четверг, 18 мая 2023 г.

Ричард Хосе (Richard Jose). Золотой голос компании "Victor" (1862 - 1941 гг.).


Знаменитый американский контратенор Ричард Хосе (Richard Jose) родился 5 июня 1862 года в деревне Ланнер в западном Корнуолле, Великобритания, хотя некоторые источники, в связи с желанием Хосе выглядеть моложе, указывают более поздние даты рождения. Например, в свидетельстве о смерти певца, выписанном 1941 году, стоит 1872 год. В книге «Серебряные нити среди золота», написанной Грейс М. Уилкинсон спустя четыре года после смерти артиста, упоминается дом его деда - капитана Джеймса Фрэнсиса, где родилась мать певца Элизабет. На ней женился шахтер Рикардо Хосе, предки которого приехали из Испании, чтобы работать на оловянных рудниках. Мальчик был крещен 17 сентября 1862 года под фамилией «Джоус». Именно так произносится «Хосе» в Корнуолле и это довольно распространенная там фамилия. 
После смерти отца в 1876 году Ричард Хосе-младший иммигрировал в США, где в штате Невада жил его дядя. В 1881 году молодой человек присоединился к труппе "Thatcher's Minstrels», с которой несколько лет выступал в салонах Дальнего Запада и Калифорнии. 4 июля 1887 года в дневнике репортера Альфреда Дотена Хосе был назван «любимым тенором Рено». Дотен пишет: «На «бис» юноша спел песню «Grandfather steps» таким чистым и сочувствующим голосом, что зал аплодировал долго и восторженно». В 1887 году артист, выиграв золотую медаль  Академии музыки, переехал в Нью-Йорк.
Ричард Хосе (1862 - 1941 гг.).
В начале 1890-х годов Ричард Хосе стал записывать восковые цилиндры для «North American Phonograph Company». Одной из первых песен, записанных певцом, стала сентиментальная баллада «The Blind Boy» («Слепой мальчик»), популярная в Англии под названием «White-Eyed Kaffir» («Белоглазый кафр»).
Richard Jose – «The Blind Boy» (1892).
В период с 1903 по 1906 годы Ричард Хосе активно записывался для «Victor Talking Machine Company» и был чрезвычайно популярен в первые годы существования лейблов «Monarch-Deluxe» и «Grand Prize» этой компании. Певец сделал свою первую запись для «Victor» 27 октября 1903 года. Это была сентиментальная баллада композитора Харта Пис Дэнкса (by Hart Pease Danks) и поэта Эбена И. Рексфорда (Eben E. Rexford) «Silver Threads Among the Gold», опубликованная в 1873 году. Руководители компании сомневались в том, стоит ли платить певцу 100 долларов за запись уже старой песни. В феврале 1904 года песня заняла 1-е место в списке Billboard
Richard Jose – «Silver Threads Among The Gold» (1903).
Хосе был не первым, кто записал «Silver Threads Among the Gold», в 1890-х годах песня была несколько раз нарезана на коричневых восковых цилиндрах, но он был первым исполнителем, который сделал её хитом. Через несколько лет после того, как певец записал ее, баллада стала популярным стандартом и была записана многими артистами. Хосе записал для «Victor» несколько различных версий этой популярной сентиментальной баллады. Раннюю 10-дюймовую версию (#2556) песни не следует путать с более продаваемой 12-дюймовой версией (#31342). 8 декабря 1904 года певец записал вторую версию «Silver Threads Among the Gold», известную как 10-дюймовая, и которой был присвоен каталожный номер записи 1903 года. Два дня спустя, 10 декабря 1904 года Хосе записал 12-дюймовую версию песни. Обе версии 1904 года оставалась в каталоге «Victor» многие годы. Другие варианты «Silver Threads Among the Gold», записанные Хосе в последующие годы так и не были выпущены. 
Национальными хитами стали ещё несколько записей Ричарда Хосе, сделанные певцом для компании «Victor». В апреле 1905 года две песни известного американского композитора Пола Дрессера (Paul Dresser) «The Day That You Grew Colder» и «When I'm Away from You, Dear» в исполнении Хосе заняли соответственно 3-ю и 4-ю строчки хит-парада Billboard.
Richard Jose – «When I'm Away From You, Dear» (October 31,1903).
В 1906 году песни в исполнении Хосе трижды поднимались на верхние строчки хит-парада. Популярная песня Джорджа В. Джонсона (George W. Johnson) и Джеймса Баттерфилда (James Butterfield) «When You and I Were Young, Maggie» в апреле 1906 года заняла  7-ю строчку. Знаменитая баллада композитора Генри Р. Бишопа (Henry R. Bishop) на стихи Джона Ховарда Пейна (John Howard Payne) «Home, Sweet Home» в августе достигла 3-й строчки хит-парада, а религиозный гимн Сары Ф. Адамс (Sarah Flower Adams) «Nearer My God to Thee»  в ноябре занял 9-место в списке Billboard
Richard Jose – «Home Sweet Home» (1906).
Когда в 1907 году, во время интервью газете «San Francisco Examiner» Хосе спросили о причине успеха его записей, артист воскликнул: «Это загадка! Для певца это самая таинственная вещь в мире. Ты заперт наедине с группой в большой пустой комнате. Вы сидите спиной к музыкантам, повернувшись лицом к мрачной пустой стене, их которой торжественно торчит рог. Звенит первый звонок... Сидеть нужно неподвижно, так как записывающий инструмент настолько чувствителен, что если бы вы сели  слишком близко, он бы зазвучал. Кто-то снаружи нажимает кнопку ещё раз. Группа начинает прелюдию, потом вы поёте, не поворачиваясь ни вправо, ни влево, смотрите строго пред собой и поёте в этот выступающий рог. Вы даже не можете с облегчением вздохнуть после последней ноты, вы должны сжать губы и ждать, пока окончательно затихнет маленький вихрь внутри рога».
Richard Jose – «Nearer My God To Thee» (1906).
Голос Хосе был необычайно редким и красивым! К тому же певец старался исполнять в основном сентиментальные баллады и религиозные гимны - материал, идеально подходящий для его уникальных вокальных способностей. Именно с его голосом, близким по звучанию с женским контральто, в американской музыке стали связывать понятие «контратенор». В то время контратеноры полагались, прежде всего, на фальцет, который является «головным голосом» с небольшим или отсутствующим резонансом в груди. Хосе же, как и его последователь Уилл Окленд (Will Oakland), достиг необычайно высокого диапазона без опоры на фальцет, используя полную силу легких. Ни один исполнитель, полагающийся на только фальцет, не смог бы так наполнить своим голосом концертный зал, как это в течение десятилетий делал Хосе. Газеты того времени писали, что у Хосе был голос мальчика, что, верно лишь отчасти. Певец мог проецировать свой голос, и его можно было одинаково хорошо услышать в любом конце зрительного зала, чего не мог сделать ни один мальчик-сопрано.
В 1905 и 1906 годах артист активно гастролировал со своим собственным шоу менестрелей по всей Америке. В книге «Серебряные нити среди золота» Грейс М. Уилкинсон отмечается, что «его популярность в водевилях как контратенора была сравнима с популярностью Карузо в великой итальянской опере». 
В феврале 1906 года, во время гастролей по трассе водевиля «The Keith Circuit» Ричард Хосе был покалечен, упавшим на него массивным занавесом. Артист получил тяжелые травмы головы, и ему было наложено несколько швов. Жена певца Тереза Хосе вспоминала, что из-за пережитого шока и боли «черные волосы её мужа за ночь стали совершенно белыми». Грейс М. Уилкинсон так описала эту трагедию: «Когда Хосе играл с «Keefe & Keefe» в нью-йоркском театре, тяжелая железная часть занавеса ударила артиста по голове, повредив её от бровей до затылка. Дик несколько недель боролся со смертью в больнице. Этот несчастный случай заставил певца расторгнуть трехлетний контракт на европейские гастроли». 
После выздоровления певец уже не мог с прежней энергией выступать на сцене и задумался о сокращении собственных выступлений в пользу продюсерской деятельности. Грейс М. Уилкинсон пишет: «Мистер Хосе всегда лелеял идею организации своей собственной концертной компании. Оправившись от последствий несчастного случая, он создал небольшую  компанию «Richard J. Jose Grand Concert Company», которая вскоре отправилась на гастроли  по Соединенным Штатам с популярной пьесой под названием «Джейн». В декабре 1909 года Хосе представил публике т.н. «пастырскую пьесу» драматурга Пирса Кингсли под названием «Серебряные нити среди золота», с которой «Richard J. Jose Grand Concert Company» гастролировала по стране на протяжении всех 1910-х годов.
Тяжелая травма не позволила певцу продолжать полноценную творческую деятельность. После февраля 1906 года компания «Victor Talking Machine», несмотря на неоднократные попытки записать артиста, не выпустила ни одной новой песни в исполнении Хосе. Последняя его запись в студии «Victor» состоялась 16 сентября 1909 года, но диск с песней так и не был выпущен. Несколько песен Ричарда Хосе, включая хит «Silver Threads Among the Gold», оставались в каталоге компании до 1919 года, а запись песни «Abide With Me» (Victor 16660) от 23 февраля 1906 года продавалась ещё в 1922 году. 
В 1915 году кинокомпания «K & R», названная в честь владельцев Пирса Кингсли (Pierce Kingsley) и Р.Р. Робертса(R. R. Roberts), сняла немой короткометражный фильм с под названием «Серебряные нити среди золота», где Ричард Хосе спел свой главный хит «Silver Threads Among the Gold». 5 июня 1915 года, во время премьеры фильма в «Madison Square Garden»  певец находился  на сцене и пел песню, стараясь соответствовать движению губ на экране. Вместе с заглавной песней Хосе спел ещё песни «Every Night a Prayer is Said» и «Where Is My Wandering Boy». Ни одной копии этого фильма, как известно, не сохранилось.
В 1919 году, из-за проблем со здоровьем, Ричард Хосе вынужден был покинуть сцену, и устроился клерком по работе в сфере недвижимости. В 1930-х годах, после выхода на пенсию артист иногда принимал участие в передачах на  радио «Shell Hour», где пел свои песни, которые к тому времени однозначно расценивались как ностальгические. Ирония заключается в том, что и на пике своей популярности в начале 1900-х годов певец записывал песни, которые тогда уже тогда считались старыми. Он популяризировал «With All Her Faults I Love Her Still» в 1888 году, почти за пятнадцать лет до того, как записать её для «Victor» (#31171).
Richard Jose – «With All Her Faults I Love Her Still» (1903).
Около 1930 года Ричард Хосе сделал несколько электрических записей для небольшой компании «MacGregor & Ingram» из Сан-Франциско. Певцу было около 70 лет, когда он в последний раз записал «Silver Threads Among the Gold» и «When You and I Were Young, Maggie ». 
Richard Jose – «When You and I Were Young, Maggie» (1930).
До своей смерти 20 октября 1941 года в возрасте 79 лет Хосе жил в Сан-Франциско на улице Саттер. Артист был похоронен в Колме, Калифорния.
«Richard Jose sings for Victor Talking Machine Company (1903-1906)».

Трэклист:
01 Belle Brandon (0247) Victor 2554, 1903-10-27.mp3
02 Dear old songs (0224) Victor 2629, 1904-01-12.mp3
03 Dear old songs (0337) Victor 31170, 1904-01-14.mp3
04 May, sweet May (0123) Victor 2630, 1904-01-12.mp3
05 Abide with me (0209) Victor 2633, 1904-01-14.mp3
06 Glory to God (0338) Victor 31192, 1904-01-18.mp3
07 Sun of my soul (0242) Victor 2669, 1904-01-18.mp3
08 O come all ye faithful (0212) Victor 2725, 1904-01-20.mp3
09 Since Nellie went away (0400) Victor 31489, 1905-12-22.mp3
10 When I'm away from you, dear (0319) Victor 31154, 1904-12-08.mp3
11 She fought on by his side (0205) Victor 4261, 1904-12-09.mp3
12 Too late! (0351) Victor 31344, 1904-12-08.mp3
13 Killarney (0316) Victor 31343, 1904-12-09.mp3
14 Dear old girl (0415) Victor 31172, 1904-12-10.mp3
15 With all her faults I love her still (0410) Victor 31171, 1904-12-10.mp3
16 Rose of my life (0227) Victor 4219, 1904-12-10.mp3
17 Time and tide (0348) Victor 31355, 1904-12-09.mp3
18 Home, sweet home (0327) Victor 31515,.mp3
19 When You and I Were Young, Maggie (0359) Victor 31485, 1905-12-20.mp3
20 I cannot sing the old songs (0359) Victor 31496, 1905-12-21.mp3
21 Ben Bolt (0329) Victor 31497, 1905-12-22.mp3
22 The blind boy (0326) Victor 31513, 1906-02-23.mp3
23 We've been chums for fifty years (0358) Victor 31516, 1906-02-23.mp3
24 The ninety and nine (0301) Victor 4755, 1906-02-23.mp3
25 Softly now the light of day (0232) Victor 2686, 1906-02-23 [8].mp3

download (mp3 @128 kbs):

Комментариев нет:

Отправить комментарий