Зал славы блюза.
Кантри-блюз
Выдающийся
американский блюзовый певец и гитарист Слипи Джон Эстес (Sleepy John Estes) был
одним из пионеров блюза и сыграл важную роль в становлении звучания
кантри-блюза.
Вокалист с очень высоким «плачущим» стилем, Эстес получил свое прозвище «Слипи» («Соня») из-за своей привычки засыпать во время выступлений. Однажды музыкант сказал: «Они называли меня соней, но я никогда не пропускал ни одной ноты». Некоторые из его песен — «Drop Down Mama» и «Someday Baby» — стали блюзовыми стандартами.
Джон Адам
Эстес (John Adam Estes) – так полностью звучит имя этого
легендарного музыканта, одного из авторитетнейших блюзменов – родился 25 января
1899 года в Рипли (штат Теннесси), небольшом городке, расположенном в
Ещё
ребёнком Джон Эстес начал проявлять интерес к музыке, его первым инструментом
была самодельная гитара из сигарной коробки и проволоки. Свою первую настоящую гитару
он приобрёл в магазине после того, когда получил от отца вознаграждение за
хорошую работу в поле. Первым, кто вдохновил Джона, был отец, который играл на
гитаре, а также старший брат, который играл на банджо.
В 1915
году семья Эстес переехала в соседний Браунсвилл, штат Теннесси, где Джон прожил большую часть своей жизни и стал писать
песни. Подростком он начал выступать на местных вечеринках, познакомился с
некоторыми видными музыкантами, среди которых был Хэмбоун Уилли Ньюбёрн,
который помог сформировать ранний блюзовый стиль молодого гитариста.
«Соня»
никогда не был виртуозным гитаристом – скорее, певцом, аккомпанировавшим себе
на гитаре. Его своеобразная вокальная манера, названная Big Bill Broonzy
«плачущим блюзом» (crying blues), появилась в годы его работы в строительных
бригадах, которые, по древней афроамериканской традиции, трудились под
ритмичный аккомпанемент так называемых «рабочих» песен (уорксонгов), в которых
«Соня» был запевалой. Еще одна его сильная сторона – необыкновенная лиричность,
повествующая о повседневной жизни афроамериканцев 20-30-х годов XX века.
К концу
1910-х годов Эстес, который уже обрёл местную популярность, начал играть в
сопровождении талантливого 11-летнего мандолиниста и гитариста Джеймса (Йенка)
Рэйчелла (их партнёрство в течение карьеры Эстеса несколько раз возобновлялось).
Вместе они играли в Теннесси, Арканзасе и Миссури в течение следующего
десятилетия на различных вечеринках. В середине 1920-х к Эстесу и Рэйчеллу
присоединился исполнитель на губной гармонике и джаге Хэмми Никсон из
Браунсвилля, с которым у них также сложилось долговременное дружеское сотрудничество.
В конце
1920-х Эстес, Рэйчелл и Никсон перебрались в Мемфис, где выступали на разных
площадках города. Около 1928 года Эстес и Рэйчелл вместе с пианистом и
исполнителе на джаге Джебом Джонсом (Jab Jones) сформировали коллектив «Three
J’s Jug Band». В сентябре 1929 года, по рекомендации музыканта Джима Джексона, состоялся
дебют Джона в студии. Он в компании James ‘Yank’ Rachell записал для лейбла
«RCA» восемь пьес. Его дебютным выпуском стала «The Girl I Love, She Got
Long Curly Hair», которая открыла Эстеса как непревзойденного певца и автора
песен. Песня отображает горестное пение Эстеса, подчеркнутое его мощными
поэтическими образами. В ней также примечательна запоминающаяся игра на мандолине
Рэйчелла, которая стала одним из ключевых элементов многих самых ранних записей
Эстеса.
Успех
первой записи Эстеса позволил ему сделать ещё несколько сессий для Victor в
течение следующего года. Результатом этих сессий стали оригинальные версии
блюзов «Diving Duck», «Poor John» и впоследствии не единожды
интерпретировавшийся другими музыкантами блюз «Milk Cow». Эти композиции
послужили основой для их многочисленных последующих трактовок такими
музыкантами, как Тадж Махал (Taj Mahal), Том Раш (Tom Rush) и "The Kinks".
После
своей последней сессии 1930 года вернулся в Браунсвилль, прежде чем переехать в
Чикаго несколько лет спустя, чтобы присоединиться к Никсону, который недавно
начал там записываться. В 1935 году вместе с Никсоном в качестве аккомпаниатора
сделал несколько удачных записей для Champion в 1935 году, где впервые был
указан на пластинке как Слипи Джон Эстес. Среди них были «Drop Down Mama» и
«Someday Baby Blues», последнюю позже записали Мадди Уотерс и The Allman
Brothers Band под названием «Trouble No More». Биг Масео слегка изменил песню в
1941 году и переименовал её в «Worried Life Blues», которая в его версии стала
блюзовым стандартом.
С 1937
по 1940 годы Эстес записал много своих собственных песен для Decca. В течение
четырёх плодотворных сессий он записал два десятка композиций, многие из
которых описывают испытания и несчастья его жизни как бедного темнокожего
мужчины, живущего на Юге. Его глубоко личные рассказы охватывали такие темы,
как его опыт несостоявшегося утопления («Floating Bridge»), его жизни как
бродяги («Hobo Jungle Blues» и «Special Agent») и сожжение дома друга («Fire
Station Blues [Martha Hardin]»). В 1941 году Эстес записывался на Bluebird как
участник группы Delta Boys, а также под своим именем и ласково увековечил ещё
двух жителей Браунсвилля в песнях «Little Laura Blues» и «Lawyer Clark Blues».
Однако
в 1941 году его визиты в студии грамзаписи резко прекратились. Эстес вернулся в
Браунсвилль, где занялся фермерством и женился на Олли в 1948 году (имел
пятерых детей). К 1950 году Джон полностью ослеп. К 60-м годам любители блюза,
за давностью лет всерьез уверовавшие, что Джон якобы родился еще в 1870-е годы,
и, соответственно, считая его давно умершим, даже не пыталась его разыскивать,
в то время как он в полном забвении проживал в своей деревне. Только его
хороший знакомый друг – Биг Джо Уильямс (Big Joe Williams) – смог его разыскать
и вернуть в мир. В 1962 году чикагский кинематографист Дэвид Блюменталь
выследил Эстеса в Браунсвилле, где он жил в полной нищите.
Возвращение
Джона в музыку началось с 1962 года, когда на Эстеса обратил внимание владелец
лейбла Delmark Боб Кёстер и он вновь стал записываться. Результатом явились
несколько великолепных альбомов, записанных им в Чикаго. Как выяснилось,
исполнительское мастерство его не оставило, а как гитарист он даже вырос.
В 1968
году Джон по настоянию своего агента записал альбом «Electric Sleep» (было
тогда такое веяние, как «осовременить» блюз), на котором пел и играл под
аккомпанемент электрического блюз-бэнда. Несмотря на всю неоднозначность этого
эксперимента, он представляет немалый интерес как наглядная иллюстрация
эволюции блюза, явившегося, путем электрификации, прародителем рока.
В 1976
году Джон пережил инсульт и на следующий год скончался – в той же самой
сельской хижине, в которой прожил всю свою жизнь. Несмотря
на его, казалось бы, успешное возрождение карьеры, Эстес все ещё жил в крайней
нищете в последние годы своей жизни и умер без гроша в кармане. Похоронен
музыкант на кладбище баптистской церкви Элам в Дёремвилле (Теннесси). В 1998
году город Браунсвилл отреставрировал дом Эстеса и превратил его в музей в
память об музыканте и его коллегах Йенке Рэйчелле и Хэмми Никсоне. В 1991 году
Эстес был посмертно включен в Зал славы блюза.
Комментариев нет:
Отправить комментарий