вторник, 3 июня 2025 г.

Короткая жизнь в ярком свинге. Джеймс «Томми» Ладниер (28 мая 1900 - 4 июня 1939).


 Выдающиеся джазовые музыканты.

28 мая 1900 года в городке Мандевилле штата Луизиана родился джазовый трубач Томас/Томми Джеймс Ладниер (Thomas James "Tommy" Ladnier), манера исполнения которого стала своеобразным мостиком от новоорлеанского стиля “Кинга” Оливера к изысканному свингу Луи Армстронга. А французский критик Юг Панассье вообще считал, что по своему мастерству Томми только Армстронгу и уступал.

Уже подростком, с 1914 года, Ладниер играл в местном коллективе “Independence Band”, которым руководил кларнетист Isidore Fritz (также известный как Frick). Иногда с ними играл знаменитый трубач Банк Джонсон – он часто помогал Томми советами и давал импровизированные уроки мастерства. В 1917 году, как и многие другие новоорлеанские музыканты, Ладниер перебрался в Чикаго в поисках лучшей работы. И как многим его землякам, ему приходилось заниматься тяжёлым физическим трудом, работая на огромной местной скотобойне. Однако в 1921 году Томми всё-таки удалось найти себе применение как музыканту. Какое-то время он играл с чикагским музыкантом Charlie Creath, который тогда базировался в Сент-Луисе, – его бэнд был довольно знаменит и часто выступал на пароходах, курсировавших по Миссури.

"Play That Thing" Ollie Powers' Harmony Syncopators featuring Tommy Ladnier (1923)

В 1923 году Томми вернулся в Чикаго, где регулярно записывался для “Paramount Records” с пианистом Lovie Austin и его группой “Lovie Austin's Blues Serenaders”, аккомпанировавшей популярным тогда блюзовым певицам, таким, как Ма Рейни, Айда Кокс (Ida Cox) и Альберта Хантер. В 1923 году в случайной перестрелке погибла мать Томми, которую он очень любил, и музыкант, к сожалению, в попытке справиться с потерей с тех пор стал сильно злоупотреблять алкоголем. Однако его карьера всё-таки набирала обороты, и в тот период Томми довелось работать с Ollie Powers, Fate Marable, а также – с 1924 по 1925 годы – с самим “Кингом” Оливером, которым Ладниер всегда восхищался.

И уже после этого, в 1925 году трубач присоединился к туру пианиста Сэма Вудинга (Sam Wooding) и вместе с его коллективом активно ездил по Европе, выступая в Германии, Швеции, Дании, Испании и даже России. Тогда же с Вудингом Ландниер получил возможность сделать записи в Берлине.

В 1926 году музыкант вернулся в Нью-Йорк. Поиграв немного с танцевальным бэндом Billy Fowler, он присоединился к оркестру Флетчера Хендерсона и оставался с ним до ноября 1927 года. Это было время расцвета популярности бэнда, и Ладниер считался одним из главных солистов – наравне с трубачом Joe Smith и саксофонистом Коулманом Хоукинсом. В этом составе были сделаны одни из самых ценных записей оркестра Хендерсона.

Mezz Mezzrow With Tommy Ladnier - Jazz Blues

Затем Ладниер вновь отправился в европейский тур с Сэмом Вудингом, охватив на этот раз Германию, Австрию, Турцию, Швейцарию, Италию и Францию. В Париже Томми решил задержаться – он ушёл из бэнда и стал работать фрилансером. Очевидно, как и многих других чернокожих музыкантов из Америки, его привлекало отсутствие рассовых предрассудков, большая свобода и более интересные перспективы, которые открывались перед ним в Европе.

Томми участвовал в небольшом туре с Harry Fleming в Испанию, где познакомился с танцором Луисом Дугласом, и в ноябре 1929 года работал с ним в Париже, выступая в роли уже руководителя оркестра. Затем снова было время фриланса, пока летом 1930 года Томми не присоединился к бэнду Нобла Сиссла (Noble Sissle), с которым играл в Париже и Лондоне. Вместе с этим коллективом Ладниер потом вернулся в Штаты и в общей сложности оставался в составе до 1932 года, регулярно записывался и также принял участие в очередных лондонских гастролях.

А с 1932 года Ладниер начал сотрудничать с Сиднеем Беше в Нью-Йорке. Они собрали секстет “New Orleans Feetwarmers” и сделали множество прекрасных записей. Однако в то время их новоорлеанский стиль уступал по популярности биг-бэндам, а оба музыканта не очень-то хотели исполнять более «коммерческую музыку». В результате, во время Великой Депрессии оба музыканта вообще отошли от дел, открыв мастерскую по пошиву и починке одежды в Гарлеме. А ещё через некоторое время Ладниер, не очень-то увлёкшись “ведением малого бизнеса”, уехал из Нью-Йорка, работал и жил в восточных штатах – Нью-Джерси и Коннектикуте, где иногда вёл небольшие бэнды, а иногда зарабатывал уроками игры на трубе.

Tommy Ladnier – «Weary Blues» (1938)

Его возвращение на большую сцену состоялось лишь осенью 1938 года, когда в Нью-Йорк приехал делать записи для своих знаменитых радиотрансляций французский критик Хьюго Панассье (Hugues Panassié). Он встречал Ладниера в Париже в 1930 году и разыскал трубача для участия в своих новых проектах. Благодаря этому Ладниер тогда сделал серию удачных записей вместе с кларнетистом Мезза Меззроу (Mezz Mezzrow), ставших теперь настоящей классикой (их часто называют "Panassie Sessions"). Он также вновь записался с Сиднеем Беше и участвовал в первом концерте “Spirituals to Swing”, организованном в декабре 1938 года Джоном Хаммондом. Последняя запись Томми была сделана в феврале 1939 года с Меззроу и певицей Розеттой Кроуфорд. А 4 июня 1939 года, в Нью-Йорке, Томми Ладниер неожиданно умер от сердечного приступа – ему было всего 39 лет.

Звук Ладниера на его ранних записях явно вдохновлён “подвывающим” стилем “Кинга” Оливера – Томми даже получил тогда прозвище “молящийся корнет”. Но позже, уже под влиянием Армстронга, его манера исполнения стала более чёткой и выразительной и со временем развилась в уже очень изысканный свинг. Томми очень активно, изобретально и к месту использовал синкопы, а его напор и эмоциональность иногда просто зашкаливали. В последних записях, сделанных для Панассье, его игра ещё сохраняет свою изысканность и изящество, но уже не отличается той же силой, что в прежние времена. Томми также считался великолепным импровизатором, его музыка всегда была богата новыми разнообразными находками, и очень часто одну и ту же композицию он исполнял совершенно по-разному, что легко проследить по его записям.

Комментариев нет:

Отправить комментарий