Рок-группа
«Автограф» – первый советский коллектив, который отождествлял собой рок-культуру
СССР за рубежом. Музыканты из Москвы с этим идеологическим посылом справились
достойно, за что получили возможность выезжать с выступлениями не только в
дружественные Советскому Союзу государства, но и в страны капиталистического
лагеря.
«Автографу» удалось многое, о чем только могли мечтать советские исполнители. Но самое главное – группа оказала мощное влияние на развитие рок-музыки в СССР. Участниками коллектива была задана высокая профессиональная планка по качеству материала, исполнению и сценическому шоу.
«Автограф»
был основан 4 мая 1979 года, после распада легендарной рок-группы «Високосное
лето». Ее гитарист Александр Ситковецкий, которому принадлежит важная роль в
истории создания «Автографа», решает набрать новый коллектив и ищет в состав
музыкантов, чье образование или круг общения близок к Московской консерватории.
Сам Ситковецкий окончил Гнесинское музыкальное училище по классу гитары.
В первый
состав вошёл гитарист группы «Високосное лето» Александр Ситковецкий (гитара,
вокал), Леонид Гуткин, студент Московской консерватории по классу фагота (бас-гитара,
фагот), выпускник консерватории Леонид Макаревич (клавишные), учащийся музыкального
училища при консерватории Андрей Моргунов (ударные). Осенью 1979 года к ним
присоединились Крис Кельми (клавишные и вокал, экс- «Високосное Лето») и
вокалист Сергей Брутян. Моргунова за ударными вскоре сменил Владимир Якушенко.
В этом
составе в 1980 году рокеры дают первый концерт, на котором впервые звучит название
«Автограф». Тексты для песен пишет Маргарита Пушкина, которая сотрудничала с
«Високосным годом».
СCCР
готовился к проведению Олимпийских игр, и власти хотели произвести хорошее
впечатление на весь мир. Надо было показать, что советским людям не чуждо увлечение
современной музыкой, в том числе и роком. Используя такое либералистическое
настроение руководства страны, активисты рока организовывают Всесоюзный
фестиваль «Весенние ритмы» в Тбилиси, на который приезжают лучшие группы, в том
числе «Машина времени» и «Аквариум». В Тбилиси «Автограф» занял 2-е место, а
также получил специальную премию за песню «Ирландия. Ольстер» на стихи
Маргариты Пушкиной. После выступления «Автографа» в зале на несколько
минут повисла тишина, которую сменил шквал аплодисментов. «Ирландия. Ольстер» была
признана жюри лучшей песней фестиваля.
С группой начинают сотрудничать музыкальные
монополисты СССР фирма «Мелодия» и компания Росконцерт. Выпускается
мини-пластинка «Автограф» с композициями «Ирландия. Ольстер», «Пристегните
ремни безопасности» (I сторона) и «Блюз „Каприз“» (II сторона).
Осенью
1980 года из команды уходят Крис Кельми и Владимир Якушенко. На место
барабанщика приглашают ударника из Михайловского эстрадно-симфонического
оркестра Виктора Михалина. У группы начинается концертная деятельность –
география поездок от Ленинграда до Саранска с нормой по 10 выступлений в одном
городе.
Неожиданно
возникают проблемы с вокалистом «Автографа» Сергеем Брутяном. По требованию
отца, сотрудника КГБ, он должен оставить музыку и заняться защитой кандидатской
диссертации. В силовых структурах усмотрели в деятельности Сергея криминал,
который мог бы привести к уничтожению коллектива по решению «сверху». Его место
занимает 19-летний Артур «Беркут» Михеев, до этого певший в группе «Волшебные
сумерки». В этом составе «Автограф» успешно концертирует в СССР и за рубежом.
Пик
популярности группы пришёлся на 1980-е годы. После так называемой «олимпийской
оттепели» советские власти начинают «закручивать гайки» вокруг деятельности и
творчества рок-музыкантов Советского Союза. Но группе удается обходить
бюрократические препоны благодаря Александру Ситковецкому, в котором, помимо
музыкального таланта, обнаружился и дипломатический.
Песня
«Монолог», которую музыканты записали для лирической комедии «Шляпа»,
становится предметом серьезных осуждений со стороны Министерства культуры из-за
текста с "нездоровым настроением". Худсовет «Мелодии» отказывается
записывать пластинки коллектива, так как в композициях «Автографа» находят
двойной смысл.
Чтобы
избежать идеологического прессинга, коллектив идет на отчаянный шаг – в 1983
году группа принимает участие в VII Всесоюзном конкурсе артистов эстрады и завоевывает
вторую премию. «Автографу» дают разрешение на зарубежные гастроли. «Автограф»
стал первой советской рок-группой, которая достигла реального коммерческого
успеха за границей, выступив в более чем 30 странах мира. Группа успешно
выступает на болгарском фестивале «Золотой Орфей». Затем ансамбль проехал с
гастролями по городам Чехословакии, Венгрии и ГДР. В Венгрии «Автограф» едет по
стране с группой P. Box (1984), в Польше — на фестивале в Сопоте (1987), где
становится лауреатом фестиваля с отдельными призами публики и прессы, и лучшей
песней фестиваля «Мир в себе».
В 1984
году выходит первый студийный магнитоальбом группы, записанный в студии
Мосфильма. Первый полноформатный альбом под названием «Автограф» выходит на
«Мелодии» в 1986 году, как и двойной концертный магнитоальбом. 13 июля 1985
года группа, единственная из Восточной Европы, приняла участие во всемирном
телеконцерте «Live Aid for Africa». Выступление советского рок-коллектива с
песней «Нам нужен мир» транслировалось в прямом эфире на аудиторию в 2 млрд
человек на весь мир.
«Вначале
что-то не ладилось с телесвязью, но вдруг мы видим себя на огромном экране,
установленном на “Уэмбли”. Мне это только придало силы, и тогда я до конца
понял, что происходит... Мы выложились как могли», - вспоминает тот
волнительный момент Александр Ситковецкий.
В этом же
году группа участвует в съемках программы «Песня-85», что еще больше
увеличивает количество поклонников. «Автограф» все чаще выпускают за границу.
В мае
1986 года «Автограф» вместе с Аллой Пугачёвой и другими звёздами выступает в
спорткомплексе «Олимпийский» в благотворительном концерте «Счёт 904» в
поддержку ликвидаторов аварии на Чернобыльской АЭС. Вместе с группой на одной
сцене выступают Михаил Ульянов, Александр Градский, «Круиз» и «Браво». В конце
этого года в «Автограф» приходят Сергей Мазаев и второй клавишник Руслан
Валонен (Дубровин).
В июле
1987 года группа выступила в Измайлово на советско-американском
концерте-митинге «Наш ход» совместно с Джеймсом Тейлором, Бонни Рэйтт,
Владимиром Пресняковым, «The Doobie Brothers», Жанной Бичевской, «Santana» и
Надеждой Бабкиной с ансамблем «Русская песня». Стоит отметить, что этот
год был успешным для рокеров. На польском фестивале в Сопоте коллектив получает
вторую премию, приз журналистов и приз радио и телевидения.
Здесь же,
в Польше, советская группа знакомится с певицей Мэри Ди из Америки. При
содействии ее менеджера в Москву приезжает представитель от американской
компании Capitol. После переговоров с «Автографом» подписывается 5-летний
контракт. «Автограф» выступает на бесчисленных международных фестивалях в
Англии, Франции, Дании, Австрии, Финляндии, ФРГ и Швейцарии вместе с John
McLaughlin, Murray Head, Kenny Rogers, Tom Cochran, Glass Tiger, Ten Years
After, Southside Johny and the Jukes, «открывал» концерты для Chicago в Канаде,
работал с продюсером и композитором Дэвидом Фостером в Канаде и Москве.
В 86-87
годах группа совершает длительные гастроли по Франции, а до этого — в Финляндии
(с, вероятно, наиболее локально популярной финской группой того года «Popeda»),
после чего обе группы дали серию «sold out» концертов в Зелёном Театре Парка
Горького в Москве. Ситковецкий делает упор на продвижение группы за рубежом. В
январе 1988 года группа впервые въезжает в США. После двух лет работы с
американским менеджером Mary Becker, в 1989-м году группа подписала контракт с
бывшим менеджером Фрэнка Заппы Хербом Коэном в Лос-Анджелесе, Калифорния.
С 1989-го
коллектив все больше времени проводит на гастролях за границей. В этот период в
советской музыке происходит прорыв для рока. C появлением новых групп
«Автограф» оказывается в тени. В этом же году музыканты записывают новый диск
«Каменный край», который создавался в студиях Москвы и Лос-Анджелеса.
В 1989
году «Автограф» проезжает по СССР в рамках совместного тура с «Арией».
«Автограф», чья сложная музыка уже вышла из моды, не имеет прежнего успеха.
Падающая популярность сказываются на обстановке внутри группы. Леонид Макаревич
уходит по состоянию здоровья в конце 1988 года. В конце 1989 года группу покидают
Сергей Мазаев и Виктор Михалин. Место последнего занимает Сергей Криницын.
20
февраля 1990 года в Саранске после 1333 выступления Ситковецкий объявил о
роспуске «Автографа». По словам Леонида Гуткина, музыканты чувствовали себя
уставшими. Они посчитали, что лучше альбома «Каменный край», над которым
работали 3 последних года, в их творчестве уже вряд ли будет что-то лучше.
Часть группы остается за границей, некоторые участники стали работать над
сольными проектами, поэтому «Автограф» распался сам по себе.
Уже после
распада выходит англоязычный альбом и CD-переиздание магнитоальбомов начала
80-х под названием «Автограф-1». Дебютный американский альбом «Tear Down the
Border» на Bizarre Records вышел в 1991-м году с несколько отличающимся по
стилю, но, в целом, основанном на «Каменном Крае» материале. Одна из самых
популярных песен группы «I Need You» была исполнена Риком Спрингфилдом в
блокбастере «Железный орёл 2».
Впоследствии
Артур Беркут пытался воссоздать группу в 2001 году под названием «Автограф XXI
век» с музыкантами группы «Маврин»: Павлом Чиняковым, Александром Мосиняном и
женой Артура Оксаной Михеевой. Ему это не удалось, так как авторские права на
название группы принадлежали Ситковецкому. В итоге, группа превратилась в
сольный проект «Беркут». В 2005 году «Автограф» на время воссоединился в
классическом составе в честь 25-летнего юбилея и провёл тур по городам России,
завершившийся триумфальным концертом 23 июня 2005 года в «Олимпийском».
Концерт
стал первым в истории России с использованием звуковой технологии Live Surround
5.1, был записан на CD и DVD «Автограф. 25 Лет спустя». В видеообращении 30
марта 2012 года Ситковецкий и Гуткин объявили, что группа готовит издание
бокс-сета со всеми альбомами, в который войдёт и материал, не издававшийся
ранее. 1 сентября 2012 года «Автограф» выступил в рамках фестиваля «Легенды
русского рока» в Зелёном театре Москвы. 7 декабря 2018 года «Автограф» (без
Александра Ситковецкого) выступил на дне рождения Сергея Мазаева в Театре
Мюзикла. 14 августа 2020 года группа приступила к записи новой песни.
В 2021
году группа выступила в Градском Холле, запись выступления сформировала второй
концертный альбом группы «Возвращение легенды».
Стиль
В 1984-м
«Автограф» заявляет о себе как о коллективе, играющем арт-рок. Таким образом
музыканты выбрали для себя безопасную нишу, в которой сложно было «подцепить»
неправильное идеологическое восприятие творчества. В тот период записана песня
«Реквием (памяти Джона Леннона)», которая становится реквиемом по временам
единения музыки и слова.
В 1986
году фирмой «Мелодия» издается первый полноценный диск «Автограф», который
несколько лет пролежал на столе музыкальных редакторов из-за нежелания авторов
изменить текст в песне «Монолог» и полностью переписать «Корабль». В таких
условиях группа предпринимает самостоятельные попытки записывать свои песни на
магнитоальбомах.
Стиль
«Автографа» разительно отличался от преобладавших тенденций («новой волны» и
бардовской песни) в русском роке. Основной упор группа делала не на тексты
(многие из которых написаны Маргаритой Пушкиной), а на инструментальное мастерство
гитаристов и клавишника. В репертуаре «Автографа» было много чисто
инструментальных композиций. По мелодике группа приближалась к советским ВИА,
таким как «Земляне», «Зодиак», «Цветы», саундтрекам Эдуарда Артемьева, однако
отличалась от них заметно большей тяжестью и сложностью инструментальных
партий. Зарубежные издания сравнивали «Автограф» с такими группами, как Yes и
Electric Light Orchestra, относя его таким образом к прогрессив-року.
Комментариев нет:
Отправить комментарий