четверг, 31 декабря 2020 г.

«1001 Songs you must Hear Before you Die». Vol.7 (песни 61 - 70).

«1001 Songs YouMast Hear Before You Die».

«1001 песня, которую вы должны услышать, прежде чем умереть» — альманах американских музыкальных критиков под руководством составителя Роберта Димери, состоящий из описания тысячи и одной песни, которые коллектив критиков рекомендует к прослушиванию.

61. Little Richard - Tutti Frutti

Writer | Richard Penniman, Dorothy LaBostrie

Producer | Robert “Bumps” Blackwell

Label | Speciality

Album | Here’s Little Richard (1957)

«Tutti Frutti» с её бешеным началом какое-то время была неотъемлемой частью концертных выступлений Литтл Ричарда. Однако певец не думал, что песня будет когда-либо записана из-за сексуального характера её текста. И все же 14 сентября 1955 года в студии J&M в Новом Орлеане была записана одна из основополагающих пластинок рок-музыки – сингл Литтл Ричарда «Tutti Frutti». Продюсер студии J&M «Bumps» Блэквелл был впечатлен энергией и азартом песни и нанял либреттистку Дороти ЛаБостри, чтобы она подыскала для песни менее скандальный текст.

«Tutti Frutti» - Little Richard (1956).

 Тем не менее «грязной» версии Литтл Ричарда, даже после работы ЛаБостри по её «очистке», не удавалось получить на радио достаточного эфирного времени, чтобы выиграть битву за чарты с «чистой» версией Пэта Буна. Однако именно яркая «Тутти Фрутти» Литтл Ричарда имела глобальный успех, поражая подростков по всему миру, в том числе будущих «The Beatles» в Ливерпуле.

«Tutti Frutti» - Pat Boone (1957).

Смешав госпел, джамп-блюз и фортепьяно в стиле буги-вуги, Ричард применил еще один убийственный элемент, который сделал его ключевой фигурой в истории поп-музыки – это неповторимый сценический образ. Прическа, макияж и безумные движения певца шокировали и изумили консервативную Америку середины 1950-х. «Тутти Фрутти» стала его прорывом, началом карьеры, которая год спустя, после премьеры фильма «The Girl Can’t Help It», прогремела по всему миру.

62. The Platters - Only You (and you Alone)

Writer | Buck Ram

Producer | Buck Ram

Label | Mercury

Album | The Platters (1955)

Некоторые песни де-факто являются гимнами музыкальных жанров, например «One Love» Боба Марли и The Wailers для регги или «O.D.O.O.» Фелы Кути для афропопа. Гимном ду-вопа, безусловно, является песня «Only You (and You Alone)» группы «The Platters».

«Only You (And You Alone)» - The Platters (1955).

Песня стала первым хитом квинтета из Лос-Анджелеса, заняв 5-е место в чартах США. Ее продолжение «The Great Pretender» заняла 1-е место. «Only You» также была одной из самых ранних национальных хитов, созданных афро-американцами, в то время, когда т.н. «расовые» записи редко доходили до белой аудитории или попадали в поп-чарты. Таким образом, введение группы в Зал славы рок-н-ролла в 1990 году, а «The Platters» первая ду-воп группа, удостоенная такой чести, вполне уместно.

Первоначальная сессия, записанная в студии «Federal Records» застопорилась; однако вторая попытка, сделанная для «Mercury», оказался более успешным. Песня стала популярной, несмотря на конкуренцию со стороны версии группы «The Hilltoppers». Использование «Only You» в фильме «Rock Around the Clock» (1956) еще больше укрепил её легендарный статус.

«Only You (And You Alone)» - The Hilltoppers (1955)

«Only You» сохраняет свою привлекательность по сей день. Сама природа песни иллюстрирует переходный период в музыке: вокалист Тони Уильямс - отчасти крунер эпохи свинга, отчасти настоящий рокер.

63. Julie London - Cry Me A River

Writer | Arthur Hamilton

Producer | Bobby Troup

Label | Liberty

Album | Julie Is Her Name (1955)

Артур Гамильтон писал свою песню «Cry Me a River» для фильма 1955 года «Pete Kelly’s Blues», где её должна была исполнить Элла Фицджеральд. Но песня в фильм не вошла.

В конце концов, честь первого исполнения выпала на долю бывшей актрисы «jungle-movie» Джули Лондон, известной как своими знойными фотографиями, так и своим томным голосом. Ее дебют на большом экране состоялся в фильме Джейн Мэнсфилд «The Girl Can’t Help It» (1956).

«Cry Me A River» - Julie London (Clip is from the 1956 classic «The Girl Can't Help It»).

«Cry Me a River» символизировала в фильме джазовый номер, который был пережитком прошлого на фоне зарождающегося рок-н-ролла. Но это не помешало песне разойтись миллионными тиражами и стать одним из самых известных стандартов всех времен.

From the laser disc «Julie London Show», with the Bobby Troup Quintet, recorded on May-28-1964 in Japan.

Джазово-блюзовая композиция Гамильтона возродила полузабытый жанр «torch song», но с парой новых поворотов. Его необычная аранжировка также была беспрецедентной: если раньше вокалиста сопровождали пианино и оркестр, то в  «Cry Me a River» его поддерживает только бас-гитара Рэя Лезервуда и яркая электрогитара аранжировщика Барни Кесселя. Новаторский звук вдохновил, среди прочего, бразильского гитариста Жоао Жилберту на разработку своего минималистского подхода к самбе - босса-нове.

64. Tennessee Ernie Ford - Sixteen Tons

Writer | Merle Travis

Producer | Lee Gillette

Label | Capitol

Album | N/A «Берл Айвс перепел уже все народные песни», - сокрушался в 1946 году звезда вестерн-свинга Мерл Трэвис, когда Capitol попросил его записать фолк-альбом, чтобы нажиться на увлечении американцев Вуди Гатри. Трэвис обратился к рабочим песням времен Великой депрессии и переложил на музыку некоторые из высказываний своего отца, шахтера из Кентукки. Результатом этой работы стало тщательное исследование порочной практики американских горнодобывающих компаний, когда непосильный труд шахтеров вознаграждали не деньгами, а «соломой» - долговыми жетонами, которые можно было потратить только в магазине, принадлежащем компании. В маккартистской Америке такое сочувствие к рабочему классу считалось откровенно подрывным, и некоторые радиостанции зашли в своем рвении так далеко, что запретили трансляцию песен Трэвиса.

«Sixteen Tons» - Merle Travis.

Девять лет спустя ди-джей из Пасадены Теннесси Эрни Форд пересмотрел эту мелодию. В то время как оригинал Трэвиса сопровождался простым и незамысловатым бренчанием, Форд услаждал слушателей гладкой джазовой аранжировкой биг-бэнда Джека Фаскинато, основанной на кларнете, бас-гитаре и приглушенном облигато. Заразительное щелканье пальцев было предложено Фордом и продюсер Ли Джиллетт сохранил это в миксе.

«Sixteen Tons» - Tennessee Ernie Ford.

Благодаря теплому баритону Форда «Sixteen Tons», изначально предназначенная для стороны B, стала мировым хитом. Песня провела восемь недель в чарте Billboard и за месяц было продано миллион копий.

65. Bo Diddley - I'm A Man

Writer | Ellas McDaniel

Producer | Leonard Chess, Phil Chess

Label | Checker

Album | Bo Diddley (1958) 

Несмотря на прозвище «The Originator» («Создатель») и влияние на всех, от Бадди Холли и «The Rolling Stones» до «U2» и «The Jesus & Mary Chain», Бо Диддли стал пионером рока довольно неожиданно. Эллас Ота Бейтс родился в Миссисипи в 1928 году. Наверное, он так и остался бы просто коренастым близоруким пижоном в клетчатой куртке с прямоугольной гитарой, покрытой кроличьим мехом, если бы не созданный им уникальный «Bo Diddley Beat» («Бо Диддли Бит»).

«I Am A Man» - Bo Diddley.

Начав свою музыкальную карьеру на улицах Чикаго, Диддли в конце 1954 года записал демо-версии двух своих песен: «Uncle John» (пикантный текст которой был позже переименован в «Bo Diddleу») и «I’m a Man», вдохновленной песней Мадди Уотерса «Mannish Boy».

«Mannish Boy» - Muddy Waters.

Построенная на том же гитарном паттерне, что и песня Уотерса, «I’m a Man» позволила Диддли наравне с мэтрами хвастаться своим мастерством гитариста в блюзовой тусовке. В марте 1955 года «I'm a Man», записанный в легендарной студии «Chess», появился на стороне В дебютного сингла Бо, и стал хитом № 1 в чартах R&B.

66. Fats Domino - Blue Monday

Writer | Fats Domino, Dave Bartholomew

Producer | Dave Bartholomew

Label | Imperial

Album | This Is Fats Domino (1957)

Антуан «Толстяк» Домино, которому часто отказывают в новаторской роли в истории популярной музыки, тем не менее, оказал бесспорное влияние на творчество таких рок-гигантов, как Элвис Пресли, Джона Леннона и Боб Марли.

«Blue Monday» - Fats Domino (1957).

Это сегодня пианист из Нового Орлеана известен, пожалуй,  благодаря только песне «The Beatles» «Леди Мадонна». Однако в 50-е «Blue Monday» стал его пятым хитом №1 в списке R&B Billboard. Лаконичный стиль Фэтса, приправленный кантри и вестерном, сделал его фаворитом как черной, так и белой аудитории.

«Blue Monday» - New Order on BBC's Top of the Pops (31.3.1983).

Основным источником вдохновения для классической песни «New Order» «Blue Monday» (1983) является, как писал Дэйв Марш в журнале «The Heart of Rock & Soul», является «ненависть к рабочей неделе и жажда выходных». И на самом деле Фэтс Домино, будучи подростком, днем трудился на фабрике, а ночью играл в клубах - отсюда его очаровательно сварливая лирика: «Как я ненавижу синий понедельник / Целый день должен работать как раб». Эти жалобы дополняются барабанами и мягким саксофоном. Брейк в восемь тактов саксофониста Херба Хардести был назван критиком Хэнком Дэвисом «жемчужиной почти пугающей экономии».

Эта суперпесня, по слухам, самое любимое произведение Фэтса, остается до боли актуальной более пяти десятилетий спустя.

67. Celia Cruz – Burundanga

Writer | Oscar Muñoz Bouffartique

Producer | Uncredited

Label | Seeco

Album | N/A  Королева сальсы Урсула Хилария Селия де ла Каридад Крус Альфонсо более известная как Селия Крус, родилась в Гаване. Её песни с мягкими афро-кубинскими интонациями стали панамериканского хитами задолго до того, как появился сам термин «сальса».

Даже для людей, говорящих по-испански, текст её большого хита «Бурунданга» непонятен. В песне рассказывается об Абакуа, тайном сугубо мужском обществе, уходящем своими корнями в юго-восточную Нигерию и западный Камерун. Однако действительно важно не содержание песни, а то, как Крус её поет.

«Burundanga» - Celia Cruz.

«Бурунданга» была любимой песней Фиделя Кастро, под звуки которой он чистил свое оружие, планируя кубинскую революцию в своем горном убежище. По иронии судьбы, Селия Крус и ее группа «Sonora Matancera» были изгнаны с Кубы в июле 1960 года.

Могла ли Крус знать, что проведет больше половины своей жизни в Нью-Йорке, когда в 1957 году получала там свой первый золотой диск. Успех «Бурунданги» в Колумбии привел к тому, что теперь это слово относится к скополамину, снотворному веществу, используемому грабителями и насильниками для «отключения» своих жертв.

68. Ella Fitzgerald - Let's Do It (Let's Fall In Love)

Writer | Cole Porter

Producer | Norman Granz

Label | Verve

Album | Ella Fitzgerald Sings the Cole Porter Songbook (1956)

Через два дня после того, как Элла Фицджеральд записала «Ev’ry Time We Say Goodbye», певица продолжила работу над альбомом «Cole Porter Songbook», записав забавную и остроумную песню «Let's Do It (Let’s Fall in Love)».

«Let's Do It (Let's Fall In Love)» - Ella Fitzgerald.

Хотя на первый взгляд  это песня о любви, на самом деле - это один длинный эвфемизм секса. Элла Фицджеральд далеко не та певица, которую бы вы сразу связали с этой темой. Элла была дамой строгих правил и манеры поведения. Изысканной - да; сексуальной - нет. Для всех было странно слышать, как Фитцджеральд поет о сексе, поэтому ее версия мгновенно стала знаменитой.

Сама песня была написана Коулом Портером в 1928 году и стала его первым бродвейским успехом. Многословный текст песни (тщеславие, которое стало фирменным знаком Портера) состоит из наводящих на определенные мысли рифмованных фраз. «Let's Do It (Let’s Fall in Love)» начинается с простого утверждения: «Это делают птицы, это делают пчелы», - отсылка к освященному веками половому эвфемизму. Далее, текст, изобилующий каламбурами, постепенно и аллитеративно приводит к мысли - «давай сделаем это». Вобщем, эта песня представляет собой три с половиной минуты идеально сбалансированной инсинуации.

69. Frank Sinatra - I've Got You Under My Skin

Writer | Cole Porter

Producer | Voyle Gilmour

Label | Capitol

Album | Songs For Swingin’ Lovers! (1956) За двадцать лет до того, как Фрэнк Синатра сделал «I've Got You Under My Skin» своей визитной карточкой, песню исполнила в мюзикле «Рожденные танцевать» (1936) американская певица и актриса Вирджиния Брюс.

«I've Got You Under My Skin» - Virginia Bruce (1936).

Синатра начал исполнять эту песню ещё в 1940-х годах, но только в 1956 году блестящая свинг-аранжировка Нельсона Риддла позволила певцу записать, по мнению многих, её лучшую версию.

«I`ve Got You Under My Skin» - Frank Sinatra (1956).

Музыкальный стержень этой версии- медленное крещендо, переходящее в радостное соло тромбониста Милта Бернхардта, которого вдохновили «Болеро» Равеля и  «23 градуса северной широты и 82 градуса западной долготы» Стэна Кентона.

«I've Got You Under My Skin» продемонстрировала всю яркость Синатры, находящегося на вершине своего мастерства. Альбом стал лучшим в Соединенном Королевстве, возглавив в июле 1956 года самый первый чарт альбомов Великобритании.

«I`ve Got You Under My Skin» - Frank Sinatra (Live).

У Синатры была непреходящая страсть к «I'm Got You Under My Skin», которая присутствовала в списках его концертных сетов вплоть до последних публичных выступлений певца в 1994 году.

70. Ella Fitzgerald - Ev'ry Time We Say Goodbye

Writer | Cole Porter

Producer | Norman Granz

Label | Verve

Album | Ella Fitzgerald Sings the Cole Porter Songbook (1956) К середине 1950-х годов коммерческий успех, которым Элла Фицджеральд пользовалась в эпоху свинга, остался позади. Певица была спасена появлением продюсером звукозаписи Норманом Гранцем, хорошо зарекомендовавшем себя как с коммерческой, так и с художественной точек зрения. Гранц подписал Фицджеральд на свой новый лейбл «Verve» и предложил ей записать серию альбомов, каждый из которых посвящен одному из великих американских авторов песен.

«Ev'ry Time We Say Goodbye» - Ella Fitzgerald.

Первый сборник, посвященный Коулу Портеру, появился в 1956 году и сразу же имел успех. Одним из ярких моментов альбома стала песня «Ev’ry Time We Say Goodbye», написанная Портером в 1944 году для мюзикла «Seven Lively Arts». Это песня о любви, ставшая еще более эффектной благодаря простому тексту - всего десять строк - и далеко не сложной мелодии. Первые шесть строк, включая слова названия, поются на гипнотически повторяющейся единственной ноте. По мере того, как мелодия достигает своего апогея, Портер подчеркивает меланхоличность песни, повторяя заключительные слова с изменением тональности от счастливой мажорной к более грустной минорной - прием, часто используемый Генделем и другими композиторами эпохи барокко.

Позже, воодушевленная успехом альбома, Элла сделала незабываемые записи сборников песен Роджерса и Харта, Дюка Эллингтона, Ирвинга Берлина, Джорджа и Айры Гершвин.

Комментариев нет:

Отправить комментарий