Начало его
карьеры совпало с инновациями в звукозаписи, которые позволили ему развить свой
особенный стиль пения, повлиявший на многих певцов, таких как Фрэнк Синатра,
Перри Комо, Дин Мартин, Дик Хеймс, Элвис Пресли, Джон Леннон и многие другие.
Журнал Yank писал, что он был «человеком, который больше всех сделал для поддержки
морального духа американских солдат» во время Второй мировой войны. В 1948 году
американские опросы объявили его «самым влиятельным певцом из ныне живущих». По
популярности он опередил профессионального бейсболиста Джеки Робинсона и Папу
Пия XII.
Американский
певец и актёр, один из самых успешных вокалистов в истории музыки (41 раз его
песни занимали 1-е место в чартах журнала Billboard, а общий тираж его записей
превысил полмиллиарда копий) Гарри Лиллис «Бинг» Кросби (Harry Lillis
"Bing" Crosby) родился 3 мая 1903 года в Такоме, штат Вашингтон. В
1906 году его семья переехала в Спокан, где он и вырос.
Свое
прозвище Кросби получил еще в детстве за увлечение коллекционированием газетных
и журнальных вырезок: в возрасте 6 лет соседские дети стали называть мальчика
«Бинго из Бингвилля» (Bingo from Bingville) из-за его любви к юмористическому
изданию "The Bingville Bugle". Позже последняя гласная в слове
"Бинго" отпала, а прозвище осталось с Кросби на всю жизнь.
Впервые
Кросби начал выступать как вокалист и барабанщик со школьным джаз-бэндом.
Будучи студентом университета, пел в дуэте со своим приятелем Элом Ринкером,
сестра которого – известная джазовая певица Милдред Бэйли – помогла друзьям
найти работу в ночных клубах и познакомила их с лучшим белым бэнд-лидером того
времени - Полом Уайтменом. По предложению Пола Уайтмена Кросби организовал
вокальное трио «Rhythm Boys» (с Э. Ринкером и Харри Баррисом) и вскоре стал
постоянным участником уайтменовских концертных антреприз (1926-1930). Успеху
ансамбля способствовали записи («Mississippi Mud», «I'm Coming Virginia») и
участие в фильме «The King Of Jazz» об оркестре Уайтмена (1930), с которого и
началась карьера Кросби как певца-солиста и киноактера. К концу 20-х гг. он
выработал особую индивидуальную манеру эстрадного микрофонного пения (так
называемый крунинг), сделавшую его объектом поклонения для самой широкой
аудитории.
На
протяжении 1940-х и 1950-х годов Кросби регулярно и с неизменным успехом
записывался на пластинки, выступал на радио и телевидении, снимался в кино
(например, в 1941 вместе с Джеком Тигарденом — в фильме «The Birth of the
Blues», посвященном судьбе музыкантов из «Original Dixieland JAzz Band», а
также в фильмах с Фредом Астером «Holiday Inn», 1942, «The Bells of St.
Mary's», 1945 и «Blue Skies», 1946, в «High Society», 1956, и др.; в 1944-м он
был удостоен премии «Оскар» за роль в «Going My Way»).
Бинг Кросби
сделал множество живых выступлений перед американскими войсками во время боевых
действий в Европе в ходе Второй мировой войны. Он научился по написанной
транскрипции немецкому произношению и озвучивал пропагандистские передачи,
предназначенные для немецких войск. Прозвище "Der Bingle" настолько
прочно вошло в обиход среди немецких слушателей, что им стали пользоваться и
его англоязычные поклонники. В ходе опроса американских войск в конце Второй
мировой войны, Кросби возглавил список как человек, который сделал больше всего
для поднятия морального духа, опередив президента Франклина Делано Рузвельта,
генерала Дуайта Эйзенхауэра и комедианта Боба Хоупа.
Кросби
оставил множество записей: именных, с оркестром Пола Уайтмена, вокальным
квартетом "Mills Brothers", Фрэнком Синатрой, Хоуги Кармайклом, Джуди
Гарланд, Фредом Астером, вокальной группой "Andrews Sisters", Дайной
Шор, Розмари Клуни. Из числа джазменов — с Биксом Бейдербеком, Фрэнком
Трамбауэром (1928), братьями Дорси (1929, 1932, 1936), Дюком Эллингтоном
(1930-1932, в составе "RHYTHM BOYS" и как солист), Доном Редменом
(1932), Л. Армстронгом (1936), Джеком Тигарденом (1941), Бобом Кросби (1942),
Луисом Джорданом (1944), Эдди Хейвудом (1945), Бобом Скоби, Бобом Хаггартом,
Эдди Кондоном, Джо Бушкиным, Милтом Хинтоном, Каунтом Бэйси, различными
диксиленд-бэндами и с ансамблем "Firehouse Five".
Особую
популярность приобрели рождественские песни в его исполнении. Самым большим
хитом в карьере Кросби стала "White Christmas" Ирвинга Берлина,
которую он впервые исполнил по радио в Рождество 1941 года (известной копии
записи не сохранилось), а вскоре после этого в фильме «Holiday Inn» (1942). Эта
запись продержалась под №1 в чартах 11 недель. Она возглавила чарты также в
1945 году, и в третий раз в январе 1947 года. Песня остается самым продаваемым
синглом всех времен. По данным Книги рекордов Гиннеса, "White
Christmas" Кросби была продана тиражом более 100 миллионов копий по всему
миру. Эта запись Кросби была настолько популярной, что он вынужден был повторно
записать её в 1947 году, используя тех же музыкантов и бэк-вокалистов,
поскольку оригиналы 1942 года были сильно повреждены из-за частого
использования. Хотя обе версии очень похожи, запись 1947 года более известна в
настоящее время.
В 1953
году музыкант опубликовал автобиографическую книгу «Call Me Lucky». К середине
1960-х годов он несколько снизил концертную активность, переключившись на
индивидуальную студийную работу. К концу этого десятилетия звезда Кросби
постепенно стала угасать, хотя иногда ему еще удавалось сделать записи,
расходившиеся крупными тиражами. 16 августа 1977 года он дал свой последний
американский концерт. В сентябре Бинг Кросби с певицей Розмари Клуни начал
концертный тур по Англии. В Англии Кросби записал свой последний альбом Seasons
(Времена года), и свою последнюю телевизионную рождественскую передачу со
специальным гостем Дэвидом Боуи (которая транслировалась через несколько
месяцев после смерти Кросби). Его последний концерт состоялся в Брайтон центре
за четыре дня до его смерти.
После
завершении тура в Англии Кросби полетел в Испанию, чтобы уделить немного
времени одному из своих увлечений – гольфу. Вечером 14 октября 1977 года после
удачной игры в пригороде Мадрида он упал на зеленый газон и умер от обширного
инфаркта. Его последними словами были: "Это была большая игра в гольф,
ребята".
Бинг
Кросби — исторически очень характерная и весьма значимая фигура в популярной
музыке и музыкальном кинематографе США. Он был законодателем песенно-шлягерной
моды на протяжении нескольких десятилетий (1930-е – 1950-е). Открытость,
простодушное обаяние и искренность привлекали к нему слушателей и зрителей из
всех слоев общества. Его вокальная исполнительская манера по-своему
индивидуальна, хотя постепенно превратилась в своего рода стандарт на американской
музыкальной эстраде и породила многочисленных эпигонов.
Бестселлерами
в интерпретации Кросби стали такие мелодии, как "Pennies From
Heaven", "Blue Skies", "White Christmas", "The
Bells Of St Mary's", "Moonlight Becomes You", "Love In
Bloom", "How Deep Is The Ocean", "The Blue Of The
Night", "Temptation", а также сочиненные им самим песни "A
Ghost of a Chance" и "When the Blue of the Night". Как один из
первых певцов-крунеров он по праву может быть причислен к основоположникам
целого пласта американской популярной музыкальной культуры и вокальной
исполнительской школы, связанных с традицией интимно-лирического песенного
стиля (так называемый song style), опирающегося на кантиленную мелодику,
смягченный тип свинговой ритмики, тонко нюансированное, прозрачное оркестровое
звучание с типичным применением «поющей» струнной группы (свит-саунд). Влияние
этого стиля на все сферы американской музыки (эстрадно-развлекательной,
джазовой, симфонической) вполне очевидно.
В свою очередь благодаря тесным контактам Кросби с джазменами, он привнес в популярную музыку разнообразные элементы стилистики джаза (этому примеру последовали многие эстрадные певцы в США и Европе), открыв новые возможности для ее развития и обновления.
Ваш архивариус, Владимир Шапенков
Комментариев нет:
Отправить комментарий