четверг, 28 января 2021 г.

«1001 Songs you must Hear Before you Die». Vol.8 (песни 71 - 80).

«1001 Songs YouMast Hear Before You Die».

«1001 песня, которую вы должны услышать, прежде чем умереть» — альманах американских музыкальных критиков под руководством составителя Роберта Димери, состоящий из описания тысячи и одной песни, которые коллектив критиков рекомендует к прослушиванию.

71. Gene Vincent - Be Bop A Lula

Writer | Tex Davis, Gene Vincent

Producer | Ken Nelson

Label | Capitol

Album | N/A

Джин Винсент - темный принц рокабилли. Потрясающие записи певца, сделанные им в 1950-е годы, а также короткая и беспокойная жизнь придали ему статус культового. «Be-Bop-A-Lula», первая пластинка и самый большой хит Винсента, остается гимном рок-н-ролла, который звучит одновременно сексуально и жутко.

Винсент Юджин Крэддок вырос, слушая кантри, блюграсс, госпел и блюз в магазине своих родителей в Норфолке, штат Вирджиния. Во время службы в ВМС США он сильно повредил левую ногу и вынужден был посвятить всего себя пению. Вскоре Винсент был замечен ди-джеем из Норфолка Тексом Дэвисом, который, зная, что «Capitol Records» в Лос-Анджелесе ищет второго «Элвиса», записал демо певца.

Gene Vincent – «Be-Bop-A-Lula» (1st Appearance, Town Hall Party 1958).

Юджин («Джин») Винсент и его группа «Blue Caps» отправились в Нэшвилл, где их ждал продюсер Кен Нельсон, уже нанявший сессионных музыкантов, на случай, если «Голубые Кепки» вдруг окажутся некомпетентными. Однако группа Винсента во главе с гитаристом Клиффом Гэллапом великолепно справилась со своей задачей. Ритм-секция блестяще изобразила изящный ритм, в то время как Винсент прекрасно имитировал Пресли, завывая о своей «бэби» и о том, что он «совсем не это имеет в виду, […], может быть». Нарастающие гитарные соло Гэллапа и дикие возгласы басиста Джека «Jumpin» Нила создали стандарт рокабилли, которому пытались подражать все, от «The Beatles» до «The Clash».

После того, как «Be-Bop-A-Lula» покорила мировые чарты, карьера Винсента пошла под откос. Он умер от алкоголизма в 1971 году в возрасте тридцати шести лет.

72. Elvis Presley - Heartbreak Hotel

Writer | Mae Boren Axton, Tommy Durden, E. Presley

Producer | Steve Sholes

Label | RCA

Album | N/A

«Я иду по пустой улице» - эта строка, взятая из предсмертной записки и процитированная в репортаже местной газеты, вдохновила писателей Мэй Борен Акстон и Томми Дердена на прорывной хит Элвиса.

Демо-вокалист Гленн Ривз счел название «Heartbreak Hotel» глупым. Более того, песня настолько ему не понравилась, что он запретил упоминать рядом с ней свое имя. Бывший наставник Элвиса Сэм Филлипс назвал это «болезненным беспорядком». Представитель RCA Стив Шоулз беспокоился, что подписал контракт не с тем артистом, и задавался вопросом, не следовало ли ему пригласить Карла Перкинса. Начальство компании посоветовало Шоулзу перезаписать песню ещё раз.

Elvis Presley – «Heatrbreak Hotel» (Live, 1956).

Результатом записи стал неуклюжий, блюзовый плач - совершенно непохожий на все остальное в поп-музыке середины пятидесятых. Фирменный стиль Элвиса, его невнятный вокал сделали своё дело. «Как будто он поет это из глубин ада» - восхищенно заметил Пол Маккартни почти пятьдесят лет спустя.

73. Fats Domino - Blueberry Hill

Writer | Vincent Rose, Al Lewis, Larry Stock

Producer | Dave Bartholomew

Label | Imperial

Album | This Is Fats (1956)

К 1956 году Фэтс Домино записал уже более дюжины синглов, вошедших в «Top Ten R&B» хит-парада Billboard. Песня «Blueberry Hill» имела не менее впечатляющий послужной список: мелодия, опубликованная в 1940 году, была записана такими известными артистами, как Гленн Миллер и Луи Армстронг. Именно последняя запись, сделанная в 1949 году, вдохновила Домино на создание своей версии. Песня Домино была унылой, но не слезливой, а инструменты звучали более душевно, чем слова. Фортепиано было лаконичным и завораживающим, а голос Фэтса оставался ровным на протяжении всей песни.

Запись «Blueberry Hill» едва не закончилась провалом. В день записи на студии Master Recorders Голливуда были потеряны ноты песни, и Домино все время забывал слова. Ему так и не удалось спеть её полностью, и конечный продукт был получен инженером Банни Робином в результате склейки из нескольких неудачных вариантов.

Fats Domino — «Blueberry Hill» (1956).

Никто этого не заметил, и «Blueberry Hill» заняла 2-е место в поп-чартах, проведя одиннадцать недель на 1-м месте в рейтингах R&B хит-парада Billboard. Успех песни вдохновил других рокеров, в том числе Элвиса Пресли и Литтл Ричарда, на выпуск своих собственных версий «Blueberry Hill», а «The Doors» на создание басовой партии их хита 1967 года «Light My Fire».

74. Elvis Presley - Hound Dog

Writer | Jerry Leiber, Mike Stoller

Producer | Steve Sholes

Label | RCA

Album | N/A

Когда в 1956 году Майк Столлер вернулся из европейского путешествия, его в гавани Нью-Йорка встретил партнер по написанию песен Джерри Лейбер, весело сообщивший, что их песня «Hound Dog» стала огромным хитом. Потом правда уточнил, что не для Большой Мамы Торнтон, которая впервые записала её в 1953 году, а для «какого-то белого парня по имени Элвис Пресли».

Big Mama Thornton – «Hound Dog» (1952).

Оригинал Мамы Торнтон был медленный, резкий и блюзовый. Столлер сначала посчитал версию Пресли «немного нервной и слишком быстрой», а для Лейбера это было вообще просто «много шума». Другими словами, рок-н-ролл высшей категории. По правде говоря, версия Элвиса была смоделирована на основе пародийного варианта песни Фредди Белла и «The Bellboys», выступление которых он слышал. Элвис буквально выплевывает свой вокал как пулемет. Барабаны заполняют паузу между куплетами, а Скотти Мур выдает два блестящих гитарных соло.

Freddie Bell and «The Bellboys» – «Hound Dog» (1956).

Оригинальные тексты Джерри Лейбера и Майка Столлера были сочтены слишком непристойными для белой аудитории. Именно в Лас-Вегасе Элвис Пресли услышал и увидел, как группа исполняет эту версию «Hound Dog» в апреле 1956 года. Пресли был очарован песней и спросил Белла, не будет ли он возражать, если он (Элвис) запишет её. Белл не возражал. В мае 1956 года, за два месяца до Пресли, Белл перезаписал «Hound Dog» для «Mercury», и позже она появилась на альбоме Белла «Rock & Roll ... All Flavors».

Исполняя песню на «Шоу Милтона Берла», Элвис добавил фирменный финал на половинной скорости, вызвавший бурю протестов. В качестве публичного искупления своих «грехов» его вытащили в смокинге на «Шоу Стива Аллена» и заставили спеть эту песню бассет-хаунду.

Elvis Presley – “Hound Dog" (on The Ed Sullivan Show, October 28, 1956).

Раздосадованный Престли, на следующий день вложил весь свой гнев в студийную сессию, записав около тридцати дублей и выпустив хриплую, насмешливую и полную энергии версию. Результат: лидер хит-парада с продажами в семь миллионов долларов.

75. Johnny Burnette Trio - Honey Hush

Writer | Big Joe Turner

Producer | Owen Bradley

Label | Coral

Album | N/A

Когда гитарист Джонни Бернетта Пол Берлисон случайно опрокинул свой усилитель «Fender Deluxe», то обнаружил, что его чистый гитарный звук превратился в искаженное рычание. Как квалифицированный электрик, Берлисон диагностировал, что эффект был вызван смещением вакуумной трубки и что он мог воспроизводить его по своему желанию. Так благодаря счастливой случайности была изобретена фуз-гитара.

The Johnny Burnette Trio – «Honey Hush» (1956).

Это злобное, возбуждающее звучание было использовано в третьем сингле трио, который сочетал в себе «Train Kept A-Rollin '» Тини Брэдшоу с версией Биг Джо Тернера. «Honey Hush», записанный Тернером в 1953 году, звучит почти как его хит «Shake, Rattle and Roll» - блюз с быстрым темпом и двенадцатью тактами, поверх которых певец импровизировал с беззаботной лирикой о том, как держать свою женщину в узде (с бейсбольной битой, если необходимо).

Big Joe Turner – «Honey Hush» (1953).

«Honey Hush» Бернетта привносит в блюз примитивную энергию рокабилли: Джонни, воющий и бормочущий, как ненормальный, превращает добродушные насмешки Тернера в нечто дикое и угрожающее. На заднем плане шумят контрабасист Дорси Бернетт и сессионный гитарист Грэди Мартин.

76. Johnny Cash - I Walk the Line

Writer | Johnny Cash

Producer | Sam Phillips

Label | Sun

Album | N/A

«Мне очень, очень легко быть правдивым», - сказал Джонни Кэш более полувека назад. «I Walk the Line», записанный владельцем «Sun Studio» Сэмом Филлипсом на заре карьеры Кэша, звучит одновременно наивно и глубоко. Такая же лязгающая инструментовка появилась и в ранних хитах друга Кэша Элвиса Пресли. И если простая гитарная линия не может звучит сегодня устаревшей, то оригинальный текст придает песне атмосферу мудрости, без необходимости что-то объяснять.

Johnny Cash - I Walk The Line (1958).

Через восемь лет после премьеры «I Walk the Line» была перезаписана для одноименного альбома. Песня также стала названием для фильма 1970 года и более известного биографического фильма 2005 года. За свою долгую карьеру Джонни Кэш писал и более масштабные, и более обличительные песни, но немногие из них так ясно говорили о человеческих переживаниях, как эта. «Я иду по черте» предельно ясно обращается Кэш ко всем, кто готов его слушать

77. The Louvin Brothers - Knoxville Girl

Writer | Traditional, arr. by Ira and Charles Louvin

Producer | Ken Nelson

Label | Capitol

Album | Tragic Songs of Life (1956)

Хотя авторство под «Knoxville Girl» не установлено и песня считается народной, её истоки находятся примерно в четырех тысячах миль от Ноксвилла, штат Теннесси, в Англии, где в конце XVII века были написаны баллады «The Bloody Miller» и «The Berkshire Tragedy». Эти песня прошли через бесчисленные вариации – «The Oxford Girl» и «The Wexford Girl», прежде чем попали в Теннесси и дали жизнь классической американской балладе об убийстве.

The Louvin Brothers – « Knoxville Girl».

Услышав песню от своей матери, братья Айра и Чарльз Лувены взяли ее в свой репертуар, когда начинали как исполнители в сороковых годах. Вскоре они отказались от нее в пользу госпела, но «Knoxville Girl» вернулась в середине пятидесятых, когда пара стала снова исполнять светские песни - их спонсор на радио «Grand Ole Opry», фирма «Prince Albert tobacco» предпочитала мелодии, не относящиеся к церкви и, как заметил Чарли Лувен: «Работая в евангельском шоу, заработаете 500 долларов; работая на кантри-шоу, заработаете 2500».

Charlie Louvin – «Knoxville Girl».

Чарли перезаписал песню незадолго до своего восьмидесятилетия, но Айры уже рядом не было: его бурная жизнь закончилась в 1965 году благодаря пьяному водителю из Миссури.

78. Jose Alfredo Jimenez – Ella

Writer | José Alfredo Jiménez

Producer | Uncredited

Label | RCA

Album | N/A

Любители мексиканской музыки сравнивают «ранчеро» Хосе Альфредо Хименеса с Хэнком Уильямсом и Жаком Брелем вместе взятыми - огромным талантом, который в всецело доминировал на мексиканской эстраде середины ХХ века и кардинально изменил мексиканский песенник.

Легенда гласит, что в 1956 году Хименес работал официантом в ресторане, куда пришел поесть популярный певец Мигель Асевес Мехиа. Хименес упросил Мехиа послушать его песни. Через несколько дней они встретились, но, когда Хименеса спросили, играет ли он на гитаре, ответ был отрицательным. Мехиа собирался уже отказаться от прослушивания, когда Хименес начал петь. Одной из спетых им песен была «Ella» («Она»), откровенный рассказ о любви, которой помешали родители девушки, отвергнувшие ее жениха, потому что он был простым официантом.

Jose Alfredo Jimenez – «Ella».

Хименес пел в стиле ранчера, популярной мексиканской песенной форме, сравнимой с кантри или блюзом. Он писал песни с детства и обладал отличным музыкальным слухом, лирическим талантом и голосом, который, хотя и был грубым, делал его песни уникальными. «Ella» была одной из первых песен, которую Хименес записал, и она стала огромным хитом, благодаря парящему, страстному вокалу певца на фоне мексиканских духовых «мариачи».

79. Mahalia Jackson - Take My Hand, Precious Lord

Writer | Thomas A. Dorsey

Producer | Mitch Miller

Label | Columbia

Album | Bless This House (1956)

Томас А. Дорси начинал как блюзовый пианист с певицей Ма Рейни. В соавторстве с Тампа Рэд он написал песню «It's Tight Like That» - грязный блюз, ставший хитом в 1928 году. Впоследствии Дорси перешел в жанр госпел, в котором обессмертил своё имя.

В 1932 году, убитый горем после смерти своей жены при родах, Дорси написал свою бессмертную балладу «Take My Hand, Precious Lord» («Возьми мою руку, драгоценный Господь»), взяв за основу мелодию евангельского гимна 1844 года «Мейтленд» композитора Джорджа М. Аллена. Песня Дорси была признана классикой, и сделала его выдающимся автором песен-госпел.

Mahalia Jackson – «Precious Lord, Take My Hand» (1961).

В 1929 году Дорси встретил совсем юную Махалию Джексон, которая не так давно переехала в Чикаго из Нового Орлеана. Дорси и Джексон вместе гастролировали, она пела его песни, а он продавал свои евангельские мелодии в виде нот. В марте 1956 года Джексон записала «Take My Hand, Precious Lord» для «Columbia», и лейбл сделал эту запись так же тщательно, как джаз или поп-сессию. Сила полученной записи сделала имя Махалии Джексон нарицательным.

Доктор Мартин Лютер Кинг-младший назвал запись «Take My Hand, Precious Lord» Махалией своей любимой песней. Ее исполнение на похоронах Кинга в 1968 году принесло певице (и самой песне) признание во всем мире.

Aretha Franklin - «Take My Hand, Precious Lord» (1972).

Четыре года спустя Арета Франклин спела «Take My Hand, Precious Lord» на похоронах Махалии Джексон.

80. Johnny Cash - Folsom Prison Blues

Writer | Johnny Cash, Gordon Jenkins (uncredited)

Producer | Sam Phillips

Label | Sun

Album | With His Hot and Blue Guitar (1957)

Несмотря на то, что песня была записана и выпущена в виде сингла ещё в 1956 году, только после переиздания вместе с концертным альбомом At Folsom Prison 1968 года, «Folsom Prison Blues» Джонни Кэша заняла 1-е место в хит-параде Billboard. Кэш написал песню в 1951 году после просмотра документального фильма «Inside the Walls of Folsom Prison» («Внутри стен тюрьмы Фолсом») во время службы в ВВС США в Западной Германии. Мелодию он позаимствовал из песни Гордона Дженкинса «Crescent City Blues», что привело к успешному иску Дженкинса против Кэша после выпуска альбома 1968 года.

Gordon Jenkins - «Crescent City Blues».

Кэш отождествлял себя с заключенными и объединил в песне два самых популярных жанра американской народной музыки - тюремные и железнодорожные песни. Что касается запоминающихся строк «Я застрелил человека в Рино / Просто чтобы посмотреть, как он умирает», то Кэш заявил: «Я сидел с пером в руке, пытаясь придумать худшую причину, по которой человек мог убить другого человека, и это единственное, что пришло мне в голову».

Johnny Cash – «Folsom Prison Blues» (Live at San Quentin).

Кэш стал неизменным фаворитом всех американских заключенных, хотя в концертной версии кричащая толпа была добавлена уже после записи - заключенные слишком опасались репрессий охранников, чтобы реагировать на любые упоминания в песне о тюрьме или своих преступлениях.

«Folsom Prison Blues» стал основным элементом живых выступлений Кэша и воплощением его образа «бунтаря в черном».

Комментариев нет:

Отправить комментарий