28 мая 1900 года в городке Мандевилле штата Луизиана родился джазовый трубач Томас/Томми Джеймс Ладниер (Thomas James "Tommy" Ladnier), манера исполнения которого стала своеобразным мостиком от новоорлеанского стиля “Кинга” Оливера к изысканному свингу Луи Армстронга. А французский критик Юг Панассье вообще считал, что по своему мастерству Томми только Армстронгу и уступал.
Уже
подростком, с 1914 года, Ладниер играл в местном коллективе “Independence
Band”, которым руководил кларнетист Isidore Fritz (также известный как Frick).
Иногда с ними играл знаменитый трубач Банк Джонсон – он часто помогал Томми
советами и давал импровизированные уроки мастерства. В 1917 году, как и многие
другие новоорлеанские музыканты, Ладниер перебрался в Чикаго в поисках лучшей
работы. И как многим его землякам, ему приходилось заниматься тяжёлым
физическим трудом, работая на огромной местной скотобойне. Однако в 1921 году
Томми всё-таки удалось найти себе применение как музыканту. Какое-то время он
играл с чикагским музыкантом Charlie Creath, который тогда базировался в
Сент-Луисе, – его бэнд был довольно знаменит и часто выступал на пароходах,
курсировавших по Миссури.
В 1923
году Томми вернулся в Чикаго, где регулярно записывался для “Paramount Records”
с пианистом Lovie Austin и его группой “Lovie Austin's Blues Serenaders”,
аккомпанировавшей популярным тогда блюзовым певицам, таким, как Ма Рейни, Айда
Кокс (Ida Cox) и Альберта Хантер. В 1923 году в случайной перестрелке погибла
мать Томми, которую он очень любил, и музыкант, к сожалению, в попытке
справиться с потерей с тех пор стал сильно злоупотреблять алкоголем. Однако его
карьера всё-таки набирала обороты, и в тот период Томми довелось работать с
Ollie Powers, Fate Marable, а также – с 1924 по 1925 годы – с самим “Кингом”
Оливером, которым Ладниер всегда восхищался.
И уже
после этого, в 1925 году трубач присоединился к туру пианиста Сэма Вудинга (Sam
Wooding) и вместе с его коллективом активно ездил по Европе, выступая в
Германии, Швеции, Дании, Испании и даже России. Тогда же с Вудингом Ландниер
получил возможность сделать записи в Берлине.
В 1926
году музыкант вернулся в Нью-Йорк. Поиграв немного с танцевальным бэндом Billy
Fowler, он присоединился к оркестру Флетчера Хендерсона и оставался с ним до
ноября 1927 года. Это было время расцвета популярности бэнда, и Ладниер
считался одним из главных солистов – наравне с трубачом Joe Smith и саксофонистом
Коулманом Хоукинсом. В этом составе были сделаны одни из самых ценных записей
оркестра Хендерсона.
Затем
Ладниер вновь отправился в европейский тур с Сэмом Вудингом, охватив на этот
раз Германию, Австрию, Турцию, Швейцарию, Италию и Францию. В Париже Томми
решил задержаться – он ушёл из бэнда и стал работать фрилансером. Очевидно, как
и многих других чернокожих музыкантов из Америки, его привлекало отсутствие
рассовых предрассудков, большая свобода и более интересные перспективы, которые
открывались перед ним в Европе.
Томми
участвовал в небольшом туре с Harry Fleming в Испанию, где познакомился с
танцором Луисом Дугласом, и в ноябре 1929 года работал с ним в Париже, выступая
в роли уже руководителя оркестра. Затем снова было время фриланса, пока летом
1930 года Томми не присоединился к бэнду Нобла Сиссла (Noble Sissle), с которым
играл в Париже и Лондоне. Вместе с этим коллективом Ладниер потом вернулся в
Штаты и в общей сложности оставался в составе до 1932 года, регулярно записывался
и также принял участие в очередных лондонских гастролях.
А с 1932
года Ладниер начал сотрудничать с Сиднеем Беше в Нью-Йорке. Они собрали секстет
“New Orleans Feetwarmers” и сделали множество прекрасных записей. Однако в то
время их новоорлеанский стиль уступал по популярности биг-бэндам, а оба
музыканта не очень-то хотели исполнять более «коммерческую музыку». В
результате, во время Великой Депрессии оба музыканта вообще отошли от дел,
открыв мастерскую по пошиву и починке одежды в Гарлеме. А ещё через некоторое
время Ладниер, не очень-то увлёкшись “ведением малого бизнеса”, уехал из
Нью-Йорка, работал и жил в восточных штатах – Нью-Джерси и Коннектикуте, где
иногда вёл небольшие бэнды, а иногда зарабатывал уроками игры на трубе.
Его
возвращение на большую сцену состоялось лишь осенью 1938 года, когда в Нью-Йорк
приехал делать записи для своих знаменитых радиотрансляций французский критик
Хьюго Панассье (Hugues Panassié). Он встречал Ладниера в Париже в 1930 году и
разыскал трубача для участия в своих новых проектах. Благодаря этому Ладниер
тогда сделал серию удачных записей вместе с кларнетистом Мезза Меззроу (Mezz
Mezzrow), ставших теперь настоящей классикой (их часто называют "Panassie
Sessions"). Он также вновь записался с Сиднеем Беше и участвовал в первом
концерте “Spirituals to Swing”, организованном в декабре 1938 года Джоном
Хаммондом. Последняя запись Томми была сделана в феврале 1939 года с Меззроу и
певицей Розеттой Кроуфорд. А 4 июня 1939 года, в Нью-Йорке, Томми Ладниер
неожиданно умер от сердечного приступа – ему было всего 39 лет.
Звук
Ладниера на его ранних записях явно вдохновлён “подвывающим” стилем “Кинга”
Оливера – Томми даже получил тогда прозвище “молящийся корнет”. Но позже, уже
под влиянием Армстронга, его манера исполнения стала более чёткой и
выразительной и со временем развилась в уже очень изысканный свинг. Томми очень
активно, изобретально и к месту использовал синкопы, а его напор и
эмоциональность иногда просто зашкаливали. В последних записях, сделанных для
Панассье, его игра ещё сохраняет свою изысканность и изящество, но уже не
отличается той же силой, что в прежние времена. Томми также считался великолепным
импровизатором, его музыка всегда была богата новыми разнообразными находками,
и очень часто одну и ту же композицию он исполнял совершенно по-разному, что
легко проследить по его записям.
Комментариев нет:
Отправить комментарий