среда, 3 мая 2023 г.

Рок-группа «Хроноп» была образована 3 мая 1985 года.

Советский рок

Нижегородская рок-группа «Хроноп», когда-то игравшая на легендарном фестивале «Подольск-87» вместе с «Наутилусом», «Калиновым мостом» и «ДДТ», так и осталась в статусе «широко известной в узких кругах», хотя всегда писала песни как минимум не хуже рок-героев «золотых 80-х». Тут уместно говорить о несправедливости, но, пожалуй, стоит признать, что отсутствие большого признания и стадионных концертов пошло лидеру коллектива Вадиму Демидову на пользу.

Хроноп – «Молчать и не отсвечивать»

Вадим умудрился не закоснеть и сохранить свой уникальный голос в русском роке и взгляд на окружающую реальность. Он по-прежнему живет совершенно не рок-н-ролльной жизнью в своем родном городе, пишет интересные романы и новые песни и, по общему мнению, в последние лет 10 находится в лучшей творческой форме: недавний альбом «Самостояние», состоящий из фирменных умных и нежных философских баллад, — тому лишнее подтверждение. Помимо этого, Вадим сам ведет страницы «Хронопа» в социальных сетях, размещая там посты практически ежедневно, и без устали слушает много новой музыки в поисках чего-нибудь интересного, что и слышно в его записях.

История

Группа образовалась 3 мая 1985 года, когда пятеро друзей, завсегдатаев горьковской «кучи» (места, где меломаны обменивались винилом) — а именно Вадим Демидов, Кирилл Кобрин, Александр Терешкин, Алексей Максимов и Алексей Казимиров — решили дома у последнего записать музыкальный альбом. «Домашний аквариум», альбом, сыгранный на трех семирублевых гитарах, детских дуделках и блок-флейтах, появился 23 дня спустя после рождения группы. Название «Хроноп» заимствовано из произведения известного аргентинского прозаика Хулио Кортасара «Истории хронопов и фамов».

Хроноп – «Гибкие люди» (Рок-фестиваль Подольск-87)

Стиль «Хронопа» определяется как мягкий гитарный рок с нестандартными текстами. В начале-середине 1990-х годов группа прошла через увлечение арт-роком. В 2000-е годы группа вернулась к простоте и балладности. Ориентиром для «хронопов» той поры считается русский рок питерской выделки. Первое выступление «Хронопа» в «электричестве» состоялось в октябре 1986 года на I горьковском рок-фестивале, в жюри которого председательствовал Артем Троицкий. Сет «Хронопа» был принят слушателями и организаторами фестиваля неоднозначно, функционеры ВЛКСМ поспешили объявить группу нелояльной, однако в итоге она получила приз «за самую спорную программу». В 1980-е годы «Хроноп» участвовал в ряде знаковых рок-фестивалей, в том числе в Подольском (1987 г.), Новосибирском (1988 г.), Харьковском («Рок против сталинизма», 1989 г.), а также в акции «Рок чистой воды» (1990 г). В те же годы были записаны два альбома — «Серые простыни» и «Топот мух» (сборник концертных акустических записей). В настоящей студии «Хроноп» появился впервые лишь в 1989 году — тогда группа участвовала в советско-датском проекте «Next Stop Rock’n’Roll», в датской передвижной студии была записана песня «Костер». Альбом «Next Stop Rock’n’Roll» увидел свет в 1990 году.

В 1990-е годы «Хроноп» постепенно усложнял музыкальную ткань своих песен. Первый студийный альбом «Здесь и сейчас» был записан в чебоксарской студии «Про» в феврале 1990 года (звукорежиссёры Владимир и Игорь Лутошкины). В следующем году «Здесь и сейчас» увидел свет на фирме «Мелодия» (редактор Андрей Бурлака), это первый винил группы. В тех же Чебоксарах был записан альбом «Легче воды» (1991 г). В книге Александра Кушнира «100 магнитоальбомов советского рока» рассказана история его создания. В середине 90-х появился ещё один альбом «Где-то в Европе».

В 1995 году две «хроноповские» песни «Любитель жидкости» и «Still Life» записал и выпустил Сергей «Чиж» Чиграков Чиж & Co (альбом «О Любви»), вскоре обе песни в его исполнении стали хитами.

Хроноп – «Любитель жидкости»

В 1999 году «Хроноп» пробовал перейти с арт-роковых рельс на трип-хоповые, фрагмент новой программы был снят и показан нижегородским телеканалом ННТВ («Музыка XXI века»). Однако группа не выдержала столь радикального реформирования стиля и 6 января 2000 года распалась.

И все же участники группы нашли в себе силы для воссоединения. Выступление «Хронопа» в своем «золотом» составе состоялось осенью 2004 года — на презентации книги «Где-то в Европе» одного из отцов-основателей группы Кирилла Кобрина. А настоящий реюньон случился в конце 2005 года. Тогда же была начата работа над альбомом «Любитель жидкости». После воссоединения «Хроноп» выпустил 5 альбомов. «Хроноп» преимущественно концертирует в Нижнем Новгороде, хотя дважды делал вылазки на фестивали — на «Старый Новый Рок» (2008) и на 10-летие музыкального издательства «Геометрия» (2011).

Альбом «Сезон лирохвоста» критики встретили достаточно тепло. Так в журнале Rolling Stone альбом «заработал» четыре звезды из пяти возможных, а несколько музыкальных обозревателей, в частности Денис Ступников, Антон Ковальский и Сергей Мудрик поместили его в свой итоговый «топ-10».

В начале 2013 года Вадим Демидов на рекорд-лейбле «Отделение Выход» выпустил сборник «Акустика The Best», который включает акустические версии лучших песен «Хронопа» конца нулевых годов.

Хроноп – «Still Life»

В апреле 2014 года в музыкальном издательстве «Геометрия» «Хроноп» выпустил девятый студийный альбом «Сейчастье». В работе над ним принимал один из отцов-основателей группы Александр Терешкин. «Сейчастье» получило множество лестных отзывов от критиков, а в журнале Rolling Stone альбом «заработал» вновь 4 звезды. При этом, обозреватель журнала Андрей Бухарин отметил, что «Хроноп» — одна из лучших русских групп. Состав группы претерпел изменения — вместо Игоря Шивырова (бас) и Михаила Киселева (гитара) появились Алексей Сидоров (бас) и Андрей Колесов (гитара, клавишные).

Под занавес 2014 года Вадим Демидов и Александр Терешкин под маркой «Хронопа» выпустили новогодний сингл «Гибкие люди», эта песня была сочинена в 1987 году и звучала ещё на Подольском фестивале. Для новой редакции Демидов переработал текст песни.

Хроноп – «Гибкие Люди» (Сингл 2014)

С лета 2014 года «Хроноп» не подавал признаков жизни, однако в июле 2016 года группа собралась ради выступления на юбилейном фестивале «Рок чистой воды», который состоялся на главной площади Нижнего Новгорода. На сцену вышли, как «хронопы»-ветераны — Александр Терешкин, Вадим Демидов, Павел Носков, Андрей Малых, так и «хронопы», участвовавшие в записи альбома «Сейчастье» — Алексей Сидоров и Михаил Киселев. С сентября началась работа над новым альбомом «Хронопа», десятым в её дискографии. Саунд-продюсер альбома — Алекс Репьёв, до этого записавший пять альбомов группы.

9 декабря 2016 года «Хроноп» в расширенном составе сыграл на 15-летии музыкального издательства «Геометрия». Перед выступлением лидер группы Вадим Демидов сообщил «Контрабанде», что «после этого фестиваля „Хроноп“, вообще, не планирует больше выступать».

Гитарин & Plotnik / трибьют Хроноп – «Хочешь со мной»

В январе 2017 года «Хроноп» опубликовал песню «Хочешь со мной» — первый сингл будущего альбома, который станет десятым в дискографии группы. Партию флейты исполнил участник «золотого» состава группы Андрей Малых. Саунд-продюсером вновь выступил Алекс Репьёв.

Поначалу в блоге «Хронопа» Вадим Демидов заявил о желании каждый месяц выпускать по песне, чтобы в конце года получить готовый альбом. Однако в течение следующего года удалось выпустить лишь семь синглов, записать песню «Когда я вернусь» для будущего трибьюта Александра Галича и перезаписать архивное «Рождество» для сборника новогодних и рождественских песен «Акустическое Рождество», спродюсированного Константином Арбениным.

Хроноп – «Люди, в общем-то, не так плохи» (2022)

К студийной работе приложили руки как участники различных составов «Хронопа»: Вадим Демидов, Павел Носков, Александр Терёшкин, Михаил Киселёв, так и друзья-музыканты: Алексей Рацен, Дмитрий Токман, Ксения Балашова, Михаил Зельманов, Егор Баранов.

В 2018 году «Хроноп» продолжил работу над новыми композициями. Наибольший успех выпал на песню «Ну и зря боялась», которую презентовал еженедельник «Новая газета».

Хроноп – «Ну и зря боялась» (2018)

В апреле 2019 года в музыкальном издательстве «Геометрия» вышел юбилейный, 10-й, альбом «Отчаянье и любовь», он был доброжелательно встречен музыкальной критикой. Вадим Пономарев (Гуру Кен) называет альбом портретом эпохи акварелью, а Александр Кутинов — звучащим кальвадосом, Андрей Бухарин — подлинным, зрелым шедевром, где великолепно все: песни, поэзия, интонация, это последний закатный луч уходящего за горизонт солнца русского рока.

В ноябре 2019 года на рекорд-лейбле «Отделение Выход» вышел диск «Полковник. Трибьют», посвящённый памяти нижегородского рок-барда Алексея Хрынова (Полковника). «Хроноп» записал кавер на песню Полковника «Два солнца».

Месяцем позже «Хроноп» объявил о начале работы над собственным трибьютом, приуроченным к 35-летию группы.

Хроноп – «Мальчик Хэвен и девочка Скай» (2023)

К 35-летнему юбилею «Хронопа» был подготовлен альбом-трибьют, в который вошло 40 треков. Первая часть трибьюта «Весна», увидевшая свет в мае 2020 года, включала такие имена, как «Электрические партизаны», «Миссия: Антициклон», Олег Чубыкин, Павел Пиковский, Бранимир и Павел Фахртдинов. Вторая часть «Осень», вышедшая в октябре того же года, собрала таких звёзд русского рока как Андрей Макаревич, Чиж, Uma2rman, «Конец фильма».

В своем Telegram-канале «Бухарин слушает» Андрей Бухарин писал:

Исполняется 35 лет «Хронопу», одной из наших драгоценных и, к сожалению, недооцененных групп, которая, к слову сказать, в последние годы пребывает в лучшей даже творческой форме, чем в былинные времена русского рока. К дате выпущен альбом-посвящение, который лично мне напоминает дружескую вечеринку, и это хороший пример, когда дружба и музыка оказываются сильнее политичесих разногласий.

Хроноп – «Даже если на это уйдёт вся моя жизнь»

В марте 2021 года увидел свет одиннадцатый студийный альбом «Хронопа» — «Самостояние» (продюсер Александр Репьёв). Первым на него откликнулся критик Артем Липатов:

В «Самостоянии», словно бы стоящем чуть над двумя предыдущими — «Сейчастьем» и «Отчаньем и любовью» — сбалансированы оба чувства, которыми полны эти альбомы. В нем нет совсем уж безудержной боли за то, что вокруг, нет и почти истерического упоения радостным остановленным мгновением, — есть взгляд как будто чуть из-под прищура: лирический герой словно наблюдает за самим собой и своими переживаниями, чуть даже подтрунивая над ними. Но это ничуть не обесценивает чувства и смыслы, потому что живое, острое, резкое и настоящее под этой иронией не прячется — словно бы защищается. Есть тут и политические рефлексии, и отголоски карантинно-ковидного года, и ироничное отношение к идеалам недавнего прошлого, и ностальгическая нежность, и почти личные, автобиографические зарисовки, и, что очень важно, есть невероятно точная и вдохновенная работа продюсера записи, вечного соратника Демидова Алекса Репьёва.

Хроноп – «Разбитый Фендер и плохой алкоголь»

Эту мысль продолжает в своем обзоре Юрий Нуреев:

В «Самостоянии» хватает и отчаяния, и любви, и сейчастья: мир в глазах Демидова по-прежнему не делится на черное и белое, но становится причиной для написания совершенно разных песен и, что немаловажно, для работы со звуком. Благодаря дуэту Демидов-Репьёв сегодня «Хроноп» оборачивается не потерянной легендой русского рока, а актуальным инди-роком для аудитории, которой важен и смысл, и звук.

Отзывы о творчестве

Артемий Троицкий:

«Хроноп» — нижегородская рок-группа конца восьмидесятых — начала девяностых. Её лидер Вадим Демидов — настоящий поэт и вполне убедительный вокалист. Кому нравятся «Аквариум» и «Сплин», кто ещё не устал искать в песнях смысл, откроют для себя массу интересного.

Хроноп – «С кем не спишь»

Александр Кушнир:

Отличительной чертой хроноповских поисков оставалась способность всегда быть интеллигентными настолько, насколько это вообще возможно в рок-музыке.

Захар Прилепин:

Сколько было переслушано пластинок! Наверное, несколько тысяч, но, скорее всего, больше — потому что всевозможных звуконосителей у меня дома и сегодня тысячи три. А ведь десять лет назад я отвёз несколько пудов «винила», не в силах выбросить его, на дачу! А сколько аудио-кассет три года назад я свалил в гараже… Огромные кладбища музыкальной юности моей. И только группа «Хроноп» поныне живёт в моём доме полноправно и, уверен, не денется никуда и никогда.

Леонид Новиков:

«Хронопы», подобно многим интеллектуалам-стоикам от рок-н-ролла, мужественно волокли своё творчество на себе все 90-е, чтобы распасться под миллениум, и вернуться свеженькими, но поседевшими.

Комментариев нет:

Отправить комментарий