среда, 17 мая 2023 г.

Немецкая звезда русского романса. Татьяна Иванова (14 мая 1925 — 6 октября 1979).

Русский романс

«Первая леди немецкого мюзикла» – такого эпитета удостоилась в свое время в ФРГ, одна из первых немецких «звёзд» музыки и экрана, певица русского происхождения - Татьяна Иванова (Tatjana Iwanow) – известная исполнительница русских песен и цыганских романсов обладала великолепным, ярким меццо-сопрано.

Татьяна Иванова – «Попурри»

Татьяна родилась в западной части Берлина — Шарлоттенбурге, куда её родители перебрались вскоре после революции 1917 года в России. До этого вся семья проживала в Петербурге на Васильевском острове. Дочь русского офицера Павла Дмитриевича Иванова и оперной певицы Елены Ион воспитывалась в лучших традициях русской культуры. В их доме говорили только по-русски, а любовь к цыганским песням и романсам передалась Татьяне от отца.

Татьяна Иванова - «Метелица»

Артистическая карьера Татьяны Ивановой складывалась на подмостках известных в Германии театров Берлина, Гамбурга и Дюссельдорфа. После средней школыИванова получила актерское образование в театральном училище Немецкого театра в Берлине. Одним из её преподавателей была немецкая актриса и диктор Агнес Виндек (Agnes Windeck). Обучение завершила в 1943 году, в разгар Второй мировой войны. Свой первый театральный ангажемент Татьяна получила в 1944 году в том же Немецком театре Берлина в амплуа «молодая героиня» и инженю. Её сценический дебют состоялся в роли Пердиты в пьесе Уильяма Шекспира «Зимняя сказка» и произошёл незадолго до закрытии всех немецких театров 1 сентября 1944 года в связи с ужесточением положения немецких войск на фронтах и переносом боевых действий на территорию Германии.

После окончания Второй мировой войны Татьяна продолжила свою актёрскую карьеру в Мюнхенском камерном театре (Münchner Kammerspiele) (сезон 1946/1947), Драматическом театре Франкфурта-на-Майне (Schauspielhaus Frankfurt) (сезон 1947/1948) и Городском театре Кобленца (Theater Koblenz) (1948—1950), где, помимо прочего, исполнила роль Розалинды в комедии Шекспира «Как вам это понравится», поставленной режиссёром Хайнцем Гильпертом (Heinz Hilpert). С этим спектаклем Иванова гастролировала в 1949 году в Театре на Безенбиндерхоф (Theater am Besenbinderhof) в Гамбурге, куда позднее и переехала.

С 1951 года Татьяна Иванова состояла в труппе Немецкого театра в Гёттингене (Deutsches Theater Göttingen). Её роли этого периода включают: Катарину в «Укрощении строптивой», Беатриче в «Много шума из ничего», Салли в комедии «Песнь голубя» (Das Lied der Taube) Джона Ван Друтена, Белису в пьесе «Любовь дона Перлимплина» Федерика Гарсиа Лорки, а также Розалинду в «Как вам это понравится». В 1955 году она сыграла деву Марию в пьесе «Войцек» немецкого драматурга Георга Бюхнера.

Татьяна Иванова играла как приглашенная актриса в Театре Комедии (Fritz Rémond Theater) во Франкфурте-на-Майне. Её приглашали в Австралию на гастроли в Princess Theatre и Pilgrim Theatre в Мельбурне.

Обладательница прекрасного меццо-сопрано, Иванова долгое время была исполнительницей главной роли в мюзикле «Хелло, Долли!», поставленном в 1966 году в Драматическом театре Дюссельдорфа. Если в оригинальной американской версии главная героиня Долли Леви, то в немецкой — Долли Васильева, текстуально адаптированная к восприятию как русская. В 1967 году ввиду большого успеха постановки была выпущена виниловая пластинка с песнями из этого спектакля.

В 1977 году актриса участвовала в театральном фестивале Gandersheimer Domfestspielen в Бад-Гандерсхайме и получила приз зрительских симпатий — «Roswitha-Ring».

Большую популярность ей принесли выступления на телевидении, где она довольно часто исполняла ведущие партии в музыкальных спектаклях. Кроме музыкальных телепостановок, певица снялась в 13-ти телевизионных и художественных фильмах.

В 1950-е годы Татьяна Иванова начала сниматься в эпизодических ролях. В 1959 году в военной драме «Ночь над Готенхафеном», повествующей о трагедии лайнера «Вильгельм Густлофф» (режиссёр Франк Висбар), она сыграла роль горничной Меты. Затем она сыграла в криминальной комедии «Приключения Ника Кнатертона — Ограбление Глории Найлон» и в фильме о разгроме 6-й армии генерала Паулюса под Сталинградом «Собаки, вы хотите жить вечно?».

В 1967 году она снялась в DEFA в совместной германо-германской комедии «Язычники из Куммерова и их смешные проказы» в роли госпожи Дюкер.

В 1968 году актриса участвует в телешоу «Выиграет только один» в Висбадене как художница. В 1970 году она ведет телешоу канала ZDF — второго канала немецкого телевидения, «Обзор нот летом», в котором известные композиторы представляли свои последние произведения. По материалам этой программы была записана долгоиграющая пластинка, где певица исполнила песню «Бравый Романов» (Der tolle Romanoff).

Beate Granzow, Tatjana Iwanow & Bela Erny – «Melodien aus Berlin» (1976)

В 1970 году Иванова приняла участие в записи забытой оперетты Рудольфа Каттнигга «Кайзерин Катарина»; эти записи, которые в настоящее время считаются редкими, были выпущены EMI Electrola. В 1971 году для ZDF певица снялась в двух фильмах-опереттах: в дуэтах с Гейнцем Эрхартом в роли уже не очень молодой и высоконравственной мадам Пальмиры Бобюссон в «Бале в опере» Рихарда Хойбергера и с Хорстом Ниндорфом в роли веселой русской графини Ольги в «Принцессе долларов» австрийского композитора Лео Фалля. Экранизация оперетты «Бал в опере» по-прежнему регулярно повторяется на ZDF. Позднее, Иванова играет роли салонных дам, в том числе роль графини Беаты фон Тройенфельз в экранизации романа немецкой писательницы Хедвиги Kypтс-Малер «Griseldis» (1974) и в дуэте с Эрикой Плуар роль Прюденс Дюверни, подруги главной героини в экранизации романа «Дама с камелиями» (1978) режиссёра Тома Тёлле. Она сотрудничала в нескольких телевизионных шоу — «Музыка, деленная на три» (ARD, 1969) и «Scala сегодня» (ZDF, 1971). В 1973 году была приглашена известным телеведущим Хайнцем Шенком на интервью в программу «У Синего Козла».

Татьяна Иванова – «То не ветер ветку клонит»

Впоследствии Татьяна Иванова стала выступать с собственными концертными программами. Существенную роль в становлении певицы сыграл известный исполнитель русских и цыганских песен и романсов Иван Ребров. Много лет они выступали в совместных концертных программах и на телевидении, пели дуэтом, сделали свой музыкальный проект и записали несколько русских песен и романсов, одна из них, "Трактирщик, налей-ка ты мне водки" (1969), получила большую известность в Советском Союзе.

Tatjana Iwanow – «Warum denn weinen»

Свой репертуар певица исполняла на немецком и русском языках. По-русски пела довольно чисто, но с особым выговором, свойственным многим россиянам, выросшим за рубежом, для которых язык их отчизны с раннего детства соседствовал с языком второй родины. В интерпретации песен и романсов певица придерживалась манеры, сложившейся в начале века на русской эстраде, где эстетизировались присущие русскому характеру черты: бесшабашная удаль, широта души от безудержной радости до безудержной тоски. Этим творчество Татьяны Ивановой отличается от привычного нашему уху эстрадного исполнения, присущего советским певцам послереволюционного периода. В те времена чувственная манера дореволюционного российского эстрадного пения не могла прижиться и существовать. В социалистической культуре такая певческая манера запрещалась, считалась «мещанской, упадочной и чуждой классовому самосознанию советского человека».

Татьяна Иванова – «Песня Натали»

В тоже время русская культура, эмигрировавшая в Европу после революционных событий, сохранила вокальные и сценические приемы старой эстрадной школы и "старой сцены". Иванова продолжила эти традиции. Те, кому посчастливилось видеть её выступления, помнят, как умела она зарядить, «завести» зал неиссякаемой энергией и искренностью своего артистического темперамента. В творчестве актрисы немецким слушателям открылась щемящая грусть цыганского и русского романса и высокая красота русской песни, ее богатый внутренний мир. В творчестве певицы была отражена та старая, русская культура, эмигрировавшая в Европу вместе с россиянами покинувшими свою Родину после революционных событий 1917-го года. Репертуар певицы – это естественная связь с большой культурой России прошлых лет.

Татьяна Иванова была трижды замужем. От первого брака с актёром Вилфридом Зайфертом родился её сын Андреас, который также стал актёром. Во второй раз она вышла замуж в 1959 году за актёра Герта Фрёбе (1913—1988), известного своей одной из главных ролей — злодея в фильме «Голдфингер» о Джеймсе Бонде. Герт Фрёбе усыновил её сына Андреаса Зайферта. В 1975 году она вышла замуж в третий раз за кинопродюсера Вальтера Коппеля (1906—1982).

Татьяна Иванова – «Эй, ямщик гони ка к "Яру"»

К сожалению, певице при жизни так и не довелось получить широкое признание на своей исторической родине. В последние годы жизни певица уже не выступала, а в 1979 году артистки не стало. Скончалась Татьяна Иванова от рака груди в университетской клинике Эппендорф в Гамбурге. Урна с её прахом была захоронена в семейной могиле рядом с матерью, отцом, а также дедушкой Фридрихом Фёдоровичем Ионом (1861—1932) и бабушкой Анной Ивановной Ион (Гольм) (1867—1938) на русском православном кладбище Свято-Князь-Владимирского братства в западной части Берлина — Тегеле.

Первые официально изданные записи Татьяны Ивановой появились в России в 1991 году, когда были изданы два виниловых диска-гиганта. Позднее они были переизданные на CD.

Комментариев нет:

Отправить комментарий