четверг, 11 сентября 2025 г.

Классика рока. Jethro Tull – «Crest of a Knave» (1987).


Хард-рок

Прогрессивный рок

«Crest of a Knave» -шестнадцатый студийный альбом британской рок-группы Jethro Tull, выпущенный 11 сентября 1987 года на лейбле Chrysalis Records. Альбом был записан после трехлетнего творческого перерыва группы, вызванного инфекцией горловых связок вокалиста коллектива - Иэна Андерсона.

Jethro Tull – «Steel Monkey» (Official Video)

После провального релиза предыдущего диска – «Under Wraps», группа вернулась к своему характерному звучанию - комбинации электрического и акустического звука. Crest of a Knave стал самым успешным диском Jethro Tull со времён работ, выпущенных в 1970-х: группу вновь начали транслировать на радио, приглашать на телевидение, кроме того, она получила широкую ротацию на стремительно набирающем популярность MTV...

Jethro Tull – «Farm On The Freeway / Budapest» (Live in Istanbul 1991)

Лонгплей был тепло принят музыкальными критиками и имел высокие финансовые показатели, помимо этого в 1989 году он стал лауреатом «Грэмми» в номинации «Лучшее хард-рок/метал-исполнение вокальное или инструментальное». На волне успеха был организован гастрольный тур в поддержку альбома — The Not Quite the World, More the Here and There Tour.

Музыкальный стиль и тематика

Содержание альбома затрагивает различный перечень тем, что является характерной чертой основного автора текстов группы — Иэна Андерсона. Так, «Farm on the Freeway» посвящена истории фермера, который потерял свою землю из-за закона о принудительном изъятии частной собственности в пользу государства, в связи с чем остался с одним грузовиком. «Mountain Men» касается событий Второй мировой войны и противостояния на Фолклендах: сражению при Эль-Аламейне и военному конфликту Великобритании и Аргентины, соответственно. Андерсон провёл исторические параллели, которые могли бы чувствовать женщины, оставшиеся без мужей.

Jethro Tull – «Farm On The Freeway»

Альбом менее флейтовый, чем альбомы Jethro Tull 1970-х годов. Мелодии альбома в большей степени опирались на звук электрогитары Мартина Барра. Кроме того, многие песни сопровождались драм-компьютером вместо настоящего барабанщика. Стиль пластинки сравнивали с творчеством Dire Straits, отчасти потому, что у Андерсона больше не было былого вокального диапазона, из-за недавней операции на горле. Впоследствии Андерсон так отзывался о стиле Crest of a Knave:

Песня „Steel Monkey“ была основана на риффе, сделанном при помощи секвенсора — в нём не было никакой флейты. Таким образом, это была ещё одна нетипичная песня Jethro Tull, которая стала радиохитом. Для сравнения, «Farm On The Freeway» и «Budapest» — очень типичные для нас песни. «Budapest» — тот тип песен, которые мне нравится сочинять, потому что она воплощает в себе множество разных нюансов, которые, как я думаю, тонко соединены между собой. Она сочетает в себе несколько музыкальных переходов: от классики до блюзовых и фолковых мотивов, мелодия просто скользит между ними, и вы не ощущаете этих стыков.

Jethro Tull – «Jump Start» (1987)

Альбом был хорошо принят прессой, получив преимущественно положительные отзывы. Обозреватель портала AllMusic Брюс Эдер назвал Crest of a Knave лучшей работой группы со времён Heavy Horses, заявив: «По правде говоря, это не плохой альбом, первый же трек можно охарактеризовать как хард-рок — одну из центральных ролей здесь играет электрогитара Мартина Барра, которая присутствует почти во всех следующих песнях пластинки. „Jump Start“ и „Raising Steam“ также звучат в хард-рок-ключе — вам точно не придёт в голову упрекнуть эту запись в излишней лёгкости, особняком стоит акустическая „The Waking Edge“, наряду с „Budapest“ и „Said She Was a Dancer“ — двумя треками посвященными любовным похождениям Андерсона на гастролях. В свою очередь, антивоенная „Mountain Men“ — это классический, для группы, стилизованный электрофолк, с довольно громкими электрогитарами в конце песни».

Jethro Tull – «Said she was a dancer»

В свою очередь, у рецензента журнала Sounds остались двойственные впечатления от альбома. Он признал качество продюсирования и даже назвал первые два трека, «Steel Monkey» и «Farm at the Freeway», «оглушающими». Отметив следующее: «Сделав хитрый ход, Иэн Андерсон изучил набирающий популярность жанр хэви-метала и адаптировал его звучание под свои музыкальные цели — результаты впечатляют, если не сказать больше». Тем не менее, автор посетовал на бросающуюся в глаза схожесть материала с музыкой Марка Нопфлера: «Но пытаясь угнаться за актуальностью, волосатый рок-гуру стал жертвой не только влияния современной, более вдохновляющей, поп-музыки, но и своих собственных отвратительных просчётов: тень Марка Нопфлера пронизывает оставшуюся часть пластинки […] Позорная и вымученная — спёкшаяся запись. Очень жаль, на полном серьезе».

Jethro Tull – «Mountain Men»

Альбом был коммерчески успешен и был продан неплохим тиражом. Так, он получил «золотой» сертификат а Соединённых Штатах, где поднялся до 32-го места в чарте Billboard 200. Он также получил «золотой» статус в Великобритании, где отметился на 19-й строчке местного хит-парада. Помимо этого, он занял 10-е и 7-е места в чартах Германии и Швейцарии соответственно, а также получил «золото» в Канаде.

Скандал на «Грэмми».

В 1989 году альбом стал лауреатом премии «Грэмми» за лучшее вокальное или инструментальное исполнение в стиле хард-рок/метал. Другими кандидатами были AC/DC с альбомом «Blow Up Your Video», Jane's Addiction с «Nothing's Shocking», Игги Поп с песней «Cold Metal» и Metallica, которая стала первой метал-группой, сыгравшей на церемонии вручения премии.

Jethro Tull – «Budapest» (Live At Lugano Estival Jazz Festival 2005)

Jethro Tull, последовав совету звукозаписывающей компании Chrysalis Records, не стали принимать участие в церемонии, так как их победа казалась маловероятной. Результат же оказался удивительным и вызвал протесты слушателей. Согласно более позднему интервью, Иэн Андерсон заявил, что был рад, что не пошел на церемонию, потому что не знал, как принять награду, и не хотел быть освистаным возмущенными зрителями.

Jethro Tull – «Raising Steam»

Результат, считающийся «дискредитацией» Академии, стал предметом множества дискуссий. Победа группы Jethro Tull фигурирует в качестве одного из самых критикуемых эпизодов деятельности голосующего комитета «Грэмми», в частности редакция журнала Entertainment Weekly посчитала его самым большим провалом в истории мероприятия. В ответ на критику в адрес Jethro Tull, звукозаписывающий лейбл коллектива опубликовал в журнале Billboard постер с изображением флейты (одного из символов группы), лежащей посреди груды железных арматур и подписью: «Флейта — тяжёлый, металлический инструмент!».

Национальная академия сделала выводы из этого инцидента и учредила две отдельные категории для премии «Грэмми» в категориях «Лучшее хард-рок исполнение» и «Лучшее метал-исполнение». В 1992 году «Грэмми» в номинации «Лучшее метал-исполнение» получила Metallica. Во время благодарственной речи барабанщик Ларс Ульрих сказал: «Мы лично хотели бы поблагодарить Jethro Tull за то, что они не выпустили в этом году свой новый альбом!».

Редакция журнала Rolling Stone присудила скандалу с Crest of a Knave 18-е место в своём рейтинге «Самые интересные моменты в истории „Грэмми“».

Комментариев нет:

Отправить комментарий