Антон Чернин. Полная история русского рока, рассказанная им самим.
Часть 3. Уральская
волна (1988–1991)
11. Группа
«Наутилус Помпилиус». Альбомы «Разлука» / «Князь Тишины» (1986–1988)
— В
аэропорту Шереметьево открывается первый в СССР магазин беспошлинной торговли —
Duty Free.
—
Космонавты Владимир Титов и Муса Манаров проводят в космосе 366 дней, установив
рекорд пребывания на околоземной орбите.
— Звезда
мировой оперы Монтсеррат Кабалье записывает альбом «Барселона» с лидером группы
«Queen» Фредди Меркьюри.
— Борис
Гребенщиков становится первым советским рок-музыкантом, подписавшим контракт на
выпуск альбома с крупной американской звукозаписывающей компанией.
…а в
телепрограммах наподобие «Песни-88» все еще звучит вот это:
Игорь
Корнелюк — «Билет на балет», группа «Электроклуб» — «Кони в яблоках», Алла
Пугачева — «Найди меня».
На рубеже
1987–1988 годов вдруг все стало можно — и никто не понимал, что с этим делать.
За годы полуподпольного существования советские рок-музыканты привыкли играть
по квартирам или по каким-то стремным точкам, записываться на самодельной
аппаратуре и морочить голову следователям из ОБХСС. А в конце 1980-х условия
изменились. У рокеров начали выходить пластинки, появились газетные публикации,
радио — и телеэфиры, а главное, началась эпоха Больших Концертов! Со всей
гастрольной спецификой — то есть с хилым аппаратом на стадионах, грязными
гостиницами, поездами, пропахшими потом и жареной курицей. Добавьте в этот
коктейль администраторов-жуликов, приправьте вопящими поклонницами и залейте
некачественной водкой. Так и разъезжали по стране новоиспеченные гранды
русского рока.
Тогда
стало ясно, насколько разные люди собрались в некогда единых группах. В конце
1980-х «Аквариум» существует по большей части виртуально, лидер «Зоопарка»
стремительно катится к своему трагическому концу, «Калинов мост» на полтора
года прекращает концертную деятельность, «ДДТ» с трудом вымучивает альбом
«Пластун», полностью меняет состав «Крематорий», близок к распаду «ЧайФ».
Но ярче всего кризис 1988 года отразился в судьбе группы, которая тот год так и не пережила. Их первая пластинка вышла уже после прекращения деятельности так называемого «золотого состава».
…
Впрочем,
началась вся эта история задолго до перечисленных событий, в первой половине
1980-х, и ничто сперва не предвещало ни шумного успеха, ни горького творческого
кризиса. Музыкальная жизнь страны на тот момент еще вертелась вокруг двух
столиц — Москвы и Питера (тогда Ленинграда). Провинциальные самородки — такие
как Шевчук из Уфы и Башлачев из Череповца — перебирались в Ленинград, где и
жили, и записывали альбомы. Ни о какой «третьей столице русского рока» речь
тогда и идти не могла. И уж точно никому не приходило в голову, будто этой
столицей сможет стать Свердловск.
К 1986
году собственный небольшой рок-клуб в Свердловске был, а вот самого рока не
было. Тогдашняя история свердловского рока умещалась в одну строчку: в 70-е
годы была в городе яркая команда «Сонанс», которая в начале 80-х развалилась на
две группы: «Трек» и «Урфин Джюс».
Обе
команды играли довольно сложные, многочастные композиции. Свежие ветра
панк-рока и новой волны обошли их стороной. Альбомы «Трека» отличались
высочайшим уровнем записи, который компенсировался нереально плохими текстами
Аркадия Застырца. «Урфин Джюсу» тексты писал Илья Кормильцев, музыканты ругали
его на чем свет стоит, но он все равно писал. Между обеими командами шла
холодная война с редкими обострениями в виде драк.
«Трек» к
1986 году развалился, «Урфин Джюс» был в процессе развала. Свое слово должны
были сказать группы нового поколения — и они вскоре появились. Уже существовал
«ЧайФ», уже готовила сольный материал бывшая солистка «Трека» Настя Полева, уже
проводил первые репетиции «ВИА радиотехнического факультета Уральского
политехнического института», позже ставший известным под названием «Агата
Кристи»… Но ошеломляющий прорыв свердловского рока был связан с группой
«Наутилус Помпилиус».
Первая
попытка записать имеющийся у группы материал была сделана еще в ноябре 1985
года. Тогда с «Наутилусом» сотрудничала вокалистка активно распадающегося
«Трека» Настя Полева. Она пела, например, «Князя Тишины», а Бутусов сочинял для
нее песни.
Помимо
Насти Полевой к работе над репертуаром приложил руку и еще один приятель «Нау»
— начинающий кинорежиссер Алексей Балабанов, будущий автор «Войны» и обоих
«Братьев». Кстати, «Брат-1» вообще построен на музыке Бутусова.
Вячеслав
Бутусов: В силу обстоятельств того времени было принято собираться у кого-то на
квартире. Других мест, в общем, и не было. Либо на квартиру кого-то, либо в общаге
— но в общаге это было обременительно и сложно, тем более что там были всякие
ограничения.
И вот
очень популярное место было тогда, толчковое, — это квартира у Леши Балабанова,
который по тем временам уже закончил Горьковский иняз и был счастливым обладателем
однокомнатной квартиры, в которой жил один. Ну, в основном у него обитали там
литераторы, театралы. Он тогда уже, по-моему, работал на Свердловской
киностудии, но еще не закончил ВГИКовские режиссерские курсы.
В общем,
это такая была богема своего рода. Мы тогда совершенно случайно туда попали.
Весь этот рок-н-ролл как-то начал будоражить общественность, и нас, по-моему,
ради интереса пригласили, просто чтобы за нами понаблюдать. А потом мы там
надолго задержались. Там интересный круг общения происходил.
Выпивший
хозяин дома любил спеть, причем одну-единственную песню — русскую народную,
«Разлуку». Это и подсказало музыкантам, так сказать, концептуальную идею
альбома.
С
инструментами у «Наутилуса» дела обстояли по тем временам очень неплохо. У Дмитрия
Умецкого был хороший бас — бабушка прислала ему инструмент аж из ГДР. Гитара
Бутусова тоже была приличной. Ее приобрел по случаю Анатолий Королев, один из
первых менеджеров «Нау» и ведущий дискотеки в городке Верхняя Пышма — в
пятнадцати километрах от Екатеринбурга. С аппаратом, как ни странно, тоже
проблем не было — местные Кулибины собирали его из деталей, предназначенных для
оборонки. Так что уровень техники получился на порядок выше советских
стандартов и не особо далеким от мировых.
А главным
«самоделкиным» города Свердловска был Александр Новиков. У Новикова была своя
группа «Рок-полигон», однако к 1984 году его музыкальные пристрастия резко
изменились. Он записал с половиной будущего «Наутилуса» альбом «Вези меня,
извозчик» и получил десять лет лагерей усиленного режима — как раз за
изготовление и сбыт электромузыкальной аппаратуры.
Выпустили
его только в 1990 году и вскоре отменили приговор за отсутствием состава
преступления. Однако Новиков оказался настолько крепким менеджером, что его
структура и без хозяина работала как часы.
Вячеслав
Бутусов: Новиков, что называется, погорел, но по тем временам это было
несложно. Зацепиться-то могли за что угодно… Производством аппаратуры он тогда
был куда больше известен, чем как человек, исполняющий музыку. Потому что для
него играть было если не хобби, то баловство. Конечно, в основном он был известен
тем, что на пол-России делал один из самых качественных аппаратов — начиная от
портала, заканчивая бэкстэйджем.
У нас все
происходило так, что мы накапливали деньги до определенного уровня,
сбрасывались в складчину и покупали, допустим, комбик гитарный — великое
счастье! Мы покупали в основном его аппарат, потому что он был действительно
качественный. Да и весь Свердловск, по-моему, играл на этом аппарате.
Короче
говоря, комплект звука тоже был. Не было клавиш. А «Наутилус» 1980-х без клавиш
представить было невозможно. Поэтому работа протекала так: ночью клавишник
Виктор «Пифа» Комаров садился в свои старенькие «Жигули» по прозвищу Голубой
Мул и начинал объезд свердловских кабаков. Делалось это после трех ночи, когда
клиентура кабаков засыпала под столиками и ресторанные лабухи могли одолжить
будущим рок-легендам необходимые синтезаторы.
Обычно
начинали с ресторана «Центральный» — руководитель тамошней группы «Слайды»
Алексей Павлович Хоменко относился к «Наутилусу» очень тепло и спустя какое-то
время даже вошел в состав группы. Кроме него, никто из тогдашнего состава
группы профессиональным музыкантом не был. На хлеб себе и семьям они
зарабатывали совершенно по-другому. Виктор «Пифа» Комаров работал в учреждении
под названием Главснаб, Дмитрий Умецкий — в Уралтеплоэнергопроекте, а Вячеслав
Бутусов — в Уралгипротрансе.
Подобных
институтов со сложносокращенными, похожими на особо изощренные матерные
ругательства, названиями тогда было немало. Молодые специалисты с высшим
образованием и низшей зарплатой убивали в этих шарашкиных конторах и свое
время, и себя самих. Тем более что в 1986 году из-за антиалкогольной кампании
дешевый портвейн исчез, и народ стал травиться чем попало.
Вспоминает
вторая ключевая фигура «Наутилуса» — поэт Илья Кормильцев:
Илья Кормильцев:
Про Диму Умецкого и Славу еще в институте ходила прибаутка: «Чтобы день
начинался и кончался быстрей!»
То есть
их единственной целью было как можно быстрее утром уползти с парты, как можно
быстрее нажраться портвейна и упасть — уснуть. Ясно, что так вели себя не они
одни. Кто-то из нашего поколения оказался лузером… но иных уж нет, а те далече.
Ощущение бессмысленности жизни — оно многих съело.
Будущих
«наутилусовцев» спасло от безысходности и цирроза только творчество. Когда
делать было совсем уж нечего, включался креатив.
Вячеслав
Бутусов: За кульманом я сидел совершенно наглым образом. Там можно было только
текст сочинять, поэтому я времени даром не терял, сочинял тексты… Там же легко:
бумажками всякими обложился — и вперед! Очень трудно было спать — это да, а
текст писать легко было. Главное, что жизнедеятельность какая-то происходит.
Люди видят, что ноги под кульманом шевелятся, значит, все в порядке.
Один раз
меня смешно поймали. Зашел начальник отдела, и меня застукали, что я спал.
Когда до меня дошло, что пришел начальник, я так спокойно оторвался от кульмана
и сделал вид, что просто на минутку задумался. Но он меня все равно вычислил,
потому что на лбу у меня отпечатался план какой-то коммуникации, причем не
просто план, а из Первого, секретного, отдела.
Начальник
мне тогда сказал:
—
Вячеслав! Дело не в том, что вы спали, а дело в том, что, если бы я не заметил,
вы бы вышли на улицу с секретной информацией, отпечатанной на лбу, и поехали бы
в таком виде в общественном транспорте. Таким образом, вы автоматически стали
бы нарушителем огромного количества советских законов.
А мы все
тогда специально подписывали бумаги, что имеем дело с документами Первого
отдела… страшное дело!
А вот
песню «Праздник общей беды» Бутусов написал не в институте, а дома. Тогда он
валялся с высокой температурой, но это все же было лучше, чем работа. Сочинил
ее быстро, минут за сорок.
Вячеслав
Бутусов: Все тексты я писал без начала и без конца. То есть в них не было
сюжета в отличие от того, как у Кормильцева все это писалось: у него
обязательно была какая-то история. Подъем души мог зависеть, например, от того,
что я с большим трудом получил больничный и мог неделю не ходить в институт
из-за ОРЗ. А поскольку я взял у кого-то в прокат портативную печатную машинку,
то для меня уже это было поводом, чтобы что-то написать. То есть я не мог не
написать, поэтому сидел и строчил целыми днями. Мне это было просто интересно.
Бедное
звучание «Праздника» по сравнению с остальными песнями альбома объясняется
отсутствием во время записи этого трека нового участника группы Алексея
Могилевского. Он тогда жил в деревне и работал директором клуба — по
распределению после окончания музыкального училища. У него были свой дом, пара
свиней и собственный проект «Ассоциация содействия возвращению заблудшей
молодежи на стезю добродетели». Он даже записал альбом «Угол» — на пару с
будущим гитаристом «Нау» Николаем Петровым.
Вячеслав
Бутусов: Мы как бы заманивали его к себе в коллектив, почти похищали. Потому
что у него была идея вообще в деревню уехать. Он стал директором клуба и решил
остаться там вообще на века. Развести хозяйство, и вообще ему все это
нравилось, вся эта романтика… Он уехал в деревню, а буквально через месяц
человек к нам приезжает в пиджаке, в костюме, в галстуке — настоящий директор
деревенского клуба! — и начинает рассказывать, как неплохо было бы завести
поросенка там, теленка, то-се…
Кроме
того, он там написал материал для своего альбома, который был целиком посвящен
деревенской жизни. То есть все это было очень серьезно… Я до сих пор с болью
воспринимаю вот эти наши агитационные тексты. Мы ведь, считай, оторвали его от
земли и вообще от всего, к чему человек должен тяготеть. Сердце кровью
обливается. Сейчас бы Леша был там человеком, так сказать, продвинувшим наше сельское
хозяйство на более высокий культурный уровень.
В те годы
группа работала с удовольствием, всех откровенно перло, и каждый добавлял в
альбом что-то от себя.
Илья
Кормильцев: Я не могу сказать, чтобы люди, которые проходили через «Наутилус»,
ничего не внесли. Наоборот! Можно назвать как минимум пять-шесть человек,
которые внесли решающие моменты в звукосодержание группы «Наутилус».
Это в
первую очередь Дмитрий Умецкий и Алексей Могилевский. Умецкий — это визуальный
образ группы и внесение ироничной струи. Именно он создавал общее впечатление
от «Наутилуса» — меланхоличное, с долей иронии, стебного студенческого юмора,
иронии… Когда это утрачивалось, то разрушалась основная составляющая нашей
эстетики. А Могилевский внес саксофон. Он внес пышную клавишную фактуру —
восьмидесятнические нью-вэйвовские традиции.
Третьим
китом раннего состава был забытый Кормильцевым Виктор «Пифа» Комаров. Как раз
на его незатейливых, но крепких клавишах держался фирменный «наутилусовский»
звук. Порой всего одна его находка делала шедевр. Так, именно он придумал и
сыграл на перепаянном синтезаторе «Малыш» классическую «французскую» тему песни
«Взгляд с экрана», или, иначе, «Ален Делон». Вещь вообще для группы
историческая.
Вячеслав
Бутусов: «Ален Делон» был, по сути, первым текстом, принятым от Кормильцева как
соучастника группы «Наутилус Помпилиус». До этого он сотрудничал с группой
«Урфин Джюс» и еще с некоторыми музыкантами, а нам свой текст он тогда отдал
как бы впервые.
Прежде мы
пробовали брать какие-то его тексты, но, судя по всему, первоначально он
отдавал нам только то, что отбраковывалось в «Урфин Джюсе». А «Ален Делон»
стала практически первой песней, написанной на его текст.
Очевидцы,
правда, утверждают, что замысел Кормильцева был совсем иным. В его исполнении
стихи звучали издевательской юмореской — без привнесенного Бутусовым трагизма.
Видимо, этому можно верить.
Илья
Кормильцев: Мое сердце — не большое и не доброе. Я очень педантичный,
скептический и желчный человек.
Премьера
этой песни состоялась в июне 1985 года во время попойки в коммуналке того же
самого Пифы. Кроме хозяина, там жил манекен без руки и без ноги. Манекен звали
Федором. На ночь Пифа сажал его в свою машину — отпугивать воров. Услышав, что
музыканты сделали с его текстом, Кормильцев в ярости схватил Федора и выкинул
его с балкона третьего этажа. Народ в ужасе шарахнулся в стороны — поди разбери
в потемках, манекен это или живой человек?
Федора
потом за руки — за ноги втащили наверх, а сотрудничество Бутусова и Кормильцева
продлилось долгие годы. Хотя тогда поэт страшно напрягся — из-за чего Федору и
досталось. А больше всего взбесило его то, что из строчки «Ален Делон не пьет
одеколон» композитор выкинул слово «тройной».
Вячеслав Бутусов: Слово «тройной» пришлось убрать, потому что оно ну никак не укладывалось… я никак его не мог уложить. Илья скрепя сердце сказал, что, ладно, пусть будет так. Так что мы бодро миновали, можно сказать, десятилетний этап жизни советского общества, убрав приставку «тройной».
А Пифа
сейчас живет в Голландии, проектирует яхты и музыкой не занимается. Хотя на
воссоединение «Нау» на «Нашествии-2004» его все-таки вытащили.
…
В 1986
году едва ли не больше, чем о музыке, Бутусов думал об армии. Было ему неполных
двадцать пять, за плечами было законченное высшее, а прямо перед носом —
реальная опасность загреметь в ряды несокрушимой и легендарной. Откосить было
невозможно: каждый день Бутусов ходил в свой НИИ, и достать его военкомату
труда не составляло.
Вячеслав
Бутусов: Ты был засвечен по всем параметрам. Если тебя не находили на квартире,
тебя просто вычисляли на работе. Ты приходишь к начальнику… или тебя вызывают к
начальнику… Ты приходишь, он говорит: «Возьми трубку»… Ты берешь трубку, а там
с тобой разговаривает товарищ из военкомата… Ну или просто могли вынудить… отправить
каким-нибудь насильственным образом…
Как
обошлось?.. Не знаю. Каким-то чудом обошлось.
В
состоянии дикого невроза Бутусов создал один из главных хитов альбома. Припев
вместе с ним орали все, кто той ночью находился в ДК Свердловского архитектурного
института. Через год его распевала уже вся страна.
Как
только «Шар цвета хаки» стал популярен, на него тут же появилось невероятное
количество пародий. Помнится, одной из коронок раннего «Несчастного случая»
была песня «Фарш, фарш с мясом». На пленку она, правда, не была зафиксирована,
а авторство ее принадлежит Михаилу Зуеву — музыкальному руководителю команды
КВН Новосибирского университета и лидеру группы «Иван-Кайф».
Был бы
шницель,
Пусть
абсолютно белый,
Пусть
прозрачный,
Но все же
был бы с мясом,
Но повар
решил, что я пьян, — и подсунул мне пончик!
Я вижу
плов,
Я чую
пиццу,
Но вместо
слов
Я
чувствую гарь — я знать не хочу ту тварь, из которой был шницель!
Я слышу
песню вдали — но я вижу лишь
Фарш,
фарш с мясом,
Фарш,
фарш с мясом,
Ночью мне
снится во сне — но я вижу лишь
Фиг, фиг
с маслом,
Фиг, фиг
с маслом,
Я не
пробовал пищи дурней, чем фарш цвета хаки!
Впрочем,
армия задела Бутусова только по касательной. В институте он ездил на военные
сборы. На фотографиях того времени Бутусов брит наголо — как позже, в эпоху
«Крыльев».
Вячеслав
Бутусов: Еще один раз я ездил в качестве сопровождающего призывников на пункт,
где их разоблачают, сортируют и отправляют по частям… Я, как обычно, пришел к
восьми часам утра на работу, а меня там отловили и говорят:
— Значит,
так! Сегодня ты на работе не будешь. Мы с твоим начальством договорились,
сегодня ты отправляешься в Елань с призывниками.
Ты
приходишь в военкомат, а там стоят оглоушенные эти юноши. Тебе дают такую
большую папку с какими-то бумагами непонятного содержания. И вот их надо
довести до места назначения, чтобы они не убили друг друга, чтобы, напившись до
блевоты, не захлебнулись и не упали с поезда…
Страшная
была история. Просто страшная. После этого я понял, что к этому надо быть либо
морально готовым, либо постараться избежать этого. Одно из двух.
…
Думать о
записи «Наутилусу Помпилиусу» в то время было рано, и поэтому члены группы в
основном думали о грядущих концертах. Их было мало, и каждый был событием. А на
сцене «Наутилус» образца 1986 года выглядел совершенно не так, как мы его
сейчас представляем.
Вячеслав
Бутусов: Сначала мы ориентировались исключительно на глэмовую эстетику
нью-вэйвовских коллективов. Что-то мы могли отсматривать на видео, тогда
недоступном, или по журналам… да-а-а…
И вот у
нас сложился определенный видеоряд, определенный стереотип, — это как минимум
такая дартаньяновская рубашка с жабо и с кружевами, какие-то бутафорские
украшения, всклокоченные волосы, по возможности мелированные, или просто
покрашенные из пульверизатора. А вот то, что ниже, — было для нас загадкой,
потому что все эти рукодельные фотки доходили до нас почему-то только по пояс.
Ну и у
нас была задача из того, что есть под руками, слепить вот такой псевдообраз.
Получалось у нас что-то типа пародии. Особенно-то нечем было оперировать, но у
нас в архитектурном институте готовили мастеров на все руки. Мы накупили
каких-то обычных тряпок, разукрасили их специальным образом, нашили из них
каких-то бесформенных костюмов, напялили очки… собственно, и все. Еще нас размалевали
специально приглашенные девушки. Вот.
Это
больше напоминало студенческий капустник, Ну, я не знаю, на уровне
художественной самодеятельности. Там что под рукой, все используется. Вот и у
нас так же было.
Последний
раз в таком имидже группа выступила 20 июня 1986 года на открытии Свердловского
рок-клуба. Однако серьезные тексты ну никак не вязались с клоунским обличьем
музыкантов — и на фестивале это чувствовалось.
Поэтому
осенью, на следующем концерте, имидж группы радикально изменился. Грим остался,
но теперь он был строгий. Музыканты, одетые в странную военную форму, застыли у
микрофонов и с первых аккордов начали нагнетать ужас.
Вячеслав
Бутусов: Мы брали настоящие хаки и просто красили их в черный цвет, а сапоги мы
умыкнули из ТЮЗа. Там у нас знакомый — замечательный человек Алик Лаевский,
завлитчастью Свердловского ТЮЗа. И оннам после очередного совместного заседания
отдал сапоги напрокат. Сперва на выступление, а после этого набрался смелости и
подарил две пары ботфортов. Одни были такого наполеоновского типа, а другие
именно ботфорты. Обладать такими сапогами в то время — это было что-то
невероятное. Тогда же боты можно было купить, только если вступаешь в брачные
узы, и то по талону.
По
сравнению с тогдашними свердловскими грандами «Наутилус» играл музыку
экстрамодную. Электроникой и новой романтикой музыкантов снабжал их
звукорежиссер Андрей Макаров. Он руководил дискотекой в ДК Архитектурного
института и был в курсе последних событий мировой музыки.
В
дальнейшем Макаров работал с «Телевизором» и «Колибри», а потом ушел в бизнес.
После расставания с ним «Нау» практически перестали интересоваться актуальными
музыкальными течениями, но в 1986 году они слушали западных коллег очень
внимательно. Например, песня «Рвать ткань» была написана под влиянием грандов
неорокабилли «Stray Cats». Не какой-то конкретной вещи, но их стиля вообще.
Текст
песни примечателен тем, что в первый и, кажется, в последний раз за всю историю
группы Бутусов употребил нецензурное слово.
Вячеслав
Бутусов: «Рвать ткань» — жалкая попытка использовать мат. Почему-то я
изначально всегда был против. Несмотря на то что это по тем временам, может
быть, и редкость была. Во-первых, этодаже у блатных считается неприличным
выражаться и сквернословить. Я уж не говорю про более высокие материи. И я был
до последнего момента против, но Илья Кормильцев сказал:
— Это
рок-н-ролл! Тут неуместны никакие рамки приличия!
В общем,
я выдавил из себя это слово. В общем-то оно довольно безобидное, по сути дела…
Если быть
точным, то слово «блядь» в тексте песни употребил все-таки не Бутусов, а
Кормильцев. Бутусов его просто не вычеркнул. Из двоих авторов на виду всегда
был именно Бутусов — и Кормильцев в конце концов с этим смирился.
Илья
Кормильцев: «Наутилус» оставался такой же — мрачновато-ироничный. С четким
портретным лицом, всегда ассоциирующимся с лицом Бутусова. О моем существовании
люди начали догадываться только в последнее время, а до этого я как бы не
существовал. В сущности, я был и не нужен. Легче и правильнее, с точки зрения
воспринимающего человека, было представить, будто это лицо поет эти песни от
себя, про себя и оно все сделало — и музыку, и текст…
Между тем
тексты для самых громких хитов «Наутилуса» создавал именно Кормильцев. Стихи
для «Скованных одной цепью» он написал еще в 1984-м, ночью, в подъезде, сидя в
пижаме на лестничной площадке, так как курить дома ему тогда не разрешали.
Через пару лет Бутусов положил их на музыку, и получилась настолько крамольная
песня, что в Рок-клубе отказались ее литовать — то есть подписывать цензурное
разрешение на исполнение со сцены.
Лидера
«Нау» отправили утверждать текст по инстанциям.
Вячеслав
Бутусов: По тем временам в редакциях журналов сидели очень грамотные люди. Туда
попадали только талантливые — вернее, либо талантливые, либо коррумпированные
комсомольские функционеры. Но мы столкнулись с человеком, который был
действительно талантлив.
Интересные
вещи он нам рассказал.
— Вот, —
говорит, — вы здесь пишете, например, «За красным восходом коричневый закат»…
Ну зачем так прямолинейно? Ведь можно тоньше все это преподать! Можно преподать
тоньше, но так выстрелит, что никакие, так сказать, наблюдатели даже не поймут,
в чем там бомба!
Таким
образом он предложил нам переделать несколько вариантов. Например, «За красным
восходом розовый закат»… Если вдуматься, то это, конечно, намного мрачнее
выглядит, чем «коричневый закат», который — довольно прямолинейная ассоциация с
фашизмом, и все такое.
В 1986
году «Наутилус» собрал весь свой ранний материал и записал магнитоальбом
«Разлука». Бутусов, как профессиональный архитектор, занялся обложкой — и
нарисовал свой вариант.
Вячеслав
Бутусов: Там были нарисованы такие, в жесткой графике, человечки головастые.
Маленькие, но с большими головами, писающие на маленькие ядерные грибки, вот.
Но это также было как бы в эстетике того времени, модой под названием «шпильки»
и… С точки зрения меня, как человека, закончившего архитектурный институт, это
было, э-э-э, достойно.
Однако в
свет альбом пошел с обложкой, придуманной другом музыкантов — фотографом
Ильдаром Зиганшиным. Он оформил обложку так: члены группы были уложены на пол
студенческого клуба, укрыты сверху мокрой простыней и так сфотографированы.
Эффект был убийственный — возникла легенда о том, что на самом деле на обложке
изображены мертвые члены политбюро ЦК КПСС. С такой обложкой «Разлука» пошла в
массы. И через год в стране началась настоящая наутилусомания.
Уже к
концу 1987 года группа лидировала во всех опросах популярности — и при этом
винила у них так и не было! Если бы «Нау» слушала только прежняя аудитория, им
бы хватило и старых магнитоальбомов «Переезд», «Невидимка» и «Разлука». Однако
народ со стадионов хотел полноценного винила. Поэтому пиратская концертная
пластинка «Наутилуса» и «Бригады С», выпущенная фирмой «Мелодия», разлетелась
миллионным тиражом. Тут же подоспело предложение выпустить наконец-то настоящий
диск. Он получил название «Князь Тишины».
Вячеслав
Бутусов: «Князь Тишины» — это, по сути дела, кавер-версия… Это были ремейки
песен изданных и неизданных. Просто в студии Аллы Борисовны все собрали в кучу,
что по тем временам считалось коммерчески выгодным для выпуска на «Мелодии».
Сделали такой винегрет из песен. Я, собственно, даже не считаю его номерным
альбомом.
Запись
альбома «Князь Тишины» началась в конце 1987-го прямо по месту жительства
«Наутилуса». Тогдашние директора группы поселили музыкантов в общежитии МВТУ
имени Баумана, что на станции метро «Бауманская», рядом с главным корпусом
университета. Кстати, приехавшая тогда же в Москву группа «Калинов мост», далеко
не такая популярная, жила в это же время в дорогущей гостинице «Украина». С
видом на реку, на Новый Арбат, на здание СЭВ и так далее. Тем не менее и в
бауманской общаге можно было что-то делать.
В то
время лидер группы подружился с финской съемочной группой, работавшей над
документальным фильмом о советском роке «Серп и гитара». В результате в
бауманской общаге Бутусова почти не видели, соответственно большая часть
первого этапа работы над альбомом была проделана без него. Правда, финны
одарили Бутусова секвенсором, благодаря которому появилась возможность добиться
нормального звука и в общежитии.
Алексей
Могилевский: Значит, что я могу сказать? Жили мы в ту пору в общаге Бауманки, и
вся основная забивка производилась внутри этой общаги. Секвенсор QX-1 лежал на
полу, а самый продвинутый из нас, Владимир Петрович Елизаров, его осилил,
связал все наши многочисленные синтезаторы в одну медийную цепочку и все это
забивал прямо туда.
То, что
он мог сыграть сам, он играл. То, чего сыграть не мог, играли те, кто владел
этими самыми клавишными. Ударные партии забивались в драм-машину, по тому
времени инструмент дико модный и жутко дорогой. А поскольку до этого, на
концертах, все игралось вживе, то теперь, когда на записи, все перелегло на
жесткую привязку к ритму, материал приобрел совершенно незнакомое звучание.
Даже у нас самих возникало ощущение, будто что-то не в порядке с темпами, или
что-то в этом роде…
Синтетический
звук, который на ранних магнитоальбомах получался от бедности, здесь был сделан
ради стильности. По-настоящему вживую на «Князе Тишины» были записаны только
вокал Бутусова и саксофоны Могилевского. Кстати, коллеги по сцене, с которыми
«Наутилусу» приходилось выступать в конце 1980-х, относились к качеству своей
музыки не столь щепетильно. Конкретно под «коллегами» мы имеем в виду
нашумевшую поп-группу «Мираж», с которой «Наутилус» как-то занесло в одну
сборную солянку. Да не просто занесло — звукорежиссер «Нау» Владимир Елизаров
даже записывал для «Миража» фонограмму.
Алексей
Могилевский: С «Миражом» мы пересеклись совершенно случайно на каком-то
фестивале. По-моему, это называлось как-то вроде «Сетунь» и, помню, там еще был
Дворец спорта «Крылья Советов». Тогда там работали обе певицы — и Гулькина, и
Разина. Меня все это так удивило, что я запомнил этих барышень. Они были очень
недовольны качеством звучания своей фонограммы, на что Володя разводил руками:
какая фонограмма, такое и качество!
Не весь
«Князь Тишины» состоял из проверенной «наутилусовской» классики. Пара вещей
были относительно свежие. Одна из них возникла по следам поездок Бутусова в
Ленинград.
Вячеслав
Бутусов: Мы поездили в Питер и приобрели питерский опыт. В Питере тогда играли
очень жесткую волну. Там уже тогда чувствовалось мощное влияние «Depeche Mode»,
со всеми их индустриальными звуками. Ну и мы тоже стали утяжеляться.
Первый
выезд «Наутилусов» в Питер случился весной 1986-го. Тогда они попали прямиком
на Четвертый фестиваль Ленинградского рок-клуба. Именно там у Бутусова
состоялась первая попытка знакомства со звездами рок-сцены, закончившаяся
небольшим конфузом.
Вячеслав
Бутусов: «Алиса» там точно была, потому что, помню, тогда я впервые
почувствовал себя… как бы сказать поточнее?.. я почувствовал себя в шкуре
фаната. Я подошел к Косте Кинчеву и стал что-то говорить, а он меня довольно
жестко отбрил. Я пытался объяснить, что музыкант и приехал из Свердловска, а он
посмотрел на меня и передразнил:
— Из
СверхЖлобска!..
Тогда-то
я и почувствовал, каково это — быть фанатом. «Да-а, — подумал я. — Что-то я не
туда куда-то влез». Это я сейчас его понимаю: лезет к тебе товарищ
сомнительного вида, а тогда я совсем растерялся и подумал: «Куда уж мне!..»
Второй
выезд в Питер случился уже весной 1987-го. Тогда «ЧайФ», «Наутилус», группа
Егора Белкина и «Аквариум» выступали перед пленумом Союза композиторов.
«Наутилус» задержался, потому что Могилевский погулял на чьей-то свадьбе и
проспал свой самолет. Первый концерт группа отыграла неплохо, а вот второй —
плохо, потому что Бутусов с басистом Дмитрием Умецким всю ночь разминались портвейном.
Почти сразу после начала песни «Шар цвета хаки» вокалист забыл слова, дождался,
когда группа бросит играть, подошел к микрофону и сказал: «Нельзя». Зал
понимающе зааплодировал.
Кончилось
все тем, что басиста «Аквариума» Александра Титова забрали в милицию и народ
пошел его выручать. Именно с тех питерских концертов началась большая слава
«Наутилуса».
А вот в
Москве до декабря 1987 года (то есть до начала работы над «Князем Тишины»)
группа «Наутилус Помпилиус», как ни странно, не выступала. Хотя ее слава уже
гремела по всей стране. В 1987-м «Наутилус» показывался только на легендарных
подмосковных рок-фестивалях: в Черноголовке и Подольске.
В
Черноголовке отыграли блестяще. В Подольске, напротив, с самого начала не
задалось. Барабаны по ошибке «Аэрофлота» улетели в другой город, и Владимиру
Назимову пришлось воспользоваться одолженной у кого-то драм-машинкой. Мониторы
на сцене не работали, то есть музыканты себя не слышали. Но публика все равно
приняла группу с восторгом — им уже было безразлично, кто и как играет.
Настоящее
покорение Москвы случилось на «Рок-панораме-1987», проходившей на Малой
спортивной арене «Лужников» целую неделю — с 7 по 13 декабря 1987 года. Там
была совершенно невообразимая, по нынешним дням, солянка: от «Арии», «Браво» и
«Бригады С» до Александра Малинина и группы «Алма-Ата-студио» — это нынешняя
«А-студио».
«Наутилус»
играл в четверг, 10 декабря, в один день с «Мистером Твистером», «Рондо» и
группой «ЭВМ» — так называла себя половина «Круиза», не ужившаяся с гитаристом
Валерием Гаиной. «ЭВМ» расшифровывалось как «Эх, вашу мать». Публика в зале
хотела исключительно хэви-метала и выглядела соответственно. Недаром из сорока
пяти групп — участников фестиваля девятнадцать играли металл или хотя бы
пытались это делать… Когда настала очередь «Наутилуса», Бутусов вышел на сцену
откровенно не в форме, в паре песен забыл слова, но публике было по барабану.
На «Скованных» народ в зале выхватил заранее заготовленные цепи и начал звенеть
ими в такт припеву.
Концертные
записи с того фестиваля потом вышли на фирме «Мелодия» на четырех виниловых
пластинках. «Наутилус» оказался отмечен всего одним треком — тем самым, с
цепями. Естественно, и будущий студийный альбом без него обойтись не мог. Мало
того, на пластинке «Князь Тишины» именно эта песня стала первой.
Алексей
Могилевский: «Скованные одной цепью» — она как бы песня-речитатив, нудная и
скучная. Ну и помнится, что там вставочка есть такая — это я ее сочинил. Нужно
было как-то разнообразить песню, а в голове только Стинг сидел. Потому что мы все
были в восторге от его альбома «The Dream of Blue Turtles». Ну и я сочинил
что-то в этом стиле.
А сама
песня никаких эмоций не вызывает. Более того, я могу сказать, что я никогда не
вслушивался в слова. Понимаете, я такой странный музыкант: мне всегда нравилось
играть, но о чем мы поем, меня всегда мало беспокоило. Смысл песни я понял
вообще гораздо позже. Ну, я вообще малость глуповат был.
Еще один
забавный эпизод, связанный со «Скованными», случился в 1988-м, когда группа
весь год гастролировала по стране и один-единственный раз в ходе этих гастролей
решилась-таки спеть под фонограмму.
Алексей
Могилевский: Один раз мы отъезжали на какие-то южные концерты в Анапу и
Новочеркасск. В Новочеркасске нас уговорили выступить под фонограмму, а
поскольку все это сидело на одной фазе, то, как только вечером люди в домах
повключали свет и телевизоры, СТМ начал вести себя совершенно некорректно и
стал тянуть пленку. Представляете? Песня «Скованные одной цепью» и так
неторопливая и достаточно низко поется, а здесь Слава и вообще запел вот так:
—
Скоооованннныыыыые ооодноооой…
И причем
чем ближе к концу концерта, тем сильнее падала скорость. В финале это стало уже
совсем невозможно. После концерта мы вышли, давясь — кто-то от смеха, а кто-то
от злости. И Слава сказал:
— Больше
ни одного концерта под фонограмму!
На волне
успеха отношения в группе менялись. Еще в декабре был уволен звукорежиссер
«Нау» Андрей Макаров, записавший «Разлуку». На его место пришел Владимир
Елизаров. Звук «Князя Тишины» — дело в основном его рук. Это был профессионал
экстра-класса — он и по сей день остается таковым, только в наши дни он
работает с «ЧайФом» и «Сансарой». Однако Елизаров, как и один из клавишников
«Наутилуса» Алексей Хоменко, был лет на десять с копейками старше Бутусова и компании.
Отныне старшее поколение «Наутилуса» существовало отдельно, младшее — отдельно,
да и внутри этого младшего не все было в порядке.
Алексей
Могилевский: По прошествии времени об этом легко уже рассказывать. Как только
мы заехали в Москву, в эту Бауманку, так отношения тут же и кончились.
Буквально сразу нас разбросало.
Прежде
всего возник капитальный разлад между отцами-основателями, между Славой и
Димой. Насколько я понимаю, речь шла о том, куда мы движемся? Чем мы будем
заниматься? Тогда об этом самое время было задумываться. Плюс постоянно
происходили какие-то пертурбации. Начали подтягиваться какие-то человеко-единицы,
которые говорили: «Надо делать так!» А другие говорили: «Нет, надо делать вот
так!» Директорами пытались стать очень многие, да только получалось у них это
не очень.
Я на все
это смотрел снизу и сбоку. Тогда уже совершенно четко обособилось и отделилось
в самостоятельную группу ядро «дедов». Это Хоменко, Алавацкий, Елизаров и,
отчасти, такой тихий, серый кардинал Влад Малахов, который работал техником
группы, но на самом деле являлся старым приятелем всех вышеозначенных господ. И
тогда они, совершенно четко зная, что впереди будет какой-то развал, крах,
просто объединились и скинули капитал.
Басист
Виктор Алавацкий пришел на место Дмитрия Умецкого, покинувшего группу в феврале
1988-го. Пришел он прямо из свердловского ресторана «Центр» и освоил программу
на ходу. Все меньше оставалось в «Наутилусе» людей, которые, собственно, и
создавали легенду группы.
Вокал и
саксофон для альбома «Князь Тишины» писали в совершенно отдельном месте. В
спорткомплексе «Олимпийский». В студии Аллы Борисовны Пугачевой. Она
познакомилась с «Наутилусом» в 1987-м, подружилась с музыкантами — и с ходу
предложила свою помощь.
В студии
Пугачевой группа приступила к работе, однако профессиональный архитектор
Бутусов сольфеджио не учил и, естественно, с ходу спеть ничего не смог. В
свердловские времена это проблемы не составляло, так как в условиях цейтнота
вокал писался с наскока. Получалось временами неровно, но эмоционально. А вот в
серьезной студии, где можно было не торопиться и делать дубль за дублем, ничего
не клеилось. И чем больше было попыток перезаписать вокал, тем хуже они
получались.
Клавишник
Алексей Хоменко потом вспоминал, что Пугачева стояла рядом с Бутусовым с
карандашом в руке и делала пометки в тексте песни — дескать, до этого места все
нормально, а дальше перепевай. В одной песне у Бутусова совсем ничего не
получалось, и пришлось ей самой встать к микрофону.
Вячеслав
Бутусов: Звукорежиссером у нас был Александр Кальянов. В тот момент Пугачева
подошла к нему и начала что-то говорить. И он мне через микрофон в студию
говорит, что, дескать, вот ты там сидишь, паришься в этой кабине, а Алла
Борисовна, между прочим, говорит, что надо так-то и так-то сделать.
Я
ответил, что в этом смысле профан, всех этих дыхательных приемов не знаю, а
потому как могу, так и корячусь. В общем, я тужился, пока она не предложила
продемонстрировать, как это надо сделать. А Кальянов взял и записал это все. И
потом при окончательном сведении вставил в альбом.
Алексей
Могилевский: Я скажу проще. Слава внезапно обезголосил, и мне некоторые партии
пришлось петь даже за него. Самый яркий пример — это «Доктор твоего тела»,
который сложен из трех голосов. Абсолютно сиплый в припевах, это, значит,
Вячеслав Геннадьевич Бутусов, который практически только скрипит там голосом.
Мелодическая нитка, которая проходит дальним-дальним планом, — это я чего-то
верещал. Чтобы все это как бы не ломало слушателей, нас с ним просто задвинули
на дальний план, а спереди наложили дивный шепот Аллы Борисовны Пугачевой. И
получился вот такой микс.
Алла
Пугачева: Я действительно люблю грамотность в музыке, не люблю фальшивого
пения. Я своего мужа полгода учила, чтобы он старался… Это мешаетвосприятию,
чтобы это не было самодеятельностью. А вообще мне трудно называть себя
продюсером — я скорее просто помогала ребятам. Может быть, на Западе это не
назовут роком — то, что делают ребята, а у нас называют. Это НАШЕ.
Вячеслав
Бутусов: Нас сразу взяли в железные тиски. Я очень быстро ощутил, что такое
система Росконцерта. Вообще любая система — это вещь особая… и вот эту систему
я тогда ощутил. Но что для меня было особенно выдающимся, так это то, что я
впервые увидел, как человек может существовать в системе абсолютно свободно…
без страха и упрека. Я имею в виду Аллу Борисовну и вообще весь этот
контингент. Это было как государство в государстве. Для меня это было, конечно,
вызовом всему советскому строю… То есть это было мое первое столкновение с тем,
что можно назвать «организованная структура»… по сути дела, мафия… то, что
может противостоять государственному механизму.
Уже в
следующем, 1988 году «Наутилус» стал одной из самых гастролирующих групп нашей
страны, — если не самой гастролирующей. Группе очень повезло с директором.
Борис Агрест был ветераном шоу-бизнеса по-советски. При нем у «Нау» сразу
появились и достойные деньги за концерты, и достойные условия гастролей.
Алексей
Могилевский: Я и личную ванну-то впервые в жизни принял после армии. До этого
мы жили в условиях такого, скажем, барака. И все гастроли были для меня
фантастически прекрасными.
Во-первых,
передвигались мы только самолетами, и реже — автобусами. Поездов не было
никогда. Либо самолет, либо автобус, если это рядом. В эпоху Росконцерта у нас
был директор, который знал, как сделать артисту хорошо, чтобы он не дергал
ручками-ножками, а спокойно выходил на сцену и работал. Он всегда делал
превентивный такой вот ударчик, легкий. В чем это выражалось? В предоставлении
двухместного номера, в который заселялся один человек. Он мог привести себе или
друга, или подругу — в одном случае побухать, в другом — побухать и
поцеловаться.
В общем,
было очень комфортно. Да и деньги нам платили по тем временам очень приличные.
Однако до
всего этого нужно было еще дожить. В 1987-м группа только-только завоевывала
популярность. Выступали они тогда в основном в сборных солянках и имели за это
копейки. Например, в 1987-м группа выступила в Вильнюсе, на фестивале
«Литуаника». Публика была агрессивна — тогда в прибалтийских республиках
впервые заговорили об отделении от СССР. Так что наших героев поначалу едва не
побили, но кончилось все общим восторгом.
Алексей
Могилевский: «Литуанику» я помню, как какой-то дивный, сказочный сон. Потому
что мы, во-первых, впервые в жизни приехали тогда в Литву. Для нас это была ну
практически заграница. Во-вторых, мы пока еще оставались группой, не
отягощенной внутренними раздорами. А в-третьих, мы были настолько не искушены в
закулисных интригах, что не испугались, когда пошли все эти националистические
выходки со стороны агрессивно настроенных литовских друзей.
При
исполнении совершенно русской песни «Разлука», когда они услышали русскую
песню, в нас полетело все на свете, начиная от горящих спичек и заканчивая там
какими-то пробками. Благо, не бутылки.
Существуют
хроникальные кадры, — я их помню, я их когда-то видел. Там видно, что в этот
момент наши рожи не выражали ничего, кроме злости. И следующая песня грянула,
«Мальчик-зима». Эта песня по тому времени делалась в диком шаффле:
«туф-ту-туф-ту-туф». Мы просто лупасили им по головам.
На песне
включился свет, и все увидели, что ребята, хоть и топоры уральские, но они все
в гриме, они все с хвостами и косами, они в галифе и в каких-то орденах и
медалях. Гитары у них вроде бы приличные. И врезали ребята по залу так
нешуточно, что, по-моему, это вставило всех. Литовцы стали слушать
внимательнее, а к концу нас уже провожали аплодисментами.
«Наутилус»
в Прибалтике приняли так, что уже через месяц группа рискнула представить местной
публике абсолютно новую песню. Правда, было это уже не в Вильнюсе, а в
Таллинне. Своим лиризмом она резко выбивалась из боевой программы «Нау». Потом
критики оценивали эту песню так: «свердловский архитектор совершил чудо —
возвратил нашему року любовь после того, как само это слово втоптали в помои
бесчисленные эстрадные козлопевцы».
Как ни
странно, один из самых больших хитов «Наутилуса», песня «Я хочу быть с тобой»,
к 1988 году еще не был зафиксирован на пленку в студии. Он появился на свет уже
после того, как была закончена запись «Разлуки». Впервые Бутусов обнародовал
его на квартире все того же Алексея Балабанова. Тогда Балабанов снимал эпизод
для студенческой работы. Главным героем там был басист «Нау» Дмитрий Умецкий.
Он сидел в ванне, свесив ноги в горячую воду, и рассуждал:
— Если от
недопоя ноги попарить минут пятнадцать, сто граммов внутри превращаются в
стакан! Только помни: главное — не перепарить!
После
очередного дубля Бутусов взял гитару и запел какую-то непривычно лиричную
песню. Первым высказался Егор Белкин из группы «Урфин Джюс»:
— Ну, это
полное говно!
Остальные
присутствующие мнение Белкина поддержали. Целый час Вячеслав Геннадьевич
скрашивал горе алкоголем, и в конце концов его даже в такси не стали сажать. Он
уснул прямо на кухне, под газовой плитой. А еще через год эту песню пела вся
страна.
Столкновение
вчерашних музыкантов-любителей с российской гастрольной машиной выявило
печальную вещь: «Наутилус» и шоу-бизнес не сочетались никак. В 1988-м у
Бутусова впервые проявилась его знаменитая нелюбовь к концертам. Хуже было
другое: за все лето 1988-го он не смог написать ни одной песни.
Илья
Кормильцев: Кризис был заметен невооруженным глазом. Это же достаточно
очевидная вещь. Каждый человек рождается со своей психической конституцией.
Слава — не очень счастливый, но очень ранимый и очень талантливый человек.
Проблемы
другого рода были у Могилевского — они тоже были связаны с гастрольным
житьем-бытьем. Ему как раз нравилась звездная жизнь, со всеми втекающими и
вытекающими. В результате чего саксофонист из жизни группы практически выпал.
Алексей
Могилевский: Я вообще был человеком весьма экзальтированным в поведении, в том
смысле, что очень любил водку попить. И девчонок. И, соответственно, я всегда
попадал в какие-то ситуации. То, значит, я жену в лесу потеряю, и она придет
только через два дня в непонятном состоянии, то сам чего-то набарагужу. Как-то
в Сочи я начал прямо на концерте на весь стадион что-то орать в микрофон.
Короче, рыло у меня было в пуху.
Кончилось
тем, что меня практически уволили из группы. Видимо, после этого наступила
какая-то эпоха взросления. Тогда я впервые в жизни и спираль себе загнал куда
положено. Я перестал употреблять, и все пошло снова на подъем. У нас были
финские гастроли, где все было хорошо и замечательно… это была наша первая
загранка… по-моему, в 1988 году… а потом еще был последний, ташкентский, тур…
Кончилось
все в конце октября 1988 года. Бутусов, сидевший в Москве, понял, что группу
пора распускать, и поручил это неприятное дело директору Борису Агресту. Он
должен был объявить о решении Бутусова остальным музыкантам, которые были в
родном Свердловске.
Алексей
Могилевский: Нас поставили в известность. Тогда уже было так, что группа
считалась свердловской, но при этом большую часть времени Слава уже проводил в
Москве. Мы вернулись домой, а Слава просто не приехал из Москвы. И оттуда
пришло известие. Ко мне пришел Володя Назимов, последний барабанщик того
состава, позвонил мне в дверь, я ее открыл. Как сейчас помню: я открываю ему
дверь снятой квартиры, а он передо мной чечеточку отбивает и говорит:
— Все!
Нас уволили!
Ну и
слава богу.
Альбом
«Князь Тишины» вышел уже после распада золотого состава группы. В киосках
звукозаписи кассету переименовали в «Казнь тишины».
После
роспуска «Наутилуса» Бутусов на год воссоединяется со своим старым другом
Дмитрием Умецким. Вместе они работают над саундтреком к фильму режиссера
Виктора Титова «Человек без имени». Но идея воссоздания нового старого
«Наутилуса» через год закончилась грандиозной ссорой отцов-основателей.
Новый
«Наутилус», возникший в 1990-м, начнет играть жесткую гитарную музыку, которая
поначалу не была оценена публикой. Однако со временем все переменится.
«Наутилус» еще вернется на стадионы и на первые строчки хит-парадов.
Но это
будет уже совсем другая история…
Комментариев нет:
Отправить комментарий