Hugues Panassié «Histoire du vrai Jazz»(1959)
"Эта книга посвящается моим друзьям Жаклине и Элиане"
Почему мы назвали нашу книгу «История подлинного джаза»? Потому, что авторы многих книг и статей часто путают подлинный джаз с подделками. Назрела необходимость внести, наконец, в этот вопрос ясность. Мы будем говорить здесь не о той музыке, которую многие неосведомленные люди принимают за джаз и которая имеет с ним лишь поверхностную связь. Книга эта — об истории подлинного джаза, то есть о музыке негров Соединенных Штатов Америки. Именно негры создали джаз с присущими ему музыкальными законами, и никто не имеет права называть так музыку, которая этим законам не подчиняется.
Изучая иностранный язык, нельзя изменять
грамматику, лексику, синтаксис, их надо учить такими, какие они есть. Джаз —
это музыкальный язык другой расы. Мы, белые, можем его понимать и даже говорить
на нем, однако для этого его обязательно надо изучить.
Только в общении с неграми я понял, что
представляет собой джаз. Моя концепция — это их концепция, и я попытаюсь
изложить ее по возможности точно.
Еще и сегодня встречаются белые, считающие
черную расу низшей. Такие люди достойны жалости, ибо их точка зрения
свидетельствует о глубоком и досадном невежестве, кроме тех случаев,
разумеется, когда она умышленна. Очень хорошо сказал Бернард Шоу: «Белый низвел
черного до уровня чистильщика сапог, а потом повсюду стал кричать, что черный
только и годится для чистки сапог». При тесном контакте с неграми убеждаешься,
что это такие же люди, что среди них есть люди весьма способные, есть менее
способные, люди приятные и такие, с которыми трудно ужиться, однако от нас они
отличаются тем, что в большинстве своем сохранили естественность, жизненную
силу и свежесть души. Их музыка, джаз, очень точно отражает эти качества.
Почему молодежь любит джаз? Да потому, что
она чувствует в нем эту свежесть, этот избыток жизненной силы, которые не столь
ярко выражены в другой современной музыке. Но все-таки почему же многие потом
теряют к нему интерес? Потому, что под видом джаза им часто предлагают эрзац,
преподносят музыку, лишенную жизни, формальную и сухую. Некоторые могут
возразить мне: ведь «боп» (bop) и «кул» (cool), которые вы не считаете
подлинным джазом, играют не только белые, но и негры — Майлс Дейвис, Бад
Пауэлл, Сонни Ститт, Сонни Роллинз и другие. Значит, это все-таки джаз, раз вы
говорите, что джаз — это музыка негров?
Джаз является музыкой негров только в тех
случаях, когда они остаются верны своему музыкальному гению и не подражают
белым. В репертуар замечательной певицы-негритянки Мариан Андерсон входят и
спиричуэлс, но в ее исполнении их нельзя отнести к негритянской музыке.
Андерсон получила вокальное образование в консерватории, отдав предпочтение не
традиционной вокальной негритянской технике, а классической манере, — это ее
право. Но только невежда может считать Мариан Андерсон представительницей религиозного
пения негров США; люди сведущие хорошо знают, что подлинные исполнительницы
спиричуэлс — Мэхелия Джексон и Систер Розетта Тарп.
Аналогичным образом только неосведомленный
человек отнесет Майлса Дейвиса или Дональда Берда к джазменам. Сколько псевдоинтеллектуальных,
вооруженных больше теорией, нежели практикой, «знатоков» ошибалось в подобных
случаях! В этом нет ничего удивительного: Майлс Дейвис, например, импровизирует
на трубе вариации на тему «Любимый мой», иными словами, делает то же, что и
джазмены. Но при ближайшем рассмотрении сходство пропадает. Ни один из этих
признаков не является специфически джазовым: труба существовала и до появления
джаза, импровизация на тему имеет место и в другой музыке (в цыганской,
фламенко и т. д.). Что же касается самой темы, то «Любимый мой» часто
исполняется музыкантами, которых никому и в голову не придет отнести к
джазменам. Если негр импровизирует на трубе вариации на тему, иногда
используемую джазменами, то это отнюдь не говорит о том, что мы имеем дело с
джазовой музыкой; ведь тот факт, что Расин написал трагедию в стихах на тему
«Ифигении», еще не означает, что он писал свои пьесы по-гречески.
Джаз (и об этом не следует забывать) —
идиома, музыкальный язык. Создавшие его негры США, разумеется, владеют им в
совершенстве, однако белые могут научиться говорить на этом языке, а негры
могут отказаться от этого языка и говорить на каком-либо другом. Негритянская
публика никогда не заблуждается на этот счет. Она с огромным энтузиазмом
принимает таких замечательных джазменов, как Луи Армстронг, Дюк Эллингтон,
Лионель Хемптон, Джимми Лансфорд, Каунт Бейзи, но никогда не признавала своими
Майлса Дейвиса и других «прогрессистов». В США они смогли найти
немногочисленную белую аудиторию и стали искать счастья во Франции, куда их
сейчас охотно приглашают для записи звукового фона фильмов ужасов.
Итак, совсем не обязательно, что джазмен — это негр, а другие знают толк в джазе лишь в виде исключения. Любой может стать знатоком джаза, научиться понимать этот музыкальный язык и говорить на нем, но только после долгого и старательного обучения у негров. А так называемая «джазовая критика» почти сплошь состоит из снобов, которые не жили среди негров и не пытались изучать этот чужой для них язык, однако берут на себя смелость рассуждать о джазе. Неудивительно, что эти люди приняли за джаз так называемую «прогрессистскую» музыку («боп» и «кул»). У одних - это искреннее заблуждение, другие же вносят путаницу намеренно. Одержимые расовыми предрассудками, они делают все возможное, чтобы подменить исконную музыку негров прогрессистским лжеджазом.
Комментариев нет:
Отправить комментарий