пятница, 17 сентября 2021 г.

История рок-музыки в 500 песнях. «Ida Red» by Bob Wills & His Texas Playboys (1939).

Hickey A. "A History of Rock Music in 500 Songs".

Добро пожаловать в третий эпизод «Истории рок-музыки в пятистах песнях». Сегодня мы рассмотрим одного из основателей стиля вестерн свинг Боба Уиллса и его хит «Ida Red».

«Рок-н-ролл? Почему, чувак, ты считаешь это чем-то новым? Это та же самая музыка, которую мы играем с 1928 года! ... Мы не называли эту музыку рок-н-роллом, когда представили её как наш стиль еще в 1928 году, и мы не называем рок-н-роллом то, что играем сейчас. Это всего лишь базовый ритм, и в разное время он назывался по-разному. Это одно и то же - следуете ли вы только барабанному биту, как в Африке, или окружаете его множеством инструментов, как в оркестре. Ритм - вот что важно!» - сказал Боб Уиллс в 1957 году, и это вызывает интересный вопрос: «Что содержится в названиях?»

Боб Уиллс и Томми Дорси (1947 г.).

Названия жанров - странная вещь, не так ли? В частности, вы когда-нибудь замечали, сколько из них содержат в себе союз «&»? Рок-н-ролл, ритм-энд-блюз, кантри-энд-вестерн? Для всего этого должна быть какая-то причина.

Рок-н-ролл - особый случай, но два других названия были придуманы журналом «Billboard» не для какого-то одного жанра, а предназначались изначально для обозначения его различных чартов. Термин «Ритм-энд-блюз» стал применяться в конце 1940-х годов к т.н. «расовым» пластинкам, чего потребовала тогда усилившаяся толерантность американского общества. Это было сделано для чарта «Черная музыка», и теперь афроамериканцы могли записывать не «расовые», а либо «ритмовые», либо «блюзовые» пластинки. Но когда ты даёшь какой-то группе различных вещей общее название, то люди начинают думать, что эти вещи имеют общее название, потому как являются одним и тем же. Так со временем родился новый жанр «Ритм-энд-блюз», объединивший изначально абсолютно разные музыкальные направления.

То же самое касается музыки «Кантри-энд-вестерн». Опять же – изначально это были два разных жанра. Кантри была музыкой, созданной белыми, живущими в сельской местности, на востоке США, в основном - такими музыкантами, как, например, семья Картеров.

«Keep on the Sunny Side» - Mother Maybelle & The Carter Sisters.

В будущем мы еще не раз услышим о семье Картеров. Именно такой была первая кантри-музыка. Не «Кантри-энд-вестерн», а просто кантри. Это была музыка, созданная в горах Кентукки и Теннесси, с центром в Нэшвилле.

Вестерн-музыка была немного другой. Это была музыка, популярная в Техасе, Оклахоме и Калифорнии. И хотя она имела тенденцию использовать схожие с кантри-музыкой инструменты - скрипки, гитары и так далее - у неё была другая лирика - песни о ковбоях, лошадях, преступниках и так далее. В то время, а мы говорим о 1930 – 1940-х годах, вестерн-музыка была немного более «причесанной», чем кантри. Это позднее Джонни Кэш, Бак Оуэнс и Мерл Хаггард создали жесткую и неполированную вестерн-музыку, а тридцатые и сороковые были расцветом сладких песенок из голливудских фильмов о ковбоях, в исполнении таких артистов, как Джин Отри и Рой Роджерс. Вестерн-музыка была большим бизнесом, таким же, как и свинг. И поэтому совсем не удивительно, что появился новый жанр – вестерн свинг.

Если говорить совсем просто, то вестерн свинг – это свинговая музыка, сделанная на Западе США, в основном в Калифорнии, теми же самыми людьми, которые на Востоке США создавали кантри-музыку. Они играли свинг на тех же инструментах, что использовали кантри-музыканты. Горячие джазовые ритмы исполнялись на скрипке, банджо, гитаре и стэнд-ап басе. Вестерн свинг потребовал ещё и барабанной установки, что стало одним из главных его отличий от кантри-музыки. В начале ХХ века барабанная установка была в основном джазовым инструментом, и долгое время ударные были запрещены на музыкальных кантри-шоу, таких как Grand Ole Opry. Только потому, что вестерн свинг был гибридом джаза и вестерн-музыки, вестерн свинг-группам позволили использовать барабаны, заставив самих ударников прятаться за кулисами. Типичная для того времени вестерн свинг-группа состояла из гитары, одной или двух скрипок, фортепиано, баса, ударных и, реже, саксофона или трубы. То есть, как и в эпизоде «Flying Home», мы видим, как постепенно начинает формироваться состав музыкантов, принятый в последствие рок-группами.

Но вернемся к Бобу Уиллсу – лидеру вестерн свинг-группы, чей барабанщик должен был спрятаться за занавеской. Уиллс первоначально выступал как «комик с черным лицом» - к сожалению, подобные расистские выступления были очень и очень распространены в США 1930-х годов. В 1929 году Боб Уиллс, певец Милтон Браун и гитарист Герман Арнспигер собрались вместе для выступлений на рождественских танцевальных вечеринках. Вскоре, включив в свой состав брата Милтона гитариста Дервуда Брауна и скрипача Джона Даннама, музыканты стали широко известны в узких кругах, как группа «Light Crust Doughboys».

«Oh Susannah, TigerRag» - Light Crust Doughboys.

Название группы, которое переводится на русский язык, как «Деревенские мальчики под легкой корочкой» может показаться странным, но выбирали его не сами музыканты. Изначально их звали «The Aladdin Laddies», так как они получили спонсорскую поддержку для выступления на радио WBAP от «Aladdin Lamp Company». Когда эта спонсорская поддержка закончилась, группа некоторое время выступала под названием «Wills Fiddle Band», прежде чем появился новый спонсор - Pappy O'Daniel. Возможно, вы вспомните губернатора Миссисипи из фильма «O Brother, Where Art Thou?». Правда реальный Пэппи О'Дэниел никогда не был губернатором Миссисипи, но стал губернатором Техаса в 1940-х. В конце 1920-х - начале 30-х годов он возглавил рекламную компанию «Burrus Mill and Elevator Company», которая начала спонсировать группу, переименовав её в «Light Crust Doughboys».

Пэппи О'Дэниел.

Вскоре группа стала очень успешной, но, на самом деле, музыкантам не очень хорошо платили. О'Дэниел настаивал, что бы в дневное время все участники группы трудились на его фабрике. Боб Уиллс, например, работал водителем грузовика. Дело в том, что Пэппи О'Дэниэлу поначалу не нравилась их деревенская музыка и он хотел через две недели отменить шоу. Но Уиллс пригласил О'Дэниела на радиостанцию, где уговорил его выступить в радиопередаче с собственной песней «Pass the Biscuits, Pappy». После выступления О'Дэниел стал менеджером группы и автором их оригинального материала.

«Pass the Biscuits, Pappy» - Hillbilly Boys.

Это не «Деревенские мальчики под легкой корочкой» («Light Crust Doughboys»), это просто «Деревенские мальчики» («Hillbilly Boys»), другая группа, которую нанял Пэппи О'Дэниел несколько лет спустя.

В 1932 году музыканты под названием «Fort Worth Doughboys» сделали свою первую запись. Пэппи О'Дэниел не одобрял, когда они делали что-то, что могло бы вывести их из-под его контроля, поэтому группе не разрешалось использовать свое имя при звукозаписи.

«Nancy Jane» - Forth Worth Doughboys (1932).

В то время музыка, которую играли «Light Crust Doughboys», еще не стала тем, что мы бы назвали Western Swing, но музыканты уже определенно находились под влиянием как джаза, так и вестерн-музыки. На самом деле, оригинальный состав «Light Crust Doughboys» можно рассматривать как прототип творческого соперничества певца и гитариста в рок-музыке, за исключением того, что здесь было соперничество между певцом и скрипачом. Милтон Браун, судя по всему, хотел больше экспериментировать с джазом, в то время как Боб Уиллс хотел придерживаться более традиционного для струнной кантри-группы звучания. Это творческий конфликт и привел их к созданию совершенно новой формы музыки.

Чтобы увидеть это, мы забежим немного вперед в 1936 год, к немного другому составу группы. Послушайте, например, «Dinah».

«Dinah» - Light Crust Doughboys (1936).

А это... «Limehouse Blues».

«Limehouse Blues» - Light Crust Doughboys (1936).

А теперь послушай это... Джанго Рейнхардт играет «Dinah».

«Dinah» - Django Reinhardt (Paris 28.12.1934).

И Райнхардт играет в «Limehouse Blues».

«Limehouse Blues» - Django Reinhardt & Stephane Grappelli (1935).

Эти записи были сделаны через несколько лет после выхода версии «Light Crust Doughboys», но сходство очевидно. «Light Crust Doughboys» играли те же самые вещи, что Стефан Грапелли и Джанго Рейнхардт, хотя сейчас мы считаем, что «Light Crust Doughboys» - это «кантри-группа», в то время как Грапелли и Рейнхардт принадлежат к абсолютно джазовой категории.

Милтон Браун и "Музыкальные пирожные" (1930-е гг.).

Я уже говорил, что песню «Dinah» записал в 1936 году другой состав «Light Crust Doughboys», уже без Боба Уиллса и Милтона Брауна.  Оба музыканта покинули группу, потому что Пэппи О'Дэниел, очевидно, был не очень хорошим человеком для совместного бизнеса. В частности, он не позволял «Light Crust Doughboys» играть на площадках, где подавали алкоголь, или вообще танцевали. О'Дэниел платил участникам группы всего 15 долларов в неделю, хотя в других местах им готовы были платить 40 долларов за ночь. Поэтому в 1932 году Браун уехал, чтобы создать свою собственную группу «Musical Brownies» («Музыкальные пирожные»).

«Musical Brownies» сейчас в значительной степени забыты, но именно они считаются первой группой, играющей настоящий вестерн-свинг, в который они привнесли много определяющих жанр вещей, в частности, электрическую гитару. Группа быстро стала популярной, и оставалась таковой до гибели Милтона Брауна в автокатастрофе в 1936 году.

«Garbage Man Blues» - Milton Brown & His Musical Brownies.

Боб Уиллс еще некоторое время оставался лидером «Doughboys», так как О'Дэниел прибавил ему $38 в неделю. Он продолжал играть ту музыку, которую создал вместе с Брауном – и тот и другой ясно понимали: то, что они придумали, было чем-то лучшим и более интересным, чем просто джаз или просто вестерн.

Уиллс нанял нового певца, Томми Дункана, но в 1933 году О'Дэниел уволил музыканта, отчасти из-за того, что Уиллс захотел видеть в группе своего брата, а отчасти потому, что пристрастие певца к выпивке уже начало сказываться на его профессионализме. Забрав с собой Томми Дункана, гитариста Леона МакАулиффа и басиста Кермита Уэйлена, Уиллс создал свою собственную группу «Texas Playboys». Музыканты представлялись публике как бывшие «Light Crust Doughboys» - хотя это было не совсем так; они были, всё же, не всей группой, а лишь её ядром - и Пэппи О'Дэниел подал на них в суд, правда безуспешно.

Боб Уиллс и "Техасские плейбои" (1930-е гг.).

"Texas Playboys" активно заимствовали элементы различных музыкальных стилей, объединяя их в своей музыке. Например, они добавили в свой инструментарий барабанную установку, став первой ритмично ориентированной вестерн свинговой группой. У них были ударные и духовые, как у джазовой группы, гитары и скрипки, как у кантри или вестерн групп, стил-гитара, как у гавайской группы, и это означало, что они, если хотели, могли играть все эти стили музыки. И они играли, смешивая джаз и вестерн, блюз и поп, постоянно выдумывая что-то отличное от других.

Это была музыка для танцев, и как музыка для танцев, у нее было много аспектов, которые позже проложили бы им дорогу в рок-н-ролл. В частности, это был тот же бэкбит, о котором мы говорили во втором эпизоде, хотя здесь он был не столь явным. В их мелодиях можно услышать элементы польки, которая оказала большое влияние на всех вестерн свинг-музыкантов, и через них на рок-н-ролл.

«San Antonio Rose» - Bob Wills & His Texas Playboys (Live, circa 1940's).

Взглянув на состав «Texas Playboys», мы можем увидеть, от чего зародился состав рок-группы. В 1938 году в группе были певец, две гитары, три скрипача, банджо, стил-гитара, бас, ударные, фортепиано, труба, тромбон и два саксофона. Примерно в это же время Уиллс одним из первых начал использовать электрогитары, которые окончательно вошли в моду, после того, как их «взял на вооружение» оркестр Бенни Гудмена. Вестерн музыканты в целом были более склонны к электрогитарам, так как раньше уже широко использовали усиленные стил-гитары.

Во втором эпизоде мы говорили о том, что большие оркестры умерли между 1942 и 1944 годами. Уиллсу также пришлось значительно уменьшить свою группу. К 1944 году он избавился от большей части своей духовой секции, заставив электрогитары играть то, что раньше было бы линиями духовых. Так что к 1944 году «Texas Playboys» состояли из двух скрипок, двух басов, двух электрогитар, стил-гитары, ударных и всего одной трубы. Обновленная группа была намного ближе к составу, ставшему обычным в 1950-е и 1960-е годы.

«San Antonio Rose» - Bob Wills & His Texas Playboys (1946).

«Texas Playboys» быстро стали самой популярной группой в своём жанре, и Бобби Уиллс стал широко известен как «король вестерн свинга», но их музыка была больше, чем просто свинг. Уиллс собрал воедино элементы из музыки кантри, блюза и джаза, из всего, что могло сделать его популярным.

К сожалению, иногда это был банальный плагиат. Между кантри, вестерном, блюзом, джазом, свингом и т.д. постоянно происходил обмен идеями... Все эти жанры принадлежали к той или иной расе, но во всех из них были музыканты, которые слушали друг друга. Это не значит, что расовая принадлежность не была основополагающим фактором - конечно была. Тот, кто начинал как чернокожий исполнитель, так им и оставался. Но общим среди музыкантов того времени было то, что хорошие музыканты одного жанра с уважением относились к хорошим музыкантам другого жанра, и были песни, которые все, или почти все музыканты, исполняли в своих стилях, просто потому, что хорошая песня была хорошей. К тому же, в то время не было такой тесной связи между исполнителем и песней, которая есть сейчас - иногда в чартах одновременно присутствовало пять или шесть человек с хитовыми версиями одной и той же песни. Это могли быть кантри-версия, блюзовая версия и свинговая версия одной песни, и не потому что кто-то крал чужую музыку, а потому что было просто принято, когда каждый записывал хитовую песню в своём собственном стиле.

«You Are My Sunshine» - Bob Wills & His Texas Playboys (1946).

Так было и в случае с Бобом Уиллсом: им восхищались музыканты, находившиеся по разные стороны расовой границы. Белый джазовый гитарист Лес Пол, о котором мы почти наверняка ещё не раз услышим, рассказывал, что в 1938 году, услышав выступление Боба Уиллса по радио, приехал из Висконсина в Талсу, штат Оклахома, чтобы послушать выступление «Texas Playboys» вживую. В то время Пол уже сам был известным гитаристом, и его пригласили на сцену, чтобы он сыграл вместе с группой. В этот момент один из находящихся в зале чернокожих - что было очень необычно для Оклахомы в 1938 году - подошел к сцене и попросил у Леса автограф, сказав, что тоже играет на гитаре. Пол предложил молодому человеку показать, на что он способен. Тот так и сделал, приведя окружающих в полный восторг. Это была первая встреча Леса Пола и Чарли Кристиана, который вскоре получил предложение от Бенни Гудмена. Напомню, что произошло это на концерте Боба Уиллса, которого с уверенностью можно отнести к приверженцам музыкальной цепи взаимных влияний, размывающей расовые и стилистические границы.

Но, несмотря на всё моё уважение к Уиллсу, как к человеку и музыканту, я думаю, что откровенно красть песню черного музыканта и делать из нее большой хит - это просто неправильно. И, к сожалению, подобное однажды произошло с группой Боба Уиллса.

Сейчас Леон МакАулифф (Leon McAuliffe), гитарист «Texas Playboys», является признанным композитором «Steel Guitar Rag» - инструментала, который действительно сделал стил-гитару постоянным элементом кантри и вестерн музыки. Без этого инструмента кантри-музыка была бы совсем другой.

«Steel Guitar Rag» - Bob Wills (1936).

В 1927 году гитарист Сильвестр Уивер сделал новаторскую запись, которую теперь часто называют первой записью кантри-блюза, первой записью инструментального блюза и первой записью слайд-гитары (как я уже говорил, первой записи никогда не бывает, но запись Вивера определённо важна). Этот трек называется "Guitar Rag" и... ну...

«Guitar Rag» - Sylvester Weaver (1927).

Леон МакАулифф всегда утверждал, что никогда не слышал песню Сильвестра Уивера, и придумал «Steel Guitar Rag» самостоятельно. Вы ему верите?

Итак, вполне очевидно, что «Texas Playboys» не брезговали плагиатом, и они подтвердили это ещё раз на примере песни «Ida Red», ставшей главным хитом группы.

«Ida Red» - старинная народная песня, впервые записанная в 1924 году. На самом деле, структурно это песня-хокум и, как часто бывает с подобной песней, она имела богатую общую родословную с многими другими песнями - есть блюз и кантри с одной и той же мелодией, песни с разными мелодиями, где упоминается Красная Ида, и песни, которые содержат одинаковые строки... Не существует одной песни «Ida Red», а есть семейство песен, которые в большей или меньшей степени все являются «Ida Red».

Большинство версий «Ida Red» имели один и тот же припев – «Ida Red, Ida Red, Ida Red, I'm plum fool about Ida Red» - но разные тексты, часто импровизированные. Вот первая записанная версия «Ida Red».

«Ida Red» - Fiddlin' Powers and Family (1924).

Как ни странно, в этой версии даже нет припева, но есть его мелодия в виде проигрыша на скрипке. Это группа «Fiddlin' Powers and Family», поющая об Красной Иде, которая весит триста сорок фунтов, в 1924 году.

Версия Боба Уиллса, записанная в октябре 1939 года, имеет совсем другую структуру. У неё знакомый припев, но лирика совершенно другая и не имеют ничего общего с традиционной «Ida Red»:

 «В салоне светло, огонь в камине

Часы на полке говорят, что уже поздно

Занавески на окне, за окном белый снег

В воскресенье вечером в салоне приятно».

«Ida Red» - Bob Wills & His Texas Playboys.

Слова версии Уиллса, кроме припева, были взяты из салонной песни 1878 года под названием «Sunday Night» Джорджа Фредерика Рута, автора песен времен Гражданской войны, который в настоящее время наиболее известен как автор мелодии «Иисус любит маленьких детей». Текст был сокращен, чтобы вписаться в быстрый стиль песни, но это определённо тот же самый текст, что и у Рута.

«Ida Red» стала для Уиллса и «The Texas Playboys» одним из главных хитов, который пользовался огромным успехом на протяжении 1940-х годов.  В какой-то момент группа стала более популярной, чем Бенни Гудмэн или Томми Дорси, хотя в конце десятилетия её успех начал снижаться из-за постоянного пьянства Уиллса, который часто пропускал концерты, а его товарищам приходилось иметь дело с разгневанными фанатами.

В самом начале 1950-х у «The Texas Playboys» появилось ещё несколько хитов, один из которых был продолжением «Ida Red». Речь идет о песне «Ida Red Likes The Boogie», которую мы обсуждали в прошлой главе. И я тогда говорил о причуде стиля буги, который оставался популярным гораздо дольше, чем считается. «Ida Red Likes The Boogie» была записана в 1949 году и в 1950 году вошла в десятку лучших, хотя расцвет песен буги-вуги, о которых я говорил на прошлой неделе, пришелся на далекий 1940 год.

«Ida Red Likes The Boogie» - Bob Wills & His Texas Playboys.

Но по мере того, как входит в моду музыка под названием рок-н-ролл, Билли Уиллс становился все менее популярным. «The Texas Playboys» продолжали активно выступать на протяжении большей части 1950-х годов, но больше никогда не достигали высот 30-х и 40-х. Ухудшающееся здоровье Уиллса и отсутствие успеха заставили его распустить группу в 1965 году.

«Yodel Mountain, Three Miles South Of Cash, Fiddlin' Man, Ida Red, Deep Water, Sittin' On Top Of The World, Blue Prelude» - Bob Wills & His Texas Playboys (1951).

Но до своего распада «The Texas Playboys» успели оказать большое влияние на зарождающийся модный жанр - рок-н-ролл. Помните, я говорил о плагиате? Так вот, в 1955 году один молодой музыкант пришел в студию «Chess» со своим вариантом «Ida Red», которую он, не мудрствуя лукаво, назвал «Ida May». Владелец студии Леонард Чесс уговорил его сменить название песни, потому что в противном случае было бы слишком очевидно, где он украл мелодию... так что через несколько недель мы поговорим о «Maybellene» Чака Берри.

Vol.3

1. The Carter Family - Keep On The Sunny Side.mp3

2. Light Crust Doughboys - Oh Susanna.mp3

3. Hillbilly Boys - Please Pass the Biscuits Pappy.mp3

4. Fort Worth Doughboys - Nancy Jane.mp3

5. Light Crust Doughboys - Dinah.mp3

6. Light Crust Doughboys - Limehouse Blues.mp3

7. Django Reinhardt - Dinah.mp3

8. Django Reinhardt - Limehouse Blues .mp3

9.  Milton Brown & His Musical Brownies - There'll Be Some Changes Made.mp3

10. Sylvester Weaver - Steel Guitar Rag.mp3

11. Bob Wills - Steel Guitar Rag.mp3

12. Bob Wills - Ida Red.mp3

13. Fiddlin Powers Family - Ida Red Fiddlin Powers Family.mp3

14. Bob Wills & His Texas Playboys - Ida Red Likes the Boogie.mp3

15. Bob Wills & His Texas Playboys - San Antonio Rose.mp3


download (mp3 @128 kbs):

https://yadi.sk/d/aTN3RPFOX801JA


Комментариев нет:

Отправить комментарий