«Беше —
наше начало… Его вещи — сама душа, в них все самое сокровенное. Беше для меня
символ джаза… Все, что он играл, было неповторимо. Это великий человек, и никто
не мог играть, как он».
Дюк
Эллингтон.
Один из самых известных виртуозов кларнета и сопрано-саксофона, значительно расширивший диапазон музыкальной выразительности этих инструментов и оказавший огромное влияние на формирование «солирующей» роли кларнета в джазе – да и на развитие джаза вообще Сидней Беше (Sidney Bechet) родился 14 мая 1897 года в небогатой многодетной негритянско-креольской семье, проживавшей во французском квартале Нового Орлеана (от своих европейских предков ОН унаследовал светлый цвет кожи).
С малых
лет Сидней проявил склонность к музыке — под влиянием отца (портного по
профессии, любителя домашнего музицирования) и старшего брата Леонарда (зубной
техник, в Новом Орлеане пользовался известностью как кларнетист и руководитель
оркестра), который был его первым учителем. В 6 лет он стал систематически
заниматься музыкой, в 8 лет обучался игре на кларнете у Джорджа Бэкета и
Лоренцо Тио старшего, позднее — у Луиса «Биг Ай» Нелсона. Уже
подростком Беше начал выступать в различных нью-орлеанских джаз-бэндах, в том
числе у Фредди Кеппарда, «Бадди» Болдена (вместе с «Банком» Джонсоном), в
оркестре Л. Беше, после 1909 — в OLYMPIA BAND (с 1914 здесь играл «Кинг»
Оливер), в 1911 — в EAGLE BAND (в одно время с «Кингом» Оливером, Ф. Кеппардом,
Джимми Нуном, «Банком» Джонсоном, «Маттом» Кэйри, Л. Тио-младшим), затем у
Джека Кэйри (CRESCENT BAND), Ричарда М. Джонса и «Бадди» Пти, с 1913 — у
«Кинга» Оливера. В этот период он познакомился и подружился с Луи Армстронгом.
Беше выезжал
на гастроли по Техасу и Калифорнии с ансамблями Кларенса Уильямса и Луиса Уэйда
(1914-16), сотрудничал с «Кидом» Ори, вновь работал в OLYMPIA BAND в Новом
Орлеане, совершил турне с оркестром «Динка» Джонсона (1917), побывал в Чикаго,
где играл с Ф. Кеппардом и Тони Джексоном. В 1918 музыкант принял приглашение
Уилла Мэриона Кука и стал членом его знаменитого SOUTHERN SYNCOPATED ORCHESTRA,
с которым выступал в Чикаго и Нью-Йорке, в 1919 — в Европе (сначала в Англии,
потом на континенте). В Лондоне Беше произвел сенсационное впечатление. Он обратил
на себя внимание известного швейцарского дирижера Эрнеста Ансерме, посвятившего
ему ряд восторженных статей и призвавшего европейских композиторов отнестись к
джазу как к одному из наиболее перспективных источников новых идей для
современного академического музыкального искусства. Предпринятые Ансерме опыты
характеристики джаза (и, в частности, стиля игры Беше) относятся к числу первых
серьезных публикаций о джазовой музыке. По окончании ангажемента в оркестре У.
М. Кука Беше остался жить в Париже, заключил контракт с гастролировавшим здесь
танцевальным оркестром Бенни Пейтона (1920-21), вернулся в США в составе
шоу-труппы.
Беше стал
первым солистом высочайшего уровня в истории джазовых записей, на несколько
месяцев опередив на этом поприще самого Луи Армстронга. Именно Беше в начале
1920-х годов был единственным реальным соперником Луи по уровню импровизаций –
они пересеклись как сайдмены в бэнде Кларенса Уильямса “Blue Five”. Хотя Беше
был всего на 4 года старше, на тот момент он уже обладал огромным опытом. Он
успел съездить в Европу и заслужить там дифирамбы Ансерме, предрекавшего, что
скоро весь мир будет свинговать так, как гениальный виртуоз Сидней Беше. Ещё
одним незабываемым моментом славы Беше стало его выступление в Букингемском
дворце для принца Уэльсского, а также на балу в “Albert Hall”. Беше вернулся
Новый Орлеан с репутацией блестящего музыканта и со своим новым секретным
оружием – сопрано-саксофоном, на который наткнулся в витрине одного из магазинов
по время прогулки по лондонскому вест-энду.
До этого
момента музыкальные возможности Беше были ограничены кларнетом – инструментом,
которым он ещё в раннем детстве овладел под руководством трёх новоорлеанских
пионеров джаза: Джорджа Бакета, Луиса Нельсона и Лоренцо Тио. Традиции, которые
перенял от них молодой виртуоз, уже сами по себе были далеки от примитивизма, и
более того, кларнет в некоторых технических аспектах был самым продвинутым из
джазовых инструментов тех ранних лет. Кларнетисты, игравшие в новоорлеанской
традиции, развивали поразительную гибкость пальцев и, следовательно,
феерическую технику, из-за чего им часто доставались самые сложные и
замысловатые части выступлений. Однако быстрая, струящаяся манера игры была
всего лишь традицией чистого мелодического украшения и не имела отношения к
свободному линейному развитию мелодии, которое стало отличать игру более
поздних исполнителей на духовых. Фактически, мелодическая сложность была просто
демонстрацией виртуозной техники – этаким моментом “show-off”. С другой
стороны, уже тогда новоорлеанские исполнители использовали и различные
комбинации арпеджированных аккордов как строительные блоки для своих соло – так
что им приходилось довольно хорошо разбираться в строении аккордовых
последовательностей. Однако их ритмические возможности были довольно
ограничены. Все эти декоративные рисунки скоро стали знаком некоего
стилистического тупика – исполнители на кларнете не развивали существующие
ритмические приёмы, редко использовали синкопы – и то обычно в рамках каких-то
наработанных регтаймовских шаблонов. И уж конечно кларнетисты не могли даже
приблизиться к той столь привлекательной для слушателей эмоциональности и
«необработанности», нарочитой живой грубоватости звука медных духовых
инструментов. В то время в основном только корнетисты – такие как Болден,
Кеппард, Оливер и Армстронг – расширяли ритмический потенциал новоорлеанского
джаза, открывали новые возможности тембра, «грязного» звучания и другие
всевозможные эффекты, которые делали их музыку невероятно эмоциональной и
максимально похожей на человеческую речь.
И как раз
этот-то status quo и изменил Беше. Как корнетисты, он смог «почувствовать» на
своём инструменте новые возможности тембра и фразировки, расширить звуковую
палитру и развить те самые принципы свободной линейной импровизации. Как и Кинг
Оливер, Сидней Беше придал своему кларнету специфику звучания человеческого
голоса. Один из музыкантов, которому Беше однажды давал урок, вспоминал, как
тот объяснял, что даже одну единственную ноту надо учиться играть на самые
разные лады и способы – и тихо, и громко, и рыча, и хрипя, и со стоном, и с
подвыванием, и шёпотом, и с бормотанием, и смазанно, и остро, и неуверенно, и
призывно – так, чтобы с помощью всего одной этой ноты можно было уметь «говорить».
И вот все
эти умения, чуткость и новаторство делали из Беше абсолютно исключительного
музыканта. А добавив в свой арсенал сопрано-саксофон, он смог «разговаривать»
на новоорлеанском языке ещё громче и интересней. Хотя во многих рассказах о
Беше отмечается, что с ним не очень-то любили играть коллеги, поскольку он
стремился всегда быть первым и главным, хочется привести совсем противоположное
мнение Теда Джойа из книги “The Hystory Of Jazz”. В ней рассказывается, что,
напротив, Сидней Беше как раз умел и выдавать потрясающе эффектные соло, и
легко вписывать свои мелодические линии в общее звучание оркестра – что, с
другой стороны, практически не удавалось Луи Армстронгу, слишком часто своим
исполнением затмевавшему и оркестр, и других солистов, и даже вокалистов.
В
качестве примера Джойа приводит запись 1924 года “Early Every Morn”, где Беше и
Армстронг аккомпанируют певице Альберте Хантер. Сопрано Беше с миксом высоких
нот и ныряющих затем в низкий регистр фраз хорошо смешивается с общим звучанием
группы, оставляя много пространства для контратак Армстронга. Корнетист же
выбирает более агрессивную позицию и выдаёт настолько громогласную и яркую
коду, что затмевает всех и вся. Такие демонстративные выступления не были
сильной стороной Беше (по словам Джойа), хотя он тоже был способен произвести
эффект, когда того требовала ситуация. Например, во время другой совместной
работы с Армстронгом, в “Texas Moaner Blues”, когда Луи вновь стремится
«убежать» ото всех, взвинчивая в два раза темп в своём взрывном брейке, Беше не
позволяет обойти себя и выстреливает целым градом острых фраз – менее плавных и
текучих, чем у корнетиста, но ясно показывающих его готовность парировать ноту
за нотой даже такого соперника, как Армстронг. Более того, в этот раз именно Беше
«крадёт шоу» своей эффектной блюзовой кодой.
В 1923-25
весьма Сидней Беше успешно и плодотворно работал в Нью-Йорке в ансамбле Кл.
Уильямса BLUE FIVE (также RED ONION JAZZ BABIES), с ним в 1923 записал свои
первые грампластинки (в 1924 в записях этого ансамбля принял участие Л.
Армстронг). В тот же период сотрудничал с различными блюзовыми певицами (Бесси
Смит, Албертой Хантер, Сарой Мартин и др.). Имел кратковременный ангажемент в
оркестре «Дюка» Эллингтона (1925), затем вновь гастролировал в Европе с труппой
«Black Revue» («Revue Negre»), звездой которого была негритянская певица и
танцовщица Джозефина Бэйкер. Посетил Францию, Бельгию, Германию, Венгрию,
Польшу. В 1926 побывал в СССР с ансамблем Фрэнка Уитерса, состоявшим из
музыкантов оркестра Луиса Митчелла JAZZ KINGS. За этим турне последовал
ангажемент в коммерческом оркестре Нобла Сиссла в Париже (до 1930),
прервавшийся довольно скандальным образом: Беше в ответ на оскорбления со
стороны некоторых музыкантов оркестра ранил выстрелом одного из них, за что был
арестован и на год выслан из Франции.
В
Нью-Йорке вместе с трубачом Томми Лэдниером (тоже работавшим у Н. Сиссла в
Париже) Беше организовал комбо NEW ORLEANS FEETWARMERS для выступлений в
дансинге «Savoy Ballroom» и для записей на фирме «His Master"s Voice»
(наиграл с ним ряд пластинок в 1932-33 и 1940-41). В первом составе здесь
играли также Тедди Никсон (тромбон), Хэнк Дункан (фортепиано), Уилсоян Майерс
(контрабас) и Моррис Морлэнд (ударные).
Позже
Сидней Беше пытался играть в нарождавшемся стиле биг-бэндной музыки и даже
играл какое-то время в оркестре Дюка Эллигнтона, однако в целом он сохранил
своё пристрастие именно новоорлеанскому ансамблевому стилю. В ранних 1930-х
годах, когда тот же Армстронг адаптировал свою музыку для биг-бэндов, Беше
оставался верен себе, что особенно заметно в его записях с трубачом Томми
Ладниером. Их игра в “I Found A New Baby” и “Marple Leaf Rag” 1932 года полна
очарования старого стиля. Однако публика не была впечатлена их выступлениями –
до возрождения интереса к новорлеанскому джазу оставалось ещё много лет. После
неудачных выступлений в “Savoy Ballroom” Беше и Ладниер временно оставили
музыку и открыли мастерскую-ателье одежды в Гарлеме. Трубач преимущественно
полировал ботинки, Беше чаще занимался глажкой и починкой – когда не был занят
приготовлением креольской еды в задней комнате или организацией неформальных
джем-сейшенов.
1930-е
годы вообще были странным периодом в карьере и жизни Сиднея Беше. Его в том
числе подозревали в каких-то связях с криминальным миром – чему не мог не
способствовать несдержанный характер музыканта. Какие секреты скрывались в его
мастерской и скрывались ли – нам доподлинно неизвестно. Так или иначе со
временем Беше вернулся в музыку – по приглашению бэнд-лидера Noble Sissle. На
протяжении 4 лет, с 1934 до 1938 годы Беше подрабатывал у него сайдменом, а
потом ушёл, чтобы возглавить собственный оркестр и фрилансить. И вот уже в то
время как раз и стал вновь расти интерес публики к пионерам раннего джаза, и
Беше стал одним из тех, кто особенно выиграл от этой смены тенденций. Он участвовал
в организации многочисленных записей ветеранов классического джаза, сотрудничал
с Джеймсом П. Джонсоном, Тедди Банном, «Джелли Роллом» Мортоном, «Маггси»
Спэниером, Л. Армстронгом, Сидни Де-Пари, Эдди Кондоном, «Банком» Джонсоном,
«Меззом» Меззроу, Албертом Николсом и др.
Беше
начал активно делать записи традиционного джаза для “Blue note” и других
лейблов, участвовал в записях и бродкастах французского критика Hugues
Panassie, регулярно выступал в “Nicks” и других нью-йоркских заведениях. Причём
в отличие от большинства своих коллег из первого поколения джаза, Беше ни на
йоту не потерял своих виртуозных способностей. Доказательство тому –
великолепная запись “Summertime” 1939 года. Играя на сопрано-саксофоне –
инструменте, которых в руках у многих других обладал крайне ограниченными
возможностями экспрессии и создавал массу проблем с интонацией, Беше показал
весь свой потрясающий потенциал, воспользовался каждым приёмом своего
богатейшего арсенала – граулами, стонами, жалобными призывами, яркими высокими
нотами, шепчущими ремарками и даже ловко скрытой цитатой из оперной арии.
Сидней Беше в очередной раз вышел за рамки ожидаемого от традиции. Другим
хитом, сочинённым Беше в то же время, стала композиция «Petite fleur»
(«Маленький цветок»).
В тот
период Беше также появился на нескольких концертах Эдди Кондона в “Town Hall”,
а в 1945 году предпринял попытку вести свой бэнд на пару с другим знаменитым
новоорлеанским ветераном – одиозным трубачом Банком Джонсоном, чьё постоянно
пьянство, однако, быстро убило их проект. Работы стало опять становиться всё
меньше, и Беше вновь открыл новый бизнес – нечто вроде музыкальной школы. У
него был один постоянный ученик, зато его протеже стал Bob Wilber.
Судьба
музыканта драматично изменилась в 1949 году. Приняв приглашение участвовать в
“Salle Pleyel Jazz Festival” в Париже, Беше вновь произвёл настоящий фурор в
Европе. Вскоре после этого он совершил ещё несколько гастрольных туров в Старый
свет и наконец решил там окончательно обосноваться. За несколько лет он стал
суперзвездой и практически национальным героем Франции – в то время как широкая
публика в Штатах знала его довольно плохо. В общем, в Европе Сидней Беше
наслаждался всем, на что не мог рассчитывать на родине – постоянным поклонением
публики, финансовой стабильностью, отсутствием дискриминации и, возможно, как
намекали некоторые, проблем с законам – или налогами – или какими-то другими
скелетами, оставшимися за океаном. Последнее десятилетие его карьеры было
отмечено потрясающими концертами, большим количеством записей, и в том числе
авторских композиций, и даже участием в балетных и кинематографических
проектах. Незадолго до своей смерти, в 1959 году Сидней Беше стал ещё и
литератором, написав автобиографию “Treat It Gentle” – откровенный и простой
рассказ, который многими его фанатами ценится так же высоко, как и его
богатейшее наследие записей. А умер музыкант в свой день рождения – 14 мая 1959
года.
В 1960 на
1-м европейском джаз-фестивале в Антибе состоялись посвященные ему торжества, в
честь Беше установлен памятник во французском городе Жуан-ле-Пинсе. В том же
году издана книга его воспоминаний «Treat It Gentle» («Отнеситесь к этому
серьезно»), имеющая большую историческую ценность.
Сидней
Беше был очень громким музыкантом – и буквально, и в переносном смысле. Он
громко играл, он вызывал громкие разговоры и громкие эмоции и заслужил громкую
славу. Что бы ни скрывалось за его хитрым выражением лица и сложным характером,
он всегда оставался живым символом своего времени. Он был мастером и
коллективной, и индивидуальной импровизации. Он вывел новоорлеанский стиль на
новый уровень, а его игра, его яростные фирменные вибрато были настолько
экспрессивны, что их можно было или обожать, или ненавидеть – но они никого не
оставляли равнодушными. Стиль же Сиднея Беше практически не изменился за всю
его карьеру – и при этом за это время никогда не терял внутренней энергии и
подлинной креативности.
Будучи
звездой первой величины в американском джазе 1920-х гг. (к 1924 признан лучшим
исполнителем на духовых инструментах, успешно выдержав конкуренцию с
Армстронгом, на «второе место» отошел с появлением Коулмена Хокинса), Сидней Беше
тем не менее оказался «изгоем» в своей стране и настоящее понимание нашел лишь
за пределами США. Благодаря огромной творческой активности, смелым новаторским
идеям он занял в 1920-е гг. достойное место в авангарде джаза наряду с «Джелли
Роллом» Мортом, «Кингом» Оливером, Л. Армстронгом и «Дюком» Эллингтоном. Особое
положение артист занимал среди инициаторов и лидеров ривайвл-движения. В
отличие от других ветеранов традиционного джаза он почти не прекращал
музыкальной деятельности и не утратил профессионализма, став для них эталоном
мастерства и аутентичности стиля. Беше не изменял своим джазовым идеалам даже в
периоды работы с коммерческими оркестрами, проявляя высокую требовательность к
себе и к окружающим музыкантам. Он одним из первых способствовал приобщению
европейской аудитории к джазу. Поэт Жан Кокто адресовал Сиднею Беше
следующие слова:
«Его
музыка не была бездумной болтовней. Она говорила. И речь эта всегда была
трогательной и могучей. Она шла от сердца».
Sidney Bechet – The Legendary Sidney Bechet (1988).
1. Maple
Leaf Rag - The New Orleans Feetwarmers
2. I've
Found A New Baby - The New Orleans Feetwarmers
3. Weary
Blues - Tommy Ladnier
4.
Really The Blues - Tommy Ladnier
5. High
Society - Jelly Roll Morton
6.
Indian Summer
7.
Sidney's Blues
8. Shake
It And Break It
9. Wild
Man Blues
10. Save
It, Pretty Mama
11.
Stompy Jones
12.
Muskrat Ramble - Dr. Henry Levine
13.
Baby, Won't You Please Come Home
14. The
Sheik Of Araby (One Man Band)
15. When
It's Sleepy Time Down South
16. I'm
Coming Virginia
17.
Strange Fruit (Trio)
18.
Blues In The Air
19. The
Mooche
20.
Twelfth Street Rag
21. Mood
Indigo
22. What
Is This Thing Called Love?
Sidney
Bechet - Bass, Clarinet, Composer, Drums, Piano, Sax (Soprano), Sax (Tenor),
Vocals
Bernard
Addison - Guitar
Gus
Aiken - Trumpet
Henry
"Red" Allen - Trumpet
Everett
Barksdale - Guitar
Wellman
Braud - Bass
Teddy
Bunn - Guitar
Happy
Caldwell - Sax (Tenor)
Big Sid
Catlett - Drums
Kenny
Clarke - Drums
Sidney
DeParis - Trumpet
Vic
Dickenson - Trombone
Baby
Dodds - Drums
Don
Donaldson - Piano
Hank
Duncan - Piano
Henry
Goodwin - Trumpet
J.C.
Heard - Drums
Arthur
Herbert - Drums
Victor
Herbert Composer
J.C.
Higginbotham - Trombone
Earl
Hines - Piano
Charlie
Howard - Guitar
Cliff
Jackson - Piano
Elmer
James - Bass
Lem
Johnson - Sax (Tenor)
Manzie
Johnson - Drums
Claude
Jones - Trombone
Tommy
Ladnier - Trumpet
John
Lindsay - Bass
Lawrence
Lucie - Guitar
Mezz
Mezzrow - Clarinet, Sax (Tenor)
Morris
Morland - Drums
Jelly
Roll Morton - Piano
Wilson
Myers - Bass
The New
Orleans Feetwarmers
Albert
Nicholas - Clarinet
Teddy
Nixon - Trombone
Charlie
Shavers - Trumpet
Zutty
Singleton - Drums
Willie
"The Lion" Smith - Piano
Rex
Stewart - Cornet
James
Toliver - Piano
Jim
Tolliver - Piano
Sonny
White - Piano
Sandy
Williams - Trombone
Ernest
Williamson - Bass
download (mp3 @256 kbs):
Комментариев нет:
Отправить комментарий