«Первая
леди немецкого мюзикла» – такого эпитета удостоилась в свое время в ФРГ, одна
из первых немецких «звёзд» музыки и экрана, певица русского происхождения -
Татьяна Иванова (Tatjana Iwanow) – известная исполнительница русских песен и
цыганских романсов обладала великолепным, ярким меццо-сопрано.
Татьяна родилась в западной части Берлина — Шарлоттенбурге, куда её родители перебрались вскоре после революции 1917 года в России. До этого вся семья проживала в Петербурге на Васильевском острове. Дочь русского офицера Павла Дмитриевича Иванова и оперной певицы Елены Ион воспитывалась в лучших традициях русской культуры. В их доме говорили только по-русски, а любовь к цыганским песням и романсам передалась Татьяне от отца.
Артистическая
карьера Татьяны Ивановой складывалась на подмостках известных в Германии
театров Берлина, Гамбурга и Дюссельдорфа. После средней школыИванова получила
актерское образование в театральном училище Немецкого театра в Берлине. Одним
из её преподавателей была немецкая актриса и диктор Агнес Виндек (Agnes
Windeck). Обучение завершила в 1943 году, в разгар Второй мировой войны. Свой
первый театральный ангажемент Татьяна получила в 1944 году в том же Немецком
театре Берлина в амплуа «молодая героиня» и инженю. Её сценический дебют
состоялся в роли Пердиты в пьесе Уильяма Шекспира «Зимняя сказка» и произошёл
незадолго до закрытии всех немецких театров 1 сентября 1944 года в связи с
ужесточением положения немецких войск на фронтах и переносом боевых действий на
территорию Германии.
После
окончания Второй мировой войны Татьяна продолжила свою актёрскую карьеру в
Мюнхенском камерном театре (Münchner Kammerspiele) (сезон 1946/1947),
Драматическом театре Франкфурта-на-Майне (Schauspielhaus Frankfurt) (сезон
1947/1948) и Городском театре Кобленца (Theater Koblenz) (1948—1950), где,
помимо прочего, исполнила роль Розалинды в комедии Шекспира «Как вам это
понравится», поставленной режиссёром Хайнцем Гильпертом (Heinz Hilpert). С этим
спектаклем Иванова гастролировала в 1949 году в Театре на Безенбиндерхоф
(Theater am Besenbinderhof) в Гамбурге, куда позднее и переехала.
С 1951
года Татьяна Иванова состояла в труппе Немецкого театра в Гёттингене (Deutsches
Theater Göttingen). Её роли этого периода включают: Катарину в «Укрощении
строптивой», Беатриче в «Много шума из ничего», Салли в комедии «Песнь голубя»
(Das Lied der Taube) Джона Ван Друтена, Белису в пьесе «Любовь дона
Перлимплина» Федерика Гарсиа Лорки, а также Розалинду в «Как вам это
понравится». В 1955 году она сыграла деву Марию в пьесе «Войцек» немецкого
драматурга Георга Бюхнера.
Татьяна
Иванова играла как приглашенная актриса в Театре Комедии (Fritz Rémond Theater)
во Франкфурте-на-Майне. Её приглашали в Австралию на гастроли в Princess
Theatre и Pilgrim Theatre в Мельбурне.
Обладательница
прекрасного меццо-сопрано, Иванова долгое время была исполнительницей главной
роли в мюзикле «Хелло, Долли!», поставленном в 1966 году в Драматическом театре
Дюссельдорфа. Если в оригинальной американской версии главная героиня Долли
Леви, то в немецкой — Долли Васильева, текстуально адаптированная к восприятию
как русская. В 1967 году ввиду большого успеха постановки была выпущена
виниловая пластинка с песнями из этого спектакля.
В 1977
году актриса участвовала в театральном фестивале Gandersheimer Domfestspielen в
Бад-Гандерсхайме и получила приз зрительских симпатий — «Roswitha-Ring».
Большую популярность ей принесли выступления на телевидении, где она довольно часто исполняла ведущие партии в музыкальных спектаклях. Кроме музыкальных телепостановок, певица снялась в 13-ти телевизионных и художественных фильмах.
В 1950-е годы Татьяна Иванова начала сниматься в эпизодических ролях. В 1959 году в военной драме «Ночь над Готенхафеном», повествующей о трагедии лайнера «Вильгельм Густлофф» (режиссёр Франк Висбар), она сыграла роль горничной Меты. Затем она сыграла в криминальной комедии «Приключения Ника Кнатертона — Ограбление Глории Найлон» и в фильме о разгроме 6-й армии генерала Паулюса под Сталинградом «Собаки, вы хотите жить вечно?».
В 1967
году она снялась в DEFA в совместной германо-германской комедии «Язычники из
Куммерова и их смешные проказы» в роли госпожи Дюкер.
В 1968
году актриса участвует в телешоу «Выиграет только один» в Висбадене как
художница. В 1970 году она ведет телешоу канала ZDF — второго канала немецкого
телевидения, «Обзор нот летом», в котором известные композиторы представляли
свои последние произведения. По материалам этой программы была записана
долгоиграющая пластинка, где певица исполнила песню «Бравый Романов» (Der tolle
Romanoff).
В 1970
году Иванова приняла участие в записи забытой оперетты Рудольфа Каттнигга
«Кайзерин Катарина»; эти записи, которые в настоящее время считаются редкими,
были выпущены EMI Electrola. В 1971 году для ZDF певица снялась в двух
фильмах-опереттах: в дуэтах с Гейнцем Эрхартом в роли уже не очень молодой и
высоконравственной мадам Пальмиры Бобюссон в «Бале в опере» Рихарда Хойбергера
и с Хорстом Ниндорфом в роли веселой русской графини Ольги в «Принцессе долларов»
австрийского композитора Лео Фалля. Экранизация оперетты «Бал в опере»
по-прежнему регулярно повторяется на ZDF. Позднее, Иванова играет роли салонных
дам, в том числе роль графини Беаты фон Тройенфельз в экранизации романа
немецкой писательницы Хедвиги Kypтс-Малер «Griseldis» (1974) и в дуэте с Эрикой
Плуар роль Прюденс Дюверни, подруги главной героини в экранизации романа «Дама
с камелиями» (1978) режиссёра Тома Тёлле. Она сотрудничала в нескольких
телевизионных шоу — «Музыка, деленная на три» (ARD, 1969) и «Scala сегодня»
(ZDF, 1971). В 1973 году была приглашена известным телеведущим Хайнцем Шенком
на интервью в программу «У Синего Козла».
Впоследствии
Татьяна Иванова стала выступать с собственными концертными программами.
Существенную роль в становлении певицы сыграл известный исполнитель русских и
цыганских песен и романсов Иван Ребров. Много лет они выступали в совместных
концертных программах и на телевидении, пели дуэтом, сделали свой музыкальный
проект и записали несколько русских песен и романсов, одна из них,
"Трактирщик, налей-ка ты мне водки" (1969), получила большую
известность в Советском Союзе.
Свой
репертуар певица исполняла на немецком и русском языках. По-русски пела
довольно чисто, но с особым выговором, свойственным многим россиянам, выросшим
за рубежом, для которых язык их отчизны с раннего детства соседствовал с языком
второй родины. В интерпретации песен и романсов певица придерживалась манеры,
сложившейся в начале века на русской эстраде, где эстетизировались присущие
русскому характеру черты: бесшабашная удаль, широта души от безудержной радости
до безудержной тоски. Этим творчество Татьяны Ивановой отличается от привычного
нашему уху эстрадного исполнения, присущего советским певцам
послереволюционного периода. В те времена чувственная манера дореволюционного
российского эстрадного пения не могла прижиться и существовать. В
социалистической культуре такая певческая манера запрещалась, считалась
«мещанской, упадочной и чуждой классовому самосознанию советского человека».
В тоже
время русская культура, эмигрировавшая в Европу после революционных событий,
сохранила вокальные и сценические приемы старой эстрадной школы и "старой
сцены". Иванова продолжила эти традиции. Те, кому посчастливилось видеть
её выступления, помнят, как умела она зарядить, «завести» зал неиссякаемой
энергией и искренностью своего артистического темперамента. В творчестве актрисы
немецким слушателям открылась щемящая грусть цыганского и русского романса и
высокая красота русской песни, ее богатый внутренний мир. В творчестве певицы
была отражена та старая, русская культура, эмигрировавшая в Европу вместе с
россиянами покинувшими свою Родину после революционных событий 1917-го года.
Репертуар певицы – это естественная связь с большой культурой России прошлых
лет.
Татьяна
Иванова была трижды замужем. От первого брака с актёром Вилфридом Зайфертом
родился её сын Андреас, который также стал актёром. Во второй раз она вышла
замуж в 1959 году за актёра Герта Фрёбе (1913—1988), известного своей одной из
главных ролей — злодея в фильме «Голдфингер» о Джеймсе Бонде. Герт Фрёбе усыновил
её сына Андреаса Зайферта. В 1975 году она вышла замуж в третий раз за
кинопродюсера Вальтера Коппеля (1906—1982).
К
сожалению, певице при жизни так и не довелось получить широкое признание на
своей исторической родине. В последние годы жизни певица уже не выступала, а в 1979
году артистки не стало. Скончалась Татьяна Иванова от рака груди в
университетской клинике Эппендорф в Гамбурге. Урна с её прахом была захоронена
в семейной могиле рядом с матерью, отцом, а также дедушкой Фридрихом
Фёдоровичем Ионом (1861—1932) и бабушкой Анной Ивановной Ион (Гольм)
(1867—1938) на русском православном кладбище Свято-Князь-Владимирского братства
в западной части Берлина — Тегеле.
Первые
официально изданные записи Татьяны Ивановой появились в России в 1991 году,
когда были изданы два виниловых диска-гиганта. Позднее они были переизданные на
CD.
Комментариев нет:
Отправить комментарий