понедельник, 27 сентября 2021 г.

Великие исполнители России XX века. Софья Петровна Преображенская (1904 - 1966).

Русский романс.

В сокровищнице музыкального исполнительского искусства России немало блистательных голосов. Но есть среди них несколько таких, которые по сию пору зовутся неподражаемыми. Именно таким голосом обладала и Софья Петровна Преображенская. Она – обладательница феноменального голоса, о котором все её биографы и все те, кто хоть раз успел его услышать, говорят о нём только в превосходной степени. Знаменитый дирижер Фриц Штидри назвал её голос лучшим в Европе, Иван Ершов – голосом, который природа отпускает раз в сто лет, Галина Вишневская говорила: «Такого драматического меццо-сопрано я уже за всю свою жизнь не услышу».

Певица родилась 27 (14) сентября 1904 года в Петербурге в музыкальной семье, где музицировали все: отец – священник Пётр Преображенский окончил Петербургскую консерваторию по классу композиции, играл на скрипке, виолончели, фортепиано; дядя – незаурядный оперный певец, солист Большого театра; мать – бывшая хористка хора А.А. Архангельского; старшая сестра – выпускница консерватории по классу фортепиано, впоследствии концертмейстер Кировского театра. Софья с младенчества была окутана волшебной аурой музыкальных звуков. И неудивительно, что тяга к музыке овладела ею с детских лет. Маленькая Соня начала учиться игре на фортепиано, овладела балалайкой и мандолиной, но больше всего ей хотелось петь: «Петь я начала совсем ещё крохой…», – вспомнит она впоследствии. Пела она всё подряд: русские и украинские песни, оперные арии, – всё, что звучало вокруг неё. Первые сильные впечатления связаны с «Мариинкой», которая сразу стала ее заветной мечтой. («Я прямо-таки бредила всеми операми, которые слышала, и к четырнадцати годам знала наизусть все оперы, идущие на сцене театра»).

Семья С. П. Соня стоит слева, сидят мать Ольга Ефимовна, брат Володя, отец Пётр Алексеевич, стоят брат Виктор, сёстры Мария и Анна.

Судьба дала Софье потрясающий, редкой красоты, чистоты и силы голос. В 1918 году в возрасте 14 лет поступила в 15-ю районную народную школу музыкального просвещения (ныне Музыкальная школа имени Н. А. Римского-Корсакова) в Петрограде (ныне Санкт-Петербург), где занималась около года в классе сольного пения П. А. Захарова. В 1919 году из-за голода вынужденно прекратила занятия, уехав батрачить в Минскую губернию. 18-ти лет Преображенская вернулась в Петроград и пришла на прослушивание к Н.Н. Зайцевой –та согласилась подготовить её к экзамену в консерваторию.

Софья Преображенская – «Твои шёлковые кудри» (П.Булахов - ?)

В конце августа 1923 года Преображенская пела в присутствии знаменитого И.В. Ершова, выдержала экзамен и была принята в консерваторию. На одном из переходных экзаменов её слушал сам А. К. Глазунов (она пела два его романса), который в своём отзыве написал: «Большой голос красивого мягкого тембра и тонкое художественное исполнение». Огромный диапазон голоса певицы ставил в затруднение её педагогов: Преображенскую пытались учить и как меццо, и как сопрано, и, наверное, испортили бы ей голос окончательно, если бы на одном из экзаменов Ершов, стукнув кулаком, не воскликнул в сердцах: «Перестаньте судить и мудрить. Дайте ей возможность петь, как ей самой удобней!».

Студентки-вокалистки Ленинградской консерватории. С. П. стоит 2-я справа. 1927 г.

1923–1928 – годы учебы в консерватории, первые пробы сил на сцене оперной студии под руководством Ершова. Встреча с ним была для Преображенской неслыханным подарком свыше. Именно Иван Васильевич научил её драматическому искусству в опере, именно он, по её же словам, научил её «яркой музыкально-речевой выразительности, полной слитности “слова-звука”». Завет своего учителя: «оперный певец – не просто певец, а поющий драматический актёр» – Преображенская пронесла через всю жизнь. А тогда она за кратчайшее время подготовила с Ершовым партию Любаши в опере Римского-Корсакова «Царская невеста», поставленной в Учебном театре Консерватории (Оперной студии). После дебюта, имевшего огромный успех, Ершов произнёс пророческие слова: «Это был день рождения новой оперной певицы». В том же году с группой студентов консерватории Преображенская участвовала в Зальцбургском фестивале, где пела партию Кащеевны («Кащей Бессмертный» Н. А. Римского-Корсакова).

Софья Преображенская – «Вздохнёшь ли ты» (А.Варламов -- Г.Головачёв).

А вскоре, 20 января 1928 года, состоялось решающее событие в её жизни: вчерашняя студентка Софья Преображенская получила приглашение выступить на сцене ГАТОБа (Государственного академического театра оперы и балета, как тогда называли Мариинский театр). На той самой сцене, о которой она мечтала с детских лет, Преображенская спела труднейшую партию Амнерис в опере Верди «Аида». В протоколе, подписанном членами Художественного совета театра, появилась запись: «…Артистка Преображенская показала наличие прекрасного голоса, умение владеть им, музыкальность. При наличии хорошей сценической внешности с драматической стороны отвечает требованиям Академической сцены. Вполне достойна быть принятой на амплуа драматического меццо-сопрано». С этого дня началась профессиональная жизнь Софьи Преображенской на сцене прославленной «Мариинки». И этому театру она осталась верна на всю жизнь.

С первым мужем Николаем Павловичем Гуреевым, детьми Надей и Володей на спектакле, 1929 г.

В 1937 году Преображенская опубликовала в журнале «Рабочий и театр» свою статью «Героика на оперной сцене». Это было далеко не случайно: именно героические образы больше всего привлекали певицу, более всего были созвучны её голосу и её драматическому дарованию. Героический подтекст она искала во многих исполняемых ею партиях – Азучена из оперы Верди «Трубадур», Муся-комсомолка из оперы Дешевова «Лёд и сталь», Груня из оперы Чишко «Броненосец “Потёмкин”». Она призывала советских композиторов учиться у классиков и создавать в опере «замечательные типы современной г е р о и ч е с к о й женщины». Это было трудное, полное противоречий и грозовых предзнаменований время.

Грянувшая война застала Преображенскую и её семью в Ленинграде. Здесь, в родном и любимом городе она, к тому времени мать четверых детей, разделила с жителями блокадного города все трудности военного времени. За годы войны Преображенская дала около полутора тысяч концертов – в Филармонии и на передовой, в землянках и блиндажах, на грузовиках и на кораблях, в заводских цехах и под открытым небом... Порой не хватало сил, порой было страшно – не за себя, а за оставшихся дома детей. И тогда усилием воли актриса преодолевала тревогу, страх, слабость и – пела, пела!

С. П, второй муж Виктор Августович Шторм, младшая дочь Вера. 1941 г.

Начало послевоенного периода творческой деятельности Преображенской совпало с ещё одной удачей – счастливой и долгожданной: в 1945–1946 гг. она исполнила партию, о которой давно мечтала, – Иоанны д’Арк в опере П.И. Чайковского «Орлеанская дева». Похоже, что эта роль давно ждала именно такого голоса, каким обладала Преображенская – мощного, выносливого, огромного диапазона, украшенного выразительной артистической внешностью и глубоким драматическим талантом. Весь свой сценический опыт, весь порыв страстной, жаждущей трагического, души, все страдания только что отгремевшей военной поры вложила Софья Петровна в эту роль, ставшую прекрасной кульминацией её жизни: «Когда я стояла на сцене в кольчуге и латах, готовая погибнуть за свой народ, и, прощаясь с родимым краем, пела «Простите вы, поля, холмы родные…» – мне казалось, что в музыке раскрывалась душа героинь и нашего русского народа».

Награждение медалью «За доблестный труд в Великой Отечественной войне». Ленинград, 4 ноября 1945 г.

В 1947–1953 годах Преображенская преподавала Ленинградской консерватории им. Н. А. Римского-Корсакова (с 1949 — профессор) и одновременно продолжала артистическую деятельность. За годы работы в театре Преображенской были спеты и сыграны, а точнее сказать – всем существом своим прожиты ею на сцене множество оперных судеб. Её высшие достижения: Иоанна («Орлеанская дева» Чайковского), Марина Мнишек («Борис Годунов» Мусоргского), Кончаковна («Князь Игорь» Бородина), Графиня («Пиковая дама» Чайковского), Далила («Самсон и Далила» Сен-Санса), Лель («Снегурочка» Римского-Корсакова), Азучена («Трубадур» Верди), Марфа («Хованщина» Мусоргского), Любаша («Царская невеста» Римского-Корсакова).

Съемки для ТВ сцены «Спальня Графини» из оперы «Пиковая дама». 1957 г.

Софья Преображенская – «Старый муж» (Верстовский - Пушкин)

В 1963 году, отметив 30-летие своей артистической деятельности, Софья Петровна оставила театр, но петь на концертной эстраде не переставала до тех пор, пока были силы. Оперная певица по призванию, она была и прекрасной камерной исполнительницей. Русские народные песни и романсы в её интерпретации обретали неслыханную до того выпуклость, масштабность, глубину и проникновенность. На сольных концертах в Большом зале Ленинградской филармонии советские слушатели в её исполнении впервые познакомились с ариями Баха, Генделя, Персела.

«Её голос — сильный, глубокий и несколько грустный — придает русским романсам неповторимый шарм, а в театре со сцены звучит властно и драматично. Представительница ленинградской вокальной школы, эта певица принадлежит к тем артисткам, которые умеют заставить слушателя и плакать над горькой судьбой покинутой девушки, и смеяться над неумелым гаданием, и мстить надменной сопернице. (…) Мелодекламация, требующая очень четкой дикции от певца, удается не каждому вокалисту, а лишь великим артистам. … Одной из её любимых песен была „Липа вековая“. Этот несколько печальный, но глубокий образ подходит и к самой Софьи Преображенской, ибо её голос вошел в историю русского пения на долгие века».

Инна Астахова.

На скамейке с мужем Н.П.Гуреевым, внуками Колей и Костей. Луга. 1965г.

Софья Петровна Преображенская – Народная артистка СССР (1955 г.), Лауреат Государственных премий СССР (1946 г. и 1951 г.) Она награждена двумя орденами и многими медалями.

Певица умерла 21 июля 1966 года. Похоронена в Санкт-Петербурге на Литераторских мостках.

Комментариев нет:

Отправить комментарий