среда, 3 мая 2023 г.

Звезды советского рока. Группа «Автограф».

Советский рок

Прогрессивный рок

Рок-группа «Автограф» – первый советский коллектив, который отождествлял собой рок-культуру СССР за рубежом. Музыканты из Москвы с этим идеологическим посылом справились достойно, за что получили возможность выезжать с выступлениями не только в дружественные Советскому Союзу государства, но и в страны капиталистического лагеря.

Автограф – «Ирландия. Ольстер» (Олимпийский, 2005)

«Автографу» удалось многое, о чем только могли мечтать советские исполнители. Но самое главное – группа оказала мощное влияние на развитие рок-музыки в СССР. Участниками коллектива была задана высокая профессиональная планка по качеству материала, исполнению и сценическому шоу.

«Автограф» был основан 4 мая 1979 года, после распада легендарной рок-группы «Високосное лето». Ее гитарист Александр Ситковецкий, которому принадлежит важная роль в истории создания «Автографа», решает набрать новый коллектив и ищет в состав музыкантов, чье образование или круг общения близок к Московской консерватории. Сам Ситковецкий окончил Гнесинское музыкальное училище по классу гитары.

В первый состав вошёл гитарист группы «Високосное лето» Александр Ситковецкий (гитара, вокал), Леонид Гуткин, студент Московской консерватории по классу фагота (бас-гитара, фагот), выпускник консерватории Леонид Макаревич (клавишные), учащийся музыкального училища при консерватории Андрей Моргунов (ударные). Осенью 1979 года к ним присоединились Крис Кельми (клавишные и вокал, экс- «Високосное Лето») и вокалист Сергей Брутян. Моргунова за ударными вскоре сменил Владимир Якушенко.

В этом составе в 1980 году рокеры дают первый концерт, на котором впервые звучит название «Автограф». Тексты для песен пишет Маргарита Пушкина, которая сотрудничала с «Високосным годом».

СCCР готовился к проведению Олимпийских игр, и власти хотели произвести хорошее впечатление на весь мир. Надо было показать, что советским людям не чуждо увлечение современной музыкой, в том числе и роком. Используя такое либералистическое настроение руководства страны, активисты рока организовывают Всесоюзный фестиваль «Весенние ритмы» в Тбилиси, на который приезжают лучшие группы, в том числе «Машина времени» и «Аквариум». В Тбилиси «Автограф» занял 2-е место, а также получил специальную премию за песню «Ирландия. Ольстер» на стихи Маргариты Пушкиной. После выступления «Автографа» в зале на несколько минут повисла тишина, которую сменил шквал аплодисментов. «Ирландия. Ольстер» была признана жюри лучшей песней фестиваля.

Автограф – «Ирландия. Ольстер» (Тбилиси-80)

 С группой начинают сотрудничать музыкальные монополисты СССР фирма «Мелодия» и компания Росконцерт. Выпускается мини-пластинка «Автограф» с композициями «Ирландия. Ольстер», «Пристегните ремни безопасности» (I сторона) и «Блюз „Каприз“» (II сторона).

Осенью 1980 года из команды уходят Крис Кельми и Владимир Якушенко. На место барабанщика приглашают ударника из Михайловского эстрадно-симфонического оркестра Виктора Михалина. У группы начинается концертная деятельность – география поездок от Ленинграда до Саранска с нормой по 10 выступлений в одном городе.

Неожиданно возникают проблемы с вокалистом «Автографа» Сергеем Брутяном. По требованию отца, сотрудника КГБ, он должен оставить музыку и заняться защитой кандидатской диссертации. В силовых структурах усмотрели в деятельности Сергея криминал, который мог бы привести к уничтожению коллектива по решению «сверху». Его место занимает 19-летний Артур «Беркут» Михеев, до этого певший в группе «Волшебные сумерки». В этом составе «Автограф» успешно концертирует в СССР и за рубежом.

Автограф – «Истина» (1984)

Пик популярности группы пришёлся на 1980-е годы. После так называемой «олимпийской оттепели» советские власти начинают «закручивать гайки» вокруг деятельности и творчества рок-музыкантов Советского Союза. Но группе удается обходить бюрократические препоны благодаря Александру Ситковецкому, в котором, помимо музыкального таланта, обнаружился и дипломатический.

Песня «Монолог», которую музыканты записали для лирической комедии «Шляпа», становится предметом серьезных осуждений со стороны Министерства культуры из-за текста с "нездоровым настроением". Худсовет «Мелодии» отказывается записывать пластинки коллектива, так как в композициях «Автографа» находят двойной смысл.

Автограф – «Монолог» (1985)

Чтобы избежать идеологического прессинга, коллектив идет на отчаянный шаг – в 1983 году группа принимает участие в VII Всесоюзном конкурсе артистов эстрады и завоевывает вторую премию. «Автографу» дают разрешение на зарубежные гастроли. «Автограф» стал первой советской рок-группой, которая достигла реального коммерческого успеха за границей, выступив в более чем 30 странах мира. Группа успешно выступает на болгарском фестивале «Золотой Орфей». Затем ансамбль проехал с гастролями по городам Чехословакии, Венгрии и ГДР. В Венгрии «Автограф» едет по стране с группой P. Box (1984), в Польше — на фестивале в Сопоте (1987), где становится лауреатом фестиваля с отдельными призами публики и прессы, и лучшей песней фестиваля «Мир в себе».

Автограф – «Мир в себе»

В 1984 году выходит первый студийный магнитоальбом группы, записанный в студии Мосфильма. Первый полноформатный альбом под названием «Автограф» выходит на «Мелодии» в 1986 году, как и двойной концертный магнитоальбом. 13 июля 1985 года группа, единственная из Восточной Европы, приняла участие во всемирном телеконцерте «Live Aid for Africa». Выступление советского рок-коллектива с песней «Нам нужен мир» транслировалось в прямом эфире на аудиторию в 2 млрд человек на весь мир.

«Вначале что-то не ладилось с телесвязью, но вдруг мы видим себя на огромном экране, установленном на “Уэмбли”. Мне это только придало силы, и тогда я до конца понял, что происходит... Мы выложились как могли», - вспоминает тот волнительный момент Александр Ситковецкий.

Автограф – «Нам нужен мир» (Франция, 1987)

В этом же году группа участвует в съемках программы «Песня-85», что еще больше увеличивает количество поклонников. «Автограф» все чаще выпускают за границу.

В мае 1986 года «Автограф» вместе с Аллой Пугачёвой и другими звёздами выступает в спорткомплексе «Олимпийский» в благотворительном концерте «Счёт 904» в поддержку ликвидаторов аварии на Чернобыльской АЭС. Вместе с группой на одной сцене выступают Михаил Ульянов, Александр Градский, «Круиз» и «Браво». В конце этого года в «Автограф» приходят Сергей Мазаев и второй клавишник Руслан Валонен (Дубровин).

В июле 1987 года группа выступила в Измайлово на советско-американском концерте-митинге «Наш ход» совместно с Джеймсом Тейлором, Бонни Рэйтт, Владимиром Пресняковым, «The Doobie Brothers», Жанной Бичевской, «Santana» и Надеждой Бабкиной с ансамблем «Русская песня». Стоит отметить, что этот год был успешным для рокеров. На польском фестивале в Сопоте коллектив получает вторую премию, приз журналистов и приз радио и телевидения.

Автограф – «Странник» (1989)

Здесь же, в Польше, советская группа знакомится с певицей Мэри Ди из Америки. При содействии ее менеджера в Москву приезжает представитель от американской компании Capitol. После переговоров с «Автографом» подписывается 5-летний контракт. «Автограф» выступает на бесчисленных международных фестивалях в Англии, Франции, Дании, Австрии, Финляндии, ФРГ и Швейцарии вместе с John McLaughlin, Murray Head, Kenny Rogers, Tom Cochran, Glass Tiger, Ten Years After, Southside Johny and the Jukes, «открывал» концерты для Chicago в Канаде, работал с продюсером и композитором Дэвидом Фостером в Канаде и Москве.

В 86-87 годах группа совершает длительные гастроли по Франции, а до этого — в Финляндии (с, вероятно, наиболее локально популярной финской группой того года «Popeda»), после чего обе группы дали серию «sold out» концертов в Зелёном Театре Парка Горького в Москве. Ситковецкий делает упор на продвижение группы за рубежом. В январе 1988 года группа впервые въезжает в США. После двух лет работы с американским менеджером Mary Becker, в 1989-м году группа подписала контракт с бывшим менеджером Фрэнка Заппы Хербом Коэном в Лос-Анджелесе, Калифорния.

С 1989-го коллектив все больше времени проводит на гастролях за границей. В этот период в советской музыке происходит прорыв для рока. C появлением новых групп «Автограф» оказывается в тени. В этом же году музыканты записывают новый диск «Каменный край», который создавался в студиях Москвы и Лос-Анджелеса.

Автограф – «Каменный край»

В 1989 году «Автограф» проезжает по СССР в рамках совместного тура с «Арией». «Автограф», чья сложная музыка уже вышла из моды, не имеет прежнего успеха. Падающая популярность сказываются на обстановке внутри группы. Леонид Макаревич уходит по состоянию здоровья в конце 1988 года. В конце 1989 года группу покидают Сергей Мазаев и Виктор Михалин. Место последнего занимает Сергей Криницын.

20 февраля 1990 года в Саранске после 1333 выступления Ситковецкий объявил о роспуске «Автографа». По словам Леонида Гуткина, музыканты чувствовали себя уставшими. Они посчитали, что лучше альбома «Каменный край», над которым работали 3 последних года, в их творчестве уже вряд ли будет что-то лучше. Часть группы остается за границей, некоторые участники стали работать над сольными проектами, поэтому «Автограф» распался сам по себе.

Уже после распада выходит англоязычный альбом и CD-переиздание магнитоальбомов начала 80-х под названием «Автограф-1». Дебютный американский альбом «Tear Down the Border» на Bizarre Records вышел в 1991-м году с несколько отличающимся по стилю, но, в целом, основанном на «Каменном Крае» материале. Одна из самых популярных песен группы «I Need You» была исполнена Риком Спрингфилдом в блокбастере «Железный орёл 2».

Автограф - «I Need You» (Original version, USA 03.1988.)

Впоследствии Артур Беркут пытался воссоздать группу в 2001 году под названием «Автограф XXI век» с музыкантами группы «Маврин»: Павлом Чиняковым, Александром Мосиняном и женой Артура Оксаной Михеевой. Ему это не удалось, так как авторские права на название группы принадлежали Ситковецкому. В итоге, группа превратилась в сольный проект «Беркут». В 2005 году «Автограф» на время воссоединился в классическом составе в честь 25-летнего юбилея и провёл тур по городам России, завершившийся триумфальным концертом 23 июня 2005 года в «Олимпийском».

Автограф - "Время - вперёд"

Концерт стал первым в истории России с использованием звуковой технологии Live Surround 5.1, был записан на CD и DVD «Автограф. 25 Лет спустя». В видеообращении 30 марта 2012 года Ситковецкий и Гуткин объявили, что группа готовит издание бокс-сета со всеми альбомами, в который войдёт и материал, не издававшийся ранее. 1 сентября 2012 года «Автограф» выступил в рамках фестиваля «Легенды русского рока» в Зелёном театре Москвы. 7 декабря 2018 года «Автограф» (без Александра Ситковецкого) выступил на дне рождения Сергея Мазаева в Театре Мюзикла. 14 августа 2020 года группа приступила к записи новой песни.

Автограф – «Блюз Каприз»

В 2021 году группа выступила в Градском Холле, запись выступления сформировала второй концертный альбом группы «Возвращение легенды».

Стиль

В 1984-м «Автограф» заявляет о себе как о коллективе, играющем арт-рок. Таким образом музыканты выбрали для себя безопасную нишу, в которой сложно было «подцепить» неправильное идеологическое восприятие творчества. В тот период записана песня «Реквием (памяти Джона Леннона)», которая становится реквиемом по временам единения музыки и слова.

В 1986 году фирмой «Мелодия» издается первый полноценный диск «Автограф», который несколько лет пролежал на столе музыкальных редакторов из-за нежелания авторов изменить текст в песне «Монолог» и полностью переписать «Корабль». В таких условиях группа предпринимает самостоятельные попытки записывать свои песни на магнитоальбомах.

Автограф – «Нам нужен мир с прелюдией Фа-минор и ре-Интро» (Градский Холл, 2021)

Стиль «Автографа» разительно отличался от преобладавших тенденций («новой волны» и бардовской песни) в русском роке. Основной упор группа делала не на тексты (многие из которых написаны Маргаритой Пушкиной), а на инструментальное мастерство гитаристов и клавишника. В репертуаре «Автографа» было много чисто инструментальных композиций. По мелодике группа приближалась к советским ВИА, таким как «Земляне», «Зодиак», «Цветы», саундтрекам Эдуарда Артемьева, однако отличалась от них заметно большей тяжестью и сложностью инструментальных партий. Зарубежные издания сравнивали «Автограф» с такими группами, как Yes и Electric Light Orchestra, относя его таким образом к прогрессив-року.

Комментариев нет:

Отправить комментарий