среда, 28 июля 2021 г.

Популярная классика. Густав Малер – «Adagietto» (1902 г.).

Дорогие друзья! 7 июля 1860 года в Калиште (Богемия, Австро-Венгрия) родился один из крупнейших композиторов и дирижеров рубежа XIX и XX веков – Густав Малер. Этот композитор повлиял на всю музыку последующего времени и, безусловно, на джаз тоже. Ведь в произведениях Малера заложен удивительный эмоциональный спектр! Послушайте одну историю...

Густав Малер и Альма Шиндлер.

Во время своего второго сезона в Вене, в ноябре 1901 года, Густав Малер познакомился с Альмой Шиндлер, приёмной дочерью известного австрийского художника Карла Молля. Альма поначалу не была рада знакомству из-за «скандалов о нём и каждой молодой женщине, которая стремилась петь в опере». После спора по поводу балета Александра Цемлинского (Альма была его ученицей) Альма согласилась на встречу, которая привела к быстрому браку. Малер и Альма поженились в марте 1902 года, Альма была к тому времени беременна своим первым ребёнком, дочерью Марией. Вторая дочь, Анна, родилась в 1904 году. Брак Густава и Альмы был отмечен выражениями сильной любви и страсти.

Друзья пары были удивлены браком. Театральный директор Макс Буркхард, поклоник Альмы, называл Малера «рахитичным дегенеративным евреем», недостойным красивой девушки из хорошей семьи. С другой стороны, семья Малера считала Альму слишком кокетливой и ненадёжной.

Paul Kletzki - Mahler - 'Adagietto (1959).

А началось всё с Adagietto – это мелодия, известная сегодня всему миру, потрясающая по красоте, завораживающая музыка, настоящее чудо... Она появилась на свет, когда композитор переживал глубокое чувство, счастье встреч, волнения, грёзы и видения... Вскочив однажды ранним утром с постели, он ринулся к фортепиано и, ухватив быстро исчезающую мелодию, сыграл её, а затем записал в нотный альбом. Это была вспышка, озарение!

Adagietto. Симфония № 5 Густава Малера - Оркестр «musicAeterna» Теодора Курентзиса. Режиссер: Nina Wørb

В декабре 1901 года только что написанное Adagietto было послано Малером его будущей жене Альме Шиндлер – причем безо всякого сопроводительного текста, без самой короткой записки. По свидетельству голландского дирижера Виллема Менгельберга, Альма мгновенно поняла, что перед нею признание в любви... Впоследствии Малер сделал инструментовку и аранжировку этой мелодии для симфонического оркестра, и она вошла под названием Adagietto в третий, последний раздел его Пятой симфонии, о которой австрийский и американский композитор, педагог, музыковед, дирижёр, публицист, крупнейший представитель музыкального экспрессионизма, основоположник новой венской школы Арнольд Шёнберг писал Малеру: 

«Я видел Вашу душу обнаженной, совершенно обнаженной. Она простиралась передо мной, как дикий таинственный ландшафт с его пугающими безднами и теснинами, с прелестными радостными лужайками и тихими идиллическими уголками. Я воспринял ее как стихийную бурю с ее ужасами и бедами и с ее просветляющей, увлекательной радугой. И что мне до того, что Ваша «программа», которую мне сообщили позже, кажется, мало соответствовала моим ощущениям? ... Разве должен я правильно понимать, если я пережил, прочувствовал? Я чувствовал борьбу за иллюзии, я видел, как противоборствуют друг другу добрые и злые силы, я видел, как человек в мучительном волнении бьется, чтобы достичь внутренней гармонии, я ощутил человека, драму, истину...»

Jeff Beck - Adagietto from Gustav Mahler's 5th Symphony (2005).

В Adagietto заняты только струнные инструменты — смычковые и арфа, что придает музыке особую лирическую насыщенность. Эта своеобразная миниатюрная оркестровая песня без слов с томительно прекрасной бесконечной мелодией — уникальный образец малеровской инструментальной лирики. Он ясно свидетельствует, что композитор отнюдь не отказался от песенности как принципа, а только от Слова, от конкретизации содержания в его текстовом выражении, от краски чело­веческого голоса. Именно Adagietto подчеркивает сходство Пятой симфонии со Второй. Ведь по существу звучит песня, хотя и не для голоса, а для скрипок с оркестром. Роль скрипок аналогична роли голоса во Второй и Третьей симфониях, а положение Adagietto внутри симфонического цикла аналогично месту песни Urlicht во Второй симфонии — это часть, расположенная между скерцо и финалом, лирическая кульминация симфонического цикла, момент высшей сосредоточенности, обобщения перед последней, завершающей частью.

«Усиление экспрессивной нагрузки на музыкальную ткань, — пишет И. Барсова, — повлекло за собой и новые требования к технике оркестровых инструментов, эксплуатация всех ресурсов которых значительно возросла». Это обстоятельство стало одной из причин сложной судьбы сочинения; сам композитор признавал, что его Пятая симфония для исполнения «очень и очень трудна».

Adagietto - John Horler • Christopher Laurence (1999).

И тем не менее Пятая стала одной из самых исполняемых симфоний Малера: по количеству записей, давно перевалившем за 200, она занимает в малеровской эпопее второе место (после Первой симфонии). Самую первую запись — только первой части и в переложении для фортепиано — осуществил ещё в 1905 году сам Малер; Виллем Менгельберг в 1926 году с Консертгебау и Бруно Вальтер в 1938-м с Венским филармоническим записали только Adagietto; первую полную запись осуществил тот же Бруно Вальтер в 1947 году в Нью-Йорке. Среди лучших интерпретаций, относящихся к 50—60 годам, — записи Германа Шерхена, Димитриса Митропулоса и Леонарда Бернстайна. Но настоящая популярность к Пятой симфонии пришла в 70-е годы, после выхода на экраны фильма Лукино Висконти «Смерть в Венеции», наполненного музыкой Малера, — в 2013 году число дирижёров, записавших симфонию, уже приближалось к 150-ти. Первая запись симфонии в СССР относится к середине 60-х годов и принадлежит главному в ту эпоху пропагандисту музыки Малера в России — Кириллу Кондрашину.

Uri Caine - Symphony Nr. 5: Adagietto (2009).

Будучи не музыковедами, но лишь внимательными слушателями, можно, тем не менее, легко уловить связь этой музыки, например, с музыкой Эннио Морриконе. Возможно, одна из лучших трактовок Adagietto прозвучала в исполнении симфонического оркестра под управлением Пауля Клецки и известного джазового пианиста Ури Кейна.

Комментариев нет:

Отправить комментарий