Русский романс
Полина
Агуреева — российская актриса театра и кино. Ее манеру пения романсов считают
уникальной, а саму артистку называют вневременной исполнительницей. Каждую
героиню Полина наделяет особым шармом, благодаря которому они приобретают яркую
индивидуальность. Актёрскую манеру Агуреевой, по мнению критиков,
характеризуют дар проникать в другие эпохи, способность творить в разнообразных
амплуа, незаурядные вокальные данные, пластика, лиричность и волнующий эротизм.
Преобладающие в творчестве актрисы трагедийные и драматические роли утверждают
неповторимость любви как высшей ценности на свете, пронизаны символикой
милосердия, сострадания и вечной женственности.
Детство и
юность
Полина Владимировна Агуреева родилась 9 сентября 1976 года в Волгограде. Оба родителя были преподавателями: мама обучала школьников русской словесности, позднее переквалифицировалась в психолога, а отец преподавал естественные науки. По происхождению Полина донская казачка. У Полины есть младшие брат и сестра.
Воспоминания
о детстве у Агуреевой достаточно меланхолические. С одной стороны, Полина
чувствовала себя «лишней на этом празднике жизни», а с другой — с ностальгией
вспоминает ранние годы из-за того, что они прошли в провинции.
Когда
маленькая Полина была еще дошкольницей, родители развелись, и вместе с мамой
девочка переехала в поселок Михайловка Волгоградской области, а затем
перебралась в столицу России. Женщина последовала за возлюбленным, который был
ее учеником. Разница в возрасте влюбленных не смущала. В Москве парень поступил
в Бауманское высшее техническое училище. Они втроем жили в 9-метровой комнате
студенческого общежития, но об этом времени у Полины остались только счастливые
воспоминания.
В
школьные годы Агуреева сама себя называла «книжной девочкой», так как свободное
время проводила за чтением любимой литературы, ну и, конечно была центральной
героиней всех школьных спектаклей. Уже в старших классах девушка была четко
уверена, что станет только актрисой. Выступать публично Полина не особенно
любила, но возможность, как выражается артистка, «публично пострадать»
притягивала. Кроме того, Агуреева обожала кино. Ее любимыми актерами были и
остаются Станислав Любшин, Нонна Мордюкова и Евгений Самойлов.
В 1993
году она подала документы в театральные вузы Москвы и прошла сразу в четыре
учебных заведения. На одном из последних экзаменов в ГИТИСе Агуреева пообщалась
со знаменитым театральным режиссером Петром Фоменко, который в тот год как раз
набирал актерскую группу на режиссерский факультет. В программе «Линия жизни»
артистка рассказала, как на вступительных экзаменах бездарно читала стихи
Марины Цветаевой.
Мастер
настолько заразил абитуриентку энтузиазмом и отношением к делу, что другие
варианты продолжения учебы Полина даже не стала рассматривать. Выбор места
учебы предопределил будущую творческую биографию исполнительницы. Все
студенческие годы к учителю Агуреева относилась не просто с уважением, а с
настоящим обожанием. Педагогами курса были С. Женовач, Е. Каменькович и
О. Фирсова. Однокурсниками Агуреевой оказались – Илья Любимов, Наталья Благих,
Андрей Щенников, Павел Сборщиков, Михаил Крылов, Томас Моцкус. Это было третье
поколение «фоменок».
Театр
В
молодости первым местом работы выпускницы ГИТИСа стал московский театр
«Мастерская Петра Фоменко». Её многолетняя служба началась с ввода в спектакль
«Варвары» по пьесе М.Горького на роль Весёлкиной, дочери почтмейстера. Вскоре она
стала обладательницей Гран-при театрального фестиваля «Московские дебюты».
Актриса
полностью отдавалась работе, тратила много сил и энергии на репетициях и
однажды даже заработала кровоизлияние голосовых связок, что повлекло небольшую
паузу в выступлениях. Чтобы восстановить голос, Полине пришлось месяц молчать,
общаясь через записки.
Первой
главной ролью актрисы стала Полина в спектакле по прозе Бориса Бахтина «Одна
абсолютно счастливая деревня». Её партнёром был вначале Сергей Тарамаев, а
затем Евгений Цыганов. Щемяще трогательная история любви на фоне военных
событий считается одной из лучших постановок Петра Фоменко. Спектакль идёт на
старой сцене театра уже два десятка лет и не теряет своего очарования. За
проникновенное исполнение роли Агуреева получила премию «Чайка-2000», а через
год стала лауреатом премии «Кумир» и номинировалась на премию «Золотая маска» за
главную роль в пьесе «Бесприданница». Трактовка роли существенно выходила за
рамки традиционного представления о ней. Героиня Агуреевой – гордая независимая
женщина, которой душно в продажном обществе купцов и воротил. В том же году она
получила Государственную премию за этот спектакль и ещё две постановки по
произведениям Льва Толстого: «Семейное счастие» (роль Маши, которую нынче
исполняет Ксения Кутепова) и «Война и мир. Начало романа. Сцены» (Наташа
Ростова, Элен Курагина).
Несмотря
на большую загруженность актрисы в Мастерской, в начале своей творческой
биографии она не смогла отказаться от участия в проекте Олега Меньшикова «Горе
от ума» пьесе А.Грибоедова (1999 год) в роли Лизы, а также от предложения Елены
Невежиной сыграть слепую героиню Софи из ранней пьесы Тома Стопарда «Художник,
спустившийся с лестницы» в Рижской Русской драме. Гениальный драматург очень
тепло отозвался об этой постановке, а на премьере поцеловал край платья Полины
Агуреевой.
Смерть
любимого наставника Петра Фоменко стала для артистки шоком. По словам Полины,
она ходила, выступала и вообще жила, как будто была ожившим роботом — все
делала автоматически, не задумываясь и не вкладывая эмоции.
Актриса
пробовала свои силы в качестве постановщика. В 2013 году она создала в театре
композицию по стихам Александра Блока. Спектакль «Гиганты горы» по
малоизвестной пьесе Луиджи Пиранделло (2014 год) Евгений Каменькович ставил в
соавторстве с Полиной Агуреевой. В этой постановке она исполняет роль графини
Илее, которая возглавляет фантасмагорийных персонажей пьесы.
Есть в
театральном репертуаре Агуреевой и художественные чтения: вместе с ансамблем
«Солисты Москвы» артистка провела концерт, познакомив маленьких слушателей со
сказочной повестью Сельмы Лагерлёф «Чудесное путешествие Нильса с дикими
гусями» в музыкальном сопровождении.
Агуреева
по-прежнему остается одной из ведущих актрис «Мастерской Петра Фоменко». Актриса
продолжает завораживать зрителей своей удивительной игрой в спектаклях
«Мастерской Петра Фоменко»: «1000 и 1 ночь» (Рассказчик), «Мастер и Маргарита»
(Маргарита), «египетские ночи» (графиня К.), «…Души» (Коробочка), «Фантазии
Фарятьева» (Саша), «Пять вечеров» (Тамара), «Бесприданница», «Война и мир.
Начало романа». Каждый спектакль этого театра является событием в московской
театральной жизни. Спектакль «Одна абсолютно счастливая деревня», где ее
партнером выступает Евгений Цыганов, и сейчас собирает аншлаги.
Фильмы
Кинодебют
Агуреевой состоялся в 2003 году. Она сразу попала, что называется, в хорошие
руки. В фильме по повести Юрия Трифонова «Долгое прощание» Сергея Урсуляка
актриса не только сыграла главную героиню Лялю, но и получила возможность
продемонстрировать свои вокальные способности – исполнила романс на стихи
Марины Цветаевой. В результате она получила приз «Лучшая актриса конкурсного
фильма» на фестивале «Московская премьера» и стала лауреатом премии «За лучшую
женскую роль» на «Кинотавре-2004». Коллегами по главному актерскому составу для
Полины стали Борис Каморзин, Андрей Щенников.
Через два
года последовала еще одна главная роль — в драме «Эйфория», которая стала
режиссерским дебютом Ивана Вырыпаева. Картина собрала коллекцию наград не
только на российских, но и на зарубежных фестивалях: на 22-м Варшавском МКФ,
Фестивале восточного и центрального европейского кино в Висбадене, 63-м МКФ в
Венеции.
Роль в
военном сериале «Ликвидация» (2007) не была главной, но принесла актрисе
настоящую популярность. В каст также вошли Владимир Машков, Владимир Меньшов,
Сергей Маковецкий.
В день
премьеры на канале «Россия-1» проект поставил рекорд, продемонстрировав
максимальный рейтинговый показатель: его смотрели 44 % российских телезрителей.
Профессиональные критики также отметили драму премией «ТЭФИ» и «Золотым орлом».
За работу
в военной драме Сергея Урсуляка «Жизнь и судьба», вышедшей на телеканале
«Россия-1» в 2012 году, Агуреева стала обладательницей награды «Золотой орел».
На эту роль Полину, как и прочих артистов основного состава — Сергея
Маковецкого, Александра Балуева, Сергея Пускепалиса, Лику Нифонтову, — взяли без
проб. Режиссер рассказывал:
«С
поиском исполнителей основных ролей я долго не мучился. Есть группа актеров, с
которыми я уже работаю, есть те, с которыми хотел поработать».
Бюджет
проекта не разглашался, но специально для сериала рядом с Ярославлем был
построен целый город с фабриками, жилыми домами, разрушенными зданиями — все
это было уничтожено пиротехниками во время съемок боев за Сталинград. Также в
кадре появлялась аутентичная военная техника. В качестве многочисленной массовки,
число которой в сценах достигало 500 человек, использовали курсантов ракетного
училища.
В 2013
году Полину пригласили в сериал «Куприн» по произведениям русского писателя А.
И. Куприна. В экранизации повести «Яма» она исполнила роль Тамары. Коллегами по
съемочной площадке стали Михаил Пореченков, Катерина Шпица, Светлана
Ходченкова. Сериал, вышедший на Первом канале, был тепло принят публикой.
Актерскую
манеру исполнения Полины обуславливает ее способность мысленно перемещаться в
другие эпохи, видеть события глазами совершенно разных людей, а также
гармоничная жестикуляция и пластика. Как и в театре, актриса стремится браться
исключительно за драматические роли, где нужно показать нерв персонажа,
страдание.
В 2016
году на экраны вышла драма «Коллектор», в которой Полине досталась роль за
кадром. Девушка озвучила героиню Тамару, которая общается с главным героем
Артуром (Константин Хабенский) по телефону. Позднее актеры повторили
сотрудничество в военной драме «Собибор», где Агуреева озвучила героиню Люку.
Среди
актерских работ 2019 года в репертуаре Полины числится главный женский образ в
фильме «Ланцет». О подготовке к роли психиатра артистка рассказал в интервью на
передаче «Вечерний Ургант». Ей помог опыт общения с мамой, которая в свое время
сделала психологию своей профессией. По словам Полины, актер вынужден проявлять
психологическое чутье, что помогает в работе над каждым образом, поэтому
особенности профессии ей оказались не чуждыми.
В том же
году фильмографию Агуреевой пополнил фильм «Ван Гоги» с Алексеем Серебряковым и
Даниэлем Ольбрыхским в главных ролях. Российско-латвийская драма получила положительные
отзывы критиков и четыре премии «Ника», но оглушительно провалилась прокате, не
собрав и половины 700-тысячного бюджета.
В 2022
году Агуреева появилась на экране в главной роли в драме «Дышите свободно» о
талантливом логопеде. В каст также вошли Евгений Ткачук, Полина Пушкарук.
Режиссером проекта стал Сергей Бодров — старший, для которого фильм был отчасти
автобиографическим: он сам лечился от заикания.
Музыка
Еще одна
грань таланта Полины открылась, когда она стала петь в картинах романсы.
Впервые это произошло в мелодраме «Долгое прощание», в которой артистка спела
композицию «Моя маленькая». В титрах картины указано, что песню на стихи Марины
Цветаевой Полина написала сама.
В
телесериале «Ликвидация» Агуреева исполнила песни «Белая ночь» и «Два сольди».
«В ролях
пою по необходимости. Сама я не предлагаю режиссерам вокальные номера. Но если
по сценарию моя героиня — певица, как в фильме “Ликвидация”, то, конечно, нужно
петь».
Особенно
запомнились слушателям песни на стихи Марины Цветаевой («А мне тебя уже не
надо») и Иосифа Бродского («Колечко», или «Пролитая слеза»), которые певица
исполняла под собственный гитарный аккомпанемент в телефильме «Исаев».
Также
исполнение романсов Полиной можно нередко услышать и на театральной сцене.
Впервые актриса подарила зрителям вокальную партию в спектакле «Король-олень»,
который поставил режиссер Сергей Урсуляк. И хотя сама Агуреева себя
профессиональной певицей не считает, сейчас она продолжает выступать с
романсами в других постановках, например, в пьесе «Июль» режиссера и драматурга
Ивана Вырыпаева.
Личная
жизнь
В 2003
году Полина впервые вышла замуж — за режиссера Ивана Вырыпаева. Для мужчины это
была уже вторая попытка построить семью: от брака с актрисой Светланой
Ивановой-Сергеевой он воспитывал сына Геннадия.
Через два
года после свадьбы у супругов родился сын Петр. Имя ему Полина дала в честь
любимого педагога, Петра Фоменко. Для работы в ленте «Эйфория» Агуреевой
пришлось на время разлучиться с девятимесячным ребенком. Съемки проходили в
степи, и младенца взять с собой было невозможно.
Союз
актрисы и режиссера был сложным, творческое противостояние на съемочной
площадке и в репетиционном зале стало постепенно переноситься в семейный быт,
что в итоге привело к разрыву отношений в 2007 году.
Расстаться
друзьями творческим экс-супругам не удалось. Они продолжают воспитывать
ребенка, но в совместных проектах больше не участвовали.
Только
через шесть лет Полина решилась на изменения в личной жизни. Состоялся
повторный брак, актриса вышла замуж за актера Федора Малышева, который младше
ее на 15 лет. В 2015-м у супругов родился сын Тимофей.
Довольно
любопытное мнение у актрисы по поводу человеческого характера. Агуреева
уверена, что люди со временем могут меняться исключительно в худшую сторону и
никак не наоборот.
Свободное
время Полина предпочитает проводить с семьей — с мужем и детьми. Мать с
сыновьями регулярно посещают музеи, театры, картинные галереи и выставки
современного фото или просто гуляют по парку. Сохранила женщина и детскую
привязанность к книгам, правда, теперь Полина читает в основном философскую
литературу.
Хрупкую актрису (рост 165 см, вес 55 кг) сравнивают с ее коллегами Ириной Старшенбаум и Каролиной Грушкой, с которыми она похожа внешне. Сама Полина спокойно относится к таким сравнениям: в творчестве она опирается на талант и мастерство, которые помогают со стопроцентной точностью попадать в образ.
Комментариев нет:
Отправить комментарий