Дорогие
друзья! 7 июля 1860 года в Калиште (Богемия, Австро-Венгрия) родился один из
крупнейших композиторов и дирижеров рубежа XIX и XX веков – Густав Малер. Этот
композитор повлиял на всю музыку последующего времени и, безусловно, на джаз
тоже. Ведь в произведениях Малера заложен удивительный эмоциональный спектр!
Послушайте одну историю...
Во время
своего второго сезона в Вене, в ноябре 1901 года, Густав Малер познакомился с
Альмой Шиндлер, приёмной дочерью известного австрийского художника Карла Молля.
Альма поначалу не была рада знакомству из-за «скандалов о нём и каждой молодой
женщине, которая стремилась петь в опере». После спора по поводу балета
Александра Цемлинского (Альма была его ученицей) Альма согласилась на встречу,
которая привела к быстрому браку. Малер и Альма поженились в марте 1902 года,
Альма была к тому времени беременна своим первым ребёнком, дочерью Марией.
Вторая дочь, Анна, родилась в 1904 году. Брак Густава и Альмы был отмечен
выражениями сильной любви и страсти.
Друзья
пары были удивлены браком. Театральный директор Макс Буркхард, поклоник Альмы,
называл Малера «рахитичным дегенеративным евреем», недостойным красивой девушки
из хорошей семьи. С другой стороны, семья Малера считала Альму слишком
кокетливой и ненадёжной.
А
началось всё с Adagietto – это мелодия, известная сегодня всему миру,
потрясающая по красоте, завораживающая музыка, настоящее чудо... Она появилась
на свет, когда композитор переживал глубокое чувство, счастье встреч, волнения,
грёзы и видения... Вскочив однажды ранним утром с постели, он ринулся к
фортепиано и, ухватив быстро исчезающую мелодию, сыграл её, а затем записал в
нотный альбом. Это была вспышка, озарение!
В декабре 1901 года только что написанное Adagietto было послано Малером его будущей жене Альме Шиндлер – причем безо всякого сопроводительного текста, без самой короткой записки. По свидетельству голландского дирижера Виллема Менгельберга, Альма мгновенно поняла, что перед нею признание в любви... Впоследствии Малер сделал инструментовку и аранжировку этой мелодии для симфонического оркестра, и она вошла под названием Adagietto в третий, последний раздел его Пятой симфонии, о которой австрийский и американский композитор, педагог, музыковед, дирижёр, публицист, крупнейший представитель музыкального экспрессионизма, основоположник новой венской школы Арнольд Шёнберг писал Малеру:
«Я видел Вашу
душу обнаженной, совершенно обнаженной. Она простиралась передо мной, как дикий
таинственный ландшафт с его пугающими безднами и теснинами, с прелестными
радостными лужайками и тихими идиллическими уголками. Я воспринял ее как
стихийную бурю с ее ужасами и бедами и с ее просветляющей, увлекательной
радугой. И что мне до того, что Ваша «программа», которую мне сообщили позже,
кажется, мало соответствовала моим ощущениям? ... Разве должен я правильно
понимать, если я пережил, прочувствовал? Я чувствовал борьбу за иллюзии, я
видел, как противоборствуют друг другу добрые и злые силы, я видел, как человек
в мучительном волнении бьется, чтобы достичь внутренней гармонии, я ощутил
человека, драму, истину...»
В
Adagietto заняты только струнные инструменты — смычковые и арфа, что придает
музыке особую лирическую насыщенность. Эта своеобразная миниатюрная оркестровая
песня без слов с томительно прекрасной бесконечной мелодией — уникальный
образец малеровской инструментальной лирики. Он ясно свидетельствует, что
композитор отнюдь не отказался от песенности как принципа, а только от Слова,
от конкретизации содержания в его текстовом выражении, от краски человеческого
голоса. Именно Adagietto подчеркивает сходство Пятой симфонии со Второй. Ведь
по существу звучит песня, хотя и не для голоса, а для скрипок с оркестром. Роль
скрипок аналогична роли голоса во Второй и Третьей симфониях, а положение
Adagietto внутри симфонического цикла аналогично месту песни Urlicht во Второй
симфонии — это часть, расположенная между скерцо и финалом, лирическая
кульминация симфонического цикла, момент высшей сосредоточенности, обобщения
перед последней, завершающей частью.
«Усиление
экспрессивной нагрузки на музыкальную ткань, — пишет И. Барсова, — повлекло за
собой и новые требования к технике оркестровых инструментов, эксплуатация всех
ресурсов которых значительно возросла». Это обстоятельство стало одной из
причин сложной судьбы сочинения; сам композитор признавал, что его Пятая
симфония для исполнения «очень и очень трудна».
И тем не
менее Пятая стала одной из самых исполняемых симфоний Малера: по количеству
записей, давно перевалившем за 200, она занимает в малеровской эпопее второе
место (после Первой симфонии). Самую первую запись — только первой части и в
переложении для фортепиано — осуществил ещё в 1905 году сам Малер; Виллем
Менгельберг в 1926 году с Консертгебау и Бруно Вальтер в 1938-м с Венским
филармоническим записали только Adagietto; первую полную запись осуществил тот
же Бруно Вальтер в 1947 году в Нью-Йорке. Среди лучших интерпретаций,
относящихся к 50—60 годам, — записи Германа Шерхена, Димитриса Митропулоса и
Леонарда Бернстайна. Но настоящая популярность к Пятой симфонии пришла в 70-е
годы, после выхода на экраны фильма Лукино Висконти «Смерть в Венеции»,
наполненного музыкой Малера, — в 2013 году число дирижёров, записавших симфонию,
уже приближалось к 150-ти. Первая запись симфонии в СССР относится к середине
60-х годов и принадлежит главному в ту эпоху пропагандисту музыки Малера в
России — Кириллу Кондрашину.
Будучи не музыковедами, но лишь внимательными слушателями, можно, тем не менее, легко уловить связь этой музыки, например, с музыкой Эннио Морриконе. Возможно, одна из лучших трактовок Adagietto прозвучала в исполнении симфонического оркестра под управлением Пауля Клецки и известного джазового пианиста Ури Кейна.
Комментариев нет:
Отправить комментарий