В сокровищнице музыкального исполнительского искусства России немало блистательных
голосов. Но есть среди них несколько таких, которые по сию пору зовутся
неподражаемыми. Именно таким голосом обладала и Софья Петровна Преображенская. Она
– обладательница феноменального голоса, о котором все её биографы и все те, кто
хоть раз успел его услышать, говорят о нём только в превосходной степени.
Знаменитый дирижер Фриц Штидри назвал её голос лучшим в Европе, Иван Ершов –
голосом, который природа отпускает раз в сто лет, Галина Вишневская говорила:
«Такого драматического меццо-сопрано я уже за всю свою жизнь не услышу».
Певица родилась 27 (14) сентября 1904 года в Петербурге в музыкальной семье, где музицировали все: отец – священник Пётр Преображенский окончил Петербургскую консерваторию по классу композиции, играл на скрипке, виолончели, фортепиано; дядя – незаурядный оперный певец, солист Большого театра; мать – бывшая хористка хора А.А. Архангельского; старшая сестра – выпускница консерватории по классу фортепиано, впоследствии концертмейстер Кировского театра. Софья с младенчества была окутана волшебной аурой музыкальных звуков. И неудивительно, что тяга к музыке овладела ею с детских лет. Маленькая Соня начала учиться игре на фортепиано, овладела балалайкой и мандолиной, но больше всего ей хотелось петь: «Петь я начала совсем ещё крохой…», – вспомнит она впоследствии. Пела она всё подряд: русские и украинские песни, оперные арии, – всё, что звучало вокруг неё. Первые сильные впечатления связаны с «Мариинкой», которая сразу стала ее заветной мечтой. («Я прямо-таки бредила всеми операми, которые слышала, и к четырнадцати годам знала наизусть все оперы, идущие на сцене театра»).
Судьба
дала Софье потрясающий, редкой красоты, чистоты и силы голос. В 1918 году в
возрасте 14 лет поступила в 15-ю районную народную школу музыкального
просвещения (ныне Музыкальная школа имени Н. А. Римского-Корсакова) в
Петрограде (ныне Санкт-Петербург), где занималась около года в классе сольного
пения П. А. Захарова. В 1919 году из-за голода вынужденно прекратила занятия,
уехав батрачить в Минскую губернию. 18-ти лет Преображенская вернулась в Петроград
и пришла на прослушивание к Н.Н. Зайцевой –та согласилась подготовить её к
экзамену в консерваторию.
В конце августа 1923 года Преображенская пела в присутствии знаменитого И.В. Ершова, выдержала экзамен и была принята в консерваторию. На одном из переходных экзаменов её слушал сам А. К. Глазунов (она пела два его романса), который в своём отзыве написал: «Большой голос красивого мягкого тембра и тонкое художественное исполнение». Огромный диапазон голоса певицы ставил в затруднение её педагогов: Преображенскую пытались учить и как меццо, и как сопрано, и, наверное, испортили бы ей голос окончательно, если бы на одном из экзаменов Ершов, стукнув кулаком, не воскликнул в сердцах: «Перестаньте судить и мудрить. Дайте ей возможность петь, как ей самой удобней!».
1923–1928
– годы учебы в консерватории, первые пробы сил на сцене оперной студии под
руководством Ершова. Встреча с ним была для Преображенской неслыханным подарком
свыше. Именно Иван Васильевич научил её драматическому искусству в опере,
именно он, по её же словам, научил её «яркой музыкально-речевой
выразительности, полной слитности “слова-звука”». Завет своего учителя:
«оперный певец – не просто певец, а поющий драматический актёр» –
Преображенская пронесла через всю жизнь. А тогда она за кратчайшее время
подготовила с Ершовым партию Любаши в опере Римского-Корсакова «Царская
невеста», поставленной в Учебном театре Консерватории (Оперной студии). После
дебюта, имевшего огромный успех, Ершов произнёс пророческие слова: «Это был
день рождения новой оперной певицы». В том же году с группой студентов
консерватории Преображенская участвовала в Зальцбургском фестивале, где пела
партию Кащеевны («Кащей Бессмертный» Н. А. Римского-Корсакова).
А вскоре, 20 января 1928 года, состоялось решающее событие в её жизни: вчерашняя студентка Софья Преображенская получила приглашение выступить на сцене ГАТОБа (Государственного академического театра оперы и балета, как тогда называли Мариинский театр). На той самой сцене, о которой она мечтала с детских лет, Преображенская спела труднейшую партию Амнерис в опере Верди «Аида». В протоколе, подписанном членами Художественного совета театра, появилась запись: «…Артистка Преображенская показала наличие прекрасного голоса, умение владеть им, музыкальность. При наличии хорошей сценической внешности с драматической стороны отвечает требованиям Академической сцены. Вполне достойна быть принятой на амплуа драматического меццо-сопрано». С этого дня началась профессиональная жизнь Софьи Преображенской на сцене прославленной «Мариинки». И этому театру она осталась верна на всю жизнь.
В 1937 году Преображенская опубликовала в журнале «Рабочий и театр» свою статью «Героика на оперной сцене». Это было далеко не случайно: именно героические образы больше всего привлекали певицу, более всего были созвучны её голосу и её драматическому дарованию. Героический подтекст она искала во многих исполняемых ею партиях – Азучена из оперы Верди «Трубадур», Муся-комсомолка из оперы Дешевова «Лёд и сталь», Груня из оперы Чишко «Броненосец “Потёмкин”». Она призывала советских композиторов учиться у классиков и создавать в опере «замечательные типы современной г е р о и ч е с к о й женщины». Это было трудное, полное противоречий и грозовых предзнаменований время.
Грянувшая война застала Преображенскую и её семью в Ленинграде. Здесь, в родном и любимом городе она, к тому времени мать четверых детей, разделила с жителями блокадного города все трудности военного времени. За годы войны Преображенская дала около полутора тысяч концертов – в Филармонии и на передовой, в землянках и блиндажах, на грузовиках и на кораблях, в заводских цехах и под открытым небом... Порой не хватало сил, порой было страшно – не за себя, а за оставшихся дома детей. И тогда усилием воли актриса преодолевала тревогу, страх, слабость и – пела, пела!
Начало послевоенного периода творческой деятельности Преображенской совпало с ещё одной удачей – счастливой и долгожданной: в 1945–1946 гг. она исполнила партию, о которой давно мечтала, – Иоанны д’Арк в опере П.И. Чайковского «Орлеанская дева». Похоже, что эта роль давно ждала именно такого голоса, каким обладала Преображенская – мощного, выносливого, огромного диапазона, украшенного выразительной артистической внешностью и глубоким драматическим талантом. Весь свой сценический опыт, весь порыв страстной, жаждущей трагического, души, все страдания только что отгремевшей военной поры вложила Софья Петровна в эту роль, ставшую прекрасной кульминацией её жизни: «Когда я стояла на сцене в кольчуге и латах, готовая погибнуть за свой народ, и, прощаясь с родимым краем, пела «Простите вы, поля, холмы родные…» – мне казалось, что в музыке раскрывалась душа героинь и нашего русского народа».
В 1947–1953 годах Преображенская преподавала Ленинградской консерватории им. Н. А. Римского-Корсакова (с 1949 — профессор) и одновременно продолжала артистическую деятельность. За годы работы в театре Преображенской были спеты и сыграны, а точнее сказать – всем существом своим прожиты ею на сцене множество оперных судеб. Её высшие достижения: Иоанна («Орлеанская дева» Чайковского), Марина Мнишек («Борис Годунов» Мусоргского), Кончаковна («Князь Игорь» Бородина), Графиня («Пиковая дама» Чайковского), Далила («Самсон и Далила» Сен-Санса), Лель («Снегурочка» Римского-Корсакова), Азучена («Трубадур» Верди), Марфа («Хованщина» Мусоргского), Любаша («Царская невеста» Римского-Корсакова).
В 1963
году, отметив 30-летие своей артистической деятельности, Софья Петровна
оставила театр, но петь на концертной эстраде не переставала до тех пор, пока
были силы. Оперная певица по призванию, она была и прекрасной камерной
исполнительницей. Русские народные песни и романсы в её интерпретации обретали
неслыханную до того выпуклость, масштабность, глубину и проникновенность. На
сольных концертах в Большом зале Ленинградской филармонии советские слушатели в
её исполнении впервые познакомились с ариями Баха, Генделя, Персела.
«Её голос — сильный, глубокий и несколько
грустный — придает русским романсам неповторимый шарм, а в театре со сцены
звучит властно и драматично. Представительница ленинградской вокальной школы,
эта певица принадлежит к тем артисткам, которые умеют заставить слушателя и
плакать над горькой судьбой покинутой девушки, и смеяться над неумелым
гаданием, и мстить надменной сопернице. (…) Мелодекламация, требующая очень
четкой дикции от певца, удается не каждому вокалисту, а лишь великим артистам.
… Одной из её любимых песен была „Липа вековая“. Этот несколько печальный, но
глубокий образ подходит и к самой Софьи Преображенской, ибо её голос вошел в
историю русского пения на долгие века».
Инна Астахова.
Софья
Петровна Преображенская – Народная артистка СССР (1955 г.), Лауреат Государственных
премий СССР (1946 г. и 1951 г.) Она награждена двумя орденами и многими
медалями.
Певица
умерла 21 июля 1966 года. Похоронена в Санкт-Петербурге на Литераторских
мостках.
Комментариев нет:
Отправить комментарий