Easy listening
«Всякий раз, надевая это, я не могу не думать о том, что сказала однажды Мэй Уэст», — заявил Либераче во время одного из своих легендарных шоу в Лас-Вегасе: «Слишком много чего-то красивого — это прекрасно». Затем на белом «Rolls Royce Phantom» и в шубе из шиншиллы с шестиметровым шлейфом он выехал на сцену, где его приветствовала аплодирующая толпа, состоящая преимущественно из женщин.
С точки зрения критиков, за 40 лет карьеры Либераче всего было слишком много. Слишком много шикарных авто, слишком много гламура - и слишком много успеха. Поскольку его телешоу в 50-х годах опустошали улицы. Он получал более высокие гонорары, чем Элвис Пресли, и имел собственный музей в Лас-Вегасе. Либераче смешивает классику и поп-музыку, играет для королевы и папы. О его роскошной жизни ходят легенды. Но никому не позволено знать, кто он на самом деле.
Владзю Валентино Либераче (Władziu Valentino Liberace) был международной суперзвездой, начиная с начала 1950-х годов. Его доход составлял в среднем 5 миллионов долларов в год в течение более 35 лет. Книга рекордов Гиннеса 1978 года определила Либераче как самого высокооплачиваемого музыканта в мире.
Либераче родился
16 мая 1919 года в Уэст-Эллисе, штат Висконсин в семье Сальваторе «Сэма» Либераче,
итальянца из Формии, и польки Фрэнсис Зуховской. Его отец был музыкантом и
выступал в военном оркестре Джона Филипа Сузы. В то время как Сэм поощрял
музыку в своей семье, Фрэнсис (несмотря на то, что до замужества она была концертирующей
пианисткой) считала уроки музыки и проигрыватель недоступной роскошью. Это
вызывало семейные споры. Позже Либераче заявил: «Любовь и уважение моего отца к
музыке породили в нем глубокую решимость оставить в наследство миру семью
музыкантов, посвятивших себя развитию искусства». Несмотря на нужду Владзю с
малых лет обучался игре на фортепиано. Невероятный талант Либераче был очевиден
с детства. К семи годам он был способен запоминать сложные произведения.
Мальчик обучался технике великого польского пианиста Игнация Яна Падеревского,
с которым он познакомился в возрасте восьми лет на концерте в театре Пабста в
Милуоки. «Я был опьянен радостью, которую получал от игры великого виртуоза», —
рассказывал позже Либераче: «Мои мечты были наполнены фантазиями о том, чтобы
пойти по его стопам... Вдохновленный и воодушевленный амбициями, я начал
практиковаться с таким рвением, что мой прежний интерес к фортепиано выглядел
как пренебрежение». Позже Падеревский стал другом семьи и наставником Либераче,
которому тот никогда не упускал возможности отдать дань уважения. В возрасте
12-ти лет Либераче уже играл фортепианные концерты, вызывая ажиотаж в прессе.
Великая депрессия
тяжело сказалась на семье Либераче. В детстве Владзю страдал от дефекта речи, а
в подростковом возрасте — от насмешек соседских детей, которые издевались над ним
за его женоподобную внешность, избегание спорта, любовь к кулинарии и игре на
пианино. Либераче обучался на игре на фортепиано с помощью Флоренс Келли,
которая наблюдала за его музыкальным развитием в течение 10 лет.
В 1934
году Либераче играл на пианино в школьной группе под названием «The Mixers». Он
приобрел опыт, играя популярную музыку в театрах, на местном радио, на уроках
танцев, в клубах и на свадьбах. Хотя Сэм и Фрэнсис не одобряли этого, их сын
зарабатывал на жизнь в трудные времена. На какое-то время Либераче принял
сценический псевдоним «Уолтер Бастеркис». Он проявил интерес к рисованию,
дизайну и живописи, стал привередливым костюмером и последователем моды. К
этому времени он уже проявлял склонность превращать эксцентричность в
привлекающие внимание практики и заслужил популярность в школе, несмотря на то,
что некоторые делали его объектом насмешек.
Юноша смог
получить классическое фортепианное образование в Висконсинском музыкальном
колледже. В 1937 году Либераче стал участником официального конкурса
классической музыки, на котором получил высокую оценку за «талант и
зрелищность». В 1939 году на традиционном классическом концерте в Ла-Кроссе Либераче
сыграл популярную комедийную песню «Three Little Fishies» в стилях нескольких
разных классических композиторов. 15 января 1940 года 20-летний музыкант исполнил
2-й фортепианный концерт Листа с Чикагским симфоническим оркестром под
управлением Ганса Ланге, за что получил хорошие отзывы.
Либераче - Попурри из музыкальных пьес (отрывки из «Трех рыбок» Сакси Доуэлл, Соната для фортепиано с оркестром до мажор, No 16, K 545, Allegro В.А.Моцарта, «Вальс голубого Дуная» И. Штрауса и 2-я Венгерская рапсодия Ф. Листа).
В 1940 году
Либераче переехал в Нью-Йорк, где стал играть в ночных клубах. Его обаяние и виртуозная
игра на пианино были замечены, и в течение семи лет он гастролировал по ночным клубам
крупных городов по всей территории Соединенных Штатов и «получил национальную
известность благодаря своим контрактам с гостиничными сетями Statler и
Radisson» Пианист исполнял классические произведения и народные песни с
отчетливым «поп-оттенком» или, как говорил Либераче «классическую музыку с
опущенными скучными частями». Либераче свободно ужимал длинные классические
пьесы до четырех-шести минут. «Я просто убрал скучные части», — однажды съязвил
он: «Я знаю, сколько нот выдержит моя аудитория. Если у меня остается время, я
заполняю его множеством пробежек по клавиатуре». Он превратился из
классического пианиста в конферансье и шоумена, непредсказуемо и причудливо
смешивая серьезное с легким, например, Шопена с «Home on the Range».
Либераче стал
уделять больше внимания таким деталям, как постановка, освещение и презентация.
Какое-то время он играл на пианино вместе с фонографом. Превращение в шоумена
было обусловлено, во-первых, желанием Либераче напрямую общаться со своей
аудиторией и, во-вторых, большой конкуренцией в мире классического фортепиано.
В 1943
году пианист появился в Soundies (предшественниках музыкальных клипов 1940-х
годов), где исполнил два ярких номера из своих выступлений в ночном клубе,
стандарты «Tiger Rag» и «Twelfth Street Rag». Оба «Soundies» были позже выпущены
на рынок компанией Castle Films. В этих фильмах он был объявлен как Уолтер
Либераче. Еще в ранней юности музыканта, его друг и наставник Ян Падеревский, посоветовал
Либераче выступать только под своей фамилией, что молодой пианист-классик,
имевший очень близкие отношения с матерью-полькой, принял близко к сердцу. Согласно
рекомендации мэтра он «ликвидировал» свои первые два имени — таким образом
появился его общеизвестный псевдоним «Либераче», который музыкант требовал
произносить, как «Либер-А-чи». К 1947 году он называл себя «Либераче — самый
удивительный пианист-виртуоз современности».
История
Либераче как артиста, возможно, на этом бы и кончилась, но он напал на две
золотые жилы - Лас-Вегас и телевидение. В конце 1940-х годов он начал играть в Лас-Вегасе,
который тогда только становился развлекательным и игорным центром Америки. Музыкант
регулярно выступал в разных казино Вегаса и по мере того, как рос город, росла
и слава Либераче и его зарплаты. Благодаря своим выступлениям артист быстро
стал известен широкой аудитории. Как «самый быстрый пианист в мире» — по
сообщениям, до 3 000 нот в минуту — Либераче играет на вечеринках Кэри Гранта и
нефтяного миллиардера Пола Гетти.
Кинодебют
Либераче состоялся в 1950 году. В фильме «Грешник Южного моря» он сыграл роль
пианиста, выступающего в дешёвом баре. Немного позже, во время выступлений в
отеле «Дель Коронадо» Либераче был замечен телевизионным продюсером Доном
Федерсоном. После этого на лос-анджелесском телевидении стало транслироваться
шоу с участием пианиста, впоследствии ставшее популярным, а сам Либераче
получил за него две премии «Эмми».
Несмотря
на свой энтузиазм по поводу возможностей телевидения, Либераче был разочарован своими
первыми гостевыми выступлениями на CBS «Шоу Кейт Смит» и «Кавалькаде звезд»
Дюмонта с Джеки Глисоном (позже «Шоу Джеки Глисона» на CBS). Музыкант был недоволен
лихорадочной операторской работой и выделенным ему временем, считая его
неоправданно коротким. Ему захотелось создать собственное шоу, где он мог бы всё
сам контролировать, как он это делал со своими клубными выступлениями.
15-минутная
сетевая телевизионная программа «Шоу Либераче» впервые вышла в телеэфир 1 июля
1952 года, но не стала регулярным сетевым сериалом. Вместо этого продюсер Дюк
Голдстоун смонтировал снятую версию шоу Либераче и продал его десяткам местных
станций. Широкое распространение сделало пианиста более популярным и
процветающим, чем когда-либо. Его первые два года работы на телевидении
принесли ему 7 миллионов долларов, а на будущих повторах он получал до 80%
прибыли.
Либераче
рано научился добавлять «шмальц» в свое телевизионное шоу и удовлетворять вкусы
массовой аудитории, шутя и болтая с камерой, как будто выступая в собственной
гостиной зрителя. Он использовал драматическое освещение, разделенные
изображения, смену костюмов и преувеличенные движения рук, чтобы создать
визуальный интерес. Артист применил уникальный на то время метод «общения» со
зрителями «один на один», благодаря чему стал первой иконой дневного
телевидения. Он играл на пианино, говорил с аудиторией в своей искренней
манере, непрестанно хвалил свою мать Фрэнсис, которая всегда находилась рядом,
и шутил со своим братом Джорджем, лидером группы поддержки. Несмотря на то, что
артист любит порассуждать о потенциальных женах, таких как принцесса Маргарет, самой
важной женщиной в его жизни по-прежнему оставалась его мать. Телевизионное шоу Либераче
имело бешеный успех и транслировалось на большинстве телеканалов.
В 1953
году Либераче выступил в заполненном Карнеги-холл и некоторое время держал
рекорд посещаемости своих шоу — 17 тысяч человек в Мэдисон-сквер-гарден (этим
показателем он побил рекорд Падеревского). Позднее этот показатель возрос до 20
тысяч зрителей в Голливуд-боул в Лос-Анджелесе и 110 тысяч на Солджер Филд в
Чикаго. В 1955 году Либераче открыл шоу в Лас-Вегасе за 50 000 долларов в
неделю, став самым высокооплачиваемым артистом города. Он был настоящей
суперзвездой с более чем 200 фан-клубами. Он получал от поклонниц 7 000 предложений
руки и сердца в неделю и 12 000 валентинок в год. Пианист покупал роскошные
особняки, экстравагантно реконструировал их и наполнял антиквариатом, дорогой мебелью
и богато украшенными пианино. У него даже был бассейн в форме пианино.
Музыкальный
репертуар Либераче представлял собой уникальное сочетание классики, буги-вуги,
киношлягеров, джаза и сентиментальных баллад. Он знал тысячи песен и мог мгновенно
исполнить практически любую просьбу слушателей. Однако его любимым композитором
оставался Шопен.
Вольное обращение
пианиста с классическими произведениями приводило в ярость серьезных
музыкальных критиков, которые в основном были мужчинами. Они писали злобные
рецензии на музыку Либераче, особенно в начале его карьеры.
Критик
Льюис Функе писал после концерта в Карнеги-холле, что музыка Либераче «должна
быть подана со всеми доступными трюками, как можно громче, и как можно сентиментальнее.
Это все шоуменство, увенчанное взбитыми сливками и вишенкой». Еще хуже, по
мнению критиков, было его явное отсутствие уважения к великим композиторам.
«Либераче воссоздает — если можно так сказать — каждую композицию по своему
образу и подобию. Когда это слишком сложно, он упрощает её, а когда слишком
просто усложняет». Они называли его игру «небрежной техникой», которая включала
в себя «вялость ритмов, неправильные темпы, искаженную фразировку, избыток
приукрашенности и сентиментальности, неспособность придерживаться того, что
написал композитор». В одном из своих интервью прессе Либераче ответил: «Я
плакал всю дорогу до банка». Тем не менее, Либераче подал в суд на один из
британских таблоидов за клевету, и выиграл.
В белом
галстуке и фраке, с красивой копной волнистых волос и белыми зубами, Либераче
просто блистал на сцене. Время от времени он пел, время от времени приглашал
своего брата Джорджа играть на скрипке. Все, что происходило на его шоу нравилось
публике. В 1955 году журнал Down Beat сделал сомнительный комплимент Либераче,
как музыканту: «Давайте проясним одну вещь! Либераче – прекрасный артист. Но
его конёк — комедия, а не музыка».
Несмотря на успешные европейские туры, его карьера фактически пошла на спад с 1957 года, но Либераче восстановил ее, обратившись непосредственно к своим поклонникам. Благодаря живым выступлениям в вечерних клубах маленького городка, а также телевизионным и рекламным выступлениям, он начал восстанавливать популярность. В 1960 году Либераче возвращается на дневное телевидение.
С 1963
года артист страдал почечной недостаточностью, как сообщается, из-за случайного
вдыхания чрезмерного количества паров химчистки от недавно вычищенных костюмов.
Узнав от врачей, что его состояние смертельно, он начал тратить свое состояние
на экстравагантные подарки в виде мехов, драгоценностей и даже дома для друзей,
пока через месяц не выздоровел.
В 1968
году отправляется в Европу, где выступает перед лондонской аудиторией. В 1971
посетил Австралию, в 1972 году выступил на Royal Command Performance в Лондоне.
В это же время написал автобиографию «Liberace», ставшую его второй книгой и
завоевавшую успех среди читателей; первая его книга — «Liberace Cooks» —
переиздавалась семь раз.
По мере
того, как телевизионная карьера Либераче угасала, он становился все более и
более ярким, как на сцене, так и за ее пределами. Черный рояль превратился в
белый рояль и, в конце концов, в сверкающее пианино, облицованное стеклянной
плиткой. Белый галстук и фрак мутировали в белые смокинги, а затем в длинные белые
норковые накидки. Либераче перешел от прогулок по сцене к тому, что его возили по
ней на белом «Бентли». Еще в 1961 году журнал Time отмечал щедрый косметический
ремонт голливудского особняка Либераче, который изменил стиль «ранней Глории Суонсон»
на «Сансет Стрип Версаль».
К 1970-м
годам он был одним из ведущих шоуменов Лас-Вегаса: его музей, наполненный
богато украшенными пианино, автомобилями и одеждой стал главной туристической
достопримечательностью. В 1976 году была опубликована третья книга Либераче — «The
Things I Love» («То, что я люблю»). С 1976 по 1979 годы журнал Contemporary
Keyboard называл музыканта «Клавишником года» (Pop Keyboard Artist of the
Year).
В 1976
году пианист основал «Фонд Либераче», который и по сей день дает возможность
молодым студентам заниматься музыкой. Либераче владел 13 виллами, жил в
роскоши, имел 17 собак и несколько приемных детей. Его состояние оценивалось
примерно в 500 миллионов евро, он был занесен в Книгу рекордов Гиннеса как
артист, который наряду с Элвисом Пресли и «Битлз» продал больше всего
пластинок.
Слухи о гомосексуальности
преследовали Либераче на протяжении всей его карьеры, хотя артист всегда
категорически отрицал их. Его строгое католическое воспитание и американское
благоразумие не позволяли артисту в этом признаться.
В 1956
году в The Daily Mirror была опубликована статья обозревателя Кассандры
(Уильяма Коннора) в которой Либераче был описан как «апофеоз мужского, женского
и среднего начала… он, она или оно ... подмигивающая, хихикающая, пропитанная ароматом,
с фруктовым вкусом, светящаяся, дрожащая и покрытая льдом гора материнской
любви», описание, которое явно предполагало, что пианист был гомосексуалистом. Либераче
подал в суд на газету за клевету. В суде его представлял один из великих
барристеров того времени, 75-летний Гилберт Бейфус, королевский адвокат. Они
выиграли иск, отчасти из-за того, что Коннор использовал уничижительное выражение
«с фруктовым вкусом», что на американском сленге подразумевает гомосексуалиста.
16 июня 1959 года после трехнедельного процесса присяжные вынесли решение в
пользу Либераче и присудили ему 8 000 фунтов стерлингов (около 22 400 долларов)
в качестве компенсации ущерба (на сумму издержек около 198 000 фунтов
стерлингов или 208 200 долларов сегодня), что заставило Либераче повторить
репортерам свою крылатую фразу: «Я плакал всю дорогу до банка!».
Аналогичный
процесс, который Либераче вел в Соединенных Штатах едва не кончился трагедией.
Музыкант подал в суд на журнал Confidential, который в 1957 году вышел с
обложкой: «Почему заглавная песня Либераче должна быть «Без ума от мальчика!».
19
июля 1957 года, через несколько часов после того, как артист дал показания против
журнала, двое злоумышленников в масках напали на его мать в гараже дома
Либераче в Шерман-Оуксе. Ее избивали и пинали, но ее тяжелый корсет, возможно,
защищал ее от серьезных травм. Либераче не был проинформирован о нападении до
тех пор, пока он не закончил свое полуночное шоу в ночном клубе «Мулен Руж».
Для наблюдения за домом Либераче и домами двух его братьев были наняты
охранники.
В начале
1980-х годов Либераче был заново открыт гей-культурой. Его выступления в Нью-Йорке,
которые он дополняет своим сильно подтянутым лицом и париком, уже давно стали
самоуничижительными. Артист уже давно сидит на стимуляторах.
В 1982
году Скотт Торсон, 22-летний бывший шофер Либераче и предполагаемый его любовник,
подал в суд на пианиста после того, как был уволен Либераче. Сумма иска
составила 113 миллионов долларов. Либераче продолжал отрицать, что он был
гомосексуалистом, и настаивал на том, что Торсон никогда не был его любовником.
Дело было урегулировано во внесудебном порядке в 1986 году, когда Торсон
получил компенсацию наличными в размере 75 000 долларов, а также три автомобиля
и трех домашних собак на сумму еще 20 000 долларов. После смерти Либераче Торсон
заявил, что он согласился на мировую, узнав о смертельной болезни артиста. Позже
он засвидетельствовал, что Либераче в личной жизни был «скучным парнем» и в
основном предпочитал проводить свободное время со своими собаками, и никогда не
играл на пианино вне своих публичных выступлений. По словам Торсона: «У него
(Либераче) было несколько украшенных декоративных пианино в разных комнатах его
дома, но он никогда не играл на них».
Поскольку
Либераче никогда публично не признавал, что он гей, сведения о его истинной
сексуальности были запутаны историями о его дружбе и романтических связях с
женщинами. Он также скрывал свою сексуальность в таких статьях, как «Зрелые
женщины лучшие: лучший пианист телевидения рассказывает, на какой женщине он
женится».
В
интервью 2011 года актриса и близкая подруга музыканта Бетти Уайт подтвердила,
что Либераче действительно был геем и что его менеджеры часто использовали ее в
качестве «бороды», чтобы противостоять общественным слухам о гомосексуализме
музыканта.
Либераче
не хотел признавать, что страдает от СПИДа, поэтому он увлекся дынной диетой и
надеялся побороть свою болезнь. Американская общественность подозревала, что отнюдь
не дынная диета была причиной быстрой потери веса. В конце 1986 года, за четыре
месяца до смерти, тяжело больной пианист отправился в гастрольный тур. На одном
из выступлений с артистом случился обморок, после чего Либераче немедленно
отправился в больницу. Зрителям не приходилось жаловаться на его игру, удивляло
только отсутствие привычных шоу-интерлюдий и серьезное выражение лица артиста. Последнее
выступление Либераче состоялось в нью-йоркском Radio City Music Hall 2 ноября
1986 года.
4 февраля
1987 года Либераче умер от пневмонии, вызванной СПИДом в своем зимнем доме в
Палм-Спрингс, штат Калифорния. Артисту было 67 лет. Причиной смерти, засвидетельствованной
личным врачом Либераче, названы анемия, эмфизема и сердечные заболевания. Коронер
округа Риверсайд, проводивший вскрытие, заявил, что была предпринята
преднамеренная попытка скрыть фактическую причину смерти, которой была
цитомегаловирусная пневмония, частая причина смерти людей со СПИДом. Как и
когда Либераче стала ВИЧ-положительным, никогда не предавалось огласке. Писатель
Дарден Эсбери Пайрон утверждает, что Либераче был «ВИЧ-положительным» с 1985
года. Кэри Джеймс Уайман, его предполагаемый любовник в течение семи лет, был
ВИЧ-положительным и умер в мае 1997 года в возрасте 34 лет. Другой
предполагаемый любовник, Крис Адлер, выступил после смерти Либераче и заявил,
что Либераче заразил его ВИЧ. Адлер умер в 1990 году в возрасте 30 лет.
Деньги,
отсуженные у The Daily Mirror, были возвращены газете Фондом Либераче после
того, как стала известна истинная причина смерти музыканта.
Тело
Либераче похоронено на Форест-Лоун, кладбище Голливуд-Хиллз в Лос-Анджелесе. В
октябре 2010 года музей Либераче в Лас-Вегасе закрылся для широкой публики после
31 года работы. По словам президента Фонда Либераче Джека Раппапорта, музей вел
переговоры о переносе музея, но безуспешно. Фонд Либераче, который
предоставляет стипендии для обучения в колледже начинающим исполнителям,
продолжает функционировать. По состоянию на 7 апреля 2016 года автомобили
Либераче, а также пианино и несколько костюмов выставлены в гараже Либераче,
расположенном в Лас-Вегасе.
Комментариев нет:
Отправить комментарий