Дик Дейл (Dick
Dale) был одним из самых влиятельных гитаристов начала 1960-х годов. Большинство
ведущих серф-групп, таких как «The Beach Boys», «Jan and Dean» и «The Trashmen»
находились под влиянием его музыки и часто включали записи песен Дейла в свои
альбомы. Его стиль игры повлиял на таких гитаристов, как Джими Хендрикс, Пит
Таунсенд, Эдди Ван Хален и Брайан Мэй.
Благодаря своей экспериментальной технике игры Дейл разработал свой собственный, безошибочно узнаваемый звук. Ему приписывают популяризацию тремоло, техники, которая в настоящее время широко используется во многих музыкальных жанрах (таких как экстремальный метал, фолк и т. д.). Его быстрая техника подбора стаккато из одной ноты не имела себе равных до тех пор, пока на музыкальную сцену не вышли такие гитаристы, как Эдди Ван Хален. Дик Дейл занял 74 место в списке 100 величайших гитаристов всех времён по версии журнала Rolling Stone. Однако сам музыкант никогда не считал себя хорошим гитаристом в классическом смысле.
Дик Дейл
(настоящее имя Ричард Энтони Монсур) родился 4 мая 1937 года в Бостоне, штат
Массачусетс, в семье польско-ливанского происхождения. Впоследствии его семья
переехала в Куинси, штат Массачусетс, где в то время проживала большая
ливанская диаспора. В девять лет Дик научился играть на пианино, а также на барабанах тарабаки и уде. В седьмом классе ему
подарили трубу, а затем, вдохновившись песнями Хэнка Уильямса, он купил за 6
долларов укулеле. Первой песней, которую он сыграл на укулеле, была «Теннессийский
вальс».
Свою
первую гитару Дик купил в рассрочку у друга за 8 долларов и научился играть на
инструменте, освоив как соло-, так и ритмический стили. На его манеру игры на
гитаре и особенно на быструю технику повлияло умение играть барабанах тарабаки.
Дик называл это «пульсацией», отмечая, что все инструменты, на которых он играл,
произошли от тарабаки.
В 1954
году отец музыканта устроился на работу в Hughes Aircraft Company в Южной
Калифорнии, и семья переехала в город Эль-Сегундо.
В 1955 Дик Монсур начал играть в местных рокабилли-барах, где взял себе псевдоним «Дик Дейл», посчитав его подходящим для кантри-певца в стиле кантри-н-вестерн. Благодаря своему ливанскому происхождению, Дейл сохранил большой интерес к арабской музыке, которая позже сыграла важную роль в его творчестве, как серф-музыканта. Дейл использовал в своей игре не типичные для стиля кантри-вестерн гаммы. Он регулярно использовал реверберацию, которая стала визитной карточкой серф-гитары. Лео Фендер часто приглашал Дика для тестирования своих новых моделей, однажды сказав: «Если гитара сможет выдержать бомбардировку Дика Дейла, тогда она будет пригодна для использования обычными людьми».
Из-за
своего невыдающегося певческого голоса Дейл попросил своего друга Лео Фендера
разработать устройство, которое позволило бы поставить на голос реверберацию,
как орган Хаммонда. Инженеры на производственном предприятии «Fender»
перестроили соответствующую часть органа Хаммонда, чтобы можно было подключить
микрофон. Предприимчивый Дик Дейл подключил к устройству ещё и гитару и был в
восторге от плотного звука. Это устройство все еще можно приобрести сегодня как
«Fender Reverb Unit».
Дик Дейл
играл на очень толстых струнах (.016–.060) и на очень высокой громкости
благодаря модифицированному усилителю «Fender Showman». Будучи левшой, он играл
на гитаре для левшей со струнами, натянутыми наоборот, снизу вверх, по
возрастающей. Это повлияло на звучание его игры таким образом, что её
невозможно было имитировать. Дейл ласково называл свой «Fender Stratocaster»
«Зверем» и не расставался с ним до самой смерти.
В 1960
году в Бальбоа, штат Калифорния, Дейл сформировал свою группу «Del-Tones» с
Роном Эглитом (бас-гитара), Роном Фишем (ударные) и Карлом Верхейном (гитара). Выступления
Дейла в бальном зале «Rendezvous» в Бальбоа в середине-конце 1961 года принято
считать местом и временем появления сёрф-музыки. Дейл получил разрешение
использовать для танцев бальный зал вместимостью три тысячи человек, после
того, как местное кафе-мороженого, где он выступал, перестало вмещать всех
желающих потанцевать под его музыку. Владелец «Rendezvous» и город Ньюпорт-Бич
согласились на просьбу Дейла при условии, что он запретит в зале продажу
алкоголя и введет дресс-код. Мероприятие быстро стало легендарным, и начиналось
обычно с аншлагом. Сам Дейл был опытным серфером и хотел, чтобы его музыка вызывала
в слушателях те же ощущения, которые он испытывал во время серфинга. Его стиль
игры отражал опыт, который музыкант получил, занимаясь серфингом, и он проецировал
силу океана на свою гитару.
Одной из
первых песен Дика Дейла, написанных в стиле серф-рок, считается «Let's Go
Trippin'», которая вышла за два месяца до того, как «Beach Boys» записали свою
«Surfin». Песня достигла 60-го места в чартах Billboard в январе 1962 года; среди
различных групп, которые исполнят каверы на эту песню, будут также «Beach Boys».
За ней последовали «Jungle Fever» и «Surf Beat», записанные на его собственном
лейбле «Deltone». Первым полноформатным альбомом Дейла стал, выпущенный в 1962
году «Surfers' Choice», который достиг 59-го места в национальных чартах в
феврале 1963 года. Альбом был подхвачен «Capitol Records» и распространен по
всей стране. Быстро набиравший популярность музыкант появился на шоу Эда
Салливана, где исполнил свой фирменный сингл «Miserlou». Его второй альбом был
назван в честь полученного Дейлом прозвища «King of the Surf Guitar»».
Дейл и «Del-Tones»
исполнили его сингл «Secret Surfin' Spot» в фильме 1963 года «Пляжная
вечеринка» с Фрэнки Авалоном и Аннет Фуничелло в главных ролях, а также песни
«My First Love», «Runnin' Wild» и «Muscle Beach» в фильме 1964 года «Muscle
Beach Party». До 1964 года Дейл был национальной звездой, но затем успех его
инструментальной музыки сошел на нет.
В 1966 г.
у Дика Дейла был обнаружен рак прямой кишки. Джими Хендрикс, узнав об этом, в
конце инструментальной пьесы «Third Stone from the Sun» из своего дебютного
альбома «Are You Experienced» произнес «Вы больше никогда не услышите сёрф-музыку».
Но Дейла вылечили (хирургия, химиотерапия и облучение) и в своем кавере (1996) на
песню Хендрикса, который умер ещё в 1970 году, Дик Дейл сказал: «Джими, я все
еще здесь …»
Хотя музыкант
и победил рак, он вынужден был оставить музыку на несколько лет. В 1969 году Дейл
вернулся в Риверсайд, штат Калифорния, и открыл ночной клуб. В 1979 году он
чуть не потерял ногу после инфекции, связанной с загрязнением окружающей среды.
Из-за легкой раны, полученной при плавании в море, у Дейла развилась гангрена
ноги, и её едва не ампутировали. После этого он стал экологическим активистом и
вскоре снова начал выступать. Дик Дейл утверждал, что никогда не употреблял
алкоголь или наркотики, и не рекомендовал их употреблять членам своей группы.
Дейл
записал свой новый альбом в 1986 году и был номинирован на Грэмми. В 1987 году
он появился в фильме «Back to the Beach», играя со Стиви Рэем Воганом.
Использование
песни «Miserlou» в фильме Квентина Тарантино «Криминальное чтиво» 1994 года
принесло Дейлу новую аудиторию. В следующем году популярный бритпнский
диск-жокей и радиоведущий Джон Пил похвалил игру Дика Дейла после его концерта
в «Garage» в Лондоне. Позже Пил выбрал песню
«Let's Go Trippin'» в качестве музыкальной темы для своего сериала BBC Radio 4
Home Truths. В том же году Дейл записал серф-рок-версию «Aquarium» Камиля
Сен-Санса из «Карнавала животных» для музыкального сопровождения закрытых
американских горок «Космическая гора» в Диснейленде, штат Калифорния.
Всего в течение
1990-х годов Дейл записал четыре альбома, состоящих не только из кавер-версий песен
Джони Кэша или Джимми Хендрикса, но и новых композиций таких как «Nitro» или «Scalped»,
которые показывают, что мастер гитары не утратил своего искусства. Его восточный
рок-н-ролл мутировал в тяжелый рок, дикий, но все же по существу
инструментальный и питаемый теми же вышеупомянутыми влияниями. Казалось, что
оставляя больше места для импровизации, музыкант тщетно пытался избавиться от
ярлыка рок-сёрфера и его коннотаций.
В июне
2009 года Дейл начал тур по Западному побережью от Южной Калифорнии до
Британской Колумбии, в котором принял участие 17-летний сын Дейла, Джимми. Музыкант
заявил, что будет вынужден продолжать гастролировать до конца своей жизни из-за
неспособности оплатить себе медицинские расходы. У него было много проблем со
здоровьем, включая диабет, почечную недостаточность и повреждение позвонков,
что делало выступления мучительно болезненными. Свой последний концерт музыкант
дал 5 января 2019 года в отеле «Marriott» в Риверсайде, штат Калифорния.
Дик Дейл
умер в Лома-Линде, штат Калифорния, 16 марта 2019 года в возрасте 81 года.
Личная
жизнь
Дейл был
женат трижды. Его первая жена Джинни в 1970-х годах была таитянской танцовщицей
на Гавайях и обеспечивала поддержку вокал для альбома 1975 года Spanish Eyes.
Вместе они создали музыкальное ревю и гастролировали на курортах в Лас-Вегасе,
Рино и на озере Тахо. На вырученные средства пара сделала успешные инвестиции в
ночные клубы и недвижимость, позволив Дейлу приобрести трехэтажный особняк на
17 комнат в Ньюпорт-Бич. Джинни гастролировала с Дейлом и его группой вплоть до
их публичного и скандального развода в 1984 году, который лишил Дейла большей
части накопленного состояния.
Свою
вторую жену Джилл музыкант встретил в 1986 году. В 1992 году у пары родился сын
Джеймс (Джимми). Джилл исполнила бэк-вокал и барабанные композиции для альбома
Дейла «Tribal Thunder» 1993 года. Благодарит Джилл Дейл перешел от серф-рока к своему
уникальному стилю.
На своей третьей жене Лане Дейл женился в 2011 году.
Комментариев нет:
Отправить комментарий