«O Cangaceiro» или «Mulher Rendeira» (в переводе с португальского «кружевница») — считается гимном или боевой песней кангасейру (Cangaceiros), бандитов в местности Сертау (Sertão), полупустыни на севере Бразилии. Кангасейру – это бразильский аналог преступников североамериканского Дикого Запада. Их окружает множество популярных легенд и анекдотов. Самым известным кангасейру был Виргулино Феррейра да Силва, прозванный «Лампиао» («Lampião»).
Песня-ксахадо «Mulher
Rendeira», также известная как «Mulé Rendeira» или «Muié Rendeira», имеет народное
происхождение и задокументирована в различных вариантах текста в Бразилии
примерно с 1920 года. В некоторых источниках говорится, что песня была написана
Виргулино Феррейра да Силва в честь своей бабушки, Марии Джокозы Вьерии Лопеш.
Согласно наиболее известной версии отца Фредерико Безерра Масиэля, регионалиста из Пернамбуку и биографа Виргулино Феррейра да Силва, знаменитый бандит написал стихи оригинальной версии песни. Камара Каскудо, утверждал, что Лампиао написал эти стихи в честь дня рождения своей бабушки Доны Марии Джокосы Вьерии Лопес («Тетя Хакоса») в период с сентября 1921 по февраль 1922 года, когда исполнил ее во Флоресте (Пернамбуку).
Песня стала всемирно известной после версии, адаптированной Зе
ду Норте и исполненной Ваней Орико для фильма «О Кангасейро» (1953), который,
помимо получения награды «Лучший приключенческий фильм» на Каннском фестивале,
также получил особое упоминание. жюри за саундтрек.
Песня была записана в 1957 году Вольтой Сека, бывшим
участником группы Лампиао, на альбоме «Cantigas de Lampião». Песню
также исполняли популярные бразильские певцы, такие как Луис Гонзага (Luiz
Gonzaga), Эльба Рамальо (Elba Ramalho), Чико Сезар (Chico César), Деэниос да
Гароа (Demônios da Garoa) и другие.
«O Cangaceiro» была переведена на английский язык, самая
известная версия под названием «Bandit» была записана
группой The
Shadows в 1962 году и вошла в
альбом «Out
of the Shadows». Известны также версии Тэкса
Риттера (Tex
Ritter), Frank Weir (Frank Weir,), Chaquito and the Quedo Brass,
фолк-певицы Джоан Баэз (Joan
Baez), психоделической группы
«The Eight Day». Существует также перуанская версия «Mujer Hilandera» группы Juaneco y su Combo.
Всего существует более 120 версий песни на 7 языках и в 14 странах. Многие из
них не являются точными переводами, но некоторые имеют измененный текст, сохраняя
звучание.
Кангасу (cangaço)
– протестное движение, существовавшее
почти во всех внутренних районах северо-востока Бразилии в период с 19-го до середины 20-го века. Термин кангасу происходит от слова канга (canga),
куска дерева, используемого для крепления ярма волов к телеге или плугу, также
известному как ярмо. По мнению многих специалистов кангасу появился как протест т.н. «людей сертанежу» (Povo sertanejo) против неэффективности государства в поддержании порядка и законности,
выраженный в форме «социального бандитизма». Народ сертанежу сформировался в результате смешения
португальцев и коренных носителей языков макро-дже, в том числе и чернокожих хозяйством
на северо-востоке провинции Сертана. Сертанежу многие считают стереотипом жителя северо-востока Бразилии, сравнимым с
народами
кайпира или гаучо. Он также имеет и
другие наименования, такие как; северо-восточный сертанежу (sertanejo
nordestino) или каатингейру (caatingueiro). Его происхождение восходит к 16-му веку.
К 1834 году термин кангасейро уже использовался для
обозначения групп бедных крестьян, населявших северо-восточные пустыни. Глубокая
нищета и угнетение населения Сертау привели к формированию банд преступников,
которые совершали набеги на города, фазенды и армейские базы. К середине 19-го
века в этом регионе существовало две основные группы организованных вооруженных
преступников: jagunços - наемники, которые работали на тех, кто им платил,
обычно землевладельцы, которые хотели защитить или расширить свои
территориальные пределы; и cangaceiros - «социальные бандиты», которые имели
некоторую поддержку со стороны беднейшего населения.
Первым бандитом, который действовал как кангасейро, был Жозе
Гомеш или Кабелейра, родившийся в 1751 году в Глория-ду-Гойта, городе в лесной
зоне Пернамбуку. Некоторые историки приписывают начало движения Лукасу да Фейра
или Лукасу Евангелисте, собравшему первую характерную группу кангасу на окраине
Фейра-де-Сантана в 1828 году. Первой известной группой кангасейро была банда
Jesuíno Alves de Melo Calado, по прозвищу Jesuíno Brilhante, которая
действовала около 1870 года, в окрестностях города Пату и между границей штатов
Риу-Гранди-ду-Норти и Параиба.
В 1920-е и 1930-е годы наблюдался пик активности кангасейро,
когда самые известные банды насчитывали до сотни членов. Бандиты часто хорошо
относились к бедным слоям общества, совершая благотворительные акции, покупая
товары по более высоким, чем обычно, ценам у мелких лавочников и устраивая
бесплатные вечеринки («бейлы»). Богатых же, напротив, грабили, подвергали
принудительным денежным взносам (вымогательство), часто похищали и требовали
выкуп. Банды кангасейро пользовались широкой поддержкой среди населения,
которое предоставляло им информацию о передвижениях правительственных сил.
Военизированная полиция обычно плохо обращалась с более бедными жителями
отдаленных районов северо-востока Бразилии и те часто предпочитали видеть в
своих поселениях банды кангасейро.
У кангасейрос были очень специфические представления о том,
как себя вести и как одеваться. Во-первых, большинство из них умело неплохо
шить. Живя в пустынных землях северо-востока Бразилии, им приходилось выживать
среди колючих сухих кустарников. Несмотря на дневную жару, кангасейро
предпочитали носить кожаную одежду, украшенную всевозможными цветными лентами и
металлическими деталями.
Они также использовали кожаные перчатки с нашитыми на них
монетами и другими металлическими предметами, почти как доспехи, но с
декоративными целями.
Из-за жары и отсутствия воды некоторые кангасейро, особенно
Лампиао, пользовались французскими духами. Они часто воровали его из домов
богатых людей, но обычно платили за него, если получали от мелких лавочников, и
использовали в больших количествах.
Оружием кангасейро были в основном револьверы, дробовики и
знаменитый «пара белу». Утверждается, что, как и «макако» (обезьяна), «бело»
(красивый) было еще одним жаргонным термином для полицейских. Следовательно,
пистолеты и винтовки назывались «пара бело». Однако на самом деле это название,
по-видимому, является производным от латинского выражения para bellum, что
означает «готовиться к войне», и использовалось для обозначения тогдашнего пистолета
Люгера немецкого производства, использовавшегося бразильскими
правительственными войсками и некоторыми солдатами правоохранительных органов.
Кангасейро также прославили тонкий, длинный и очень острый нож
для разделки рыбы по прозвищу «пейшейра», которым в основном пытали или
перерезали горло своим жертвам. Нож также использовался очень специфическим
способом, чтобы быстро убить; лезвие было воткнуто вниз между шеей и ключицей,
из-за своей длины лезвие могло нанести мгновенное смертельное повреждение
основным кровеносным сосудам и сердцу.
Самым известным кангасейро из всех, с которым часто
ассоциируется вся история кангасу, был Виргулино Феррейра да Силва, также
известный как «Лампиао» («Масляная лампа»). Он родился в 1897 году в
Серра-Тельядо в Сертане Пернамбуку. Силва стал кангасейро еще мальчиком, когда
его родители были убиты из-за этих вендетты семей Перейра и Ногейра-Карвалью. В
1918 году Виргулино вместе с братьями Антонио, Ливино и Эсекьелем стал кангасейро
терроризировал Сертау более 20 лет.
Примерно через два года Лампиао возглавил собственную банду,
насчитывающую от 15 до 50 человек. Говорят, что своим прозвищем «лампа» он
обязан яркой дульной вспышке своей винтовки. В отличие от других кангасейро,
которые были щедры к беднякам сертао, Лампиао был больше известен своей
жестокостью. Его слава росла благодаря многочисленным историям и песням о его
подвигах, которые распространились по северо-востоку Бразилии. В 1929 году, блуждая
по Санта-Брихиде в штате Баия, он встретил Марию Алию да Силва (также известную
как Мария де Дейя), жену сапожника Зе де Нене, которая стала его любовницей. Позже
она станет более известна как миссис Лампиао или Мария Бонита (буквально
«Красотка Мария»).
Власти предприняли многочисленные попытки уничтожить Лампиао и
его банду, но безуспешно, поскольку кангасейрос пользовались защитой населения
и запуганных землевладельцев. Однако июльской ночью 1938 года отряду военной
полиции удалось окружить кангасу Лампиао в городе Ангико, рядом с
государственной границей, когда осведомитель Хока Бернардес сообщил полиции об его
местонахождении. Лампиао, Мария Бонита и девять других членов банды были убиты,
их головы были отрублены и выставлены в медицинском институте Сальвадор-да-Баия
до 1969 года. Сорока другим членам банды Лампиао удалось бежать. Возглавивший
остатки банды Кориско (Cristino Gomes da Silva Cleto) был убит в 25 мая 1940
года, положив конец эре Кангасы. Последний кангасейру, который был частью
группы Лампиао, Жозе Алвеш де Матуш, умер в 2014 году в возрасте 97 лет.
Исчезновение этого явления стало следствием изменения социальных
условий в стране, перспектив лучшей жизни, которые открылись для народа
северо-востока Бразилии вместе с миграцией на юг.
Комментариев нет:
Отправить комментарий