четверг, 5 июня 2025 г.

100 величайших британских альбомов всех времён. Deep Purple – «Deep Purple – In Rock» (1970).

Deep Purple

Хард-рок

100 величайших британских альбомов всех времён.

50 лучших альбомов 70-х годов.

«Deep PurpleIn Rock» (также «In Rock») - четвертый студийный альбом Тёмно-лиловых и первый в классическом втором составе - Mark II, выпущенный 5 июня 1970 года лейблом Harvest Records в Европе и Warner Bros. - в Америке и Японии. (Вообще, если считать полностью, Mark II до этого уже выпустил один альбом, но это был не студийный – «Concerto for Group and Orchestra»).

Начиная с этого альбома, стиль группы кардинально поменялся. Deep Purple заиграли в стиле хард-рок практически одновременно с такими группами, как Black Sabbath, Led Zeppelin, Uriah Heep, и считаются одними из основателей и классиков этого жанра. По словам музыкального критика, «пластинка стала эпицентром разрушения, свежей струёй в роке 1970-х годов и поворотом в истории, в котором были заложены корни стиля хеви-метал».

Deep Purple – «Child in Time» (Official Video)

«In Rock» стал решающим рывком к популярности в карьере Deep Purple. В Штатах, правда, альбомом не прониклись, но на родине группы Deep Purple In Rock задержался в чартах более, чем на год (68 недель!), поднимаясь до 4-го места. Сопутствующий ему сингл «Black Night» достиг 2-й строки. Альбом включён в разнообразные списки лучших альбомов, в том числе, журналом Classic Rock — в список «100 величайших британских альбомов всех времён» и журналом Q — в список «50 лучших альбомов 70-х годов». В 2015 году американский сайт Ultimate Classic Rock поставил «Deep Purple in Rock» на вершину своего рейтинга лучших работ Deep Purple. Альбом сертифицирован как золотой диск в Великобритании, США, Франции, Нидерландах и Аргентине.

История создания

К середине 1969 года Deep Purple записали три альбома и добились коммерческого успеха в США, но страдали из-за отсутствия музыкального направления. Никто из участников первого состава группы не был опытным композитором, и их ранние работы включали как произведения в стиле психоделического хард-рока, основанные на гитарных риффах Ричи Блэкмора и аранжированные Джоном Лордом с явным влиянием классической музыки, так и кавер-версии песен известных исполнителейː Битлз, Джо Саута, Нила Даймонда, Донована.

В январе 1969 года вышел дебютный альбом группы Led Zeppelin, ставший важной вехой в истории рок-музыки. Под впечатлением от этого альбома Ричи Блэкмор решил, что Deep Purple должны начать исполнять «очень тяжёлую» музыку.

В интервью еженедельнику Newsweek в 2017 году Блэкмор сказал: «Моим самым большим влиянием в то время были Vanilla Fudge и Mountain», заявив, что песня «Mississippi Queen» «прозвучала как гром». Гитарист признал, что прослушивание сингла Mountain, выпущенного в феврале 1970 года, было ключевым фактором в том, что Deep Purple избрали более тяжелый стиль на In Rock, который появился в июне того же года. Ричи сказал, что он и барабанщик Иэн Пейс «буквально побледнели», услышав, как «невероятно тяжело» звучала Mountain.

После майского турне по США Ричи Блэкмор, Джон Лорд и Иэн Пейс решили заменить вокалиста Рода Эванса кем-то, кто больше соответствовал бы этой цели.

«Мы решили, что должны сменить певца из-за Роберта Планта. Мы играли в клубе „Mothers“ в Бирмингеме, и Роберт встал, чтобы спеть с Терри Ридом. Мы подумали: „Боже Всемогущий! Он был таким динамичным“. И следующие две недели мы искали певца — человека с динамическим диапазоном Роберта Планта. Так что это случилось благодаря ему»

— Ричи Блэкмор, The Guardian

Блэкмор попросил своего знакомого, барабанщика Мика Андервуда помочь найти подходящего певца. Андервуд рекомендовал Иэна Гиллана, своего коллегу по группе Episode Six. Блэкмор, Лорд и Пейс отправились на концерт этой группы затем и предложили Гиллану сотрудничество. Гиллан принял предложение и даже рекомендовал своего друга Роджера Гловера, который в то время был бас-гитаристом в той же группе Episode Six. 7 июня Гиллан и Гловер были приглашены принять участие в записи композиции «Hallelujah», после чего вопрос об их переходе в Deep Purple был решён окончательно. Последнее выступление Deep Purple с Эвансом и Симпером состоялось 4 июля 1969 года, а 10 июля новый состав (с заменившими их Гилланом и Гловером) cыграл свой первый концерт в лондонском клубе «The Speakeasy Club».

В новом составе группа сразу же приступила к репетициям и созданию нового материала. Для этих занятий был арендовано специальное помещение в Hanwell Community Centre, находящемся в Лондонском Сити. В числе самых первых композиций, написанных новым составом группы, были «Child in Time» и «Speed King» (первоначально называвшаяся «Kneel and Pray»). Они были исполнены на концерте в Амстердаме 24 августа. Работа над новым материалом была ненадолго прервана в связи с Concerto for Group and Orchestra, записанным Deep Purple с Королевским филармоническим оркестром в сентябре 1969 года.

Deep Purple – «Speed King» - Live - (BBC In Concert Series with John Peel) – 1970.

Запись альбома Deep Purple in Rock началась в IBC Studios в Лондоне в октябре 1969 года. Позднее работа над альбомом происходила также в двух других лондонских студияхː De Lane Lea Studios и знаменитой Abbey Road Studios, чередуясь с концертами, которые были необходимы для финансового обеспечения группы, и продолжалась с перерывами до апреля 1970 года. В ноябре 1969 года группа исполнила «Speed King» и «Living Wreck» для радиостанции BBC, а в феврале 1970 года дала концерт для этой радиостанции, анонсировав некоторые новые композиции.

Об альбоме

Альбом «Deep Purple in Rock» и сингл «Black Night» (с композицией «Speed King» на второй стороне) были выпущены в Великобритании 5 июня 1970 года лейблом Harvest Records. В США альбом был выпущен компанией Warner Bros. Records, при этом в американском издании сокращено инструментальное вступление к «Speed King», которое длится чуть больше минуты. Мексиканское издание альбома (лейбл Capitol Records) включает песню «Black Night», поставленную на первое место.

Обложка альбома была разработана менеджментом группы, на ней изображена гора Рашмор с лицами участников группы вместо президентов США. Первоначальный релиз содержал разворотный конверт с полными текстами песен и набор чёрно-белых фотографий участников группы. Позже появились и конверты без разворотов.

Альбом открывает композиция «Speed King», созданная на основе басового риффа, написанного Гловером в студии Hanwell в попытке подражать «Fire» Джими Хендрикса. Гиллан написал текст, взяв фразы из старых рок-н-ролльных песен Литтл Ричарда.

Deep Purple – «Speed King» - Live (1970)

Изначально композиция называлась «Kneel and Pray» и разрабатывалась как концертная пьеса. В первом студийном дубле песни Лорд играл на пианино вместо органа (позднее эта версия была выпущена на сингле). Последний дубль, использованный для альбома, был записан в январе 1970 года, он открывается инструментальным вступлением на органе, записанным в ноябре 1969 года.

«Bloodsucker»

Запись второй композиции «Bloodsucker» была начата вDe Lane Lea Studios и закончена в Abbey Road Studios. 28 лет спустя эта песня была перезаписана (со Стивом Морсом на гитаре, заменившего ушедшего Ричи Блэкмора) и под названием «Bludsucker» включена в альбом Abandon. Песня также вошла в концертный сет Deep Purple в конце 1990х.

Deep Purple – «Bloodsucker» (1970)

Представляя песню публике Иэн Гиллан говорил: «The song is about the management», шутливо намекая на «кровопийц» — менеджеров группы.

«Child in Time»

Первая сторона пластинки завершается длинной (больше десяти минут) композицией «Child in Time», написанной в ходе самый первых репетиций в студии Hanwell. Музыкальной основой для неё стало вступление к песне «Bombay Calling» из одноимённого альбома американской группы It’s a Beautiful Day (там она исполнялась на скрипках и в более быстром темпе).

Deep Purple – «Child In Time» - Live (1970)

Deep Purple решили сыграть основную тему этой композиции в более медленном темпе, а Гиллан написал новые слова. Как он сообщил в интервью 2002 года, на создание этого текста его вдохновила тема «холодной войны» (So we created this song using the Cold War as the theme). Эта песня регулярно исполнялась на концертах (включая Concerto for Group and Orchestra) и к моменту записи на студии IBC в ноябре 1969 года была хорошо отрепетирована. После выхода альбома «Child in Time» стала одной из самых известных и узнаваемых композиций группы.

«Flight of the Rat»

Вторая сторона пластинки открывается композицией «Flight of the Rat», которая появилась во время репетиций из юмористической аранжировки Гловера оркестровой интермедии «Полёт шмеля», написанной русским композитором Римским-Корсаковым. 

Deep Purple – «Flight of the Rat» (1970)

Она была записана в студии De Lane Lea 11 марта 1970 года и хронологически стала последней песней, записанной для этого альбома.

«Into the Fire»

Основной рифф этой песни возник после обсуждения Гловером и Блэкмором хроматических гамм. Текст песни — предупреждение против использования наркотиков.

Deep Purple – «Into the Fire» (Live, 1971, German TV)

«Living Wreck»

Эта композиция была записана на ранних сессиях в студии IBC в октябре 1969 года. Первоначально её решили не включать в альбом, но ближе к концу сессий группа изменила своё мнение. Блэкмор сыграл гитарное соло через октавную педаль.

«Hard Lovin’ Man»

Музыкальная основа этой песни, которой завершается альбом, заимствована из басового риффа Гловера и развита остальными участниками группы как джем-сейшн. Это был первый трек для альбома, записанный в студии De Lane Lea в январе 1970 года со звукоинженером Мартином Бёрчем. Группа была впечатлена навыками Бёрча, и он на долгое время стал звукоинженером группы (вплоть до её распада в 1976 году). Композиция «Hard Lovin’ Man» посвящена Мартину Бёрчу как «катализатору» группы, о чём гласит надпись на пластинке.

Deep Purple – «Hard Lovin' Man»

Материал всего альбома составляет единое целое, но слушателям и критике особо полюбились два номера - хард-роковая «Speed King» с великолепными инструментальными вкраплениями Лорда и Блэкмора и симфо-роковая «Child in Time». В последней много от классической музыки - развитие темы, кульминация, остановка, финал. Экспрессивный голос вокалиста, Замечательный текст. Запоминающаяся мелодия. Эта песня по полному праву считается одной из лучших в репертуаре Deep Purple.

Авторами всех композиций являются все участники группыː Блэкмор, Гиллан, Гловер, Лорд, Пейс. Переводы названий песен и комментариев к ним даны по изданию LP Antrop, 1993.

В последующие годы Блэкмор утверждал, что он «сочинил большинство риффов и прогрессий», но разделил авторские права на пятерых участников, чтобы избежать конфликтов. Гиллан поспорил с этим: «Никто никогда не „писал“ песню. Speed King, Child In Time… ни одна из этих песен не была написана. Мы джемовали в студии, работали с ритмом, и в конце концов это произошло, и в итоге у нас были семиминутные песни, и всем было наплевать. Это было довольно революционно».

Любопытный момент: пока Deep Purple делали вторичную, но американскую по духу музыку - по большей части, каверы чернокожего блюза, они имели приличный успех в Штатах, будучи совершенно игнорируемыми у себя на родине. Начав записывать собственный интересный материал, они обрели популярность дома и в Европе, но потеряли ее в США. Возможно, в этом кроется причина меньшего успеха альбома у американской публики, чьи музыкальные вкусы воспитаны больше на чернокожих традициях (блюз, ритм-н-блюз, соул и т.п.). Warner Bros., выпустившая альбом в Америке, учинила самоуправство, вырезав знаменитое какофоническое вступление Speed King и сократив тем самым песню более чем на минуту. То же самое было на японских изданиях. Зато в мексиканском издании наоборот удлинили альбом, вставив первой вещью песню «Black Night», которая выпускалась только отдельно, на сингле.

Критика.

Реакция на «In Roc»k была положительной. Родни Коллинз из Record Mirror сказал, что это был «потрясающе хороший альбом», показывающий, что «рок, получивший свежий импульс и свежий материал, по-прежнему является одной из самых полезных областей современной музыки». Ричард Грин, пишущий для New Musical Express, сказал, что альбом был «отличным роком» и особенно похвалил пение Гиллана в песне «Child In Time». Disc and Music Echo оценил его на 4 звезды из 5, сравнив звук с Nice и отметив инструментальное доминирование Блэкмора над Лордом.

Deep Purple – «Black Night» (1970 UK TV Performance)

По словам Тони Долана в книге «Deep Purple: a Critical Retrospective», первый альбом Mk II «Concerto for Group and Orchestra» принес Deep Purple столь необходимую известность в Великобритании, но группа, в частности Ричи Блэкмор, были полны решимости, что они «не будут называться новинкой». Он был непреклонен в том, что следующий студийный альбом должен стать тотальной атакой на барабанные перепонки. Как Блэкмор сказал другим: «Если это не драматично или не захватывающе, то этому не место на этом альбоме». В «Роке» было все, что представлял себе Блэкмор, и даже больше. Deep Purple наконец-то нашли свою нишу со своим жестким, тяжелым, громоподобным, мощным роком».

Ретроспективные отзывы были столь же благоприятными. Эдуардо Ривадавия из AllMusic назвал In Rock «одним из определяющих альбомов хэви-метала». Рок-журналист Малкольм Доум заявил, что «In Rock — один из величайших альбомов». О новых участниках Гиллане и Гловере он добавил: «То, как Иэн Гиллан контролирует свой голос, полностью сходя с ума, замечательно. А Роджер Гловер был непритязателен, но очень хорош технически... и вносит приятный и впечатляющий вклад в написание песен». Сид Смит отметил в своем обзоре для BBC Music «пронзительную уверенность, которую обрел новый состав» и то, как альбом «в значительной степени выкроил шаблон для тяжелого рока». Канадский журналист Мартин Попофф писал, что «In Rock группы Deep Purple, наряду с Paranoid группы Sabbath и Uriah Heep группы Heep, все в 1970 году, прямо и трижды изобрели хэви-метал», причем «In Rock» является «самым ярким, свежим и утонченным из трех». В своей рецензии он напомнил, что альбом остается «самой резкой, самой настойчиво металлической записью Deep Purple до Perfect Strangers» 14 лет спустя, несмотря на то, что Deep Purple так и не приняли звание хэви-метал-группы, «воображая себя как джазовую блюзовую прогги хард-рок группу».

Артур Браун - автор легендарного проекта 1960-х Crazy World of Arthur Brown, чью манеру пения частично перенял Иэн Гиллан, наградил Deep Purple лестным комплиментом: "Музыка Deep Purple стала расширением звучания Crazy World," а Гиллана назвал: "гениальный вокалист, способный взять самые высокие ноты". Crazy World of Arthur Brown в 1968-м были, пожалуй, единственными, кто делал четкую мрачную напряженную музыку, без расслабления - предвестье хард-рока с тяжелым органом Хаммонда и насыщенной перкуссией. Их продолжателями обычно называют таких исполнителей, как Алис Купер, Kiss или Atomic Rooster, однако именно Deep Purple усвоили суть музыки Артура Брауна - в утяжелении и уплотнении рок-н-ролла и психоделии.

Комментариев нет:

Отправить комментарий