воскресенье, 14 мая 2023 г.

Зал славы джаза. Сидней Беше (Sidney Bechet) (14 мая 1897, Нью-Орлеан, шт. Луизиана — 14 мая 1959, Гарш, близ Парижа).

Зал славы джаза.

Диксиленд

«Беше — наше начало… Его вещи — сама душа, в них все самое сокровенное. Беше для меня символ джаза… Все, что он играл, было неповторимо. Это великий человек, и никто не мог играть, как он».

Дюк Эллингтон.

Один из самых известных виртуозов кларнета и сопрано-саксофона, значительно расширивший диапазон музыкальной выразительности этих инструментов и оказавший огромное влияние на формирование «солирующей» роли кларнета в джазе – да и на развитие джаза вообще Сидней Беше (Sidney Bechet) родился 14 мая 1897 года в небогатой многодетной негритянско-креольской семье, проживавшей во французском квартале Нового Орлеана (от своих европейских предков ОН унаследовал светлый цвет кожи).

С малых лет Сидней проявил склонность к музыке — под влиянием отца (портного по профессии, любителя домашнего музицирования) и старшего брата Леонарда (зубной техник, в Новом Орлеане пользовался известностью как кларнетист и руководитель оркестра), который был его первым учителем. В 6 лет он стал систематически заниматься музыкой, в 8 лет обучался игре на кларнете у Джорджа Бэкета и Лоренцо Тио старшего, позднее — у Луиса «Биг Ай» Нелсона. Уже подростком Беше начал выступать в различных нью-орлеанских джаз-бэндах, в том числе у Фредди Кеппарда, «Бадди» Болдена (вместе с «Банком» Джонсоном), в оркестре Л. Беше, после 1909 — в OLYMPIA BAND (с 1914 здесь играл «Кинг» Оливер), в 1911 — в EAGLE BAND (в одно время с «Кингом» Оливером, Ф. Кеппардом, Джимми Нуном, «Банком» Джонсоном, «Маттом» Кэйри, Л. Тио-младшим), затем у Джека Кэйри (CRESCENT BAND), Ричарда М. Джонса и «Бадди» Пти, с 1913 — у «Кинга» Оливера. В этот период он познакомился и подружился с Луи Армстронгом.

Сидней Беше в юности.

Беше выезжал на гастроли по Техасу и Калифорнии с ансамблями Кларенса Уильямса и Луиса Уэйда (1914-16), сотрудничал с «Кидом» Ори, вновь работал в OLYMPIA BAND в Новом Орлеане, совершил турне с оркестром «Динка» Джонсона (1917), побывал в Чикаго, где играл с Ф. Кеппардом и Тони Джексоном. В 1918 музыкант принял приглашение Уилла Мэриона Кука и стал членом его знаменитого SOUTHERN SYNCOPATED ORCHESTRA, с которым выступал в Чикаго и Нью-Йорке, в 1919 — в Европе (сначала в Англии, потом на континенте). В Лондоне Беше произвел сенсационное впечатление. Он обратил на себя внимание известного швейцарского дирижера Эрнеста Ансерме, посвятившего ему ряд восторженных статей и призвавшего европейских композиторов отнестись к джазу как к одному из наиболее перспективных источников новых идей для современного академического музыкального искусства. Предпринятые Ансерме опыты характеристики джаза (и, в частности, стиля игры Беше) относятся к числу первых серьезных публикаций о джазовой музыке. По окончании ангажемента в оркестре У. М. Кука Беше остался жить в Париже, заключил контракт с гастролировавшим здесь танцевальным оркестром Бенни Пейтона (1920-21), вернулся в США в составе шоу-труппы.

Sidney Bechet w. Clarence Williams Blue Five – «Shreveport Blues» (1923).

Беше стал первым солистом высочайшего уровня в истории джазовых записей, на несколько месяцев опередив на этом поприще самого Луи Армстронга. Именно Беше в начале 1920-х годов был единственным реальным соперником Луи по уровню импровизаций – они пересеклись как сайдмены в бэнде Кларенса Уильямса “Blue Five”. Хотя Беше был всего на 4 года старше, на тот момент он уже обладал огромным опытом. Он успел съездить в Европу и заслужить там дифирамбы Ансерме, предрекавшего, что скоро весь мир будет свинговать так, как гениальный виртуоз Сидней Беше. Ещё одним незабываемым моментом славы Беше стало его выступление в Букингемском дворце для принца Уэльсского, а также на балу в “Albert Hall”. Беше вернулся Новый Орлеан с репутацией блестящего музыканта и со своим новым секретным оружием – сопрано-саксофоном, на который наткнулся в витрине одного из магазинов по время прогулки по лондонскому вест-энду.

Sidney Bechet w. Clarence Williams Blue Five – «Wild Cat Blues» (1923).

До этого момента музыкальные возможности Беше были ограничены кларнетом – инструментом, которым он ещё в раннем детстве овладел под руководством трёх новоорлеанских пионеров джаза: Джорджа Бакета, Луиса Нельсона и Лоренцо Тио. Традиции, которые перенял от них молодой виртуоз, уже сами по себе были далеки от примитивизма, и более того, кларнет в некоторых технических аспектах был самым продвинутым из джазовых инструментов тех ранних лет. Кларнетисты, игравшие в новоорлеанской традиции, развивали поразительную гибкость пальцев и, следовательно, феерическую технику, из-за чего им часто доставались самые сложные и замысловатые части выступлений. Однако быстрая, струящаяся манера игры была всего лишь традицией чистого мелодического украшения и не имела отношения к свободному линейному развитию мелодии, которое стало отличать игру более поздних исполнителей на духовых. Фактически, мелодическая сложность была просто демонстрацией виртуозной техники – этаким моментом “show-off”. С другой стороны, уже тогда новоорлеанские исполнители использовали и различные комбинации арпеджированных аккордов как строительные блоки для своих соло – так что им приходилось довольно хорошо разбираться в строении аккордовых последовательностей. Однако их ритмические возможности были довольно ограничены. Все эти декоративные рисунки скоро стали знаком некоего стилистического тупика – исполнители на кларнете не развивали существующие ритмические приёмы, редко использовали синкопы – и то обычно в рамках каких-то наработанных регтаймовских шаблонов. И уж конечно кларнетисты не могли даже приблизиться к той столь привлекательной для слушателей эмоциональности и «необработанности», нарочитой живой грубоватости звука медных духовых инструментов. В то время в основном только корнетисты – такие как Болден, Кеппард, Оливер и Армстронг – расширяли ритмический потенциал новоорлеанского джаза, открывали новые возможности тембра, «грязного» звучания и другие всевозможные эффекты, которые делали их музыку невероятно эмоциональной и максимально похожей на человеческую речь.

Sidney Bechet – «Early in the Morning».

И как раз этот-то status quo и изменил Беше. Как корнетисты, он смог «почувствовать» на своём инструменте новые возможности тембра и фразировки, расширить звуковую палитру и развить те самые принципы свободной линейной импровизации. Как и Кинг Оливер, Сидней Беше придал своему кларнету специфику звучания человеческого голоса. Один из музыкантов, которому Беше однажды давал урок, вспоминал, как тот объяснял, что даже одну единственную ноту надо учиться играть на самые разные лады и способы – и тихо, и громко, и рыча, и хрипя, и со стоном, и с подвыванием, и шёпотом, и с бормотанием, и смазанно, и остро, и неуверенно, и призывно – так, чтобы с помощью всего одной этой ноты можно было уметь «говорить».

И вот все эти умения, чуткость и новаторство делали из Беше абсолютно исключительного музыканта. А добавив в свой арсенал сопрано-саксофон, он смог «разговаривать» на новоорлеанском языке ещё громче и интересней. Хотя во многих рассказах о Беше отмечается, что с ним не очень-то любили играть коллеги, поскольку он стремился всегда быть первым и главным, хочется привести совсем противоположное мнение Теда Джойа из книги “The Hystory Of Jazz”. В ней рассказывается, что, напротив, Сидней Беше как раз умел и выдавать потрясающе эффектные соло, и легко вписывать свои мелодические линии в общее звучание оркестра – что, с другой стороны, практически не удавалось Луи Армстронгу, слишком часто своим исполнением затмевавшему и оркестр, и других солистов, и даже вокалистов.

Alberta Hunter – «Early Every Morn» (1924).

В качестве примера Джойа приводит запись 1924 года “Early Every Morn”, где Беше и Армстронг аккомпанируют певице Альберте Хантер. Сопрано Беше с миксом высоких нот и ныряющих затем в низкий регистр фраз хорошо смешивается с общим звучанием группы, оставляя много пространства для контратак Армстронга. Корнетист же выбирает более агрессивную позицию и выдаёт настолько громогласную и яркую коду, что затмевает всех и вся. Такие демонстративные выступления не были сильной стороной Беше (по словам Джойа), хотя он тоже был способен произвести эффект, когда того требовала ситуация. Например, во время другой совместной работы с Армстронгом, в “Texas Moaner Blues”, когда Луи вновь стремится «убежать» ото всех, взвинчивая в два раза темп в своём взрывном брейке, Беше не позволяет обойти себя и выстреливает целым градом острых фраз – менее плавных и текучих, чем у корнетиста, но ясно показывающих его готовность парировать ноту за нотой даже такого соперника, как Армстронг. Более того, в этот раз именно Беше «крадёт шоу» своей эффектной блюзовой кодой.

Bechet & Armstrong- «Cakewalkin' Babies» (1925).

В 1923-25 весьма Сидней Беше успешно и плодотворно работал в Нью-Йорке в ансамбле Кл. Уильямса BLUE FIVE (также RED ONION JAZZ BABIES), с ним в 1923 записал свои первые грампластинки (в 1924 в записях этого ансамбля принял участие Л. Армстронг). В тот же период сотрудничал с различными блюзовыми певицами (Бесси Смит, Албертой Хантер, Сарой Мартин и др.). Имел кратковременный ангажемент в оркестре «Дюка» Эллингтона (1925), затем вновь гастролировал в Европе с труппой «Black Revue» («Revue Negre»), звездой которого была негритянская певица и танцовщица Джозефина Бэйкер. Посетил Францию, Бельгию, Германию, Венгрию, Польшу. В 1926 побывал в СССР с ансамблем Фрэнка Уитерса, состоявшим из музыкантов оркестра Луиса Митчелла JAZZ KINGS. За этим турне последовал ангажемент в коммерческом оркестре Нобла Сиссла в Париже (до 1930), прервавшийся довольно скандальным образом: Беше в ответ на оскорбления со стороны некоторых музыкантов оркестра ранил выстрелом одного из них, за что был арестован и на год выслан из Франции.

В Нью-Йорке вместе с трубачом Томми Лэдниером (тоже работавшим у Н. Сиссла в Париже) Беше организовал комбо NEW ORLEANS FEETWARMERS для выступлений в дансинге «Savoy Ballroom» и для записей на фирме «His Master"s Voice» (наиграл с ним ряд пластинок в 1932-33 и 1940-41). В первом составе здесь играли также Тедди Никсон (тромбон), Хэнк Дункан (фортепиано), Уилсоян Майерс (контрабас) и Моррис Морлэнд (ударные).

Позже Сидней Беше пытался играть в нарождавшемся стиле биг-бэндной музыки и даже играл какое-то время в оркестре Дюка Эллигнтона, однако в целом он сохранил своё пристрастие именно новоорлеанскому ансамблевому стилю. В ранних 1930-х годах, когда тот же Армстронг адаптировал свою музыку для биг-бэндов, Беше оставался верен себе, что особенно заметно в его записях с трубачом Томми Ладниером. Их игра в “I Found A New Baby” и “Marple Leaf Rag” 1932 года полна очарования старого стиля. Однако публика не была впечатлена их выступлениями – до возрождения интереса к новорлеанскому джазу оставалось ещё много лет. После неудачных выступлений в “Savoy Ballroom” Беше и Ладниер временно оставили музыку и открыли мастерскую-ателье одежды в Гарлеме. Трубач преимущественно полировал ботинки, Беше чаще занимался глажкой и починкой – когда не был занят приготовлением креольской еды в задней комнате или организацией неформальных джем-сейшенов.

Sidney Bechet, Lilian Harvey & Willy Fritsch – «Jazz in Berlin» (1930).

1930-е годы вообще были странным периодом в карьере и жизни Сиднея Беше. Его в том числе подозревали в каких-то связях с криминальным миром – чему не мог не способствовать несдержанный характер музыканта. Какие секреты скрывались в его мастерской и скрывались ли – нам доподлинно неизвестно. Так или иначе со временем Беше вернулся в музыку – по приглашению бэнд-лидера Noble Sissle. На протяжении 4 лет, с 1934 до 1938 годы Беше подрабатывал у него сайдменом, а потом ушёл, чтобы возглавить собственный оркестр и фрилансить. И вот уже в то время как раз и стал вновь расти интерес публики к пионерам раннего джаза, и Беше стал одним из тех, кто особенно выиграл от этой смены тенденций. Он участвовал в организации многочисленных записей ветеранов классического джаза, сотрудничал с Джеймсом П. Джонсоном, Тедди Банном, «Джелли Роллом» Мортоном, «Маггси» Спэниером, Л. Армстронгом, Сидни Де-Пари, Эдди Кондоном, «Банком» Джонсоном, «Меззом» Меззроу, Албертом Николсом и др.

Sidney Bechet – «Egyptian Fantasy» (1941).

Беше начал активно делать записи традиционного джаза для “Blue note” и других лейблов, участвовал в записях и бродкастах французского критика Hugues Panassie, регулярно выступал в “Nicks” и других нью-йоркских заведениях. Причём в отличие от большинства своих коллег из первого поколения джаза, Беше ни на йоту не потерял своих виртуозных способностей. Доказательство тому – великолепная запись “Summertime” 1939 года. Играя на сопрано-саксофоне – инструменте, которых в руках у многих других обладал крайне ограниченными возможностями экспрессии и создавал массу проблем с интонацией, Беше показал весь свой потрясающий потенциал, воспользовался каждым приёмом своего богатейшего арсенала – граулами, стонами, жалобными призывами, яркими высокими нотами, шепчущими ремарками и даже ловко скрытой цитатой из оперной арии. Сидней Беше в очередной раз вышел за рамки ожидаемого от традиции. Другим хитом, сочинённым Беше в то же время, стала композиция «Petite fleur» («Маленький цветок»).

Одна из самых известных композиции Беше – «Petite Fleur».

В тот период Беше также появился на нескольких концертах Эдди Кондона в “Town Hall”, а в 1945 году предпринял попытку вести свой бэнд на пару с другим знаменитым новоорлеанским ветераном – одиозным трубачом Банком Джонсоном, чьё постоянно пьянство, однако, быстро убило их проект. Работы стало опять становиться всё меньше, и Беше вновь открыл новый бизнес – нечто вроде музыкальной школы. У него был один постоянный ученик, зато его протеже стал Bob Wilber.

Sidney Bechet, Louis Armstrong, Django Reinhardt в фильме “La Route Du Bonheur” (1952).

Судьба музыканта драматично изменилась в 1949 году. Приняв приглашение участвовать в “Salle Pleyel Jazz Festival” в Париже, Беше вновь произвёл настоящий фурор в Европе. Вскоре после этого он совершил ещё несколько гастрольных туров в Старый свет и наконец решил там окончательно обосноваться. За несколько лет он стал суперзвездой и практически национальным героем Франции – в то время как широкая публика в Штатах знала его довольно плохо. В общем, в Европе Сидней Беше наслаждался всем, на что не мог рассчитывать на родине – постоянным поклонением публики, финансовой стабильностью, отсутствием дискриминации и, возможно, как намекали некоторые, проблем с законам – или налогами – или какими-то другими скелетами, оставшимися за океаном. Последнее десятилетие его карьеры было отмечено потрясающими концертами, большим количеством записей, и в том числе авторских композиций, и даже участием в балетных и кинематографических проектах. Незадолго до своей смерти, в 1959 году Сидней Беше стал ещё и литератором, написав автобиографию “Treat It Gentle” – откровенный и простой рассказ, который многими его фанатами ценится так же высоко, как и его богатейшее наследие записей. А умер музыкант в свой день рождения – 14 мая 1959 года.

Sidney Bechet - «I've Found a New Baby» (1958).

В 1960 на 1-м европейском джаз-фестивале в Антибе состоялись посвященные ему торжества, в честь Беше установлен памятник во французском городе Жуан-ле-Пинсе. В том же году издана книга его воспоминаний «Treat It Gentle» («Отнеситесь к этому серьезно»), имеющая большую историческую ценность.

Сидней Беше был очень громким музыкантом – и буквально, и в переносном смысле. Он громко играл, он вызывал громкие разговоры и громкие эмоции и заслужил громкую славу. Что бы ни скрывалось за его хитрым выражением лица и сложным характером, он всегда оставался живым символом своего времени. Он был мастером и коллективной, и индивидуальной импровизации. Он вывел новоорлеанский стиль на новый уровень, а его игра, его яростные фирменные вибрато были настолько экспрессивны, что их можно было или обожать, или ненавидеть – но они никого не оставляли равнодушными. Стиль же Сиднея Беше практически не изменился за всю его карьеру – и при этом за это время никогда не терял внутренней энергии и подлинной креативности.

Сидней Беше - «Лаура».

Будучи звездой первой величины в американском джазе 1920-х гг. (к 1924 признан лучшим исполнителем на духовых инструментах, успешно выдержав конкуренцию с Армстронгом, на «второе место» отошел с появлением Коулмена Хокинса), Сидней Беше тем не менее оказался «изгоем» в своей стране и настоящее понимание нашел лишь за пределами США. Благодаря огромной творческой активности, смелым новаторским идеям он занял в 1920-е гг. достойное место в авангарде джаза наряду с «Джелли Роллом» Мортом, «Кингом» Оливером, Л. Армстронгом и «Дюком» Эллингтоном. Особое положение артист занимал среди инициаторов и лидеров ривайвл-движения. В отличие от других ветеранов традиционного джаза он почти не прекращал музыкальной деятельности и не утратил профессионализма, став для них эталоном мастерства и аутентичности стиля. Беше не изменял своим джазовым идеалам даже в периоды работы с коммерческими оркестрами, проявляя высокую требовательность к себе и к окружающим музыкантам. Он одним из первых способствовал приобщению европейской аудитории к джазу. Поэт Жан Кокто адресовал Сиднею Беше следующие слова:

«Его музыка не была бездумной болтовней. Она говорила. И речь эта всегда была трогательной и могучей. Она шла от сердца».

Sidney Bechet – The Legendary Sidney Bechet (1988).

1. Maple Leaf Rag - The New Orleans Feetwarmers

2. I've Found A New Baby - The New Orleans Feetwarmers

3. Weary Blues - Tommy Ladnier

4. Really The Blues - Tommy Ladnier

5. High Society - Jelly Roll Morton

6. Indian Summer

7. Sidney's Blues

8. Shake It And Break It

9. Wild Man Blues

10. Save It, Pretty Mama

11. Stompy Jones

12. Muskrat Ramble - Dr. Henry Levine

13. Baby, Won't You Please Come Home

14. The Sheik Of Araby (One Man Band)

15. When It's Sleepy Time Down South

16. I'm Coming Virginia

17. Strange Fruit (Trio)

18. Blues In The Air

19. The Mooche

20. Twelfth Street Rag

21. Mood Indigo

22. What Is This Thing Called Love?

 

Sidney Bechet - Bass, Clarinet, Composer, Drums, Piano, Sax (Soprano), Sax (Tenor), Vocals

Bernard Addison - Guitar

Gus Aiken - Trumpet

Henry "Red" Allen - Trumpet

Everett Barksdale - Guitar

Wellman Braud - Bass

Teddy Bunn - Guitar

Happy Caldwell - Sax (Tenor)

Big Sid Catlett - Drums

Kenny Clarke - Drums

Sidney DeParis - Trumpet

Vic Dickenson - Trombone

Baby Dodds - Drums

Don Donaldson - Piano

Hank Duncan - Piano

Henry Goodwin - Trumpet

J.C. Heard - Drums

Arthur Herbert          - Drums

Victor Herbert           Composer

J.C. Higginbotham - Trombone

Earl Hines - Piano

Charlie Howard - Guitar

Cliff Jackson - Piano

Elmer James - Bass

Lem Johnson - Sax (Tenor)

Manzie Johnson - Drums

Claude Jones - Trombone

Tommy Ladnier - Trumpet

John Lindsay - Bass

Lawrence Lucie - Guitar

Mezz Mezzrow          - Clarinet, Sax (Tenor)

Morris Morland - Drums

Jelly Roll Morton - Piano

Wilson Myers - Bass

The New Orleans Feetwarmers     

Albert Nicholas - Clarinet

Teddy Nixon - Trombone

Charlie Shavers - Trumpet

Zutty Singleton -       Drums

Willie "The Lion" Smith       - Piano

Rex Stewart - Cornet

James Toliver - Piano

Jim Tolliver - Piano

Sonny White - Piano

Sandy Williams         - Trombone

Ernest Williamson - Bass

 

download (mp3 @256 kbs):

https://yadi.sk/d/pm8TBZ3xgGuAt

Комментариев нет:

Отправить комментарий