической из-за ее отхода от традиции, которая
предписывала петь «правильные» фадо на одну из двухсот или около того
традиционных мелодий.
«Foi Deus» так ассоциируется с Амалией, что немногие
осмелились записать её. Тем не менее, в 1992 году ангольский певец из Лиссабона
Вальдемар Баштуш сделал блестящую версию. В его упрощенном чтении используются
только гитара и голос, но он вкладывает в песню много своего личного пафоса.
48. Georges Brassens - Le Gorille
Writer | Georges Brassens
Producer | Jacques Canetti
Label | Polydor
Album | La mauvaise réputation (1952)
В 1952
году трубадур-нонконформист Жорж Брассенс получил известность благодаря одной
из написанных им песен - «Le
gorille». Песня возникла в немецком
трудовом лагере, куда певца отправили во время Второй мировой войны, где он
писал песни, пытаясь развлечь своих коллег по работе. После того, как он сбежал
и добрался до Парижа, Брассенс подготовил одну из своих песен для публикации. В
песне была строчка: «Остерегайтесь гориллы!» - первоначально ссылка на
охранников лагеря, в поздних версиях ставшая абстрактной приапической фигурой,
которую Брассенс использовал для нападок на авторитетных деятелей в целом. В
кульминации горилла издевается над судьей, который только что послал человека на
через гильотину.
Песня
вызвала бурю споров и была запрещена на французском радио, оставаясь таковой до
1955 года. Брассенса не волновала оценка его песни, он утверждал, что смягчил
ее, удалив последний куплет с еще более сильным антиавторитарным посланием. «Le gorille» на короткое время сделала Брассенса
скандально известным автором, но в настоящее время он буквально увешан
наградами и титулами за другие свои работы, и его произведения изучаются во
многих французских школах.
Но многие до сих пор ценят его за бунтарский трек 1952 года: скандальный рэпер Джои Старр отдал дань уважения в «Gare au jaguarr» в 2006 году.
49. Gene Kelly - Singin' In The Rain
Writer | Nacio Herb Brown, Arthur Freed
Producer | “Musical direction” credited to L. Hayton
Label | MGM
Album | Singin’ in the Rain OST (1952)
«Хотя это
и старая, но, по всё ещё прекрасная песня» - поет юная Джуди Гарланд,
представляя «Singin' In The Rain» в фильме 1940 года «Маленькая Нелли Келли».
И этот трэк действительно был старым, по крайней мере, по сравнению с тогдашним
молодым Голливудом. С момента своего дебюта в «The Hollywood Revue» 1929 года «Singin’ in
the Rain» была использована в нескольких мюзиклах, но
так и не получил широкого распространения. Вероятно, песня так бы и томилась в
безвестности, если бы не настойчивость одного из её создателей.
Артур
Фрид провел первую часть своей голливудской карьеры как автор текстов, штампуя
песни на конвейере MGM. В конце
1930-х перипетии карьеры привели Фрида в кинопроизводство, но он никогда не
отказывался от музыки. И вот в начале 1950-х годов, охваченный успехом таких
фильмов, как «Пасхальный парад» и «В городе», он решил создать фильм на основе
песен, написанных им в 20–30-х годах с композитором Насио Хербом Брауном. В
результате появилась музыкальная комедия «Singin ’in
the Rain».
Джин
Келли никогда не был великим певцом, но он всегда мог продать песню, особенно
когда прилагал к ней свои ноги. Без визуальных эффектов в его пении не было
ничего необычного; однако в сочетании с танцевальной программой он был
неотразим.
50. The Prisonaires - Just Walkin' In The Rain
Writer | Johnny Bragg, Robert Riley
Producer | Sam Phillips
Label | Sun
Album | N/A
В июне
1953 года пятеро преступников, обвиненные в убийстве, сексуальном насилии и
воровстве, ворвались в легендарную студию звукозаписи Sun Сэма Филлипса в Мемфисе, штат Теннесси. Но
эти злодеи не собирались никого грабить. Известные как «The Prisonaires», они недавно вышли из тюрьмы
штата Теннесси в Нэшвилле и теперь собирались записать свою песню, ставшую
потом одной из самых меланхоличных и красивых баллад десятилетия.
Созданная
основателем группы и ведущим певцом Джонни Брэггом, получившим девяносто девять
лет за изнасилование, и грабителем Робертом Райли, песня «Just Walkin 'in
the Rain» прекрасно передает тоску осужденного и его
сожаление о годах, проведенных за решеткой. Брэгг поет о человеке, пытающемся
забыть свою настоящую любовь. Его ведущая вокальная партия парит в тонких
гармониях ду-воп и простой игре на гитаре.
Когда
сеанс записи закончился, «The
Prisonaires»
вернулись в тюрьму. Их охранники ожидали «артистов» в соседнем кафе. Но они
больше не были обычными преступниками. Вскоре после выпуска песня стала хитом
местных радиостанций и в конечном итоге вошла в десятку лучших R&B США.
Три года спустя певучий «набоб рыданий» Джонни Рэй записал свою версию, возглавив британские чарты и заняв 2-е место в США. Однако интерпретация Рэя ни в коей мере не обладала душевностью и интимностью оригинала.
Комментариев нет:
Отправить комментарий