«Jazz und Deutschland» (Джаз и Германия). Swing in Nazi-Berlin - Борьба с "дегенеративной" музыкой.
«Основы
джаза – это синкополяция и ритмические акценты негров, модернизированные
нью-йорксеими евреями... Джаз - это негритянская музыка, на которую мы смотрим еврейскими
глазами».
Это
утверждение взято совсем не из национал-социалистической брошюры. Оно было опубликовано известным американским композитором,
пианистом, музыкальным теоретиком и педагогом, членом Национальной академии
искусства и литературы Генри Кауэллом (Henry Cowell) в журнале «Мелос». Эта цитата
лишний раз доказывает, что расизм и, следовательно, неприязнь к джазу отнюдь не были в то
время сугубо немецким явлением. Ведь именно расизм служил
главным мотивом для запрета джазовой музыки с самого момента её появления. Из
идеи, что черные принадлежат к низшей расе, вытекает неполноценность музыки,
которую играет эта раса. Предполагалось, что джазовая музыка присуща исключительно
людям с черным цветом кожи, что она находится, так сказать, «в их крови».
Безусловно,
что такие мысли, даже в рамках расистской идеологии, не имеют под собой никакой
основы. Джаз - вовсе не черная музыка. Он не зародился в Африке, Южной Америке
или на островах Карибского бассейна, откуда в США ввозились чернокожие рабы. Этот
музыкальный жанр возник на рубеже 19-го и 20-го веков в Луизиане, в
городе Новый Орлеан, где встретились различные культуры протестантских,
англиканских и римско-католических иммигрантов, бывших негритянских рабов и
креолов. Свою роль в появлении джаза сыграли также особые социальные условия,
сложившиеся на юге Соединенных Штатов во второй половине 19-го века. Существует
мнение, что появление джаза осусловлено в том числе и легализацией проституции
(1897 год), вызвавшей активизицию ночной жизни и бурный рост числа развлекательных заведений в Новом
Орлеане. Отмена рабства (1865 год) и сокращение индустрии плантационного
хозяйства вызвали резкий приток в города Юга чернокожего населения, для которых
занятие музыкой оставалось, зачастую, единственным источником дохода.
Постоянная востребованность в музыкантах позволила чернокожим найти свое место
в многочисленных танцевальных группах, духовых оркестрах и прочих музыкальных
коллективах.
В конце 1920-х
годов джаз перерос в форму, ставшую популярной, прежде всего среди буржуазной
молодежи: свинг, благодаря которому джазовая музыка покинула рабочие пабы и хонки-тонк
бары, впервые проникнув с бальные салоны светской публики. Для того чтобы
акустически наполнить такие пространства, музыку приходилось играть большим оркестрам с многочисленными инструментами. В изменившихся обстоятельствах
музыкантам необходимо было работать исключительно с нотариально заверенными
аранжировками, но в то же время новые условия открывали и множество возможностей
для музыкального выражения. В джазовые оркестры были включены новые музыкальные
инструменты (например, вибрафон), а в музыку - повторяющиеся ритмические фигуры
(«риффы»), что сделало её особенно «горячей» для того времени. Именно свинг
породил звезд джаза первой величины: биг-бэнды чернокожих музыкантов Флетчера
Хендерсона (Fletcher
Henderson) и Дюка
Эллингтона (Duke
Ellington), а также знаменитый биг-бэнд еврейского кларнетиста Бенни Гудмана (Benny Goodman). Зачастую белые и черные
музыканты играли в одних оркестрах, хотя после спектаклей им все еще
приходилось идти в отели для людей с разным цветом кожи.
Swing in Nazi-Berlin: Erhard Bauschke – «Sensation»
(1938).
Быстрый
старт модной музыки стал возможен благодаря широкому распространению новых
средств массовой информации, таких как звукозапись, радио и звуковое кино, благодаря
чему свинг и его звезды стали популярны в США и Германии почти одновременно.
Получивший
большую популярность в Веймарской республике свинг, сразу же вызвал негативную
реакцию со стороны консервативных националистических и «правых» кругов
немецкого общества, как «музыка негров». В 1927 году в Берлине большим
скандалом со стороны нацистов сопровождалась премьера джаз-оперы австрийского
композитора Эрнста Кренека (Ernst Krenek) «Johnny spielt auf».
Вполне
естественно, что с захватом власти национал-социалистами в 1933 году, полемика вокруг джаза только усилилась. Главным аргументом против этого жанра музыки,
конечно же, стало его этническое происхождение. Критике подвергалось всё, что
было возможно: «бессмысленное использование синкопаций», «перкуссионные оргии»,
«отсутствие дисциплины в искусстве», «мародерство и небрежность в музыкальном
выражении» и «непристойные формы танца». В конце концов, джазовая музыка была
даже возведена в статус «политического оружия мирового еврейства».
Swing in Nazi-Berlin: Ernst van
t´Hoff – «In The Mood» (1941).
Первая
официальная мера против джаза была предпринята еще до захвата власти нацистами.
В 1930 году министр образования и внутренних дел Тюрингии, национал-социалист
Вильгельм Фрик, издал «Указ против негритянской культуры», который, однако, не
содержал конкретного запрета на джазовую музыку.
В 1933
году, с приходом к власти Гитлера и учреждения Имперской палаты по делам музыки
(Reichsmusikkammer), конфликт резко обострился. Так называемая «чуждая»
(нем. fremdländisch) музыка подлежала полному искоренению. Помимо своего неправильного
происхождения, джаз воплощал такие ценности, как анархизм, гедонизм и
индивидуализм, что коренным образом противоречило национал-социалистической
идеологии. Официальные запреты на джаз вводятся местными администрациями в
разных городах Германии. В том же году джаз был запрещен на радио: 12 октября
1935 года рейхсендейтер Евгений Хадамовский объявил «окончательный запрет на
ниггерский джаз для всех немецких радиостанций».
Swing in Nazi-Berlin: Erwin Hartung & Das Georg
Grüber Tanzorchester – «Liebling mit dem blonden Haar» (1934).
Одним из
первых указаний новой власти стало тотальное удаление музыкантов еврейского
происхождения из немецкого культурного пространства, введен полный запрет на
записи еврейских исполнителей и композиторов, а также ограничения на творческое
взаимодействие с иностранными музыкантами. Посыпавшиеся, как из рога изобилия указания
Reichsmusikkammer породили массу нелепых и, иногда, комичных слухов в
музыкальной среде. Например, слухи о запрете игры на саксофоне вынудили
представителей германской индустрии музыкальных инструментов обратиться с
жалобой к правительству, которое заверило предпринимателей в том, что «достойная
игра на хорошем саксофоне немецкого производства, разумеется, разрешена».
Тем не
менее, запреты власти не смогли поколебать любовь немецкой публики к джазу. В танцевальных
клубах звучала преимущественно свинговая музыка, любители джаза просто настроли свои радиоприемники
на частоту зарубежных станций; большой популярностью пользовались американские
фильмы, такие как "Бродвейская мелодия 1938": «Нацисты сжигали книги,
разбивали скульптуры и уничтожали картины. С танцевальной музыкой все было сложнее. Свинг был неуловим и легко доступен для публики. Танцующие буквально
набросились на него». Обходя запреты властей, немецкие музыканты проявляли чудеса
изобретательности: чтобы обмануть несведущих в джазовой музыке чиновников и проверяющих, американским джазовым номерам присваивались немецкие названия, например, «St.
Louis Blues» стал «Lied vom blauen Ludwig».
Swing in Nazi-Berlin: Eugen Grossmann – «Weekend»
(1938).
Берлинская
Олимпиада 1936 года несколько смягчила ситуацию: нацистский режим хотел
продемонстрировать свою открытость миру и давление властей на джаз и свинг
ослабло, было разрешено движение «Свингующая молодежь» («Swingjugend»), но уже
с 1937 года гонения возобновились. Местные нацистские функционеры, полиция, городские чиновники снова выпустили многочисленные распоряжения, запрещающие свинг,
джаз и танцевальную музыку в своих регионах, городах и округах. Бенни Гудмен
был запрещен как «нью-йоркский свинг-еврей». В 1939 году с целью ограждения населения от информации, противоречащей нацистской пропаганде, был введен запрет на
прием иностранных радиостанций, что толкало поклонников джаза в нелегальное
русло.
Были приложены значительные усилия для создания новой
немецкой танцевальной музыки, которая должна была заменить нелюбимый властями свинг.
Например, в 1938 году среди немецких танцевальных групп был объявлен конкурс на
новое звучание, характеризующееся «умеренным использованием синкопов» и «прилично
звучащим саксофоном», в основной проигнорированный как музыкантами так и публикой.
В феврале
1941 года министр пропаганды Йозеф Геббельс объявил: «Впредь считать запрещенными музыку с искажёнными ритмами и музыку с атональной мелодией, а также использование Hand-stopping
духовых. Это положение отныне является обязательным при исполнении любого вида
танцевальной музыки». Этот запрет министра Рейхспропаганды еще раз наглядно
показывает, какие проблемы с пониманием джазовой музыки имели место у
национал-социалистов: совершенно непонятно, какими должны быть «искаженные
ритмы», а «музыки с атональной мелодией» в джазе обычно вообще не существует. Единственным определенным критерием, понятным даже для тех, кто не знаком с
музыкой, является использование Hand-stopping духовых, которое, однако, не обязательно
относятся к джазовой музыке. Неудивительно, что аттестационная комиссия по
танцевальной музыке, основанная в 1935 году, испытывала большие затруднения,
когда дело доходило до проведения различия между разрешенным «джазом» и
запрещенным «ниггерским джазом». Если бы кто-то действительно хотел действовать
безжалостно, то пришлось бы запретить весь джазовый инструментарий, включая
банджо и барабаны, все композиции с синкопированной и постоянно повторяющейся
немелодичной темой в припеве. Но до этого дело так и не дошло. Вопреки всем запретам,
джаз продолжал существовать благодаря несведущим в музыке инспекторам и
некоторым нацистским чиновникам, которые проявляли симпатию по отношению к
запрещенной музыке.
Продолжение следует.
Комментариев нет:
Отправить комментарий