понедельник, 9 декабря 2019 г.

«От ролика Эдисона до лазерного диска». Краткая хронология звукозаписи. Часть 3. Акустический период. Цилиндр против диска (1890 – 1913 гг.).


17 июня 1888 года Томас Эдисон закончил работу над своим «Улучшенным фонографом» («Improved Phonograph»). Вплоть до 1920-х годов эта модель служила основой для всех последующих фонографов Эдисона.
23 ноября 1889 года  в «San Francisco's Palais Royal Saloon» был установлен первый «juke box» - монетный музыкальный автомат-фонограф  с 4 прослушивающими трубками, заработавший более 1000 долларов за первые 6 месяцев работы и положивший начало эре коммерческих фонографов.
Один из первых музыкальных автоматов (1890-е гг.).
С течением времени стал расширяться и диапазон применения фонографа. На фонографические валики стали записываться видные политические деятели, известные артисты, писатели, поэты. Открытый в 1899 году братьями Шарлем и Эмилем Пате (Pathé Frères) парижский салон «Пате-Салон-Дю-Фонограф» никогда не пустовал. На сеансы прослушивания валиков люди приходили так–же, как сейчас на киносеансы. Надев наушники, запись одновременно могли прослушивать 10 – 12 человек. Впервые братья Пате применили способ одновременной записи нескольких валиков с целью последующей продажи.
В 1890 году «Фонограф» Эдисона и «Графофон» Белла (позже «Columbia») выпускают на рынок первые фонографы, предназначенные для домашнего использования. 
Осенью 1890 года на фабрике «Kämmer, Reinhardt & Co.» в Вальтерсхаузене (Тюрингия) был создан первый в мире коммерческий граммофон с ручным приводом (без пружинного двигателя). В качестве материала для односторонних 12,5 - сантиметровых дисков, отпечатанных на целлулоидной фабрике в Некарау-Мангейме, использовался твердый каучук. На некоторых из этих записей Эмиль Берлинер говорит или поет сам. Запись, вероятно, была сделана в конце декабря 1889 года и является старейшей граммофонной записью. 
Граммофон Берлинера (1890 г.).
В 1894 году компания «Berliner Gramophone Co.» произвела и продала 1000 граммофонов (некоторые с электроприводом) и 25 000 записей (7-дюймовые жесткие каучуковые диски). 
В декабре 1894 года Гульельмо Маркони (Guglielmo Marconi) изобрел первый искровой передатчик с антенной. В феврале 1896 года он отправился со своим «Черным ящиком» в Великобританию и получил британский патент под номером 12039.
В 1896 году американский инженер и предприниматель Элдридж Джонсон (Eldridge Johnson) усовершенствовал граммофон, поставив на свою модель пружинный привод, разработанный Леви Монтроссом (Levi Montross). Джонсон изобрёл также новый процесс звукозаписи на восковые таблички, который улучшил качество звука и увеличил время проигрывания. Простая и недорогая машина «Improved Gramophone», запатентованная 19 августа 1897 года под № 601 198, стала самым популярным дисковым проигрывателем 1890-х годов, что принесло Джонсону прибыльный контракт с компанией «Berliner Gramophone Co.», а также с некоторыми британскими компаниями. После судебных баталий с компанией «Berliner Gramophone» Джонсон объединил c ней свои капиталы в новую компанию «Victor Talking Machine Company» (далее «Victor»). Под его руководством «Victor» стала крупнейшей звукозаписывающей компанией США. В 1926 году Джонсон продал «Victor» американским банкирам, получив за свою долю 26 миллионов долларов.
"Микрофонограф" Франсуа Дюссо (1896 г.). 
В 1896 году швейцарский фотограф Франсуа Дюссо (François Dussauds) представил свой проект "микрофонографа" - первой электрической машины, использующей технологию записи и воспроизведения. Однако отсутствие возможности создания усилителей слабых электрических сигналов (трубки, транзисторы и т.д.) не дали идее возможности дальнейшей реализации. В Лондоне основана звукозаписывающая компания «His Masters Voice» (HMV), впоследствии ставшая торговой маркой различных компаний, таких как «Victor» в США и «Grammophon» в Германии.

Один из первых шеллаковых дисков Эмиля Берлинера (1896 г.).
В поиске материала для своих дисков Берлинер экспериментировал со стеклом, эбонитом и целлулоидом. Первая изготовленная им целлулоидная пластинка по сей день хранится в Национальном музее в Вашингтоне. В 1896 году для производства дисков Берлинером была использована шеллачная композиция, позаимствованная у фирмы, изготавливающей пуговицы. Находка оказалась настолько удачной, что для изготовления граммофонных пластинок этот состав, с некоторыми вариациями у различных фирм, использовался продолжительное время.
В 1897 году массово выпущены в продажу первые недорогие цилиндровые проигрыватели «Puck Phonograph» и «Edison Gem», графофоны «Columbia Eagle» и граммофоны «Berliner», что вызвало ажиотажный спрос на восковые цилиндры и диски из шеллака.
"Puck Phonograph" (1897 г.).
В 1898 году датский инженер Вальдемар Поулсен (Valdemar Poulsen) разработал способ магнитной записи на проволоку. 1 декабря 1898 года Поулсен запатентовал в Дании первый магнитный диктофон (прообраз магнитофона), названный «телеграфоном». В 1900 году Поулсен основал компанию «American Telegraphone Co.». 
"Телеграфон" Вальдемара Поулсена (1898 г.).
14 августа 1899 года Томас Ламберт (Thomas Lambert) запатентовал фонографические ролики из целлюлозы. По сравнению с цилиндрами, изготовленными из воска, «неразрушаемые» цилиндры Ламберта обладали значительно большей прочностью. Хотя изобретение Ламберта был полностью подтверждено, Эдисон использовал все свое влияние, чтобы судебным преследованием вытолкнуть компанию Ламберта из бизнеса.
В 1901 году Берлинер впервые наклеил бумажные этикетки на свои пластинки. До этого вся нужная информация гравировалась в центральной части граммофонного диска. Практически все граммофонные компании мира предпочли круглую этикетку. Правда существовали и исключения из правил, например, германская фирма «Вокс» предпочитала треугольную, а русская дореволюционная фирма «Звукопись» -  ромбовидную этикетку.
В 1902 году Эдисон выпустил в продажу цилиндры «Gold Molded» по $.50 каждый с улучшенной твердой восковой поверхностью и возможностью массового производства. В Европе 10-дюймовые диски «Red Seal» длительностью 4 минуты с записями тенора Энрико Карузо и баритона Маттиа Баттистини были проданы по $1.00 штука. В России компанией «Грамофон»были выпущены первые записи Федора Шаляпина. Более емкий 10-дюймовый стандартный диск заменил 7-дюймовый диск, который имел длительность всего 2-3 минуты.
Модель "Victor IV" Элдриджа Джонсона (1903 г.).
12 февраля 1903 года Элдридж Джонсон начал продажу граммофона «Victor IV», первой модели, оснащенной коническим тонармом (патент 814 786).

В 1903 году лейбл «HMV» впервые записал полную оперу Верди «Эрнани» на 40 односторонних дисках. 
В 1904 году журнал «Граммофонъ и Фонографъ» сообщил своим читателям  «про великое открытие, о котором не додумались раньше», речь шла о двусторонней пластинке. В журнале указывалось, что «двусторонняя пластинка – не что иное, как самая обыкновенная граммофонная, отличающаяся лишь тем, что запись отпечатана на ней с обеих сторон», благодаря такой «остроумной выдумке», цена на них понижалась, так как материала требовалось вдвое меньше. Единственным недостатком, по мнению журнала, являлся тот факт, что теперь на пластинку помещалось две песни и обе они должны были нравиться покупателю, «иначе он останется неудовлетворённым». Поэтому фирмы, изготавливающие пластинки, должны были «строго обсуждать содержание их». Для продажи двухсторонних дисков в Германии компанией «International Talking Machine Co.» был создан лейбл «Odeon», первым выпуском которого стала сюита «Щелкунчик» Чайковского на 4 двухсторонних дисках в специально разработанной упаковке.
В 1904 году в Германии появились первые граммофоны со встроенной воронкой, т.н. «гимнофоны».
"Гимнофон" (1904 г.).
В июле 1906 года «Columbia Graphophone Co.» объявила о выпуске пластинок из тонкого и гибкого ламинированного картона «Velvet-Tone» с бумажным сердечником. Нововведение предложил Маркони, посетивший фабрику компании «American Graphophone» в Бриджпорте. Этот материал для пластинок издавал меньше поверхностного шума, чем обычные диски из шеллака.
В 1906 году компания «Victor» анонсировала производство первого полностью закрытого кабинетного фонографа. После грандиозной рекламной компании модель «Victrola» поступила в продажу в 1907 году. Всего к 1929 году на линию фонографов-мебели компанией было потрачено $50,000,000 на печатную рекламу и ещё $17,000,000 на каталоги и брошюры.  
В октябре 1906 года американский медиамагнат, основатель холдинга «Hearst Corporation», ведущий газетный издатель Уильям Рэндольф Херст (William Randolph Hearst) начал использовать записи своих выступлений в предвыборной кампании на пост губернатора Нью-Йорка. Мастер-копии восковых цилиндров были изготовлены фирмой «Columbia Graphophone Co.» в Нью-Йорке и розданы для общественного пользования.
В 1907 году «Columbia Graphophone Co.» продала свое подразделение по производству машин для бизнеса, на базе которого впоследствии была создана компания «Dictaphone Corporation».
В 1908 году американский пионер в области музыковедения и фольклористики Джон Ломакс (John Lomax), во время своей первой этнографической экспедиции на Дальний Запад США, записал на цилиндры Эдисона песню «Home on the Range». Тексты песен были опубликованы в книге «Cowboy Songs and Frontier Ballad» в 1910 году. Джон Ломакс и его сын Алан записали для Library of Congress более 10 000 американских народных песен. 
"Голубой Амберол" Эдисона (1908 г.).
В 1908 году Эдисон анонсировал производство серии целлулоидных цилиндров «Blue Amberol» с продолжительностью воспроизведения 4 минуты. При работе с алмазным щупом новый цилиндр имел низкий уровень шума, что обеспечило более высокое качество звучания, чем плоские диски. Промышленное производство новых цилиндров было начато в 1912 году.
К 1910 году «Grammophon» Берлинера полностью вытеснил с германского рынка «Phonograph» Эдисона. Индустрия звукозаписи практически полностью перешла на использование дисков из шеллака. Цилиндр «выжил» только в диктовочных машинах. 
В 1911 году американские изобретатели Эдвин С. Придэм (Edwin S. Pridham) и Питер Л. Дженсен (Peter L. Jensen) создали звуковую катушку громкоговорителя. Изобретения получило название «Magnavox» (с лат.«Громкий голос»). В 1917 году была основана одноимённая компания-производитель электроники.

"Алмазный диск" Эдисона (1913 г.).
В 1913 году цилиндр Эдисона уступил победу плоскому диску Берлинера. Компания Эдисона начала производить проигрыватели и пластинки «Diamond-Disc». Диски этой серии были толщиной 1/4 дюйма и имели поверхность из «конденсита» (бакелита) с деревянным сердечником. «Конденсит» («Condensite») представлял собой первый искусственный пластик, запатентованный в 1909 году американским химиком и изобретателем Лео Бекландом (Leo Baekeland). 


Комментариев нет:

Отправить комментарий