О том, что времена изменились, лучше всего говорит то, как вещи, некогда важные, теряют свою значительность, а на их место приходят новые признаки статусности. Бывают, однако, редкие исключения, когда что-то, важное десятки лет назад, не утрачивает своей исключительности и поныне. Для поп-культуры такие примеры - нонсенс, но от того они ещё заметнее. Например, сегодня, как и в начале 60-х, возможность исполнить песню для фильма про Джеймса Бонда является привилегией, которой достойны лишь избранные артисты. Это своеобразный орден, знак отличия, говорящий о звездном статусе, и создатели Бондианы всегда трепетно относились к отбору подходящих кандидатов на роли исполнителя лид-синглов к своим картинам. Не будем заниматься перечислением хитов, которые породила франшиза. Отметим лишь тот факт, что далеко не каждый вспомнит сюжет определенного фильма Бондианы (хотя они, как правило, редко блещут оригинальностью), а вот песню назовет каждый второй.
К середине 80-х франшиза готовилась пережить новое рождение, третье, если говорить точно. Альберт Брокколи и EON Productions собрались заменить исполнителя главной роли Роджера Мура на новичка Тимоти Далтона, и искали подходящую музыкальную звезду для заглавной песни. Как теперь известно, они выбирали между «Pet Shop Boys» и «A-ha», и в итоге остановились на последних, отдав предпочтение не вышколенным британским юношам, а несколько экзотичным норвежским самородкам. Такой выбор был стратегически верным и логичным, так как на тот момент группа могла похвастать двумя пластинками-бестселлерами, одна из которых продалась 11-миллионным тиражом по всему миру, а вторая имела платиновые сертификации в нескольких европейских странах, и теперь собиралась выпустить следующий альбом.
Летом
87-го, параллельно с премьерой картины "Искры из глаз", представившей
нового Бонда, в чартах появился трек "The Living Daylights". Сингл
занял 5-е место в Британии и 3-е в сводном европейском чарте, в целом, оправдав
выбор кинокомпании, хотя, по правде говоря, насчет этого были разные мнения.
Постоянный композитор франшизы Джон Барри, например, отзывался о своей работе с
«A-ha» в исключительно негативном ключе, отмечая их упрямство и неуживчивый
характер, схожий по признакам со звездной болезнью. Сами музыканты в накладе не
остались, утверждая, что тот присвоил себе авторство (ранее «Duran Duran» о нем
говорили примерно то же самое), а по факту лишь подправил партию струнных. Кто
там был прав, а кто виноват, теперь уже не разобрать, но в результате все
кончилось ссорой: сославшись на огромную занятость, музыканты отказались
присутствовать на премьере, после чего обиженная EON Productions не включила
трек в версию фильма для американского рынка.
Справедливости
ради заметим, что летом 1987 г. группа действительно была сверхъестественно
востребована, разъезжая по мировым столицам в рамках турне, поэтому историю с
Бондом «A-ha» воспринимали как бурю в стакане воды. Куда важнее для них была
перспектива записи нового альбома, ожидавшая их сразу после гастролей. Они
знали, что за последние годы многое изменилось, в том числе мода на их
фирменный синти-поп, который вытеснялся рок-музыкой, а это означало, что
работать по-старому больше не получится. Но откуда же взяться новому в условиях
бесконечного концертного "чеса"? Найти ответ на этот вопрос у них
долго не получалось.
Первым
кирпичиком, с которого началось создание третьего альбома «A-ha», оказался
именно "The Living Daylights". На самом деле, идея песни пришла к
гитаристу и постоянному сонграйтеру группы Полу Ваактару в самом начале
существования группы, в середине 80-х, и все, что ему оставалось - придать ей
нужную драматичную форму. Хорошенько покопавшись в архивах группы, Ваактар
отыскал ещё несколько треков, и так альбом начал обретать четкие очертания.
Грубо говоря, пластинку "Stay On These Roads" можно назвать
сборником, сформированным из обстоятельств конкретного момента. Из 10 треков 2
начали свою жизнь ещё до того, как были сформированы «A-ha», в то время как ещё
три были переработаны из демо, записанных группой в 1983 и 1984 годах, как раз
перед стартом их глобального успеха с "Take On Me".
Сразу
после завершения гастролей в октябре 1987 г. троица «A-ha» без перерыва
отправилась в Уимблдон, где в студии уже ждал их постоянный продюсер Алан
Тарни. Вместе они просеяли архив из неизданных треков и накопали в нем немало
бриллиантов. Так, самая старая из спасенных для "Say On These Roads"
песня "You Are The One" стала в итоге заключительным синглом с альбома
в ноябре 88-го, а задумчивая "This Alone is Love" поныне считается
одной из лучших среднетемповых баллад группы. В числе отбракованных во время
записи дебюта "Hunting High And Low" обнаружилась ещё одна знаковая
вещь - "Touchy!", в оригинале посвящённая опасностям сенной
лихорадки, в игривой манере переработанная ими для пластинки. За модное
рок-звучание отвечал трек "The Blood That Moves the Body", который
являлся скорее сигналом растущего разочарования группы коммерческой
поп-музыкой, нежели взвешенным решением идти на поводу у рынка. Выпущенный
третьим синглом в июне 1988 г., этот трек не сумел войти в британский top-20
(впервые для группы), тогда как по-попсовому шипучий "Touchy!" достиг
10-й строчки 2 месяца спустя.
В
сравнении с прошлыми работами группы, звучание "Stay on These Roads"
претерпело изменения. Наиболее органично, тепло и насыщенно звучат
среднетемповый "Hurry Home", ритмичный "You'll End up
Crying" и стремительный "There's Never a Forever Thing", которые
в период первого альбома, вероятно, получили бы плотную синтезаторную
аранжировку. Еще один характерный пример ставшего менее коммерческим звука «A-ha»
- "Out of Blue Comes Green", самый длинный и замысловатый трек на
альбоме.
Кампания
"Stay on These Roads" энергично стартовала в марте 1988 г. с
заглавного трека, ставшего хитом №5 в Британии и №1 на родине группы. Эта
песня, часто упоминающаяся как "тема Бонда, которой никогда не было",
по итогам года заняла 20-е место в списке самых продаваемых синглов Европы. Что
до их реальной темы для Бонда, то сложная история песни вынудила группу
перезаписать трек специально для альбома, исключив кинематографические
вкрапления Джона Барри. Сам альбом оказался очередной международной победой «A-ha»
с пиком на 2-м месте в Европе и в top-5 чартов большинства стран континента. По
всему миру было продано более 4 миллионов копий пластинки.
Успех
"Stay on These Roads" означал, что группа вновь не будет знать
отдыха. Вскоре после релиза они отправилась покорять концертные площадки,
охватив своим мировым туром 74 локации, где новые песни музыкантов принимали
одинаково тепло и радушно. Лучшим показателем статуса пластинки "Stay on
These Roads" является тот факт, что заглавный трек на пару с "The
Living Daylights" прочно обосновались в концертном сетлисте «A-ha», и с
тех самых пор ни один их тур не обходится без этих необходимых элементов. Что
касается продолжения пластинки, то фанатам коллектива пришлось ждать его куда
дольше обычного – после трех дисков, записанных в режиме нон-стоп, их будущий
путь оказался куда менее предсказуемым.
Комментариев нет:
Отправить комментарий