Выдающаяся джазовая вокалистка и не менее замечательная пианистка Ширли Валери Хорн (Shirley Valerie Horn), известная своими изысканными балладами, сотрудничала со многими джазовыми музыкантами, включая Майлза Дэвиса, Диззи Гиллеспи, Тутса Тилеманса, Рона Картера, Кармен МакРэй, Уинтона Марсалиса и других. Аранжировщик Джонни Мэндел описал ее как женщину "имеющую две головы" за ее потрясающее умение мастерски одновременно играть на рояле и петь, а продюсер и аранжировщик Куинси Джонс отметил богатый и сочный голос Ширли, ее волнующее и соблазняющее контральто.
Ширли
Хорн родилась 1 мая 1934 года в Вашингоне, округ Колумбия. Воодушевленная своей
бабушкой, органисткой-любителем, Хорн начала учиться играть на фортепиано в
возрасте четырех лет. В возрасте 12 лет она стала изучать композицию в
Университете Говарда, окончив его по дисциплине классическая музыка. Хорн
предложили место в частной Джульярдской консерватории в Нью-Йорке, но ее семья
не могла себе этого позволить.
В
возрасте двадцати лет, окончив музыкальную школу при университете Howard, Хорн
сформировала свое первое джазовое фортепианное трио. Большое влияние на начинающую
исполнительницу оказали Эрролл Гарнер, Оскар Петерсон и Ахмад Джамал, о которых
Ширли, отойдя от своего классического прошлого, позже сказала, что «Оскар
Петерсон стал моим Рахманиновым, а Ахмад Джамал стал моим Дебюсси».
В 1959
году в Хорн записывалась со скрипачом Стаффом Смитом в Вашингтоне в качестве
пианистки в одной из ритм-секций. К сожалению, Verve Records не включили имя исполнительницы
в список бэк-музыкантов альбома, и этот опыт не поднял ее профессиональный
профиль. В 1960 году Хорн попала в поле зрения Куинси Джонса, который заманил
ее в кипящий от актуального джаза Нью-Йорк. По словам джазового журналиста
Джеймса Гэвина, небольшой нью-йоркский звукозаписывающий лейбл «Stere-O-Craft»
обнаружил Хорн в Вашингтоне, округ Колумбия, и привез ее в Нью-Йорк для записи
ее первого альбома «Embers And Ashes».
Пластинка
Хорн «Embers and Ashes» привлекла внимание Майлза Дэвиса, который публично
похвалил пианистку и пригласил ее сыграть антрактные сеты во время своих
выступлений в «Village Vanguard». Похвала Дэвиса имела особый резонанс по двум
причинам: во-первых, Дэвис был очень уважаемым музыкантом, а во-вторых, он
редко публично хвалил коллег-музыкантов. Живое выступление 1961 года,
записанное в районе Gaslight Square в Сент-Луисе, вышло на LP под названием
«Live in Village
Vanguard (Более позднее CD-переиздание этого материала было выпущено под
названием «At the Gaslight Square 1961»).
В 1962
году Хорн подписала контракт с «Mercury». На двух следующих пластинках пела с
джазовым оркестром среднего размера, но ни на одном из этих альбомов она не
играла на пианино. По словам джазового журналиста Джеймса Гэвина, третий альбом
«Mercury» был записан, но так и не издан, и по состоянию на 1993 год эти записи
считались утерянными. Первые альбомы певицы принесли ей серьезный успех, и при
этом ей удалось не поддаться на уговоры продюсеров, желавших видеть ее более
выигрышной с точки зрения шоу "певицей у микрофона". Вокалистка
видела себя только за клавишами.
Последним
альбомом Хорн 1960-х годов стал альбом 1965 года «Travelin' Light», записанный
для «ABC-Paramount». Альбом получил хорошие отзывы джазовых критиков, но не среди
рядовых слушателей большой популярностью не пользовался.
С конца
1960-х до конца 1970-х годов Хорн была отошла от музыки, посвятив себя
воспитанию дочери Рейни, ограничившись местными выступлениями. Она записала
один альбом в 1972 году для «Perception Records», но пластинка прошла
незамеченной.
В 1978
году карьера Хорн получила толчок, когда датский лейбл «Steeple Chase Records»
разыскал ее в Вашингтоне и предложил сделать совместную запись с барабанщиком
Билли Хартом (которого Хорн знал много лет) и басистом Бастером Уильямсом. Альбом
«A Lazy Afternoon» стал первым из четырёх альбомов Хорн, выпущенных «Steeple Chase»
в период с 1978 по 1984 год.
В 1986
году Хорн подписала контракт с «CBS-Sony» и выпустила альбом «All of Me»,
студийную сессию, записанную в Нью-Йорке с ритм-секцией и приглашенным саксофонистом
Фрэнком Уэссом. В 1987 году певица совершила очередной стремительный прорыв, записав
несколько сенсационных альбомов для легендарного лейбла «Verve Records».
Компания заключила с ней контракт на запись, и в мае того же года в Голливуде
был записан концертный альбом «I Thought About You». Хорн записала альбом «Softly»
для независимого джазового лейбла «Audiophile Records», а затем вернулся в «Verve».
За свою жизнь она выпустила в общей сложности 11 студийных и концертных
альбомов для «Verve» и лейбл помог ей обрести большую международную аудиторию.
Можно
сказать, что настоящее признание пришло к Ширли Хорн уже на шестом десятке. Среди
самых ярких ее работ альбом «You Won`t Forget Me» (1990), записанный при
участии Майлcа Дэвиса и братьев Уинтона и Брэнфорда Марсалисов. Майлc Дэвис
тогда впервые за сорок лет согласился записаться с вокалистом.
Наиболее
успешным в коммерческом отношении Ширли Хорн принято считать диск "Here`s
To Life" (1991), аранжировщиком для которого выступил знаменитый Джонни
Мэндел. Хотя певица предпочитала выступать с небольшими коллективами, такими
как ее трио, этот альбом был записан с оркестром, а заглавная песня стала ее
визитной карточкой. Джонни Мандел отметил, что фортепианное мастерство Хорн
было сравнимо с мастерством Билла Эванса. Одновременно с выходом «Here's To
Life» был выпущен одноименный документальный фильм о жизни и творчестве певицы.
Хорн
работала с одной и той же ритм-секцией в течение 25 лет: Чарльз Эйблс
(электрический бас) и Стив Уильямс (ударные). Дон Хекман написал в Los Angeles
Times (2 февраля 1995 года) о «важности басиста Чарльза Эйблса и барабанщика Стива
Уильямса для звучания Хорн. Работая с безграничной тонкостью, следя за каждым ее
спонтанным поворотом, они были идеальными аккомпаниаторами для певицы, которая
явно не потерпит ничего меньшего, чем совершенство».
В 1998
году Ширли Хорн получила "Grammy" как лучшая джазовая вокалистка за
альбом памяти Майлса Дэвиса "I Remember Miles". Только на
"Grammy" она номинировалась в общей сложности девять раз, то что уж
говорить о неоднократных взлетах на вершины джазовых чартов, наградах как за
заслуги в музыке, так и за вклад в культуру в целом. Ее альбомы «Here's to Life»,
«Light Out of Darkness (A Tribute to Ray Charles)» и «I Love You, Paris» заняли
1-е место в джазовом чарте Billboard. На альбоме 2001 года «You`re My Thrill»
появилась подборка старых и новых песен, записанных в варианте трио, так, как
она привыкла работать в последние четыре десятилетия. Все критики в один голос
отметили ее феноменальную способность открывать новые грани даже в старых
стандартах.
А
последний подарок судьба преподнесла Ширли Хорн двумя годами позже. На альбоме «May
The Music Never End» с ней записался Ахмад Джамал – пианист, служивший для неё
источником вдохновения еще в 50-е годы. До работы с Ширли Хорн он вообще
никогда не записывался с вокалистами. В эту пору страдавшая диабетом
исполнительница уже не могла аккомпанировать себе сама: из-за осложнений ей
ампутировали правую ступню. Наряду с физическими недугами Ширли Хорн тяжело переживала
снижение интереса к своей персоне. Она получала ангажемент на одно-два
выступления в месяц, а супервостребованные молодые поющие пианистки Нора Джонс
и Дайана Кролл даже не упоминали ее в числе тех, кто оказал на них влияние, и
это очень обижало исполнительницу. Впоследствии к ее болезням добавились
усилившийся артрит и рак груди. В июне этого года певица была госпитализирована
в последний раз. 20 октября 2005 года великой певицы не стало в возрасте 71
года. Она похоронена на кладбище Форт-Линкольн в Вашингтоне, округ Колумбия.
Неповторимая
манера Ширли Хорн состояла в изящной неторопливой игре, теплом чувственном
лиризме. В одном из интервью Ширли Хорн говорила: "Моя бабушка учила меня:
"Самый гулкий звук — у пустой бочки". В музыке больше всего ценится
пространство. Слишком много музыкантов спешат издать как можно больше нот. Мне,
чтобы создать картину, нужно время. Баллада должна оставаться балладой. Очень
важно понять, о чем в песне речь, и уметь рассказать историю".
Shirley
Horn – «I Remember Miles» (1998)
1 My
Funny Valentine 5:33
2 I
Fall In Love Too Easily 5:39
3 Summertime 4:59
4 Baby,
Won't You Please Come Home 7:21
5 This
Hotel 3:37
6 I
Got Plenty O' Nuttin' 3:39
7 Basin
Street Blues 5:28
8 My
Man's Gone Now 10:39
9 Blue
In Green 5:59
Bass – Charles Ables (tracks: 1, 6, 8, 9),
Ron Carter (tracks: 2 to 4, 7, 8)
Drums – Al Foster (tracks: 2 to 4, 7, 8),
Steve Williams (tracks: 1, 6, 8, 9)
Harmonica – Toots Thielemans (track 3)
Saxophone [Tenor] – Buck Hill (track 4)
Trumpet, Flugelhorn – Roy Hargrove (tracks:
2, 6 to 8)
Vocals, Piano – Shirley Horn
No thanks to the paucity of musical genius in
the latter half of the 1990s, tribute albums to the departed just kept pouring
forth, although in Shirley Horn's case, she was repaying an old personal debt
to her subject. After all, it was Miles Davis who originally got Horn out of
D.C. in 1960 as his opening act at the Village Vanguard and contributed his
trumpet to one of her comeback albums (1990's You Won't Forget Me). Not only
that, Horn's understated, laconic, deceptively casual ballad manner is a
natural fit for the brooding Miles persona, and she doesn't have to change a
thing in this relaxed, wistfully sung, solidly played collection. She doesn't
actually perform any Davis compositions; everything here consists of standards
that Miles covered or transformed in the 1950s, including three numbers from
Porgy and Bess. Roy Hargrove adds his effective muted Miles imitations on
"I Fall In Love Too Fast" and open flurries on "I Got Plenty O'
Nuttin'"; and Toots Thielemans makes like a long, lonesome train whistle
on "Summertime." Former Davis cohorts Ron Carter and Al Foster join
the rhythm section in a remarkably searching, extended "My Man's Gone
Now," the only track which takes note of the electric music that consumed
so much of Miles' output (in this case, inspired by the We Want Miles version,
not the more familiar Gil Evans interpretation). In a sad way, the very idea of
a Miles tribute is an oxymoronic denial of the ever-restless spirit of this
genius who didn't believe in looking backwards. But Shirley Horn certainly
serves the man's sensitive side well.
---Richard
S. Ginell, AllMusic Review
download
(mp3 @320 kbs):
Комментариев нет:
Отправить комментарий