«Скоморохи»
— московская самодеятельная рок-группа, созданная 16-летним школьником,
начинающим певцом и гитаристом Александром Градским в октябре 1966 года. Также
в состав группы входили барабанщик Владимир Полонский и клавишник Александр
Буйнов. На начальном этапе бас-гитариста в команде не было, однако вскоре к
трио присоединился Юрий Шахназаров. В отличие от большинства советских
рок-групп той поры, игравших только песни западных групп, «Скоморохи» исполняли
и собственные песни. Именно тогда юный Градский осознал, что Битлам, конечно,
подражать здорово, но нужны свои, собственные песни. Он мечтал о русском
рок-н-ролле…
Репетиции
группы проходили в ДК «Энергетик» (параллельно с коллективом Стаса Намина и
недавно сформированным ансамблем «Машина Времени»). Поначалу интерес к новой
группе был невелик. Для того, чтобы обеспечить ансамбль, Градский с двумя
бывшими коллегами по группе «Славяне» — Виктором Дегтярёвым и Вячеславом
Донцовым, — образовали параллельную группу с западным репертуаром «Лос Панчос»,
которая существовала до 1968 года, зарабатывая необходимые для «Скоморохов»
деньги. «Скоморохи» же выступали, в основном, на бесплатных или почти
бесплатных концертах, интерес к которым в то время только начинал появляться.
Западные
песни также входили в репертуар группы, но упор делался на свои. Песни сочиняли
все. С группой также сотрудничал Валерий Сауткин, писавший тексты. Позднее
Градский стал автором песен: «Синий лес», «Птицеферма», мини-рок-оперы
«Муха-Цокотуха» по Корнею Чуковскому и «Гимна „Скоморохов“» (слова Сауткина).
Буйнов сочинил «Песню об Алёнушке» и «Трава-мурава» (слова Сауткина),
Шахназаров написал два хита — «Мемуары» и «Бобёр» (слова Сауткина).
Бесплатный
концерт «Скоморохов» (с «Машиной Времени» на разогреве) в ДК 23 февраля
послужил причиной беспорядков: от количества зрителей оказалось перекрыто
движение на набережной, несколько подъехавших милицейских «колясок» скинули в
замёрзшую Москву-реку. Инцидент удалось замять.
Постепенно
интерес к группе возрастал и, следовательно, потребность в «Лос Панчос» отпала.
«Скоморохов» стали приглашать и на танцы. Кроме того, их хотели слушать уже не
только в Москве. «Скоморохи» начали пользоваться популярностью. В ней поиграли
такие известные музыканты, как Александр Лерман (бас-гитара, вокал), Юрий Фокин
(барабаны), Игорь Саульский (клавиши), т.к. Буйнов ушел служить в СА.
Время от
времени рок-группа приостанавливала свою деятельность (аппаратура, отсутствие
средств), но Градский где только тогда не играл! ВИА «Электрон» (гитара) в 1968
году, ВИА «Веселые ребята» (1970). Самое интересное – он почти не пел в этих
составах. Но поездил по стране и познал профессиональную сцену. Кстати, в 1969
году Градский поступил на вокальный факультет института имени Гнесиных.
В августе
1970 года 20-летний Градский был принят в ансамбль «Весёлые ребята» под
руководством Павла Слободкина, в котором получил первые уроки выступлений на
профессиональной эстраде. В гастрольных турне ансамбля «Весёлые ребята» по
стране впервые выступил как певец и гитарист. Вместе с ним в ансамбль «Весёлые
ребята» был принят и барабанщик Владимир Полонский.
После
ухода из ансамбля «Весёлые ребята» осенью 1971 года Градский вновь собирает
группу «Скоморохи» и решает принять участие во Всесоюзном фестивале «Серебряные
струны», в городе Горьком. Однако за две недели до фестиваля группу покидают
Александр Лерман и ставший вторым гитаристом Юрий Шахназаров; был срочно вызван
Игорь Саульский, которому пришлось стать бас-гитаристом и уже в поезде
«Москва—Горький» разучивать басовые партии. Двадцатиминутное выступление группы
на фестивале произвело фурор, и «Скоморохам» в итоге достались шесть призов из
восьми. Две оставшиеся награды были присуждены челябинскому ансамблю «Ариэль».
В итоге первую премию жюри разделило между ансамблем «Ариэль» и группой
«Скоморохи», а один из членов жюри, музыковед Аркадий Петров, организовал группе
первую запись на радио.
Из
воспоминаний Александра Градского, из которых можно представить себе атмосферу
тех лет:
"Это
было летом 1971 года. Мы должны были играть на танцах в фойе института
народного хозяйства. Было продано 1500 билетов, и кто-то напечатал еще тысячу
фальшивых. В момент выгрузки аппаратуры в машине забыли металлические стойки
для том-баса, и я спустился за ними, а когда вернулся, толпа у входа была
такой, что я не мог протиснуться ко входу. Я им говорил: "Я - Градский,
мне надо пройти!", но вокруг посмеивались и отвечали: "Все тут
Градские, всем надо пройти". Эта ситуация объясняется крайне просто: ввиду
полного игнорирования средствами массовой информации любой информации о рок-музыке,
народ просто не знал своих "героев" в лицо! "Но играть было
необходимо - мы взяли деньги вперед, - продолжает Александр. - Мне не
оставалось ничего другого, как полезть вверх по стенке, цепляясь за водосток и
уступы плит. Я добрался до первого подвернувшегося открытого окна на третьем
этаже, влез туда и оказался прямо на заседании комитета комсомола. Люди там,
конечно, выкатили глаза. Ну что, я отряхнулся, говорю: "Извините, у нас
тут танцы", - и прошел в дверь. На танцах тоже было весело: человек восемь
девушек в середине зала разделись догола и плясали, размахивая лифчиками.
Дружинники увидели это с балкона и стали пробираться к ним, но, пока они
протискивались, те уже успели одеться".
Отдельно
о фильме «Романс о влюбленных». В те времена это было настоящим прорывом, схожим
со взрывом бомбы. Градский, не имеющий никакого отношения к официальной
музыкальной системе, а будучи лишь студентом музыкального института, исполнил
свои собственные композиции. Мало кто знает, что Billboard, известнейший
музыкальный журнал мирового значения, объявил в 1974 году Градского «Звездой
года» за выдающийся вклад в мировую музыку.
Еще в
1973 году Градский записал свой первый сингл «Синий лес», и стал, по его
шутливому выражению, «большим начальником». Рост популярности Александра
Градского, а также нестабильность состава группы привели к тому, что
«Скоморохами» стали называться участники записей на радио (и потом вышедших на
пластинках, компакт-дисках) вокальных сюит Градского. В это время «Скоморохи»
упорядочили свой состав, который выглядел так: Александр Градский – (вокал,
гитара, фортепиано, синтезатор, скрипка, челеста, другие инструменты), Сергей
Зенько – (флейта, саксофон), Юрий Иванов – (бас-гитара, гармоника) и Владимир
Васильков (ударные). Их студийные работы стали первыми рок-композициями,
записанными в СССР профессионально. А Градский, дорвавшись до студии, творит
чудеса. Мало того, что он выступает в качестве талантливейшего
мультиинструменталиста: - он записывает песню «Только ты верь мне», где
исполняет все партии (до этого такое удается только Полу Маккартни).
В 1978
году «Мелодия» выпустила маленькую пластинку с четырьмя песнями «Скоморохов». Но
Градского было уже не догнать: он творил и творил самостоятельно. В 1978 году
группа распалась: ее участники занялись реализацией других проектов. Дискография
«Скоморохов» запутанная и непонятная. Она неразрывно связана с именем
Александра Градского, и, по сути, когда в восьмидесятых появляются их
пластинки, рок-группа выступает аккомпанирующим составом.
Источники:
http://sssrviapesni.info/skomorohi.html
https://salvemusic.com.ua/skomorohi-biografiya-gruppy/
https://abrgen.ru/muzika/luchshie_otechest/skomorohi/
https://dic.academic.ru/dic.nsf/ruwiki/683118
Комментариев нет:
Отправить комментарий