"...Если можешь ответь - Как или почему ты попал в реанимацию?
- Как
правило, творческие люди как попадают в реанимацию? Вот так и попал..."
— Егор
Летов. «20 лет подполья, или „Долгая счастливая жизнь“»
Двадцать
второй студийный альбом омской группы «Гражданская оборона», выпущенный 24 мая
2005 года.
После
довольно долгого творческого молчания (с 1997 года «Гражданская Оборона» не
выпускала альбомов со своими песнями) лидер группы Егор Летов создал цикл из 28
песен, которую он сравнил с мини-оперой наподобие альбомов «The Wall» Pink
Floyd и «The Lamb Lies Down on Broadway» Genesis.
«Получился
концептуальный альбом, типа пинкфлойдовской «Стены», состоящий из двух частей:
первая — это диск «Долгая счастливая жизнь», вторая — «Реанимация». Всё вместе
— 28 взглядов на одно состояние сознания человека. Самое глобальное из всего,
что я делал».
«Это
состояние войны. Состояние невиданных страстей, чувственного, энергетического,
духовного, психологического, физиологического, ментального кошмара. Эдакой
войны, превозмогания бытия. Абсолютно экстремальное состояние».
— Егор
Летов.
Альбом
оформлен коллажом, характерным для творчества Летова, на котором присутствуют в
частности и члены группы.
«Вообще,
эти альбомы были во многом иными, очень непохожими на предшествующие
(«Звездопад» с перепевками чужих песен не в счёт). Тому было множество причин.
Во-первых, полностью сменился состав: из тех, кто раньше играл на студийных
альбомах Г.О., в записи участвовал только Егор. До этого Саша Андрюшкин, Саня
Чеснаков и я записывались с Егором только на «Звездопаде» и не сочиняли своих
собственных партий. Во-вторых, специально для этой записи была куплена
портостудия Роланд — многоканальник, который, как мы надеялись, станет
компромиссом между записью на АДАТ, которую мы практиковали раньше, и
компьютером, который я еще только осваивала. Это штука адски усложнила нам
жизнь, мы ее сто тысяч раз прокляли за время записи. Всё это веселье длилось
почти два года, но когда альбомы всё-таки вышли, для нас всех это было огромным
счастьем, а для Егора — настоящей победой.
Произошло
это спустя целых восемь лет после «Солнцеворота» и «Невыносимой лёгкости
бытия», и сколько перемен случилось в егоровском мире за это время, даже
говорить не стоит, здесь всё ясно без лишних слов.»
- Наталья
Чумакова
На
черновике песни "Крепчаем" есть пометка «нас бьют — мы крепчаем» —
отсылка к известной поговорке. Припев песни — перефразированный афоризм Ницше
«Что не убивает меня, то делает меня сильнее» из книги «Сумерки идолов».
В
"Они наблюдают" Летов декламирует стихотворение под атональный
аккомпанемент. В черновиках имеет двойное название «За спиной (Где бы ты ни
был)»
Песня
"Собаки" была написана под впечатлением новостей о войне в Ираке.
Ключевой образ взят из вспомнившейся Летову цитаты из «Песни Бытия» английского
поэта и писателя Теда Хьюза:
"Но
кулаков не стало.
Но рук не
стало.
Но ног не
стало, чуть он пошатнулся.
Пришел
запоздалый ответ -
Собаки
рвали его на части:
Он был
Картонным
зайцем на игровом поле,
А жизнью
владели собаки."
В
черновиках песни фигурирует второе название «Песня Бытия», посвящением: «Посв.
Багдаду и всем следующим и предыдущим» и гексаграммой № 8 Би.
Несмотря
на то, что соавтором текста "Беспонтового Пирожка" указан «народ»,
это песня Летова составленная по его словам, из различных цитат окружающих его
людей:
"На
самом деле, конечно же, эта никакая не народная, это наша песня. Песня
представляет собой «подслушанные» сентенции и всяческие правды-матки как от нас
самих, так и от нашего окружения, персонала: шоферов, звукооператоров,
работников гостиничного сервиса. По идее песня могла быть бесконечной, поэтому
и окончательного текста её нет. Про сумку образ мой в измененном состоянии
сознания. Про беспонтовый пирожок, единственный, оставшийся в наличии — это
Колесовское. И т. д. В глобальном смысле песня абсолютно народная."
Первое
название песни в черновиках — «Беспонтовый колобок».
Инструментальная
композиция «Песня барсука», охарактеризованная Летовым как
«житейско-воинственная». Летов не ответил на вопрос о названии песни,
прокомментировав что «очень неспроста». Интересен факт сравнения Летова самого
себя с барсуком, на вопрос в официальном сайте:
"Я не
занимаюсь принципиально новым. Каждый новый барсук, который проявляет себя как
барсук — это не принципиально новый барсук… Но это единственный барсук среди
грызунов, травоядных, пресмыкающихся…"
— Егор
Летов. Ответы на вопросы посетителей официального сайта Гражданской Обороны,
24.11.04
Ранее
название песни "Нас Много" - «Размножение личности». Летов так
комментировал идею нескольких личностей в себе:
"У
меня бывает, например, что-то, что я думаю с утра, находится в смертельной
конфронтации с тем, что я думаю в обед. А вечером ответ вообще из другого
измерения. Я уже говорил и писал многократно, что из моих важнейших достижений
и достояний — то, что меня одновременно ОЧЕНЬ МНОГО, во мне отлично уживаются и
сосуществуют многочисленные, подчас абсолютно противоположные точки зрения.
Поэтому мне никогда и не скучно с собой наедине. Это не касается общего
вектора, направления, которое является собственно мной. В глобальном смысле я
вообще не меняюсь. Во мне просто добавляется множественные «я».
Песню
"Любо" Летов исполняет на мотив старой народной песни «Любо, братцы,
любо» «танковый» вариант текста. Он услышал этот вариант песни на сборнике
музыки, записанным для него Максимом Семеляком, в исполнении Зиновия Гердта. По
его словам, песня описывала отношение общественности к группе чуть ли не с
самого её рождения.
Песня
выделяется на фоне других композиций минималистичной аранжировкой (две
наложенных друг на друга вокальных дорожки и две дорожки гитары с эхом,
расположенных по разным каналам).
"Реанимацию",
наряду с песней «Долгая счастливая жизнь», Летов называл самым страшным
произведением из всего цикла песен. В написание текста использовались отрывки
из бреда умирающего солдата, записанные Летовым в омской больнице.
В
интервью «Афише» Летов рассказывал, что написал песню в омской реанимации, где
он в тяжелом состоянии лежал под капельницей:
«А я
спешно записывал в блокнот обрывки их предсмертных бредовых речей — самую
чудовищную, неистовую, невероятную поэзию, с которой мне довелось сталкиваться
в этой жизни. Одних выносили, других заносили — а я записывал в таком мглистом
сумраке палаты».
"Коса
цивилизаций" была написана под впечатлением одной из передач Александра
Гордона. Идеи конца цивилизации и цикличности развития жизни на земле часто
возникали в поздних интервью Летова. В записи использовано реверс-соло, которое
Летов считал одним из важнейших достижений психоделической музыки:
"В
этом есть нечто жуткое, внеличностное, так как человек в нормальном состоянии
не может мыслить в обратную сторону".
Раннее
название песни "Солнца Неспящих" - «Давай!». Летов декламирует
стихотворение под мелодию «The Lonely Shepherd» (рус. Одинокий пастух) Замфира
Георге, сыгранную Гражданской Обороной. На вопрос посетителя о схожести образов
«Они наблюдают» и «Солнца неспящих» Летов дал такой ответ:
«<Вопрос>
… и ОНИ наблюдают» и «… и я ИХ увидел»
«ОНИ» и
«ИХ» — это одни и те же? И кто ОНИ?
<Егор
Летов> — Нет, это не одни и те же! Те, кто ОНИ НАБЛЮДАЮТ, с ними лучше
вообще не встречаться и ничего о них не знать. А с теми, которые Я ИХ УВИДЕЛ,
лучше не расставаться.»
"Убивать"
также имеет второе название - «Теория катастроф». Одна из первых песен
написанных для цикла альбомов. По словам Летова, песня посвящена «глобальным
природным стихиям», наблюдающим за человечеством и периодически выносящим
вердикт «Переключить на черно-белый режим и убивать!». Ключевая фраза песни
«постигая такое, что не хочется жить». Также в песне встречается речитативный
отрывок, поясняющий отношение Летова к праздничным датам.
В
массовом «дешёвом» издании, концовка песни обрезана по инициативе группы. В ней
Летов зачитывает отрывки из переписки Нестора Махно и Петра Аршинова, а также
фрагменты программного сочинения Летова «Как в покинутом городе» (один из
вариантов этого текста звучит в композиции «Так» с альбома «Невыносимая
лёгкость бытия») ...
Наталья
Чумакова: " только тогда многие песни поняла по-настоящему, когда
очутилась внутри. Мне многие образы казались абстрактными, в голову не
приходило, что там нет ни одной случайности, это все сплошная конкретика. Я это
поняла уже потом, когда песни стали писаться при мне. Что, надо сказать,
случилось нескоро — где-то году в 2002-м. До того песен не было, и это было
тяжело. Он дико переживал, дико. Были моменты страшного отчаяния. «Все, мне
больше нечего сказать, это конец». Но потом, когда они пошли потом, это было
счастье — и оно уже не прекращалось".
Психоделический
рок гаражный рок шугейз, альтернативный рок
Комментариев нет:
Отправить комментарий