пятница, 5 мая 2023 г.

Шлягеры из этого фильма знает вся страна, а сам фильм мало кто видел. Куда же он делся.

1981 г. После феерического успеха музыкальных телефильмов «ДАртаньян и Три мушкетера» и «Ах, водевиль, водевиль...» кинорежиссер Георгий Юнгвальд-Хилькевич задался целью снять фильм, где объединить своих любимых актеров - Галю Беляеву и Михаила Боярского. И, конечно же, в фильме должны звучать песни Максима Дунаевского на стихи Леонида Дербенева. Режиссер решил экранизировать сценарий тогда малоизвестного сценариста Анатолия Эйрамджана "Катькин трактор."

В свое время Эйрамджан познакомился в поезде с женщиной, которая была в Москве на ВДНХ, и ей приглянулся там комбайн, который мог работать в гористой местности. А в ее колхозе очень много пустовало земли именно из-за ее гористости, где обычные трактора и комбайны работать не могли. Женщина рассказала сценаристу какие инстанции ей пришлось пройти и с какими трудностями, но все-таки она этот комбайн с выставки увезла в свой колхоз.

Боярский – «Городские цветы» (песня из к/ф "Куда он денется", 1981).

Юнгвальд-Хилькевич ухватился за этот сценарий, так как тема была для того времени беспроигрышная - фильм на очень актуальную тему повышения эффективности сельского хозяйства. По всей стране рекламировался т.н. ставропольский "ипатовский метод" уборки урожая, насаждаемый тогдашним секретарем ЦК КПСС по сельскому хозяйству бывшим ставропольцем М.С. Горбачевым. Основная масса населения страны ничего об этом методе не знала, но каждый день из каждого утюга слышала про этот чудесный "ипатовский метод". И вот, под видом такой конъюнктурной вещицы Юнгвальд-Хилькевич и решил выпустить в массы новую обойму супершлягеров Максима Дунаевского и Леонида Дербенева, как он это сделал год назад в фильме "Ах, водевиль, водевиль..." Небольшие трудности возникли с Михаилом Боярским. "Мушкетер" отказался пересаживаться с лошади на "стального коня", т.е. на сельский трактор, тем более, что у трактора было имя - "Конек-горбунок". Не по понятиям "мушкетеру" на сельском тракторе рассекать.

Оля Рождественская – «Рики-Тики-Тави» (песня из к/ф "Куда он денется", 1981).

Но Юнгвальд-Хилькевич быстро уговорил Боярского, пообещав, что его партнершей будет очаровательная Галя Беляева, так же, что в фильме будет играть и Валентин Смирнитский. То есть "мушкетеры" встречаются вновь, прямо, как в "20 лет спустя".

И в марте 1982 года на экраны страны вышел новый музыкальный фильм. Только назывался он не "Катькин трактор", а "Куда он денется". Анатолий Эйрамджан потом очень обижался, что от его серьезного сценария на "производственную" тему Юнгвальд-Хилькевич не оставил буквально ни одного слова. Снял какую-то "веселуху". Именно этот случай и зародил у Эйрамджана мысль самому снимать художественные фильмы, чтобы ни один режиссер не мог извратить первоначальный замысел сценариста. Что Эйрамджан успешно и реализовал в конце 80-х - начале 90-х, став одним из пионеров т.н. "кооперативного кино". И снимал, как из пулемета, по несколько фильмов в год, сразу же ставших эталоном пошлости и халтуры нарождавшегося неподцензурного, российского кинематографа.

Михаил Боярский – «Песенка о цапле» (песня из к/ф "Куда он денется", 1981).

С фильмом же "Куда он денется" имеется какая-то загадка. Этот фильм редко кто видел, но абсолютно все знают супершлягеры из него. Еще до выхода фильма страна была наводнена компакт-кассетами с «Городскими цветами», «Все пройдет», «Сивка-Бурка» и т. д. в исполнении Михаила Боярского и ВИА "Фестиваль". А сам фильм очень мало кто видел, и даже не догадывался, что любимые страной песни звучат именно в нем.

Михаил Боярский – «Сивка-бурка» (песня из к/ф "Куда он денется?", 1981).

Юнгвальд-Хилькевич в своих мемуарах "За кадром" ни одним словом не упоминает о "Куда он денется". В его хронологическом описании фильмов, которые он снял, после фильма "Ах, водевиль, водевиль..." сразу же идет описание фильма "Двое под одним зонтом", снятом в 1983 г. Как будто режиссер и не снимал такой фильм, как "Куда он денется". И критика в основном обошла этот фильм стороной. Восторгов не было, а ругали мало и вяло. И фильм канул в черную дыру времени. Только песни остались.

Впечатление от фильма такое - котлеты отдельно, гарнир отдельно. Если в "Трех мушкетерах" и "Ах, водевиль, водевиль..." песни прочно связаны с сюжетом и дополняют его, то здесь в комедию о приключениях колхозников из Прикарпатья в России вставлены супершлягеры, не имеющие к сюжету никакого отношения.

Михаил Боярский – «Мода» (песня из к/ф "Куда он денется?", 1981).

В прологе фильма идет первый шлягер "Отзовись" Максима Дунаевского на стихи Леонида Дербенева в исполнении Михаила Боярского, которому помогают Людмила Ларина и ВИА "Фестиваль". Худруком "Фестиваля" являлся Максим Дунаевский. Большинство его шлягеров записано "Фестивалем". Режиссер сразу заходит по козырям, чтобы зритель из зала раньше времени не убежал.
А потом пошел сюжет. Полеводческая бригада прикарпатского колхоза из села Яблунци едет в Москву на конкурс музыкальных коллективов. Эта бригада одновременно и самодеятельный танцевальный ансамбль европейского уровня - гастроли в Польше, ГДР, и после Москвы должны ехать во Францию. Солистка ансамбля - колхозница Олеся в исполнении Галины Беляевой. А в Москву ансамбль-бригада едет под руководством своего боевого бригадира, кавалера ордена Трудового Красного Знамени, Екатерины Гребенько, она же Нина Русланова. "Обязательно завоюйте первый приз,"- напутствуют их на вокзале."Да куда он денется!"- лихо отвечает Екатерина Гребенько.

А параллельно бригаде-ансамблю, Кате, ее двойняшкам и водителю троллейбуса Андрею в фильме появляется грузчик Геннадий. Днем он грузит и разгружает, а вечером играет и поет в ансамбле на дискотеке.

Михаил Боярский – «Все пройдет» (песня из к/ф "Куда он денется?", 1981).

Еще один супершлягер Дунаевского и Дербенева. "Все пройдет." Тоскливо Геннадию. Он одинок, тетка Паша никак не может подыскать этому скромному и стеснительному парню в модных очках "ленноны" невесту. И, чтобы как-то увязать эти две линии - сюжетную и музыкальную, режиссер решил познакомить грузчика Геннадия с колхозницей Олесей.

А Екатерина Гребенько тем временем приметила на ВДНХ трактор, который может работать на крутых склонах и не падать. Трактор экспериментальный, в одном экземпляре, совместного белорусско-грузинского производства. А Катя хочет его к себе на Украину увезти. Это называется Советский Союз. А перерывах между битвой за трактор Катя ходит на дискотеку, где поет Геннадий. Молодежь ее села попросила Екатерину привезти из Москвы аппаратуру для создания в их деревне модной дискотеки не хуже, чем в городе. А Олеся из этой московской дискотеки уже и не вылезает. Там же Геннадий. А грузчик Геннадий пел там советский хит всех времен и народов "Городские цветы". "Мяу-мяу"! Деревня!!!
Кстати, вот этот его прикид - белые джинсы и жилетка, сшитые из парусины, до сих хранятся у Боярского. В этом фильме все снимались в своей одежде.

Михаил Боярский – «Остановись» (песня из к/ф "Куда он денется?", 1981).

В общем, Катя все-таки увезла с ВДНХ экспериментальный трактор - "куда он денется!". Ансамбль завоевал первый приз - "а куда он денется!" Муж Кати, скорей всего, вернется в свой колхоз, чтобы работать на новом тракторе, - "куда он денется!". А балерина-колхозница Олеся, скорей всего, останется в Москве с грузчиком Геннадием - быть на подтанцовке во время, когда Гена поет - "а куда она денется!"

И ведь не самый худший фильм всех времен и народов. Да, примитивное содержание, но ведь какие супершлягеры. Там ведь, кроме перечисленных "Остановись", Все пройдет", "Городские цветы", есть еще и рок-н-ролл "Мода", лихой твист "Цапля", детская песенка "Рики-тики-тави", залихватская "Сивка-бурка". Все абсолютные шлягеры.

Песен было столько, что некоторые, не вошли в фильм. Так ставшая в последующем шлягером в исполнении М. Боярского песня М.Дунаевского на стихи Н.Олева "Листья жгут", не вошла в фильм по причине того, что временем действия фильма была зима, а песня об осени. Людмила Ларина и солист ВИА "Фестиваль" Марк Айзикович тут же записали эту песню, и она вышла на пластинке. А летом 1982 г. эту песню включили в ленфильмовский музыкальный фильм-ревю "Семь счастливых нот", там ее пела Ирина Гущева. И только после этого ее записал Михаил Боярский, песня стала шлягером.

Комментариев нет:

Отправить комментарий