500 величайших альбомов всех времён по версии журнала "Rolling Stone".
Blues
rock
Country
rock
К середине 70-х Нил Янг оказался плену уныния и разочарования. Как ни странно, происходило это на фоне головокружительного взлёта его карьеры. В феврале 1972 года он выпустил альбом "Harvest", завоевавший славу настоящей кантри-рок Библии. Пластинка возглавила чарты по обе стороны Атлантики и стала крупнейшим бестселлером года в США, окончательно превратив Янга в международную звезду. Тем не менее, к моменту выхода следующего диска "On The Beach" в 1974 году исполнитель пришёл к неутешительному выводу, что кантри-рок амплуа превратило его в невыносимо скучного конформиста. И он не собирался с этим мириться...
Два события в течение 10 месяцев глубоко потрясли Нила Янга и сформировали идеи для его шестой пластинки "Tonight's the Night". В ноябре 1972 года музыкант репетировал с группой для будущего музыкального тура. Он пригласил своего близкого друга и гитариста Дэнни Уиттена присоединиться к сессиям, однако довольно быстро отстранил его из-за пристрастий к наркотикам и алкоголю. Янг купил ему билет на самолёт и с 50 долларами в кармане отправил обратно в Лос-Анджелес. В течение следующего дня стало известно, что Уиттен умер от передозировки. Затем, в июне 73-го, за два месяца до начала записи "Tonight's the Night", ещё один наперсник Янга Брюс Берри умер от передозировки героина. Растущее внутри музыканта чувство вины перед товарищами и горечь за несправедливость жизни требовали выхода. Именно в тот момент он решил собрать группу и начать работу над новым материалом.
Учитывая
контекст альбома, неудивительно, как сильно он отличался от всего того, что Янг
представил ранее. Музыкант будто обрёл новый стимул для ухода от ставшего
ненавистным альт-кантри-рок направления. Почти весь материал для
"Tonight's the Night" был записан в репетиционной студии в Голливуде
поздним вечером 26 августа 1973 года. В треках нет наложений, и каждая ошибка,
нестройный вокал или пьяное спотыкание о стойку микрофона бросается в глаза.
Согласитесь, весьма смелый ход для одного из самых продаваемых артистов планеты
- он сделал все, чтобы отступить от чистоты и точности предыдущих пластинок.
Именно свобода музицирования и предельное доверие музыканта своей группе
сделало "Tonight's the Night" нестареющей классикой.
Заглавная
песня, «Tonight's the Night», была написана «без гитары: я просто услышал
басовую партию». В тексте песни резко говорится о смерти Берри. Скорбь и печаль
пронизывают с первых моментов прослушивания: после повторения вступительного
рефрена "Tonight's the Night" Янг произносит два слова: "Брюс
Берри". В песне он делится своими впечатлениями о вечерах, проведённых с
талантливым и беспокойным другом, заканчивая второй куплет фразой: "Я поднял
трубку и услышал, что он умер". Красота этой песни, как и всех
последующих, в ее сырости и несовершенстве. Голос Янга напряжен и
сопровождается треском, игра группы несобранна, но вместе они одержимы воздать
достойную дань своим друзьям и коллегам.
В
"World on a String" Нил Янг берет гитару в свои руки, и этот
2,5-минутный джем - ещё одно доказательство того, что на момент записи не все
песни были в стадии завершения.
"Borrowed
Tune" - тема, наиболее знакомая поклонникам периода "Harvest", в
которой Янг аккомпанирует себе на фортепиано и губной гармошке. В примечаниях
к альбому «Decade» Янг описывает композицию как «песню, которую я написал в
начале гастрольного тура Time Fades Away, размышляя о том, подходит ли мне
большой стадионный тур размышляя о том, подходит ли мне большой стадионный тур».
Она была записана последним дублем уже после того, как большинство группы ушло
из студии и непосредственно перед выключением оборудования. Мелодия песни почти
полностью скопирована с трека The Rolling Stones "Lady Jane", и
завершается она честным признанием, которое, вероятно, и защитило Нила Янга от
судебного иска: "Я пою эту заимствованную мелодию, которую взял у
"Роллинг Стоунз", совсем один в пустой комнате, слишком опустошенный,
чтобы придумать что-то своё".
В 1975
году Янг рассказал о создании песни в интервью американскому журналу Rolling
Stone: «Я сыграл «Lady Jane» и забыл аккорды. Я начал играть свои собственные
аккорды, они стали звучать лучше, и я продолжил играть их. Она просто превратилась
в другую песню».
«Come On
Baby Let's Go Downtown», написанная и исполненная Уиттеном, рассказывает о
покупке наркотиков.
«Mellow
My Mind» повествует о желании музыканта расслабиться после напряжённого
рабочего графика во время концертного турне. В 1976 году Янг рассказал
аудитории смысл песни: «Это песня о том, как быть в дороге. Это песня о том,
как хочется остановиться после долгого турне; просто хочется иметь возможность
замедлиться. Даже если оно закончилось, вы не можете остановиться, потому что
так быстро переезжаете с места на место. А когда оно заканчивается, ты
продолжаешь ехать ещё какое-то время. А когда оно заканчивается, ты продолжаешь
ехать ещё какое-то время».
Лучший
трек на альбоме (и, по признанию коллег и критиков, один из лучших в творчестве
исполнителя) - "Albuquerque" - повествует о стремлении
дистанцироваться от внимания и публичности, чтобы иметь возможность наедине с
собой оплакивать своих друзей.
В песне
«Roll Another Number (For the Road)», написанной во время записи альбома, Янг
оплакивает конец эры Вудстока и гибель участников этого движения от
употребления наркотиков.
«New Mama»
была написана для партнёрши Янга Кэрри Снодгресс после рождения их сына Зака в
сентябре 1972 года. Янг пояснял смысл песни на концертах в январе 1973 года: «Следующую
мелодию я написал недавно, совсем недавно, около пяти месяцев назад или около
того, когда моя старушка родила ребёнка. Я написал эту песню. Люди всегда
подходят и говорят: «Ты уже написал песню о собственном ребёнке? Эй, ты написал
песню о своём ребёнке?». А я отвечаю: «Нет, ещё нет. Не знаю, собираюсь ли. На
ум не приходит ничего особенного». Но в итоге я всё-таки это сделал. Я
продолжал думать о том утре, знаете ли, слишком много».
В песне
«Lookout Joe» рассказывается о солдате, который возвращается домой после
Вьетнамской войны.
«Tired
Eyes» была навеяна неудачной сделкой, связанной с наркотиками, в апреле 1972
года, которая закончилась убийством в Топанге, обществе художников в Южной
Калифорнии, где Янг одно время жил: «Это случилось с моим другом. Это была одна
из таких сделок, обернувшихся неудачей, и у него отсутствовал какой-либо выбор.
Лирика представляет собой просто рассказ о том, что произошло».
Обложка
пластинки представляет собой контрастное черно-белое изображение музыканта,
производящее несколько жутковатый эффект. Буклет содержит обращение:
"Hello Warerface", а также фразы: "Мне очень жаль. Вы не знаете
этих людей. И для вас это ничего не значит". В одном из поздних интервью
Янг рассказал: "Waterface - это человек, для которого написано это письмо.
Когда я читаю его, он - это я. Это просто небольшая глупость - предсмертная
записка без самоубийства".
Общеизвестно,
что первоначально рекорд-лейбл забраковал запись за ее необычное для Янга, а
следовательно некоммерческое звучание, и она пролежала на полках около 18
месяцев. Тем не менее, когда 20 июня 1975 года "Tonight's the Night"
был выпущен, он смог добраться до 25 строчки Billboard и получил широкое признание.
В 2003 году альбом занял 331-ое место в списке 500 величайших альбомов всех
времён по версии музыкального журнала Rolling Stone, поднявшись до 330-ой и
302-ой позиций в обновлённых версиях за 2012-ый и 2020-ый годы соответственно.
Дэйв Марш
в оригинальной рецензии для музыкального журнала Rolling Stone писал следующее:
«В музыке чувствуется нечаянная, первостатейная грубость, сравнимая разве что с
«Blood on the Tracks», как будто Янг хочет, чтобы мы не заметили её окончательного
величия, чтобы подчёркнуть её рваный край опустошённости. [...] В большей
степени по сравнению с предыдущими песнями и альбомами Янга — даже унылая «On
The Beach» и прогоревшая «Time Fades Away» — «Tonight's the Night» озабочена
смертью и катастрофой. [...] Здесь нет чувства отступления, нет извинений,
оправданий или четвертей. Это старые идеи с новым налётом злобы. Рваность
музыки, её небрежное, неаранжированное (но определённым образом
сконструированное) ощущение явно рассчитаны.
В
последующей рецензии, опубликованной в 1983 году в издании книги The New Rolling
Stone Record Guide, Марш пишет: «Запись повествует о послехипповском,
послевьетнамском упадке идеализма контркультуры и о долгом, медленном спуске
поколения в канализацию посредством наркотиков и насилия, а также извращённой
сексуальности. Это единственная целостная пластинка Янга в плане своей
концептуальности, но она великолепна». Крис Фэллон из PopMatters сказал:
«Tonight's the Night представляет собой ту редкую запись, от которой я не смогу
устать никогда».
"Tonight's
the Night" - это звук группы товарищей, одурманенных алкоголем и
наркотиками, которые пытаются осмыслить материал, пропитанный страданием и
скорбью. А ещё это по сути студийный альбом, не записанный в студии, сочетающий
агрессию с деликатностью уникальным непревзойденным образом. Особую ценность
представляет способ записи этой пластинки: все песни исполняются музыкантами в
одной комнате под руководством талантливого лидера. Здесь нет отдельных частей,
которые затем редактируются приглашёнными продюсерами и другим персоналом в
попытках получить новое более чистое прочтение. Эти песни - грубое воплощение
горя, презрения, гнева и сопереживания, ощущаемых Янгом в тот непростой момент
его жизни.
Комментариев нет:
Отправить комментарий