Ее огромный
рост соответствовал силе ее огромного таланта. Большая Мэйбель (Big Maybelle)
была одной из ведущих певиц R&B 1950-х годов. Ее глубокий, хриплый голос
был таким же необычным, как и ее записи для «Okeh» и «Savoy».
В её репертуаре было множество песен от от блюза до поп-баллад. В 1967 году Большая Мэйбель даже сделала кавер на песню «96 Tears» группы на песню «Question Mark & the Mysterians.» (это было ее последнее появление в чартах).
Родившаяся
1 мая 1924 года в городе Джексоне (штат Теннеси), Мэйбл Луиза Смит (Mabel
Louise Smith) обладала роскошными вокальными данными и уже в восемь лет
выиграла любительский конкурс вокалистов в Мемфисе. Госпел помог ей создать
свой стиль, но она была слишком «большая» и слишком талантливая для церкви.
Поэтому джаз оказался как раз тем, что нужно, и, в особенности, так
полюбившийся ей ритм-энд-блюз.
В 1936
году Мэйбл Смит познакомилась с руководителем джаз-оркестра Дэйвом Кларком и
несколько лет гастролировала с первым женским коллективом «International
Sweethearts of Rhythm». Дебютная запись певицы была сделана в 1944-м году в
дуэте с пианисткой Кристин Чатмен для лэйбла «Decca», а в 1947 году Мэйбл
подписала контракт с «King Records» в Цинциннати на три собственных сингла.
Дебютная
сольная работа под названием «Mabel Smith» была записана при участии джазового
трубача Орана "Hot Lips" Пейджа, но успеха не имела. Возможно, что
это произошло по вине неброского имени солистки. Поэтому в 1952 году продюсер
лейбла «Okeh Records» Фред Мендельсон дал певице настоящий сценический псевдоним
– «Big Maybelle» и подписал с ней контракт. Первой записью под новым именем
стала «Rain Down Rain»/«Gabbin' Blues» (третья строчка в R&B-чарте
"Billboard").
Синглы «Way
Back Home» и «My Country Man» сделали для Большой Мэйбель и «OKeh» хет-трик
1953 года. Она записала песню «Whole Lot of Shakin' Goin' On» в 1955 году, за
два года до того, как за нее взялся пианист из Луизианы Джерри Ли Льюис. Льюис заявил,
что версия Смит вдохновила его сделать свою версию намного более громкой,
непристойной и хриплой, с драйвовым битом и разговорной частью, которая считалась
очень рискованной в то время.
Гастролируя
по Среднему Западу, Большая Мэйбель обрела долгожданную популярность,
свидетельством которой была премия "Cash Box Magazine Award". Певица
выступала с темнокожим вокальным коллективом «The Drifters», R&B группой
«The Spaniels», с блюзовой певицей Лаверн Бейкер, трубачом Эрскином Хокинсом и
другими. Однажды она открывала концерт для джазовой певицы Билли Холидей,
которая отказалась выступать после такого «разогрева», заявив, что ее
«превзошли».
Большая
Мэйбель не стала останавливаться на достигнутом и продолжила записывать хиты, в
частности «One Monkey Don't Stop No Show», Such A Cutie», «The Other Night».
Все её произведения имели хорошую репутацию на радио, но совсем не имели
коммерческого успеха.
В 1956
году Мендельсон привел Мэйбель в «Savoy Records». И то, что случилось там,
можно назвать прорывом. Кто-то из менеджеров предложил ей исполнить блюзовый
хит 40-х годов «Candy» Джонни Мерсера. Никто до неё не мог повторить стиль и
звук оригинала. Ее нежное исполнение «Candy» стало солидным хитом R&B в 1956
году. Это был настоящий успех.
Мэйбель
зажигала сильнее, чем когда-либо. Её «Ring Dang Dilly», «That's a Pretty Good Love»
и «Tell Me Who» только выиграли от блестящей поддержки лучших сессионных
музыкантов Нью-Йорка. В 1958 году вместе с комбо Gene Ammons она выступала на
«Newport Jazz Festival». Последние записи певицы для «Savoy Records» в 1959
году отразили меняющиеся тенденции в R&B - величественные аранжировки
Говарда Биггса требовали участия четырех скрипок.
Режиссер
Берт Стерн увековечил яркий блюзовый образ Большой Мэйбель в своем
документальном фильме «Джаз в летний день», снятом в цвете на джазовом
фестивале в Ньюпорте в 1958 году.
В течение
1960-х годов певица выступала в театре «Аполло» и в Карнеги-холле, прежде чем
ее карьера пошла на спад. Большая Мэйбель продолжала выступать до начала 60-х годов,
но больше хитов у неё не было. Смена лейбла на «Brunswick» или «Scepter Records»,
иногда с одним синглом, скорее вредила её артистической карьере. В «Rojac» блюзовую
крикунью даже уговорили сделать кавер на модные поп-хиты - тоже безуспешно.
Большая
Мэйбель нашла "утешение" в наркотиках… Это поставило крест и на
карьере, и на здоровье. Певица страдала от патологического ожирения, наркомании
и боролась с диабетом, что привело к преждевременной смерти в диабетической
коме в 1972 году. Её последний альбом, «The Last of Big Maybelle», был выпущен
посмертно в 1973 году. Альбом «The Okeh Sessions» лэйбла «Epic» в 1983 году
выиграл премию Уильяма Кристофера Хэнди в номинации «Винтажный или переизданный
альбом года (США)». Ее хит-сингл «Candy» получил премию Зала славы Грэмми в
1999 году. В 2011 году Большая Мэйбель была введена в Зал славы блюза. Такая
вот история.
Big
Maybelle – The Complete Okeh Sessions 1952 -1955 (1994)
01. Just
Want Your Love (3:14)
02. So
Good to My Baby (2:34)
03.
Gabbin' Blues (Don't Run My B (2:41)
04. My
Country Man (2:35)
05. Rain
Down Rain (3:05)
06. Way
Back Home (2:45)
07.
Please Stay Away from My Sam (2:34)
08. Jinny
Mule (2:46)
09. Send
for Me (3:11)
10.
Maybelle's Blues (3:10)
11. I've
Got a Feelin' (2:57)
12.
You'll Never Know (3:03)
13. No More
Trouble Out of Me (3:26)
14. My
Big Mistake (2:39)
15. Ain't
No Use (3:00)
16. I'm
Getting 'Long Alright (3:36)
17.
You'll Be Sorry (2:30)
18. Hair
Dressin' Women (3:25)
19. One
Monkey Don't Stop No Show (2:52)
20. Don't
Leave Poor Me (2:37)
21. Ain't
to be Played With (2:31)
22. New
Kind of Mambo (2:36)
23. Ocean
of Tears (2:31)
24. Whole
Lot of Shakin' Goin' On (2:59)
25. The
Other Night (2:07)
26. Such
a Cutie (2:06)
Mabel Louise Smith (May 1, 1924 – January 23, 1972), known professionally as Big Maybelle, was an American R&B singer and pianist. Her debut solo recordings, as Mabel Smith, came for King Records in 1947, backed by Oran "Hot Lips" Page, but she had little initial success. However, in 1952 she was signed by Okeh Records, whose record producer Fred Mendelsohn gave her the stage name Big Maybelle. Her first recording for Okeh, "Gabbin' Blues", was a number 3 hit on the Billboard R&B chart, and was followed up by both "Way Back Home" and "My Country Man" in 1953. In 1955 she recorded "Whole Lotta Shakin' Goin On", produced by Quincy Jones, two years before Jerry Lee Lewis' version. More hits followed throughout the 1950s, mainly for Savoy Records, including "Candy" (1956), one of her biggest sellers.
Комментариев нет:
Отправить комментарий