Pink Floyd
Фолк-рок
«Obscured By Clouds» ("Скрытая облаками") — седьмой
студийный альбом Pink Floyd, выпущенный 2 июня 1972 года на Harvest Records
(SHSP 4020 - в Великобритании, SW-11078 - в США,
В начале 1972 года Пинк Флойд уже начали работу над
«The Dark Side of the Moon» — так сказать, глыбой-альбомом, который радикально
изменит их дальнейшую судьбу. В этот момент к ним обратился старый знакомый,
франко-швейцарский режиссёр Барбет Шрёдер с просьбой написать музыку к ещё
одному его фильму под названием «
Так же, как и при работе над фильмом «More», группа
просмотрела черновой вариант фильма «
Во время первой сессии записи, в Шато Дервиль приезжала команда французских телевизионщиков, которые отсняли 15-минутный документальный фильм о том, как Pink Floyd работали на музыкой к фильму и альбому, включая интервью с Уотерсом и Гилмором. Этот интересный фильм выложен в YouTube, но на французском языке, если кто понимает.
ФИЛЬМ "ДОЛИНА"
Фильм «
В диких местах она присоединяется к компании хиппи,
которые разыскивают там СКРЫТУЮ ОБЛАКАМИ мистическую долину высоко в горах,
куда ещё не ступала нога белого человека. Пройдя ряд физических и психических
испытаний и побывав среди диких племён, Вивьен обретает наконец редкие пёрышки
и улетает обратно в цивилизацию, к мужу, собачке и своему бутику. Лидер
компании хиппи Гаэтен провожает её словами: "Как жаль... Она не увидит
жизнь. Она не увидит свет... она не увидит Долину..."
И вдруг самолёт разворачивается, приземляется
обратно, и Вивьен выходит из него, приняв решение остаться и идти дальше с
этими романтиками. Какое-то время они едут цивилизованно на «Лэнд Ровере», но в
непролазной глуши внедорожник становится бесполезным. Вивьен отдаёт свои
последние деньги на лошадей, и экспедиция забирается в самые недоступные для цивилизации
места, попадает в племя мапуга, которое впервые видит белых людей.
В конце фильма, оставшись даже без лошадей и с
жалкими остатками пищи, группа безнадёжно бредёт в тумане под заключительную
композицию альбома "Absolutely Curtains". Название официально
переводится как "Абсолютный занавес", но в разговорном английском
"curtains" ещё имеет значение, близкое к нашим "пипец",
"труба", "конец всему", так что композицию точнее всего
будет назвать "Полный пипец". Однако туман оказывается теми самыми облаками,
скрывающими Долину, которые рассеиваются, и Вивьен на фоне голубого неба
произносит: "Долина, я вижу её"... Конец фильма.
Кстати, одну из хиппи, Монику играет клавишница и
вокалистка Микетт Жироди, подружка Стива Хиллиджа, с которым играла вместе в
группах Gong, затем System
МУЗЫКА В ФИЛЬМЕ И ВНЕ ЕГО
В фильме звучат шесть номеров «Obscured by Clouds»,
и все прекрасно соответствуют видеоряду. Все
песни на альбоме, короткие и экономичные, в отличие от длинных инструменталов
на других альбомах Floyd. В нескольких треках присутствует сильное влияние
кантри-музыки, с заметным использованием акустической гитары. В альбоме также звучит
синтезатор VCS 3, который Райт приобрел в BBC Radiophonic Workshop.
Композиция "Obscured by Clouds" (она
звучит с первых кадров фильма и является главной темой. Композиция, помимо
прочего, примечательна тем, что в ней Мэйсон впервые применил электронные
барабаны).
Следующий трек, «When You're In», похож по стилю на
заглавную тему. Его название произошло от фразы, произнесенной роуди Крисом
Адамсоном. Эти две пьесы были сыграны
вживую в конце 1972 года и в турах 1973 года. Они также были частью программы сотрудничества
группы с Роланом Пети и Национальным балетом Марселя во Дворце спорта в Париже
в начале 1973 года.
«Burning Bridges» - одна из двух, вошедших в
альбом, совместных песен клавишника Ричарда Райта (который написал музыку) и
Уотерса (который написал тексты).
«The
Gold It's In The ...» - это прямолинейная рок-песня, в которой Гилмор,
возможно, играл на бас-гитаре вместо Уотерса.
«Wot's... Uh the Deal?» - это простая акустическая
композиция. Pink Floyd никогда не исполняли ее вживую, но Гилмор воскресил ее
для своего сольного тура в 2006 году. Одно из этих выступлений было
представлено на DVD Гилмора 2007 года Remember That Night и виниловой версии
его концертного альбома 2008 года «Live in Gdańsk».
«Mudmen» — инструментальная адаптация «Burning
Bridges» в другом размере, и один из немногих треков этой эпохи, авторство
которого принадлежит только Райту и Гилмору.
«Childhood's End» ("Конец детства") стала
последней чисто гилморовской песней Pink Floyd до выпуска «A Momentary Lapse of
Reason» в 1987 году. Название, возможно, было взято из одноименного романа
Артура Кларка. Она была исполнена вживую на нескольких концертах в конце 1972
года и в начале следующего года; барабанный рисунок, открывающий трек, был
переработан для песни «Time» на альбоме The Dark Side of the Moon.
«Free Four» была первой песней Pink Floyd со времён
«See Emily Play», которая привлекла значительное количество эфиров в США, и
второй (после «Corporal Clegg» из «A Saucerful of Secrets»), которая отсылает к
смерти отца Уотерса во время Второй мировой войны. Название происходит от счета
«Раз, два, свободно, четыре!», произносимого с акцентом кокни. Во время записи
Уотерс играл на ритм-акустической и бас-гитаре.
Песня никоим боком не вписывается не то, что в
фильм "Долина", но вообще в репертуар Pink Floyd. Она записана под
хлопки в стиле T. Rex и её общее звучание напоминает глэм-рок начала 1970-х,
только суровая гитара Дэвида Гилмора вносит хард-роковую струю в эту лёгкую
песенку с довольно тяжёлым текстом:
Жизнь — это короткий, тёплый момент,
А смерть — долгий холодный покой.
У нас есть шанс попробовать в мгновение ока,
Если посчастливится, восемьдесят лет, а то и меньше
Песня не вошла в фильм, зато выходила сорокопяткой
в США, Италии и Германии, так как группа посчитала, что он подходит для
AM-радио.
Песня «Stay» была написана Райтом и Уотерсом. На
первый взгляд это песня о любви, за исключением того, что главный герой не
может вспомнить имя девушки, что наводит на мысль, что она могла быть
поклонницей.
Последнюю композицию альбома «Absolutely Curtains»
исполняют вдвоём Ричард Райт и Ник Мэйсон. Райт применил здесь внушительное
количество всевозможных клавишных: органы Hammond и Farfisa, обычное ф-но и
электропианино Wurlitzer, а также портативный аналоговый синтезатор EMS VCS 3.
«Absolutely Curtains» — инструментальная пьеса,
если не считать пение новогвинейского племени Мапуга, которым она завершается.
О чём они поют остаётся загадкой...
ВЫХОД В СВЕТ
Интересно, что альбом «Obscured by Clouds» вышел в
Англии на месяц раньше фильма «
По окончании записи этого материала Пинк Флойд
поссорились с компанией-производителем фильма и назло им объявили, что название
альбома-саундтрека будет отличаться от названия фильма «
Обложку «Obscured by Clouds» сделало как всегда
дизайн-агенство Hipgnosis (Хипгнозис). На ней можно различить мужчину, сидящего
в густой листве дерева. Фокусировка намеренно размыта до неразборчивости.
«Obscured by Clouds» поступил в продажу в Англии 2
июня, а в США 15 июня 1972 года. Более всего альбом стал популярен во Франции —
№1, оно и понятно, благодаря фильму, который почему-то не пошёл в прокат за
границей Франции. Тем не менее, альбом поднимался в Британии на 6-е, а в Штатах
— на 46-ое место.
Альбому «Obscured by Clouds» не повезло в живом
исполнении, поскольку его подавил своей монументальностью следовавший за ним «The
Dark Side of the Moon», многие песни из которого Pink Floyd стали играть на
концертах уже в 1972 году. Лишь три номера с альбома — "Obscured by
Clouds" в связке с "When You're In" да "Childhood's
End" звучали со сцены несколько раз на концертах группы в 1972 и начале
1973 гг.
Критики, как уже говорилось, подошли к «Obscured by
Clouds» c завышенными требованиями, считая эту работу сырой и поспешной.
Истинные же любители Pink Floyd ценят альбом именно за скороспелую свежесть,
неординарность и неотягощённость (пока ещё) внутренними раздорами. «Obscured by
Clouds» оказался последним плодом по-настоящему коллективного творчества Pink
Floyd в классическом составе, когда индивидуальные амбиции ещё не разрушали
творческой синергии группы. С этой точки зрения «Obscured by Clouds» можно
сравнить с битловским "Револьвером", но это уже другая тема...
---------------—
Коллекционерам ранних английских штамповок следует
знать, что первый пресс «Obscured by Clouds» страдал техническим недостатком —
высокочастотным шипением т.н. сибилянтных согласных "с",
"ш" и "т". Об этом сообщал сам Роджер Уотерс в интервью
Комментариев нет:
Отправить комментарий