Советский рок
Нижегородская
рок-группа «Хроноп», когда-то игравшая на легендарном фестивале «Подольск-87»
вместе с «Наутилусом», «Калиновым мостом» и «ДДТ», так и осталась в статусе
«широко известной в узких кругах», хотя всегда писала песни как минимум не хуже
рок-героев «золотых 80-х». Тут уместно говорить о несправедливости, но,
пожалуй, стоит признать, что отсутствие большого признания и стадионных
концертов пошло лидеру коллектива Вадиму Демидову на пользу.
Вадим умудрился не закоснеть и сохранить свой уникальный голос в русском роке и взгляд на окружающую реальность. Он по-прежнему живет совершенно не рок-н-ролльной жизнью в своем родном городе, пишет интересные романы и новые песни и, по общему мнению, в последние лет 10 находится в лучшей творческой форме: недавний альбом «Самостояние», состоящий из фирменных умных и нежных философских баллад, — тому лишнее подтверждение. Помимо этого, Вадим сам ведет страницы «Хронопа» в социальных сетях, размещая там посты практически ежедневно, и без устали слушает много новой музыки в поисках чего-нибудь интересного, что и слышно в его записях.
История
Группа
образовалась 3 мая 1985 года, когда пятеро друзей, завсегдатаев горьковской
«кучи» (места, где меломаны обменивались винилом) — а именно Вадим Демидов,
Кирилл Кобрин, Александр Терешкин, Алексей Максимов и Алексей Казимиров —
решили дома у последнего записать музыкальный альбом. «Домашний аквариум»,
альбом, сыгранный на трех семирублевых гитарах, детских дуделках и
блок-флейтах, появился 23 дня спустя после рождения группы. Название «Хроноп»
заимствовано из произведения известного аргентинского прозаика Хулио Кортасара
«Истории хронопов и фамов».
Стиль
«Хронопа» определяется как мягкий гитарный рок с нестандартными текстами. В
начале-середине 1990-х годов группа прошла через увлечение арт-роком. В 2000-е
годы группа вернулась к простоте и балладности. Ориентиром для «хронопов» той
поры считается русский рок питерской выделки. Первое выступление «Хронопа» в
«электричестве» состоялось в октябре 1986 года на I горьковском рок-фестивале,
в жюри которого председательствовал Артем Троицкий. Сет «Хронопа» был принят
слушателями и организаторами фестиваля неоднозначно, функционеры ВЛКСМ
поспешили объявить группу нелояльной, однако в итоге она получила приз «за
самую спорную программу». В 1980-е годы «Хроноп» участвовал в ряде знаковых
рок-фестивалей, в том числе в Подольском (1987 г.), Новосибирском (1988 г.),
Харьковском («Рок против сталинизма», 1989 г.), а также в акции «Рок чистой
воды» (1990 г). В те же годы были записаны два альбома — «Серые простыни» и
«Топот мух» (сборник концертных акустических записей). В настоящей студии
«Хроноп» появился впервые лишь в 1989 году — тогда группа участвовала в
советско-датском проекте «Next Stop Rock’n’Roll», в датской передвижной студии
была записана песня «Костер». Альбом «Next Stop Rock’n’Roll» увидел свет в 1990
году.
В 1990-е
годы «Хроноп» постепенно усложнял музыкальную ткань своих песен. Первый
студийный альбом «Здесь и сейчас» был записан в чебоксарской студии «Про» в
феврале 1990 года (звукорежиссёры Владимир и Игорь Лутошкины). В следующем году
«Здесь и сейчас» увидел свет на фирме «Мелодия» (редактор Андрей Бурлака), это
первый винил группы. В тех же Чебоксарах был записан альбом «Легче воды» (1991
г). В книге Александра Кушнира «100 магнитоальбомов советского рока» рассказана
история его создания. В середине 90-х появился ещё один альбом «Где-то в
Европе».
В 1995
году две «хроноповские» песни «Любитель жидкости» и «Still Life» записал и
выпустил Сергей «Чиж» Чиграков Чиж & Co (альбом «О Любви»), вскоре обе
песни в его исполнении стали хитами.
В 1999
году «Хроноп» пробовал перейти с арт-роковых рельс на трип-хоповые, фрагмент
новой программы был снят и показан нижегородским телеканалом ННТВ («Музыка XXI
века»). Однако группа не выдержала столь радикального реформирования стиля и 6
января 2000 года распалась.
И все же
участники группы нашли в себе силы для воссоединения. Выступление «Хронопа» в
своем «золотом» составе состоялось осенью 2004 года — на презентации книги
«Где-то в Европе» одного из отцов-основателей группы Кирилла Кобрина. А
настоящий реюньон случился в конце 2005 года. Тогда же была начата работа над
альбомом «Любитель жидкости». После воссоединения «Хроноп» выпустил 5 альбомов.
«Хроноп» преимущественно концертирует в Нижнем Новгороде, хотя дважды делал
вылазки на фестивали — на «Старый Новый Рок» (2008) и на 10-летие музыкального
издательства «Геометрия» (2011).
Альбом
«Сезон лирохвоста» критики встретили достаточно тепло. Так в журнале Rolling
Stone альбом «заработал» четыре звезды из пяти возможных, а несколько
музыкальных обозревателей, в частности Денис Ступников, Антон Ковальский и
Сергей Мудрик поместили его в свой итоговый «топ-10».
В начале
2013 года Вадим Демидов на рекорд-лейбле «Отделение Выход» выпустил сборник
«Акустика The Best», который включает акустические версии лучших песен
«Хронопа» конца нулевых годов.
В апреле
2014 года в музыкальном издательстве «Геометрия» «Хроноп» выпустил девятый
студийный альбом «Сейчастье». В работе над ним принимал один из
отцов-основателей группы Александр Терешкин. «Сейчастье» получило множество
лестных отзывов от критиков, а в журнале Rolling Stone альбом «заработал» вновь
4 звезды. При этом, обозреватель журнала Андрей Бухарин отметил, что «Хроноп» —
одна из лучших русских групп. Состав группы претерпел изменения — вместо Игоря
Шивырова (бас) и Михаила Киселева (гитара) появились Алексей Сидоров (бас) и
Андрей Колесов (гитара, клавишные).
Под
занавес 2014 года Вадим Демидов и Александр Терешкин под маркой «Хронопа»
выпустили новогодний сингл «Гибкие люди», эта песня была сочинена в 1987 году и
звучала ещё на Подольском фестивале. Для новой редакции Демидов переработал
текст песни.
С лета
2014 года «Хроноп» не подавал признаков жизни, однако в июле 2016 года группа
собралась ради выступления на юбилейном фестивале «Рок чистой воды», который
состоялся на главной площади Нижнего Новгорода. На сцену вышли, как
«хронопы»-ветераны — Александр Терешкин, Вадим Демидов, Павел Носков, Андрей
Малых, так и «хронопы», участвовавшие в записи альбома «Сейчастье» — Алексей
Сидоров и Михаил Киселев. С сентября началась работа над новым альбомом
«Хронопа», десятым в её дискографии. Саунд-продюсер альбома — Алекс Репьёв, до
этого записавший пять альбомов группы.
9 декабря
2016 года «Хроноп» в расширенном составе сыграл на 15-летии музыкального
издательства «Геометрия». Перед выступлением лидер группы Вадим Демидов сообщил
«Контрабанде», что «после этого фестиваля „Хроноп“, вообще, не планирует больше
выступать».
В январе
2017 года «Хроноп» опубликовал песню «Хочешь со мной» — первый сингл будущего альбома,
который станет десятым в дискографии группы. Партию флейты исполнил участник
«золотого» состава группы Андрей Малых. Саунд-продюсером вновь выступил Алекс
Репьёв.
Поначалу
в блоге «Хронопа» Вадим Демидов заявил о желании каждый месяц выпускать по
песне, чтобы в конце года получить готовый альбом. Однако в течение следующего
года удалось выпустить лишь семь синглов, записать песню «Когда я вернусь» для
будущего трибьюта Александра Галича и перезаписать архивное «Рождество» для
сборника новогодних и рождественских песен «Акустическое Рождество»,
спродюсированного Константином Арбениным.
К
студийной работе приложили руки как участники различных составов «Хронопа»:
Вадим Демидов, Павел Носков, Александр Терёшкин, Михаил Киселёв, так и
друзья-музыканты: Алексей Рацен, Дмитрий Токман, Ксения Балашова, Михаил
Зельманов, Егор Баранов.
В 2018
году «Хроноп» продолжил работу над новыми композициями. Наибольший успех выпал
на песню «Ну и зря боялась», которую презентовал еженедельник «Новая газета».
В апреле
2019 года в музыкальном издательстве «Геометрия» вышел юбилейный, 10-й, альбом
«Отчаянье и любовь», он был доброжелательно встречен музыкальной критикой.
Вадим Пономарев (Гуру Кен) называет альбом портретом эпохи акварелью, а
Александр Кутинов — звучащим кальвадосом, Андрей Бухарин — подлинным, зрелым
шедевром, где великолепно все: песни, поэзия, интонация, это последний закатный
луч уходящего за горизонт солнца русского рока.
В ноябре
2019 года на рекорд-лейбле «Отделение Выход» вышел диск «Полковник. Трибьют»,
посвящённый памяти нижегородского рок-барда Алексея Хрынова (Полковника).
«Хроноп» записал кавер на песню Полковника «Два солнца».
Месяцем
позже «Хроноп» объявил о начале работы над собственным трибьютом, приуроченным
к 35-летию группы.
К
35-летнему юбилею «Хронопа» был подготовлен альбом-трибьют, в который вошло 40
треков. Первая часть трибьюта «Весна», увидевшая свет в мае 2020 года, включала
такие имена, как «Электрические партизаны», «Миссия: Антициклон», Олег Чубыкин,
Павел Пиковский, Бранимир и Павел Фахртдинов. Вторая часть «Осень», вышедшая в
октябре того же года, собрала таких звёзд русского рока как Андрей Макаревич,
Чиж, Uma2rman, «Конец фильма».
В своем
Telegram-канале «Бухарин слушает» Андрей Бухарин писал:
Исполняется
35 лет «Хронопу», одной из наших драгоценных и, к сожалению, недооцененных
групп, которая, к слову сказать, в последние годы пребывает в лучшей даже
творческой форме, чем в былинные времена русского рока. К дате выпущен
альбом-посвящение, который лично мне напоминает дружескую вечеринку, и это
хороший пример, когда дружба и музыка оказываются сильнее политичесих
разногласий.
В марте
2021 года увидел свет одиннадцатый студийный альбом «Хронопа» — «Самостояние»
(продюсер Александр Репьёв). Первым на него откликнулся критик Артем Липатов:
В
«Самостоянии», словно бы стоящем чуть над двумя предыдущими — «Сейчастьем» и
«Отчаньем и любовью» — сбалансированы оба чувства, которыми полны эти альбомы.
В нем нет совсем уж безудержной боли за то, что вокруг, нет и почти
истерического упоения радостным остановленным мгновением, — есть взгляд как
будто чуть из-под прищура: лирический герой словно наблюдает за самим собой и
своими переживаниями, чуть даже подтрунивая над ними. Но это ничуть не
обесценивает чувства и смыслы, потому что живое, острое, резкое и настоящее под
этой иронией не прячется — словно бы защищается. Есть тут и политические
рефлексии, и отголоски карантинно-ковидного года, и ироничное отношение к
идеалам недавнего прошлого, и ностальгическая нежность, и почти личные,
автобиографические зарисовки, и, что очень важно, есть невероятно точная и
вдохновенная работа продюсера записи, вечного соратника Демидова Алекса
Репьёва.
Эту мысль
продолжает в своем обзоре Юрий Нуреев:
В
«Самостоянии» хватает и отчаяния, и любви, и сейчастья: мир в глазах Демидова
по-прежнему не делится на черное и белое, но становится причиной для написания
совершенно разных песен и, что немаловажно, для работы со звуком. Благодаря
дуэту Демидов-Репьёв сегодня «Хроноп» оборачивается не потерянной легендой
русского рока, а актуальным инди-роком для аудитории, которой важен и смысл, и
звук.
Отзывы о
творчестве
Артемий
Троицкий:
«Хроноп»
— нижегородская рок-группа конца восьмидесятых — начала девяностых. Её лидер
Вадим Демидов — настоящий поэт и вполне убедительный вокалист. Кому нравятся
«Аквариум» и «Сплин», кто ещё не устал искать в песнях смысл, откроют для себя
массу интересного.
Александр
Кушнир:
Отличительной
чертой хроноповских поисков оставалась способность всегда быть интеллигентными настолько,
насколько это вообще возможно в рок-музыке.
Захар
Прилепин:
Сколько
было переслушано пластинок! Наверное, несколько тысяч, но, скорее всего, больше
— потому что всевозможных звуконосителей у меня дома и сегодня тысячи три. А
ведь десять лет назад я отвёз несколько пудов «винила», не в силах выбросить
его, на дачу! А сколько аудио-кассет три года назад я свалил в гараже… Огромные
кладбища музыкальной юности моей. И только группа «Хроноп» поныне живёт в моём
доме полноправно и, уверен, не денется никуда и никогда.
Леонид
Новиков:
«Хронопы», подобно многим интеллектуалам-стоикам от рок-н-ролла, мужественно волокли своё творчество на себе все 90-е, чтобы распасться под миллениум, и вернуться свеженькими, но поседевшими.
Комментариев нет:
Отправить комментарий